Первый урок по истории России в 9 классе, цель которого актуализировать необходимые знания учащихся из курса истории России XIXв. Задача подвести учащихся к пониманию того, что Россия в нач.XXв. является многонациональной, многоконфессиональной, среднеразвитой аграрно-индустриальной страной, с самодержавной формой правления. На уроке продолжают формироваться умения анализировать исторические источники, делать логические выводы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Территория Российской империи и административное деление в нач.20в
Население и его образование
Структура государственного аппарата
Промышленность в нач.20в
1. Территория и население
Геостратегическое положение – географическое положение государства с точки зрения военного фактора
Каково геостратегическое положение России? (см.карту и читаем 1 пункт учебника) и делаем выводы, что:
Российская империя крупнейшая страна мира. По размерам территории – более 22 млн.км2 (2место в мире). Если США – отделены морями, Англия и Япония – острова, то Россия имела большую по протяженности сухопутную границу.
Главная сила на тот период – сухопутная армия, поэтому Россия была вынуждена в силу своего геостратегического положения содержать большую армию (1,4млн.).
Россия делилась на губерниии области. Автономия только у Великого княжества Финляндского.
3 место по численности населения после Британской империи и Китая. Плотность населения 8,3 чел. на км2.
Задание: Докажите, что Россия является многонациональным государством. Всего более 100 национальностей. Существовали все основные религии, но официальной религией было христианство.
Национальность
% от общего количества проживающих
русские
43,4
украинцы
18,1
белорусы
4
поляки
6,2
евреи
4,2
узбеки
2,2
татары, финны
по 1,8
немцы
1,4
армяне, азербайджанцы
по 1,2
литовцы, латыши, башкиры, грузины
по 1
Городское население (см. стр.10 диаграмма учебника). 18% проживало в городе. Необходимо отметить, что процесс урбанизации продолжался.
Урбанизация– процесс усиления роли городов в развитии общества, как крупных культурно-промышленных центров с быстрым ростом населения за счет сельских жителей.
Но: рост городов недостаточный, это были сравнительно небольшие города по численности.
2. Население и образование
Грамотность населения (1897г). 20% населения грамотно, только 30% детей постоянно обучались в школе.
Задание: Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: В каком районе население было более образованным и почему?
Район
% от общего количества населения
Европейская Россия
22,9
Польские губернии
30,5
Кавказ
12,4
Сибирь
12,3
Средняя Азия
5,3
Петербург
62,6
Москва
56,9
Задание: Определите, какая форма правления характерна для Российской империи
3. Структура государственного аппарата
Структура государственного аппарата. Читаем стр. 6-7 учебника и заполняем схему
Император
Правительствующий Сенат
Государственный Совет
Комитет министров
Святейший Синод
Восемь министров
Задание: проанализируйте данные таблиц и диаграммы. Какие выводы можно сделать на основе данные источников?
Структура национального дохода Российской империи.
Сведения о железных дорогах
Годы
Всего открыто в течение года
Всего было к концу года
1895
1900
1904
2091
3066
1196
34769
49487
55357
Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны
Страны
Чугун
Уголь
Россия
Англия
Франция
Германия
США
16
208
64
128
160
96
1808
816
2304
2592
Удельный вес стран в мировом производстве (%)
Страна
1870
1900
1913
США
Англия
Франция
Германия
Россия
23
32
10
13
4
31
18
7
16
5
36
14
6
16
6
Делаем вывод, что Россия среднеразвитая страна, в которой бурно начинает развиваться промышленность.
Можно ли Россию отнести к индустриальному обществу?
Индустриализация– это процесс создания крупного машинного производства во всех отраслях народного хозяйства, прежде всего в промышленности.
Индустриальное общество – общество, в котором завершен процесс создания крупной, технически развитой промышленности, преобладающей над сельским населением
Национальный доход – вновь созданная стоимость в масштабе всего н/х страны
Модернизация– становление и развитие индустриального общества, его способность к изменениям. Переход от традиционному обществу к индустриальному
Индустриальное общество характеризуется следующими показателями:
преобладание доли промышленной продукции в национальном доходе
преобладание городского населения над сельским
высокий уровень грамотности населения
Можно ли согласиться со словами С.Ю.Витте?
“В настоящее время политическая сила Великих держав, которые призваны решить грандиозные исторические задачи в мире, создается не только силой духа их народов, но также их экономическим устройством. Даже военный потенциал страны определяется… степенью ее промышленного развития. Россия нуждается, возможно, более, чем какая-либо другая страна, в надлежащей экономической основе для ее национальной политики и культуре”.
IV. Закрепление
Можно ли отнести Россию к великим державам?
Можно ли Россию назвать экономически высокоразвитой страной?
Раздаточный материал"Российская империя на рубеже веков и ее место в мире"
Задание: Проанализируйте данные таблицы и ответьте на вопрос: В каком районе население было более образованным и почему?
Район
% от общего количества населения
Европейская Россия
22,9
Польские губернии
30,5
Кавказ
12,4
Сибирь
12,3
Средняя Азия
5,3
Петербург
62,6
Москва
56,9
Задание: Определите, какая форма правления характерна для Российской империи. Структура государственного аппарата. Читаем стр. 6-7 учебника и заполняем схему
Задание: проанализируйте данные таблиц и диаграммы. Какие выводы можно сделать на основе данные источников?
Структура национального дохода Российской империи.
Сведения о железных дорогах
Годы
Всего открыто в течение года
Всего было к концу года
1895
1900
1904
2091
3066
1196
34769
49487
55357
Производство чугуна и каменного угля на одного жителя страны