Пояснительная записка к уроку истории в 10 классе на тему: "Предпосылки образования Древнерусского государства"
На уроке учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников.
Урок истории в 10 классе социально-гуманитарного профиля на тему:
"Предпосылки образования Древнерусского государства"
Стародубцева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МОБУ «Паникинская СОШ»
Задачи урока:
Базовые понятия: соседская община, производительные силы, прибавочный продукт, собственность.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование урока: схемы, тексты документов, карты, мультимедийная аппаратура, тестовые задания.
План урока:
I. Опрос.
II. Изучение нового материала.
1. Восточнославянские племена VII-IX вв.
2. Развитие хозяйства.
3. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки».
4. Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.
III. Закрепление.
ХОД УРОКА
Повторение ранее изученного материала.
Учитель: прошлый урок у нас был повторительно-обощающим мы повторили ранее изученные темы, поэтому сегодня повторение будет довольно кратким. Предлагаю Фронтальную работу в форме (ДА, НЕТ)
1. Мощный союз восточнославянских племен сложившийся в V в. и на древнеиранском языке означающий «жители окраин» анты. (да)
2. Город, ставший центром полян назывался Смоленск. (нет Киев).
3. Основателем Киева был племенной вождь Кий. ( Да)
4. Религия, для которой характерно многобожие монотеизм (нет политеизм)
5. Бог вселенной, стоявший во главе славянских божеств Сварог. (Да)
6. Тюркская орда вторгшаяся в сер. VI в. в Восточную Европу называлась авары. ( Да).
Дайте определение:
Язычество –
Родовая община –
Племенной союз –
Учитель: назовите народ, о котором говорится в этом стихотворении?
Утро, пробуждается природа
Первые рассветные лучи,
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и смелые мужи,
Женщины изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.
(Славяне).
II. Изучение нового материала.
Первым об истории славян рассказал монах летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временных лет». Эта повесть была написана в начале 12 века. После разгрома авар и после того, как восточные славяне отстояли свои земли от натиска хазар, наступил длительный мирный период в жизни восточных славян. Славяне набираются сил и хозяйственной энергии, растёт их численность и увеличивается их способность к освоению новых территорий. У славян формируются крупные племенные союзы. По мнению Нестора их, было, по меньшей мере, 15. Где проживали и как назывались эти союзы, вы узнаете, самостоятельно поработав с отрывком из «Повести временных лет». Так же в вашем распоряжении будет карта и тесты, которые помогут лучше усвоить этот материал. Работаем в парах.
ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)
Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля...
...Так же и... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по берегам его удил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
И после этих братьев [Кий, Щек и Хорив] стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.
Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.
Тесты по теме Восточнославянские племена и места их расселения.
В «Повести временных лет» крупных восточно - славянских племенных союзов названо:
а) пять; б) семь; в) десять; г) двенадцать; д) пятнадцать.
Начало городу Киеву дало племя:
а) древлян; б) полян; в) волынян; г) словен; д) радимичей.
В среднем Приднепровье к VIII веку сложился мощный союз племён, объединенных именем:
а) полян; б) древлян; в) словен; г) кривичей; д) вятичей.
Центром Полянских земель был город:
а) Искоростень; б) Ростов; в) Киев; г) Суздаль; д) Чернигов.
Славянский племенной союз, известный под именем «поляне», сложился в районе:
а) Средней Волги; б) Среднего Поднепровья; в) Ильмень - озеро; г) между Днестром и Дунаем; д) между Десной и Сулой.
Город Новгород возник на земле племени:
а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) полочан; д) словен.
7. Город Ладога возник на землях племени:
а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) словен; д) полочан.
8. Город Новгород и Ладога в IX веке стали основными центрами племени:
а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) словен; д) полочан.
9 Новгородские словене в VIII - IX вв. группировались вокруг городов:
а) Новгород и Изборск; б) Новгород и Псков; в) Новгород и Архангельск; г) Новгород и Ладога;
д) Новгород и Белоозеро.
Словинское племя древлян сгруппировалось вокруг города:
а) Чернигов; б) Искоростень; в) Ростов; г) Суздаль; д) Белоозеро.
Искоростень в VIII -IX вв. был главным городом в землях:
а) полян; б) дряговичей; в) вятичей; г) радимичей; д) древлян.
На территории современной Белоруссии в VII - IX вв. сформировался один из славянских племенных союзов, носивший название:
а) вятичей; б) кривичей; в) древлян; г) дряговичей; в) словен.
