kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г.

Нажмите, чтобы узнать подробности

интерактивный урок "Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?"обобщения  способствует развитию компетенций учащихся  в ходе практической деятельности. Урок составлен  на основе учебника  В.И. Уколовой и др. в рамках ФГОС.Класс делится на две группы: «египтяне» «шумеры». Представители групп должны показать преимущество своего варианта цивилизации. Настрой на успешную работу, включение в урок. Создается проблемная ситуация, используются документы,проводится анализ и  самооценкиа текстов; через кластер идет работа с терминами, используется рабочая тетрадь и строятся собственные доказательства. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г. »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 8

города Белореченска















Разработка урока

«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?»

(5 класс)







Анасьева Валентина Григорьевна,

учитель истории и обществознания















2014 г.




Тема: «Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?»

Тип урока: интерактивный урок обобщения и закрепления знаний; урок-диалог с элементами практикума

Цель урока: развитие компетенций учащихся в ходе практической деятельности.

УУД:

Личностные: 1. формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

2. формирование коммуникативной компетентности в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение;

Метапредметные: 1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (регулятивные)

2 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (познавательные)

3. умение организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе: находить общее решение (коммуникативные)

Предметные: 1. разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать

2.умение видеть развитие общественных процессов

3.умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позиции

Используемые понятия: Египет, Шумер, цивилизация, признаки цивилизации

Ожидаемый результат: закрепление знаний о цивилизациях Древнего Востока, развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся

Оборудование урока: карта «Древний Египет », карта «Древнейшие государства Мессопотами», рабочая тетрадь, карточки, тетрадь-экзаменатор, презентация к уроку.

Конспект урока истории в 5 классе составлен на основе учебника В.И. Уколовой В.И., Маринович Л.П. «История Древнего мира» 5 класс. М.,«Просвещение», 2012.






Ход урока


1. Организационный этап.

И осуществляется работа с

2. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.

? или ?

?!


Учитель обращает внимание на слайд, где тема урока записана следующим образом







Сейчас мы подумаем, прослушав две цитаты из произведений известных вам авторов, о чем сегодня пойдет речь на уроке.

Цитата 1. «Египет укреплен со всех сторон самой природой…Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, в нижней части Египта он образует дельту…Тем, кто видел наводнение Нила, оно окажется удивительным. День за днем вода увеличивается на столько, что под конец затопляет почти весь Египет…города и деревни лежат на искусственных насыпях» (Диодор Сицилийский, 1 в.до н.э.)

Цитата 2. «Вся страна, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Плодовые деревья там не произрастают, зато просо и ячмень бывают высотой с дерево…повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготавливают хлеб, вино, мед…» (Геродот, 1 в. до н.э.)

Учитель. Кто автор этих цитат?

О каких древних странах идет речь?

Формулировка проблемы.

Учащиеся формулируют и записывают проблему:


Египет или Шумер

?! Сравнить цивилизации







3. Актуализация знаний.

Учитель. Прежде, чем мы начнем сравнивать, давайте вспомним главные моменты, относящиеся к этим цивилизациям:

А). Тест с самооценкой. Распределите слова правильно: Египет или Шумер?


  1. Храм в Луксоре Ответы:

  2. Месопотамия Египет:1,4,6,7,*,10

  3. Клинопись Шумер: 2,3,5,6,9

  4. Долина Нила

  5. Урук

  6. Земледелие

  7. Страна бога Хапи

  8. Папирус

  9. Зиккурат

  10. Фараон.

