Просмотр содержимого документа
«Тысячелетие русского монашества на горе Афон»
Управление образования
Администрации городского округа Стрежевой Томской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №5 городского округа Стрежевой
с углубленным изучением отдельных предметов»
методическая разработка урока по теме:
«Тысячелетие русского монашества на горе Афон»
Разработала учитель истории и обществознания,
I квалификационная категория
Апостол Надежда Юрьевна.
г. Стрежевой
Пояснительная записка
Методическая работа подготовлена в рамках проведения мероприятий, посвященных 1000-летию присутствия русского монашества на святой горе Афон.
Методическая разработка «Тысячелетие русского монашества на горе Афон» включает в себя разные виды деятельности. Ребята, очень много узнают из истории, смогут просмотреть отрывок из документального видео, проследить некоторые моменты на фотографиях (слайды) , отметить на карте месторасположение Святой Горы Афон. (к разработке прилагается приложение в виде презентации).
Цель : Знакомство учащихся с русским монашеством на горе Афон, его историей и устройством.
Обучающая: узнать о географическом расположении горы Афон, выяснить исторические причины развития монашества на горе Афон, знакомство с основными храмами горы.
Развивающая: осознать, что духовное наследие способствует развитию внутреннего мира человека; развивать умения работать с информацией, иллюстративным материалом, умения монологического выступления.
Воспитывающая: усвоить уважительное отношение к духовному наследию народа, хранящегося в культуре; научиться правилам поведения в храме, воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию.
Ход урока
Цель: Формирование знаний о монашеской стране - святой горе Афон и духовном наследии русского монашества.
Задачи:
1. Рассказать о важном месте для православных всего мира - Святой Горе Афон.
2. Познакомить с основными этапами 1000-го пребывания русского монашества на Афоне.
3. Узнать влияние духовного наследия Афона для Руси. (книги, архитектура, иконопись)
Слово учителя: Всем добрый день! Сегодня я вас приглашаю в удивительное путешествие.
Видеофрагмент из фильма «Русская лампада на Афоне»(2-3 мин.)
Итак ребята какую информацию в получили посмотрев это видео? (предполагаемые ответы детей)
Учитель: Хорошо. Сейчас мы послушаем Павла Алексеева. Быть может он уточнить ваши предположения.
Гора Афон, Гора святая, Не знаю я твоих красот, И твоего земнаго рая, И под тобой шумящих вод. Я не видал твоей вершины, Как шпиль твой впился в облака, Какия на тебе картины, Каков твой вид издалека. Я не видал, Гора святая, Твоих стремнин, отвесных скал, И как прекрасна даль морская, Когда луч солнца догорал…
-Ребята попробуйте сформулировать тему урока о чем сегодня пойдет речь?
Выдвигают версии.
В итоге формируется и записывается на доске темы урока
«История Афона»; «Святая Гора Афон и ее история»
Учитель:В настоящее время Афон – главный центр и оплот православного монашества. Множество гостей со всех уголков земного шара ежегодно посещают Святую Гору. Их значительная часть под впечатлением от увиденного в той или иной степени меняет свою жизнь, и своё отношение к жизни. Слайд 1
Сегодня мне будут помогать экскурсоводы географ и историки. (Опережающие задание ученикам подготовка информации о географическом положении Афона и об истории Святой горы Афон.)
Изучение нового материала
Ученик- географ Я расскажу о географическом положении Афона. Слайд 2-3
Афонский полуостров является крайней восточной оконечностью полуострова Халкидики- части Балканского полуострова. Полуостров небольшой по территории: всего 19 километров в ширину и 60 километров в длину. Это горная местность. Самая высокая гора- Афон (2033м. над уровнем моря). Римский поэт Никандр называл его "исполином, немного ниже звезд, стоящим среди безмерного моря".
Природа Афона действительно поражает своей красотой.
Каждого, кто впервые попадает сюда, не покидает мысль, что он оказался в зеленом райском саду, которого почти не коснулась рука человека.
Учитель: Ребята перед вами лежит карта Греции отметьте,пожалуйста где находится Афонский полуостров (отмечают) Слайд 4
Учитель: Слово предоставляется экскурсоводу –историку он нам расскажет об истории Афона
Ученик- историк 1
В 883 году Гора Афон объявлена местом для проживания монахов. Императором Византии Василием Македонянином. Пастухам и другим мирянам, которые раньше могли здесь находится закрыли доступ на территорию полуострова.
Есть немало преданий, связанных с Богородицей, о том что она там бывала и что она предрекла, что там будет монашеская республика. Поэтому один из эпитетов Святой горы это- удел Божией матери или сад Богородицы. В конце Х века император Алексей КомнинIзапрет на посещение Афона всем женщинам. В 1046 году император Константин IX Мономах официально закрепил за полуостровом название Святая Гора Афон, каковым оно остается до сих пор.Слайд 5-6
Учитель: Теперь давайте узнаем о том, какое значение имеет Афон для Руси. Нам расскажет следующий экскурсовод- историк.