Название племени дряговичей происходит от слова «дрягва», что означало:
а) лес; б) плодородные возвышенности; в) болота; г) озёра; д) яблоневый сад.
В Древней Руси опольем называли:
а) межу между вспаханными участками; б) участок земли, очищенный от леса для пашни; в) большие полевые участки свободные от леса; г) заброшенную пашню, заросшую кустарниками; д) границы вспаханного участка.
В лесных чащах в верховьях Волги и на опольях в VIII - IX вв. расселилось славянское племя:
а) вятичей; б) кривичей; в) радимичей; г) дулебов; д) волынян.
Ростов и Суздаль были главными городами в землях:
а) кривичей; б) радимичей; в) северян; г) дулебов; д) вятичей.
В местах расселения вятичей главными городами были:
а) Чернигов и Ростов; б) Ростов и Суздаль; в) Смоленск и Суздаль; г) Смоленск и Полоцк; д) Полоцк и черногов.
Смоленск в VIII -IX вв. стал главным городом племени:
а) дряговичей; б) древлян; в) полян; г) полочан; д) кривичей.
Центром племени кривичей стал город:
а) Искоростень; б) Чернигов; в) Ростов; г) Смоленск; д) Суздаль.
В бассейне Западной Двины в VIII -IX вв. расселилось племя славян:
а) полочан; б) кривичей; в) дулебов; г) уличей; д) радимичей.
Племя полочан получило название от:
а) поляков, из которых они выделились к VII веку:
б) города Полоцка; в) основного занятия населения, ткавшего полотно; г) озера Полочь; д) реки Полоты.
Город Полоцк стал центром племени:
А) радимичей; б) дряговичей; в) северян; г) полочан; д) словен.
Чернигов в IX веке стал главным городом племени: а) полочан; б) бужан; в) дряговичей; г) хорватов; д) северян.
Племя северян сгруппировалось вокруг города:
А) Чернигов; б) Ростов; в) Суздаль) г) Белоозеро; д) Смоленск.
По рекам Десна, Сейм и Сулла обитало племя:
а) дряговичей; б) полочан; в) бужан; г) словен; д) северян.
Работа с картой: закрепление изученного материала. На настенной карте цветными магнитами показать места расселения славянских племён. ( По очереди к карте).
1 Вывод: Наличие союзов славянских племен и территорий, на которых они проживали.
Учитель: Славяне заселяли территории, на которых ранее проживали племена балтов и финоугров. Отношения складывались добрососедские, против внешних врагов выступали сообща. Как назывался такой порядок захвата и освоения чужих территорий? (Мирная колонизация).
На рубеже 8-9 веков крупный племенной союз полян сумел освободиться от власти хазар. Они перестали уплачивать им дань. Это время стало для восточных славян решающим не только в отстаивании своей свободы и независимости, но и в социально-экономическом развитии.
Учитель: В древности изменения в хозяйстве происходили медленно, но если происходили, то давали значительные результаты и меняли всю жизнь народа. Но не все племена развивались равномерно, одни были более развиты, а другие отставали. Ещё Нестор заметил, что наиболее развиты были поляне.
? Какие хозяйственные изменения произошли у полян?
? Хозяйство, ещё каких славянских племен было развито также хорошо как у полян? Сведения о хозяйственном развитии славянских племён мы можем найти в учебнике в параграфе 5 стр. 38. У вас на столах лежат технологические карты, с которыми вы будете работать индивидуально. Вам нужно прочитать текст и логически завершить предложения начатые мной, так что бы получилась характеристика развития хозяйства.
(Самостоятельная работа с ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ).
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.
Наиболее развитым племенем славян было ____________________________________
Основными занятиями были _________________________________________________________, а
вспомогательными________________________________________________________________________.
Система земледелия у полян претерпевала изменения. Они переходили от _______________________ к ___________________________________________________. Меняются орудия труда на пашнях применяются ____________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________. Для производства муки стали использовать __________________________________________________ .
Раньше, чем у другие они научились обрабатывать ________________________________________________________________________________________ .
Так же у полян развиваются _____________________________________________________ ремёсла .
У новгородских словен основные занятия были иными ________________________________________
_______________________________________________________________________________________ .
Здесь с большим удовольствием закупали у полян ___________________________________________ .
У других племён, которых называли дети лесов, ритм хозяйственной жизни был _________________________________________________________________________________________.
