Урок «Дети – жертвы оккупации, «нового порядка» и Холокоста».
Урок «Дети – жертвы оккупации, «нового порядка» и Холокоста».
урок разработан для учащихся 11 класса, использованы методы: наглядные, словесные, теоретический.Тип урока: урок - поиск нравственных решений.Подготовительный этап учащихся: сообщение на темы - первые жертвы на оккупированных территориях; дети в гетто; дети в лагерях смерти.Эпилог
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
И. Бауэр
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Подготовительный этап учащихся: сообщение на темы - первые жертвы на оккупированных территориях; дети в гетто; дети в лагерях смерти.
Тип урока: урок - поиск нравственных решений.
Ход урока.
Эпилог
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями»
И. Бауэр
Мотивация.
Ребята, скажите, что вы чувствуете, видя эти кадры, какие эмоции у вас возникают?
Учитель: Вторая мировая война пролегла шестилетней кровавой полосой в истории цивилизации, стала общим бедствием для населения 61 страны — 80% жителей Земли, из которых более 50 миллионов погибли. Война не щадила никого. Но более всех война не щадила детей – самую беззащитную, а значит самую уязвимую часть населения планеты. Война заставила детей забыть о детстве. Она их ввергла в пучину взрослой военной жизни – на полях, у рабочих станков, с оружием в руках против врага порой без крова, без пищи, одежды, без защиты и помощи взрослых. Теория нацизма, взятая на вооружение фашистской Германией в качестве государственной идеологии, лишила многих из них и права на жизнь – только в силу своего происхождения. На оккупированных нацистской Германией территориях их наравне со взрослыми уничтожали в лагерях смерти, подвергали медицинским экспериментам, заставляли заниматься непосильным трудом.
Сегодня на нашем уроке мы будем говорить о тех, кто стал жертвами Холокоста и когда, а также о том, как сегодня чтят память погибших в те ужасные дни… Подробно остановимся на теме «Дети – жертвы оккупации, «нового порядка и Холокоста».
1 ноября 2005 года Генеральная Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла резолюцию, в которой она постановила, что день 27 января будет ежегодно отмечаться как Международный день памяти жертв Холокоста.
Работа со словарем.
ХОЛОКОСТ– всесожжение, уничтожение огнём. Термин, который вошёл в историю и литературу 60-х годов как обозначение трагедии еврейского народа в период Второй мировой войны.
ГЕТТО – в годы Холокоста часть города, окруженная колючей проволокой или стенами, где обязаны были проживать евреи из прилегающих районов.
ЛАГЕРЯ СМЕРТИ – особые концентрационные лагеря, в которых проводилось физическое уничтожение нежелательных лиц и «неполноценных» народов.
БАБИЙ ЯР – лощина на окраине Киева, где 29–30 сентября 1941 года были расстреляны более 30 тысяч евреев. Место уничтожения киевлян и советских военнопленных.
ЗМИЕВСКАЯ БАЛКА – рвы близ пос. 2-я Змиевка на северо-западной окраине города Ростова-на-Дону.
Учитель: Вторая мировая война принесла народам всего мира неисчислимые бедствия. Среди моря человеческих страданий особо говорят о еврейской Катастрофе. На западе её называют греческим словом «холокост», в Израиле – «шоа», что в переводе с иврита и означает: катастрофа – уничтожение евреев.
Вы не должны иметь прав.
Вы не имеете права жить среди нас.
Вы не имеете права жить.
В Германии в 30 годы фашисты во главе с Гитлером приходят к власти. Ими было принято свыше четырёхсот законов, ограничивающих права евреев. Больше всего страдали еврейские дети, которые не понимали, почему немецкие дети не хотят с ними дружить и даже разговаривать. Евреев изгоняли из школ, из университетов. Для детей-евреев были закрыты городские парки. Вдруг выяснилось, что еврейские дети – другие, они стали детьми второго сорта.
1сентября 1939года – началась Вторая мировая война. «Фюрер объявил, что роль евреев в Европе сыграна до конца, и поэтому она завершена. Евреи – это враги и мы принимаем все предосторожности, необходимые во взаимоотношениях с врагами.» (из речи Артура Зейса-Инкварта 12.03.1941 года на собрании нацистской партии).
Выступление учащихся с докладами и обсуждения сообщений.
Первые жертвы на оккупированных территориях (приложение №1).
Дети в гетто (приложение №2).
Дети в лагерях смерти (приложение №3).