Проводится анализ и самооценка текста

Б). Работа с терминами

Учитель. История человечества начинается на Древнем Востоке. Здесь родились первые цивилизации. Давайте вспомним, что означает термин «Цивилизация»? Каковы признаки понятия? Когда мы можем говорить о том, что это цивилизованное общество? Систематизируйте свои знания.. КЛАСТЕР:



Египет Шумер




5 6


1 10



4

7 9

2

3

8



Египет: Шумер:

1.Первые города-государства 6. Пирамиды, сфинкс

2.Изобретение колеса 7.Обширные знания в математике, медицине, астрономии

3.Принятие первых законов 8.Изобретение папируса

4.Создание клинописи 9.Создание иероглифического письма

5.Возникновение первых школ 10.Рождение прекрасного искусства)


Обобщается работа в группах, поощряются отличившиеся.

4. Интерактивная часть.

А). Работа с картой. Работа в группах

Работа с тетрадью.- экзаменатором. Стр.20

Выставляется слайд с картами и учащиеся выполняют работу в тетрадях.

  1. Где расположены Египет и Шумер?

  2. Какие реки там протекают?

  3. В какой части света находятся цивилизации?

  4. Чем похожи и чем отличаются их местоположение?

Б). Счет лет задачу, в которой упоминаются оба государства.

Учитель. Давайте выясним, какая цивилизация более древняя. Археологи Египет и Шумер установили, что в Мессопотамии земледелие возникло в 7 тыс. до н.э., а в 4 тыс.до н.э. уже существовали города Ур и Урук. Объединение Верхнего и Нижнего Египта фараоном Миной произошло в 3.тыс. до н.э.

Покажите на линии времени эти даты. Как вы считаете, какая из цивилизаций возникла раньше?

В). Решение задач. Работа в группах

Учитель. Составим и решим задачу. Выполняем это задание в группах, объясняем друг другу и оцениваем работу друг друга. Представители от групп устно расскажут задачу про Египет и Шумер. Один из группы должен составить задачу, в которой упоминаются оба государства.

Ответы учащихся:

Задача1. Сколько тыс. лет назад возникла цивилизация в Египте, если она возникла в 3 тыс. до н.э.? (Считать с 2012 г)

Решение: 3000 тыс. лет до н.э. + 2012 лет н.э =5012 лет назад

Задача 2. Сколько тыс. лет назад возникла цивилизация в Шумере, если она возникла в 4 тыс. до н. э.?

Решение: 4000 тыс.до н.э +2012 лет н.э = 6012 лет назад

Задача 3. Сосчитайте, какая цивилизация возникла раньше и на сколько?

Учащиеся делают выводы, что цивилизация в Шумере более древняя, она возникла раньше.

Г). Диалог о признаках цивилизации. Кто назовет больше

- одним из признаков цивилизации являются города. Найдите их на карте своей цивилизации и назовите. Кто из вас помнит, как выглядят эти города?

- подумайте, почему не горят рукописи Междуречья? Какое ремесло было самым уважаемым в Египте? О каком признаке цивилизации идет речь?

- что еще мы должны вспомнить, чтобы определить наличие третьего признака цивилизации?

- работая в группах, проверяем, знаем ли мы названия памятников цивилизации? Где, на ваш взгляд, больше культовых сооружений?

-как назывались правители в Египте? Имена каких фараонов помните?

- что известно нам о правителях Шумера? Кем еще они были?

- о каком признаке цивилизации нам говорит наличие правителя?

Д) Доказательство.

Учитель. Теперь, когда мы вспомнили все необходимые факты, вы можете доказать, что на Востоке существовала цивилизация?


Постройте по схеме свои доказательства:

Я считаю, что в……….

существовала цивилизация,

потому, что 1) 2) 3) 4) 5)


  1. Анализ урока.

А). Рефлексия.

Ребята. Мы с вами вспомнили про две цивилизации. Какая из них вам понравилась больше? (Голосование)

Удалось ли нам сравнить эти цивилизации?

Чему вы научились сегодня на уроке?

Что нового узнали?

Что вам понравилось ?

Кто или что вам не понравилось?

Как ты оцениваешь свою работу на уроке:

Спасибо всем за урок!




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г.

Автор: Анасьева Валентина Григорьевна

Дата: 20.06.2014

Номер свидетельства: 107511


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства