kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок истории в 10 кл. (профиль) Предпосылки образования Древнерусского государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Файл содержит план-конспект урока, презентацию «торговля у славян», схему сословного состава населения славян, карту расселения славянских союзов и торгового пути «Из варяг в греки». Так же  в плане есть тестовые задания, извлечения из «Повести временных лет». Урок расчитан на самостоятельное изучение учащимися данного материала. Часть сведений обучающиеся получают из текста учебника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА 10 кл»


Пояснительная записка к уроку истории в 10 классе на тему: "Предпосылки образования Древнерусского государства"

На уроке учащиеся должны уяснить, что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества. Ребята должны выяснить, на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв. Необходимо формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников.


Урок истории в 10 классе социально-гуманитарного профиля на тему:

"Предпосылки образования Древнерусского государства"

Стародубцева Елена Васильевна, учитель истории и обществознания МОБУ «Паникинская СОШ»

Задачи урока:

  • Образовательные: учащиеся должны уяснить:

    • что образование государства является результатом длительных закономерных и объективных процессов внутри данного общества;

    • на каком этапе развития находились славяне в VII-IX вв.;

    • что славяне в IX в. стояли на рубеже государственности.

  • Развивающие:

    • формировать умение работать с картой; способствовать овладению исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письменных, устных, вещественных);

    • учить работе с дополнительной литературой;

    • изложению мыслей вслух перед аудиторией.

  • Воспитателные:

    • воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма. 

Базовые понятия: соседская община, производительные силы, прибавочный продукт, собственность.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование урока: схемы, тексты документов, карты, мультимедийная аппаратура, тестовые задания.

 План урока:

I. Опрос.
II. Изучение нового материала.
1. Восточнославянские племена VII-IX вв.
2. Развитие хозяйства.
3. Ремесла. Города. Торговля. Путь «из варяг в греки».
4. Зарождение признаков государственности. Усложнение структуры общества.
III.  Закрепление.

ХОД УРОКА

  1. Повторение ранее изученного материала.

Учитель: прошлый урок у нас был повторительно-обощающим мы повторили ранее изученные темы, поэтому сегодня повторение будет довольно кратким. Предлагаю Фронтальную работу в форме (ДА, НЕТ)

1. Мощный союз восточнославянских племен сложившийся в V в. и на древнеиранском языке означающий «жители окраин» анты. (да)
2. Город, ставший центром полян назывался Смоленск. (нет Киев).

3. Основателем Киева был племенной вождь Кий. ( Да)

4. Религия, для которой характерно многобожие монотеизм (нет политеизм)
5. Бог вселенной, стоявший во главе славянских божеств Сварог. (Да)
6. Тюркская орда вторгшаяся в сер. VI в. в Восточную Европу называлась авары.   ( Да).

Дайте определение:

Язычество –

Родовая община –

Племенной союз –

Учитель: назовите народ, о котором говорится в этом стихотворении?

Утро, пробуждается природа

Первые рассветные лучи,
На воротах древнего поселка
Отблески оставили свои.
Здесь живет народ,
Высокий и красивый, –
Светлоокие и смелые мужи,
Женщины изящные, как ивы,
Дети, словно крепкие дубы.

(Славяне).

II. Изучение нового материала. 

Первым об истории славян рассказал монах летописец Нестор в своей знаменитой «Повести временных лет». Эта повесть была написана в начале 12 века. После разгрома авар и после того, как восточные славяне отстояли свои земли от натиска хазар, наступил длительный мирный период в жизни восточных славян. Славяне набираются сил и хозяйственной энергии, растёт их численность и увеличивается их способность к освоению новых территорий. У славян формируются крупные племенные союзы. По мнению Нестора их, было, по меньшей мере, 15. Где проживали и как назывались эти союзы, вы узнаете, самостоятельно поработав с отрывком из «Повести временных лет». Так же в вашем распоряжении будет карта и тесты, которые помогут лучше усвоить этот материал. Работаем в парах.

