Урок-игра по истории «Умники и умницы» по теме: «Культура России в первой половине ХIХ в.»
Инина Людмила Сергеевна, учитель истории.
Цели урока:
Активизировать знания учащихся по истории
Обобщить знания учащихся по культуре России в первой половине
XIX в.
Воспитывать уважение к истории России.
Оборудование:
Компьютер, экран, проектор
Плакат с изображением «дорожек»
Жетоны в виде звездочек
Портреты выдающихся деятелей истории России первой половины ХIХ века
Ход урока:
I. Вступительное слово учителя о целях и задачах урока, объяснение игры, представление жюри.
Во время отборочного тура участники зарабатывают жетоны. Когда их набирается 5, участник переходит во второй тур. После того, как во второй тур перейдут 3 участника, каждый из них выбирает дорожку.
Условие второго тура: на зеленой дорожке можно ошибиться 3 раза, на желтой – 2 раза, на красной – 1 раз.
Если участник не смог ответить на вопрос, то право на ответ передается зрителями, отвечает тот, кто первым поднимает руку.
Если среди зрителей будут ответившие правильно 5 и более раз, они получают «5», если 4 раза – «4». Участники, вышедшие во 2 тур, получат «5», а победитель две «5».
II. Игра.
Отборочный тур
1. Кто из русских писателей был офицером артиллерии и участником Крымской войны?
Л.Н. Толстой.
2. Кто во времена Николая I возглавлял Министерство просвещения и Академию наук одновременно?
С.С. Уваров.
3. Русский актер, по происхождению крепостной.
М.С. Щепкин.
4. Кто написал оперу “Жизнь за царя”, мелодия из которой в 1992-2000 гг. была Государственным гимном России?
М.И. Глинка.
5. Кто является архитектором Казанского собора в Петербурге?
А.Н. Воронихин.
6. Русский ученый – физик, исследовал электрическую дугу и электрический заряд.
В.В. Петров.
7. Кто из известных русских литераторов был одновременно выдающимся дипломатом и талантливым композитором?
А.С. Грибоедов.
8. Какое архитектурное сооружение было возведено в честь победы русского народа в Отечественной войне 1812 г. в Москве.
Храм Христа Спасителя.
9. Русский живописец, автор картины “Явление Христа народу”.
А.А. Иванов.
10. Когда и где была построена первая в России железная дорога?
В 1837 г. Она соединяла Санкт-Петербург, Павловск и Царское село.
11. Где и когда был открыт первый в России Ботанический сад по европейскому образцу?
В 1812 г. В Крыму – Никитский.
12. Он в 23 года стал профессором Казанского университета, предложил неевклидову систему геометрии. Кто это?
Н.И. Лобачевский.
13. А.С. Пушкин назвал его “последним летописцем”. О ком идет речь?
О Н.М. Карамзине.
14. Синтез анилина (органического красителя для текстильной промышленности) разработал русский ученый…?
Н.Н. Зинин.
15. Создал электродвигатель и метод гальванопластики известный русский ученый…?
Б.С. Якоби.
16. Кто раскрыл тайну древнего булата, создал стальные клинки?
П.П. Аносов.
17. Широкой русской общественности его имя стало известно с его самоотверженной работой в осажденном Севастополе.
Н.И. Пирогов.
18. Его роман в стихах современники называли “энциклопедией русской жизни”. Кто автор и как называется произведение?
А.С. Пушкин “Евгений Онегин”.
19. Первую российскую экспедицию в Антарктиду возглавил адмирал?
Ф.Ф. Беллинсгаузен.
20. С жизнью Японии, загадочной для россиян, познакомил читателей в XIX в. русский мореплаватель, проведший три года в плену у японцев.
В.М. Головин.
21. Памятник К. Минину и Д, Пожарскому на Красной площади – произведение скульптора…?
О.И. Бове.
22. В 1827 г. На раскопках античного города Помпеи побывал русский художник К.П. Брюллов. Через шесть лет из Италии в Россию совершила триумфальное шествие картина…?
“Последний день Помпеи”.
Игра на дорожках.
Зеленая дорожка.
1. Он отличался широтой кругозора и строгой системностью мышления. При Александре I он испытал и взлет и падение: его высоко оценивали Наполеон; Николай I за составление свода законов Российской империи возложил на него снятый с себя Орден Андрея Первозванного. Это?
М.М. Сперанский.
2. В 1817 г. Александр I увидел в Лондоне гравюру, на которой было изображено красивое здание. Император выразил пожелание, чтобы такое здание было выстроено в России, в Москве. Какого де было изумление Александра, когда ему сказали, что это здание, было, существует как раз в Москве и гравюра изображает именно его, только в более раннее время. Какое же архитектурное сооружение было изображено на гравюре?
Храм Василия Блаженного.
3. Представьте, что Вы участвуете в важном государственном совещании в начале XIX века. Вас попросили передать служебную записку любому чиновнику министерства иностранных дел. Вам будет легко определить его по мундиру. Навстречу Вам вышли три чиновника в одинаковых темно-зеленых мундирах. У первого – воротник черного цвета, у второго – вишневого, у третьего – малиновый. Кому вы отдадите записку?
Чиновники министерства иностранных дел носили темно-зеленые мундиры с бархатными вишневыми воротниками.
4. Они вошли в историю как “люди сороковых годов”. Их объединяла идея о глубоком отличии России, об особом пути её развития. Главные особенности видели в крестьянской общине и православной вере. Преобразования Петра I оценивались ими критически. Кто были эти люди?
Славянофилы.
Желтая дорожка.
1. Могли ли Вы в начале XIX века побывать в Арзамасе, не выезжая из Москвы? Если да, то кого бы вы там встретили?
Да, могли. “Арзамас” – так называлось литературное общество, существовавшее в 1815-1818 гг. Название было взято из пародии Д.Н. Блудова “Видение в арзамасском трактире…”. В него входили К.Н. Блудов, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, А.С. Пушкин, Д.В. Давыдов и многие другие последователи Н.М. Карамзина.
2. После этого письма, опубликованного в журнале “Телескоп”, он был объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Кто это?
П.Я. Чаадаев за “Философское письмо”, в котором с горьким негодованием говорил об изоляции России от новейших европейских идейных течений.
3. Это был боевой генерал и деятельный администратор, возглавил Министерство государственных имуществ, добился проведения ряда мер, в результате которых удалось упорядочить управление государственными крестьянами.
П.Д. Киселев.
Красная Дорожка.
1. Поэма А.С. Пушкина “Руслан и Людмила” начинается со строк “У лукоморья дуб зеленый…”. Известно, что под лукоморьем в XIX веке понимали местность, находящуюся в земле донских казаков. Где же находилось это самое “лукоморье”?
“Лукоморьем” называли Таганрогский залив, береговая северная часть которого своими очертаниями напоминает согнутый лук.
2. О ком идет речь?
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель,
И совета он учитель,
А царю- он друг и брат.
Полон злобы, полон мести,
Без ума, без чувств, без чести,
Кто ж он? Преданный без лести,
Просто грошевой солдат.
Это А.А. Аракчеев. “Преданный без лести” – девиз на гербе Аракчеевых.
III. Заключительный этап урока.
Подведение итогов игры. Награждение победителей.
Заключительное слово учителя.
Домашнее задание: подготовить 3-5 вопросов по теме в тетради, составить кроссворд.