Учащиеся под руководством учителя вспоминают, что такое крепостное право, как проходили процессы отмены крепостничества и каковы значение этого события в истории России.
Цель урока
Усвоить причинно-следственные связи, закономерности, последствия процесса крестьянской реформы
Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли личности в истории.
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с причинами и последствиями кризиса феодально- крепостнической системы;
уяснить историческую закономерность падения крепостного права.
анализ причин крестьянской реформы;
объяснить, почему это падение произошло в результате реформы;
подвести учащихся к выводу, что самодержавие проводило реформу в интересах помещиков- крепостников.
уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
дать понять, что падение крепостного права в значительной степени определили направления и характер последующего экономического и политического развития России;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-игровое занятие " Отмена крепостного права"»
"Отмена крепостного права»
Урок – игровое занятие
Автор: учитель истории и обществознания ГБОУ СОШ №1331
Мгалоблишвили Л.В.
Возрастной диапазон: 8 – 10 классы
Цель урока:
-Усвоить причинно-следственные связи, закономерности, последствия процесса крестьянской реформы
- Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли личности в истории.
Основные понятия - крепостное право, Редакционные комиссии, Уставная грамота, выкупная сделка, временнообязанные крестьяне, отрезки.
Необходимое оборудование:
Проектор, компьютер, рабочие листы.
Место провидения : ГБОУ СОШ №1331
Форма провидения: Лабораторно-практическое занятие
Свободное описание урока:
Учащиеся под руководством учителя вспоминают, что такое крепостное право, как проходили процессы отмены крепостничества и каковы значение этого события в истории России.
Цель урока
Усвоить причинно-следственные связи, закономерности, последствия процесса крестьянской реформы
Развивать навыки анализировать, обобщать исторические факты, давать оценку событиям и роли личности в истории.
Задачи урока:
Ознакомить учащихся с причинами и последствиями кризиса феодально- крепостнической системы;
уяснить историческую закономерность падения крепостного права.
анализ причин крестьянской реформы;
объяснить, почему это падение произошло в результате реформы;
подвести учащихся к выводу, что самодержавие проводило реформу в интересах помещиков- крепостников.
уяснить основные положения реформы и значение отмены крепостного права.
дать понять, что падение крепостного права в значительной степени определили направления и характер последующего экономического и политического развития России;
Средства обучения: карта « Отмена крепостного права в России» в 1861г.»: Схема « Подготовка проекта отмены крепостного права»; « Цели реформы отмены крепостного права»; « Размеры крестьянского надела по реформе 1861 г.»; « Порядок выкупной сделки»; « Крестьянское самоуправление»; Иллюстрации учебника ( портреты Александра II, Н.А. Милютина идр).
Опережающее задание
Прочитать соответствующий материал в учебниках, ознакомиться с историческими документами по теме.
Литература для учителя
Захаров Л. Великие реформы в России. 1856-1874 гг. М., 1992
Лященко Л.М. Царь-освободитель. Жизнь и деяния Александра II. М., 1994.
А.Г. Важенин. Конспекты уроков для учителя истории 8 класс. История России XIX век.М., 2003.
Литература для учащихся:
Антонов В.Ф. Книга для чтения по истории России XIX в. Биографический словарь. М.,1997
История России в портретах: Т.1-2. Смоленск; Брянск, 1996.
Российские самодержцы. 1801-1917 гг. М.,1993
Энциклопедия для детей Т.5. История России Ч.2. От дворцовых переворотов до эпохи великих реформ .М., 1997.
История России в лицах. V-XIX вв.
Подготовительный этап урока. Распределение ролей:
Класс разбивается на группы:
1-я группа – помещики;
2-я группа – крестьяне
3-я группа – государство
4-я группа – мировые посредники
В начале урока учитель объясняет задачи игры, знакомит с планом работы
Задачи урока:
Определить отношение помещиков, крестьян, государства к отмене крепостного права; Выяснить содержание выкупной сделки и значение отмены крепостного права.
На обсуждение каждого вопроса группам дается несколько минут, после чего докладчик от группы высказывает общее мнение группы.
1. Отношение героев к отмене крепостного права
1. Помещики (тезисы выступления):
Отмена крепостного права нанесет удар по благосостоянию помещиков, поэтому лучше все оставить как есть.
Если сохранить крепостное право невозможно, то нужно освободить крестьян без земли.
Так как государство решило оставить крестьянам часть земли, то нужно урезать в пользу помещиков те наделы, которыми пользовались крестьяне до реформы.
