Урок-экскурс "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"
Урок-экскурс "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"
Ученики узнают, что 18 век - страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей.
Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Урок-экскурс "Художественная культура Европы эпохи Просвещения" »
Урок-экскурс "Художественная культура Европы эпохи Просвещения"
Планируемые результаты изучения материала:
Ученики узнают, что 18 век - страница истории мировой культуры. Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы. Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания, преодолеть все трудности и невзгоды. Идеальный герой просветителей.
Развитие умений учащихся:
Знакомство с художественной культурой позволит ученикам обогатить уже приобретенные ранее умения и навыки освоения историко-культурного материала, осознать преемственные связи культур Возрождения и Просвещения. Погружение в мир искусства способствуют формированию навыков, необходимых грамотному зрителю, читателю, слушателю
Методы обучения: иллюстративно-репродуктивный, частично-поисковый методы
Формы организации учебной деятельности: объяснения, рассказ, беседа, создание педагогических ситуаций для решения познавательных заданий, обмен впечатлениями.
Вид урока: комбинированный
Ход урока
1. Сообщение темы и цели урока (Слайд 1-3)
2. Проверка домашнего задания проходит методом беседы с учащимися
Вопросы для беседы (слайд 4)
Подумайте, существуют ли преемственность во взглядах на человека и общество у гуманистов 15-16 вв и просветителей 18 века. Если существуют, то укажите, какие?
Подумайте, что было нового во взглядах французских просветителей по сравнению с гуманистами?
Руссо писал: «Если вы хотите придать государству прочность, то сблизьте крайние ступени, насколько это возможно; не допускайте ни богачей, ни нищих» Разделяете ли вы точку зрения Руссо? Возможно ли на практике решить эту проблему?
3. Подготовка к восприятию нового.
Сегодня у нас не совсем обычный урок. Это урок - виртуальная экскурсия в 18 век, который часто называют галантным. В разные моменты своей жизни человек может обращаться к произведениям искусства других эпох, пытаясь найти в них ответы на вопросы, которые важны для него сегодня. И тогда творцы искусства становятся его современниками.
Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником?
А помогут нам познакомиться с выдающимися представителями искусства эксперты в области литературы, живописи и музыки.
4. Основное содержание урока
По ходу экскурсии вы должны заполнить таблицу (слайд 5) План урока – (слайд 6)
Гуманисты и просветители
Необыкновенные приключения Робинзона и Гулливера
Школа и кафедра Просвещения
Маркизы, прачки и античные герои
Опероподобные сочинения кантора Баха
Имя тебе – Моцарт
Мятежный композитор
Итак, представляю вам первого экскурсовода- учителя русского языка и литературы- Габерман С.В. (учитель излагает материал в объеме учебника, опирается на уже изученный учащимися материал, в конце предлагает вопросы для проверки первичного усвоения )(слайды 7-12)
Вопросы викторины:
Какой роман был написан для взрослых, а в наше время стал детской литературой? («Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо».)
Какой роман стал пародией на английскую конституционную монархию? («Путешествия Гулливера».)
Какое произведение Гете создает 60 лет? «(Фауст»)
О каком произведении Людовик 16-й сказал «Нужно разрушить Бастилию, чтобы допустить это на сцену!»(«Женитьба Фигаро».)
Назовите произведение Ф.Шиллера, где юные влюбленные «ценою смерти отстаивают свою любовь»? («Коварство и любовь»)
Галантный век нельзя представить без великолепных живописных полотен. Учитель изобразительного искусства Бочанова Т.М. познакомит вас с ними. (слайд 13-19)
Материал для рассказа учителя – в объеме учебника.
Три великих композитора определили музыкальный стиль 18 века. С ними вас познакомит Нельмаер Л.Э., учитель истории. (слайд 20- 23) (Экскурс в объеме учебника, сопровождается короткими музыкальными вставками)
И.С.Бах – «Страсти по Матфею» В.А.Моцарт – симфония № 40 Л.В.Бетховен – соната №14 «Лунная» или другими
Проверка выполнения таблицы (если таблица выполнена не в полном объеме - доделать дома)
5. Закрепление
Обращаемся к проблемному вопросу, поставленному в начале урока. Кого из деятелей искусства Просвещения вы могли бы назвать своим современником и почему?(ответы учащихся). Подведем итог.(слайд 24)
18 век - яркая страница истории мировой культуры,
Выдающиеся творцы литературы, изобразительного искусства, музыки стремились к просвещению человека, мечтали с помощью искусства исправить человеческие нравы.
Их произведения вселяли в человека уверенность в собственных силах, утверждали могущество разума, способность выдержать любые испытания , преодолеть все трудности и невзгоды.
Идеальный герой просветителей - человек способный на подвиг, самопожертвование.
6. Домашнее задание п.20 доделать таблицу.
Остальные задания на выбор (слайд 25-26)
В комедии Бомарше «Севильский цирюльник» есть диалог: «Розина: Вечно вы браните наш бедный век. Бартоло: Прошу простить мою дерзость, но что он дал нам такого, за что мы могли бы его восхвалять?» Что бы вы ответили персонажу комедии, что оставил в наследство человечеству век Просвещения?
Решить кроссворд
Составить викторину по теме «Эпоха Просвещения. - стремление к царству разума»
7. Подведение итогов урока.
Оценивание наиболее активных учащихся. Рефлексия (понравился урок или нет) при помощи + и -.