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ
(Извлечение)

      Вот повести минувших лет, откуда пошла русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла русская земля...
      ...Так же и... славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие — древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, именуемой Полота, от нее и назвались полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, назывались своим именем — славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской.
      Когда же поляне жили отдельно по горам этим, тут был путь из Варяг в Греки и из Греков по Днепру, а в верховьях Днепра — волок до Ловоти, а по Ловоти можно войти в Ильмень, озеро великое; из этого же озера вытекает Волхов и впадает в озеро великое Нево, и устье того озера впадает в море Варяжское. И по тому морю можно плыть до Рима, а от Рима можно приплыть по тому же морю к Царьграду, а от Царьграда можно приплыть в Понт море, в которое впадает Днепр река. Днепр же вытекает из Оковского леса и течет на юг, а Двина из того же леса течет и направляется на север, и впадает в море Варяжское. Из того же леса течет Волга на восток и впадает семьюдесятью устьями в море Хвалисское. Поэтому из Руси можно плыть по Волге в Болгары и в Хвалисы и на восток пройти в удел Сима, а по Двине — в землю варягов, от варягов до Рима, от Рима же и до племени Хамова. А Днепр впадает устьем в Понтийское море; это море слывет Русским, по берегам его удил, как говорят, святой Андрей, брат Петра.
      И после этих братьев [Кий, Щек и Хорив] стал род их держать княжение у полян, а у древлян было свое княжение, а у дреговичей свое, а у славян в Новгороде свое, а другое на реке Полоте, где полочане. От этих последних произошли кривичи, сидящие в верховьях Волги, и в верховьях Двины, и в верховьях Днепра, их же город — Смоленск; именно там сидят кривичи. От них же происходят и северяне. А на Белоозере сидит весь, а на Ростовском озере меря, а на Клещине озере также меря. А по реке Оке — там, где она впадает в Волгу, — мурома, говорящая на своем языке, и черемисы, говорящие на своем языке, и мордва, говорящая на своем языке. Вот только кто говорит по-славянски на Руси: поляне, древляне, новгородцы, полочане, дреговичи, северяне, бужане, прозванные так потому, что сидели по Бугу, а затем ставшие называться волынянами. А вот другие народы, дающие дань Руси: чудь, меря, весь, мурома, черемисы, мордва, пермь, печера, ямь, литва, зимигола, корсь, нарова, ливы, — эти говорят на своих языках, они — от колена Иафета и живут в северных странах.
      Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждые — свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свекровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее — что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все нечистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды. А радимичи, вятичи и северяне имели общий обычай: жили в лесу, как и все звери, ели все нечистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них не бывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены.

Тесты по теме Восточнославянские племена и места их расселения.

  1. В «Повести временных лет» крупных восточно - славянских племенных союзов названо:

а) пять; б) семь; в) десять; г) двенадцать; д) пятнадцать.

  1. Начало городу Киеву дало племя:

а) древлян; б) полян; в) волынян; г) словен; д) радимичей.

  1. В среднем Приднепровье к VIII веку сложился мощный союз племён, объединенных именем:

а) полян; б) древлян; в) словен; г) кривичей; д) вятичей.

  1. Центром Полянских земель был город:

а) Искоростень; б) Ростов; в) Киев; г) Суздаль; д) Чернигов.

  1. Славянский племенной союз, известный под именем «поляне», сложился в районе:

а) Средней Волги; б) Среднего Поднепровья; в) Ильмень - озеро; г) между Днестром и Дунаем; д) между Десной и Сулой.

  1. Город Новгород возник на земле племени:

а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) полочан; д) словен.

7. Город Ладога возник на землях племени:

а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) словен; д) полочан.

8. Город Новгород и Ладога в IX веке стали основными центрами племени:

а) северян; б) радимичей; в) дряговичей; г) словен; д) полочан.

9 Новгородские словене в VIII - IX вв. группировались вокруг городов:

а) Новгород и Изборск; б) Новгород и Псков; в) Новгород и Архангельск; г) Новгород и Ладога;

д) Новгород и Белоозеро.