В черноземных губерниях, где земля обладала большей ценностью, помещики стремились оставить крестьянам минимум земли при продолжении эксплуатации подневольного труда. В нечерноземных — дать крестьянам землю за выкуп, соответствовавший оброчным доходам помещиков.
2. Крестьяне (тезисы выступления):
Крестьяне желали личной свободы и безвозмездной передачи им их наделов.
Эти требования лежали в основе крестьянского движения, активизировавшегося накануне отмены крепостного права.
После опубликования Манифеста и Положений 19, февраля 1861 г. крестьяне увидели несправедливость реформы и решили, что помещики спрятали настоящую волю. В результате по России прокатилась волна крестьянских выступлений.
3. Государство (тезисы выступления):
«гораздо лучше, чтобы это (отмена крепостного права) произошло свыше, нежели снизу» (Александр II).
Крепостное право мешает развитию страны. Это показала Крымская война.
Крепостное право надо отменить, но нельзя ущемлять интересы помещиков.
Вопрос о наделении крестьян землей нужно решить в интересах помещиков и в зависимости от ценности земли: страна поделена на три полосы — черноземную, нечерноземную и степную, в каждой из которых устанавливается максимальный и минимальный размер крестьянского надела; в результате крестьяне количественно получают меньше земли, чем они имели до реформы.
II. Составление уставной грамоты
На стенах класса вывешивается заранее заготовленные схемы: « Размер крестьянского надела,
« Порядок выкупной сделки», « Мировые посредники»
1. Определение плана уставной грамоты
Вариант плана:
Угодья, передаваемые крестьянам.
Определение размера полевого надела
Порядок и условия выкупной сделки
3. Каждая из групп составляет свой вариант проекта уставной грамоты. Затем докладчики выступают от имени группы и заполняют таблицу. Мировые посредники выполняют контрольные функции.
Таблица. УСЛОВИЯ ВЫКУПНОЙ СДЕЛКИ
Государство
Помещики
Крестьяне
Мировые посредники
Угодья, передаваемые
крестьянам
Полевые наделы
Полевые наделы
Все угодья, которыми пользовались до реформы
Полевые наделы
Размер полевого надела
максимальный и минимальный
размер надела
(например, 8 и 4 десятины)
Отдать крестьянам минимальный надел земли (4 десятины)
Получить максимальный надел земли (8 десятин)
защищает интересы помещиков, склоняет
стороны к компромису (например, 5 десятин)
Порядок и условия выкупной сделки
(Выступление группы строится на основе
схемы
«Порядок выкупной сделки»
В черноземных
губерниях желание продолжать эксплуатацию крестьян
(временно-обязанных), в нечерноземных —получить от крестьян всю выкупную сумму
Протест против
высоких выкупных платежей и
временно-обязанного состояния
Корректирует
выступления по-
мещиков и крес-
тьян в смысле
соответствия их
законам
4. На основании таблицы составляется окончательный вариант уставной грамоты.
Пример текста уставной грамоты:
Вся земля является собственностью помещика, который должен предоставить крестьянину полевой надел за выкуп.
Размер полевого надела устанавливается в пять десятин. Если до реформы крестьяне пользовались большим наделом земли, то земля свыше пяти десятин « отрезается» в пользу помещика( « отрезки»)
За предоставляемый крестьянину надел помещик получает сразу 80% выкупной суммы от государства. Отдельные 20% платит помещику сам крестьянин. До выплаты помещику этих 20% выкупной суммы крестьянин остаётся временнообязанным, то есть выполняет прежние феодальные повинности. Крестьянин должен возвратить государству 80% выкупной суммы в течении 49 лет с начислением 6% годовых
III. Значение отмены крепостного права
Участники игры выдвигают свои версии по этому вопросу, из которых выбираются правильные. На основании ответов заполняется таблица:
Положительные
Отрицательные
1. Освобождение крестьян привело к появлению свободных рабочих рук и увеличению наёмного труда в промышленности. Это дало толчок экономическому развитию страны.
2. Отмена крепостного права изменила социальную структуру общества и поставила вопрос о необходимости проведения других реформ.
Появление основного противоречия в деревне: крупное помещичье землевладение и мало-земелье крестьян. С этого времени аграрный вопрос становится основным в деревне
Домашнее задание:
Напишите сочинение на тему : « Мой проект отмены крепостного права» ( от имени помещика, крестьянина, представителя государства)