Ученик –историк 2
Первая встреча Руси с Афоном произошла в 842 году, в царствование императора Михаила III, когда "приходила Русь на Царьград и многие русы крестились". В это время, вероятно, появились на Афоне первые русские иноки. Один из них основал на Святой Горе обитель с храмом в честь Успения Божией Матери. Официальное свидетельство о пребывании русских на Афоне- акт 1016года, под которым стоит подпись "монаха Герасима, пресвитера и игумена обители Русской". Позднее монастырь получил другое название —Ксилургу, т.е. обитель Древодела: видимо, и на Афоне русские занимались традиционным на Руси столярным и плотническим ремеслом. Слайд 7
Самый первый русский монах - преподобный Антоний Киево-Печерский -отправился на Афон ещё в княжение святого Владимира, то есть до 1015 года, и там принял постриг. Вернувшись на Русьон стал основателем Киево-Печерского монастыря.Слайд 8-9
В России хорошо знали об Афоне. Русские цари и патриархи в ХVIIвеке просили прислать в Россию списки прославленных афонских икон. Патриарх Никон основал на озере Валдай Иверский монастырь, который, по замыслу Никона, должен был стать Новым Афоном.Слайд 10
Учитель:Ребята прочтите отрывок из статьи
«Усердием русских благотворителей почти все чудотворные иконы на Афоне были украшены дорогими ризами с золотом и драгоценными камнями. Не раз мне приходилось видеть, как греческие монахи и миряне при виде этих шедевров от восхищения не могли произнести ни слова, только восторженно качали головами…» (автор Игумен Петр (Пиголь)
Учитель:Почему люди восхищались и восхищаются иконами? (ответы детей)
Давайте продолжим знакомство с историей присутствия русских монахов на Святой Горе Афон
Ученик –историк 1 В ХVIII веке произошел резкий упадок всего монашества и русского в том числе, но уже в ХIХ веке с приходом в русскую обитель преподобного Силуана Афонского происходит восстановление угасающей монашеской жизни на новую высоту. Слайд 11
Поток русских монахов на Афон прекратила советская власть. Их присутствие стало понемногу возрастать в 60-70-е годы XX века, когда Московской Патриархии удалось добиться ограниченной отправки русских монахов в Пантелеимонов монастырь.
Сегодня братия Пантелеимонова монастыря насчитывает около 50 человек. Это в разы меньше того, что было столетие назад, но интерес к Святой Горе, растущая потребность нового поколения россиян в духовном поиске позволяют надеяться: лучшие годы русского монашества на Афоне еще впереди.
Учитель:Невозможно переоценить значение Афона как богатейшей сокровищницы духовной мудрости. На протяжении веков в святогорских библиотеках трудились русские переписчики и переводчики.
На сегодняшний день в библиотекена Афоне в Свято-Пантелеимоновом монастыре зарегистрировано более 42 тысяч наименований книг; более 88тысяч томов, а также более 40 тысяч экземпляров различных брошюр на духовные темы. Слайд 12
В 863 году князь Ростислав пригласил из Византии двух братьев, христианских проповедников Кирилла и Мефодия, которые должны были вести богослужения. Естественно, для того чтобы их поняли, они должны были читать проповеди на славянском языке. А чтобы славяне могли читать Библию, написанную на греческом языке, Кирилл и Мефодий создали славянскую азбуку, которая получила название «кириллица».
Ребята давайте попробуем написать слово Афон на кириллице
Учитель: Многие прославленные монастыри и монашеские традиции на Руси возникли и развивались по образу и примеру святогорского монашества.
Перед вами лежат энциклопедии. Найдите пожалуйста какие монастыри были построены по подобию Афонских?
Главный храм Русской Свято-Успенской Богородичной обители «Ксилургу» послужил прообразом многих Успенских Соборов Русской Земли, в частности во Владимире и Москве. Слайд 13 Все эти храмы имели особое значение для Руси. Они являются наследованием традиций древнейшей русской обители на Афоне, но и, созданием, так сказать, «русской иконы» Святого Афона – как Удела Божией Матери на Руси, благодаря чему русская земля и получила право на столь ответственное наименование – Святая Русь.
Во многих храмах и церквях Святой Руси всегда можно встретиться со списками почитаемых афонских икон- это такие как «Иверской» - Вратарницы (Портаитиссы), «Скоропослушницы» ,«Троеручица» и многие другие.Своими явлениями и чудесами, исходящими от икон, Богородица и сейчас, проявляет Своё милосердие, внимая непрерывным молитвам.Слайд 14
Подведение итогов
Учитель: Ребята обратите внимание на доску. Здесь написаны термины я сейчас буду открывать их, а вы будете отвечать.
А теперь вы поработаете в парах и составите синквейн
Учитель Святая Гора Афон Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2016 году исполняется 1000 лет от первого письменного упоминания о существовании и деятельности на Святой Горе Афон древнерусского монастыря, через который осуществлялись духовные и культурные взаимосвязи.Президент России Владимир Путин и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетили Святую гору Афон. Столь высокий уровень представительства России оправдан — вэтому году отмечается тысячелетие присутствия русского монашества на Святой горе.
Домашнее задание Написать эссе на тему «святая Гора Афон»