  1. Словинское племя древлян сгруппировалось вокруг города:

а) Чернигов; б) Искоростень; в) Ростов; г) Суздаль; д) Белоозеро.

  1. Искоростень в VIII -IX вв. был главным городом в землях:

а) полян; б) дряговичей; в) вятичей; г) радимичей; д) древлян.

  1. На территории современной Белоруссии в VII - IX вв. сформировался один из славянских племенных союзов, носивший название:

а) вятичей; б) кривичей; в) древлян; г) дряговичей; в) словен.

  1. Название племени дряговичей происходит от слова «дрягва», что означало:

а) лес; б) плодородные возвышенности; в) болота; г) озёра; д) яблоневый сад.

  1. В Древней Руси опольем называли:

а) межу между вспаханными участками; б) участок земли, очищенный от леса для пашни; в) большие полевые участки свободные от леса; г) заброшенную пашню, заросшую кустарниками; д) границы вспаханного участка.

  1. В лесных чащах в верховьях Волги и на опольях в VIII - IX вв. расселилось славянское племя:

а) вятичей; б) кривичей; в) радимичей; г) дулебов; д) волынян.

  1. Ростов и Суздаль были главными городами в землях:

а) кривичей; б) радимичей; в) северян; г) дулебов; д) вятичей.

  1. В местах расселения вятичей главными городами были:

а) Чернигов и Ростов; б) Ростов и Суздаль; в) Смоленск и Суздаль; г) Смоленск и Полоцк; д) Полоцк и черногов.

  1. Смоленск в VIII -IX вв. стал главным городом племени:

а) дряговичей; б) древлян; в) полян; г) полочан; д) кривичей.

  1. Центром племени кривичей стал город:

а) Искоростень; б) Чернигов; в) Ростов; г) Смоленск; д) Суздаль.

  1. В бассейне Западной Двины в VIII -IX вв. расселилось племя славян:

а) полочан; б) кривичей; в) дулебов; г) уличей; д) радимичей.

  1. Племя полочан получило название от:

а) поляков, из которых они выделились к VII веку:

б) города Полоцка; в) основного занятия населения, ткавшего полотно; г) озера Полочь; д) реки Полоты.

  1. Город Полоцк стал центром племени:

А) радимичей; б) дряговичей; в) северян; г) полочан; д) словен.

  1. Чернигов в IX веке стал главным городом племени: а) полочан; б) бужан; в) дряговичей; г) хорватов; д) северян.

  2. Племя северян сгруппировалось вокруг города:

А) Чернигов; б) Ростов; в) Суздаль) г) Белоозеро; д) Смоленск.

  1. По рекам Десна, Сейм и Сулла обитало племя:

а) дряговичей; б) полочан; в) бужан; г) словен; д) северян.



Работа с картой: закрепление изученного материала. На настенной карте цветными магнитами показать места расселения славянских племён. ( По очереди к карте).

1 Вывод:   Наличие союзов славянских племен и территорий, на которых они проживали.

Учитель: Славяне заселяли территории, на которых ранее проживали племена балтов и финоугров. Отношения складывались добрососедские, против внешних врагов выступали сообща. Как назывался такой порядок захвата и освоения чужих территорий? (Мирная колонизация).

На рубеже 8-9 веков крупный племенной союз полян сумел освободиться от власти хазар. Они перестали уплачивать им дань. Это время стало для восточных славян решающим не только в отстаивании своей свободы и независимости, но и в социально-экономическом развитии.

Учитель: В древности изменения в хозяйстве происходили медленно, но если происходили, то давали значительные результаты и меняли всю жизнь народа. Но не все племена развивались равномерно, одни были более развиты, а другие отставали. Ещё Нестор заметил, что наиболее развиты были поляне.

? Какие хозяйственные изменения произошли у полян?