Учитель: В 1941-1942г.г. нацисты оккупировали огромные территории СССР: Прибалтику, Белоруссию, Молдавию, значительную часть России. Немцы установили новый порядок. В каждом городе была своя трагедия Холокоста. Символом трагедии евреев в Советском Союзе стал Бабий Яр. В Киеве нацисты сделали первую, к сожалению, удачную пробу уничтожить всех евреев большого города. Обречённых группами по 30-40 человек палачи с собаками гнали на край глубокого оврага и в упор расстреливали. Тела падали с обрыва.
( отрывок из поэмы Л.Озерова «Бабий Яр»).
А люди подходят и падают в яму, на камни…
Дети – на женщин и старики – на ребят.
И, как пламя, рвущимися к нему руками
За воздух хватаются и, обессилев, проклятья хрипят.
Девочка снизу: – Не сыпьте землю в глаза мне!
Мальчик: – Чулочки тоже снимать?
И замер, в последний раз обнимая мать.
И тут же рядом – девочка или мальчик? –
Дядя, не трогай, я песенки петь тебе буду!..
И вдруг, подпрыгнув, как мячик,
Упал туда – в ещё беспокойную груду.
В память о детях поэт и композитор А. Розенбаум написал песню «Бабий Яр» (звучит песня). Какие чувства вызывала у вас эта песня?
Учитель: 30июля 1941 года немцы заняли город Голованевск Одесской области. Началась дикая расправа с еврейским населением. Девочек 12-15 лет немцы перед расстрелом насиловали. На окраине города немцы отнимали у матерей и бросали маленьких детей живыми в колодец, который наполнился почти доверху, и его засыпали землёй. Таким путём они уничтожили более 1000 детей. Некоторых детей не расстреливали, а собирали большими группами и бросали в них гранаты.
21 ноября 1941 г. немецкие войска на неделю захватили Ростов-на-Дону. Из-за кратковременности первой оккупации они не успели организовать массовое уничтожение евреев. Второй раз немецкие войска захватили Ростов-на-Дону 24 июля 1942 г. В первые же дни были изданы приказы о специальном обозначении евреев и их поголовной регистрации с 14 лет (включая крещенных и имеющих в паспорте обозначение о принадлежности к другой национальности). 5-6 августа 1942 г. пленные красноармейцы были посланы рыть большие ямы (размером 5-7 м. и глубиной 3 м.) и рвы близ пос. 2-я Змиевка. До 8 августа эти военнопленные были расстреляны в вырытых ими рвах и ямах.
9 августа было опубликовано «Воззвание к еврейскому населению», которое обязывало явиться к 8 часам утра 11 августа на 6 сборных пунктов «для организованного переселения в особый район». С утра 11 августа толпы евреев пошли на сборные пункты. Оттуда их на машинах вывозили и пригоняли колоннами по 200-300 чел. к пос. 2-я Змиевка. Здесь каратели и полицейские расстреливали взрослых (часть была уничтожена в душегубках, вмещавших по 50-60 чел.), которых предварительно заставляли раздеться догола. Детей отравляли, смазывая им губы сильнодействующим ядом (мазь желтого цвета).
В первый же день было уничтожено более 13 тысяч евреев. Другие места расстрелов были установлены позднее. Сразу после окончания войны на месте массового уничтожения евреев Ростова-на-Дону в Змиевской балке был установлен стандартный памятник с фигурами двух солдат Советской Армии со знаменем.
9 мая 1975 г. здесь был открыт мемориальный комплекс «Памяти жертв фашизма в Змиевской балке» (без указания о национальности жертв).
В сентябре 2004 г. мэр города подписал постановление об открытии в этом мемориале памятный доски со следующей надписью: «11-12 августа 1942 года здесь было уничтожено нацистами более 27 тысяч евреев. Это самый крупный в России мемориал Холокоста».
Подведения итогов урока.
О чем должен помнить каждый из нас?
Что значит быть – Человеком?
Что есть дороже у любого народа, у любой матери, у любого отца?
Учитель: Судьба детей в годы Второй мировой войны – одно из главных обвинений агрессорам, один из главных уроков человеческой цивилизации. Помнить и содействовать тому, чтобы трагедия не повторилась никогда – в этом основная идея урока. Потому что это не может быть предано забвению.
Наш урок хотелось бы закончить словами пророка Иоиля, 1,2-3 «Передайте об этом детям вашим; а дети ваши пусть скажут своим детям, а их дети – следующему роду… ».
Список используемой литературы и интернет ресурсов.
Альтман И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР. Учебное пособие.- М.: Фонд «Холокост», 2001.
Холокост. Энциклопедия. – М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005.
Л. Смиловицкого Катастрофа евреев в Белоруссии, 1941-1944 гг.
Рахель Ауэрбах Поля Треблинк,
Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост»: www.holocf.ru