I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа | – Как мы узнаем о жизни людей много-много лет назад? Есть ли у науки «истории» помощники? | Слушают учителя | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Исторические источники: письменные и вещественные | Фронтальная, индивидуальная. Словесный, исследовательский, наглядный. Работа с учебником, ил-люстрациями, беседа, составление схемы | Предлагает найти в учебнике (с. 8) ответ на вопрос: «Откуда мы знаем, как жили наши предки?». – Источники знаний – «следы» жизни древних людей. Организует работу с иллюстрациями (письменные и вещественные исторические источники), составляет с учащимися таблицу (см. Приложение 1) | На основе текста и иллюстраций составляют описание исторических источников; раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий; составляют и заполняют таблицу | Регулятивные: оценивают результат своих действий, вносят соответствующие коррективы. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях); выполняют учебные действия в устной речи; используют знаково-символические средства | Работа с текстом, беседа по вопросам, таблица |
Вспомогательные исторические дисциплины | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с иллю- страциями, беседа, тезисы | Опираясь на наглядность, рассказывает о науках – помощницах истории, организует запись в виде тезисов (см. Приложение 2) | Раскрывают значения терминов (важнейших исторических понятий). Осуществляют запись в виде тезисов | Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной учебной задачей. Познавательные: структурируют знания | Тезисы, беседа по вопросам |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Фронтальная. Словесный. Беседа | Предлагает ответить на поставленный в начале урока вопрос. – Как ученые узнают о жизни древнейших людей? | Излагают суждения. Называют исторические источники, вспомогательные исторические дисциплины | Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме | Беседа по вопросам |
V. Подведение итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какой материал был трудным, непонятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VI. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Записи в тетради. Групповой проект «Науки – помощницы истории» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Проект, термины |