? Хозяйство, ещё каких славянских племен было развито также хорошо как у полян? Сведения о хозяйственном развитии славянских племён мы можем найти в учебнике в параграфе 5 стр. 38. У вас на столах лежат технологические карты, с которыми вы будете работать индивидуально. Вам нужно прочитать текст и логически завершить предложения начатые мной, так что бы получилась характеристика развития хозяйства.

(Самостоятельная работа с ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТОЙ).





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.

Наиболее развитым племенем славян было ____________________________________

Основными занятиями были _________________________________________________________, а

вспомогательными________________________________________________________________________.

Система земледелия у полян претерпевала изменения. Они переходили от _______________________ к ___________________________________________________. Меняются орудия труда на пашнях применяются ____________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________. Для производства муки стали использовать __________________________________________________ .

Раньше, чем у другие они научились обрабатывать ________________________________________________________________________________________ .

Так же у полян развиваются _____________________________________________________ ремёсла .

У новгородских словен основные занятия были иными ________________________________________

_______________________________________________________________________________________ .

Здесь с большим удовольствием закупали у полян ___________________________________________ .

У других племён, которых называли дети лесов, ритм хозяйственной жизни был _________________________________________________________________________________________.

Развитию экономики в славянских землях способствовало развитие не только земледелия и животноводства, но и ______________________________________________________________________. Это приводило к накоплению ______________________________ и разделению общества на ____________________________________. Развитие ремесла вело к возникновению большого числа ремесленных поселений, которые постепенно перерастали в ___________________________ . Они становились центром _________________________________________________________________________________________.

После того как заполнена технологическая карта зачитать текст краткой характеристики хозяйственного развития и сделать очередной вывод.

2 Вывод: Развитее хозяйства и усовершенствование орудий труда ведёт к новым отношениям и росту имущественного неравенства.

Развитие торговли играло большую роль в жизни разных народов. Торговые пути соединяли воедино земли, города, государства. В 8-9 веках у славян зарождается торговля. В «Повести временных лет Нестор описывает знаменитый путь «из варяг в греки».

(ПРЕЗЕНТАЦИЯ) Торговля у восточных славян.

Слайд «путь из варяг в греки» работа с картой. Назвать все водные объекты по которым проходил этот путь.

Учитель: Были и другие торговые пути. Славяне торговали со странами Востока. Его осью были реки Волга и Дон. В Центральную и Южную Европу славянские купцы плавали по Дунаю. Были и сухопутные торговые пути.

3 Вывод: Налицо у восточных славян развитие внутренней и внешней торговли.

Развитие хозяйства у восточных славян привело к распаду родовой общины и появлению соседской общины. Что такое соседская община? В соседской общине общим были леса, реки, озёра, выгоны для скота, т.е. то что поделить было нельзя. Зато была поделена пахотная земля. Зарождается право частной собственности, начинает формироваться племенная знать. К ним относятся племенные вожди и воины, которые в военных походах захватывали добычу, пленников, облагали завоёванные племена данью. Они богатели и усиливали свою власть.

4 Вывод: Появление соседской общины ведёт к выделению племенной знати.

С

Князь

о временем структура общества усложняется. Если её представить в виде пирамиды, то это выглядит так:

Отроки



Воины-дружинники



Племенная знать. Бояре



Тиун



Мужи

Челядь



Люди или смерды.



Вои



Сироты и холопы



Закупы



Рядовичи



Рабы





Учитель: Ваша задача, работая с текстом учебника найти определения каждому понятию.

Посмотрите внимательно на эту пирамиду и ответте, какой вывод можно сделать.

5 Вывод: Славянское общество можно разделить на две части: те, кто управляет и те, кто подчиняется. У славян начинает формироваться система управления.

Учитель: Давайте теперь соберём все выводы вместе. Что у нас получилось? (зачитать)

1 Вывод:  Появляются союзы славянских племен, которые обживают определённые территории.

2 Вывод: Развитее хозяйства и усовершенствование орудий труда ведёт к новым отношениям и росту имущественного неравенства.

3 Вывод: Налицо у восточных славян развитие внутренней и внешней торговли

4 Вывод: Появление соседской общины ведёт к выделению племенной знати.