Развитию экономики в славянских землях способствовало развитие не только земледелия и животноводства, но и ______________________________________________________________________. Это приводило к накоплению ______________________________ и разделению общества на ____________________________________. Развитие ремесла вело к возникновению большого числа ремесленных поселений, которые постепенно перерастали в ___________________________ . Они становились центром _________________________________________________________________________________________.
После того как заполнена технологическая карта зачитать текст краткой характеристики хозяйственного развития и сделать очередной вывод.
2 Вывод: Развитее хозяйства и усовершенствование орудий труда ведёт к новым отношениям и росту имущественного неравенства.
Развитие торговли играло большую роль в жизни разных народов. Торговые пути соединяли воедино земли, города, государства. В 8-9 веках у славян зарождается торговля. В «Повести временных лет Нестор описывает знаменитый путь «из варяг в греки».
(ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Торговля у восточных славян.
Слайд «путь из варяг в греки» работа с картой. Назвать все водные объекты по которым проходил этот путь.
Учитель: Были и другие торговые пути. Славяне торговали со странами Востока. Его осью были реки Волга и Дон. В Центральную и Южную Европу славянские купцы плавали по Дунаю. Были и сухопутные торговые пути.
3 Вывод: Налицо у восточных славян развитие внутренней и внешней торговли.
Развитие хозяйства у восточных славян привело к распаду родовой общины и появлению соседской общины. Что такое соседская община? В соседской общине общим были леса, реки, озёра, выгоны для скота, т.е. то что поделить было нельзя. Зато была поделена пахотная земля. Зарождается право частной собственности, начинает формироваться племенная знать. К ним относятся племенные вожди и воины, которые в военных походах захватывали добычу, пленников, облагали завоёванные племена данью. Они богатели и усиливали свою власть.
4 Вывод: Появление соседской общины ведёт к выделению племенной знати.
С Князь
о временем структура общества усложняется. Если её представить в виде пирамиды, то это выглядит так:
Отроки
Воины-дружинники
Племенная знать. Бояре
Тиун
Мужи
Челядь
Люди или смерды.
Вои
Сироты и холопы
Закупы
Рядовичи
Рабы
Учитель: Ваша задача, работая с текстом учебника найти определения каждому понятию.
Посмотрите внимательно на эту пирамиду и ответте, какой вывод можно сделать.
5 Вывод: Славянское общество можно разделить на две части: те, кто управляет и те, кто подчиняется. У славян начинает формироваться система управления.
Учитель: Давайте теперь соберём все выводы вместе. Что у нас получилось? (зачитать)
1 Вывод: Появляются союзы славянских племен, которые обживают определённые территории.
2 Вывод: Развитее хозяйства и усовершенствование орудий труда ведёт к новым отношениям и росту имущественного неравенства.
3 Вывод: Налицо у восточных славян развитие внутренней и внешней торговли
4 Вывод: Появление соседской общины ведёт к выделению племенной знати.
5 Вывод: У славян начинает формироваться система управления.
Учитель: Сделайте один общий вывод на основе выше перечисленных.
Ученик: Мы сейчас перечислили предпосылки для возникновения государства.
Учитель: Сегодня мы начали работу над изучением нового материала, но не определили тему урока, скажите, сейчас мы можем это сделать? И так как звучит тема нашего урока.
Учащийся: Предпосылки образования Древнерусского государства.
Учитель: Какие задачи сегодня были решены на уроке?
А зачем мы изучали эту тему?
Учащийся: Этот материал является основой для изучения темы следующего урока. По всей видимости, на следующем уроке мы будем говорить о появлении государства у славян.
Учитель: И так время изучения нового материала подошло к концу, но мы должны закрепить изученный материал. Предлагаю это сделать в форме игры. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.
III. Закрепление
– Подведем итог урока. Задание – закончить предложение, используя знания, полученные на уроке.
Прародиной славян является территория на реке (Дунай).
2. В VIII в. Идет процесс формирования (племенных союзов).
3. Наиболее развитыми племенными союзами были (поляне и новгородские славяне).
4. В IIIV-IX вв. зародился знаменитый торговый путь («Путь из варяг в греки»).
6. На смену родовой общине пришла (соседская община).
8. С разложением родоплеменного строя наблюдается возникновение (имущественного неравенства и зарождение классов).
Рефлексия: определение настроения на уроке с помощью цвета.
IV. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание § 5, найти определения понятиям.
Рисунок 2.