5 Вывод: У славян начинает формироваться система управления.

Учитель: Сделайте один общий вывод на основе выше перечисленных.

Ученик: Мы сейчас перечислили предпосылки для возникновения государства.

Учитель: Сегодня мы начали работу над изучением нового материала, но не определили тему урока, скажите, сейчас мы можем это сделать? И так как звучит тема нашего урока.

Учащийся: Предпосылки образования Древнерусского государства.

Учитель: Какие задачи сегодня были решены на уроке?

А зачем мы изучали эту тему?

Учащийся: Этот материал является основой для изучения темы следующего урока. По всей видимости, на следующем уроке мы будем говорить о появлении государства у славян.

Учитель: И так время изучения нового материала подошло к концу, но мы должны закрепить изученный материал. Предлагаю это сделать в форме игры. Я буду начинать предложение, а вы его заканчивать.

III. Закрепление

– Подведем итог урока. Задание – закончить предложение, используя знания, полученные на уроке.

  1. Прародиной славян является территория на реке (Дунай).
    2. В VIII в. Идет процесс формирования (племенных союзов).
    3. Наиболее развитыми племенными союзами были (поляне и новгородские славяне).
    4. В IIIV-IX вв. зародился знаменитый торговый путь («Путь из варяг в греки»).
    6. На смену родовой общине пришла (соседская община).
    8. С разложением родоплеменного строя наблюдается возникновение (имущественного неравенства и зарождение классов).

Рефлексия: определение настроения на уроке с помощью цвета.

IV. Итог урока. Оценивание работы учащихся на уроке. Домашнее задание § 5, найти определения понятиям.
















Рисунок 2.












Просмотр содержимого презентации
«Торговля»

Торговля Предпосылки создания государства, складывались у восточных славян на протяжении столетий. К 9 веку важную роль стала играть торговля .

Торговля

Предпосылки создания государства, складывались у восточных славян на протяжении столетий.

К 9 веку важную роль стала играть торговля .

Путь «из Варяг в Греки» Через земли славян проходил путь « из Варяг в Греки ». Соединял Балтийское и Черное моря. Конечным пунктом пути была Византия .

Путь «из Варяг в Греки»

Через земли славян проходил путь « из Варяг в Греки ».

Соединял Балтийское и Черное моря.

Конечным пунктом пути была Византия .

Путь «из Варяг в Греки»

Путь «из Варяг в Греки»

Торговля у восточных славян Появились люди, покупавшие у местных племен товары. Их стали называть купцами .

Торговля у восточных славян

Появились люди, покупавшие у местных племен товары.

Их стали называть купцами .

Торговля у восточных славян Из земель восточных славян вывозили Смолу Лен Мед и воск Пушнину Кожи

Торговля у восточных славян

Из земель восточных славян вывозили

Смолу

Лен

Мед и воск

Пушнину

Кожи

Торговля у восточных славян Товары восточных славян покупали Арабские страны Византия Хазария

Торговля у восточных славян

Товары восточных славян покупали

Арабские страны

Византия

Хазария

Торговля у восточных славян В славянские земли привозили Дорогое оружие Золото Вина Предметы роскоши Шелк

Торговля у восточных славян

В славянские земли привозили

Дорогое оружие

Золото

Вина

Предметы роскоши

Шелк

Торговля у восточных славян Торговля прибыльное и опасное занятие. Водные пути способствовали связям восточных славян с другими народами.

Торговля у восточных славян

Торговля прибыльное и опасное занятие.

Водные пути способствовали связям восточных славян с другими народами.

Торговля у восточных славян Ладьям приходилось преодолевать пороги . По сухопутным путям – волокам . Караваны грабили печенеги .

Торговля у восточных славян

Ладьям приходилось преодолевать пороги .

По сухопутным путям – волокам .

Караваны грабили печенеги .


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
урок истории в 10 кл. (профиль) Предпосылки образования Древнерусского государства

Автор: Стародубцева Елена Васильевна

Дата: 10.01.2015

Номер свидетельства: 152433


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства