«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г.
«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г.
интерактивный урок "Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?"обобщения способствует развитию компетенций учащихся в ходе практической деятельности. Урок составлен на основе учебника В.И. Уколовой и др. в рамках ФГОС.Класс делится на две группы: «египтяне» «шумеры». Представители групп должны показать преимущество своего варианта цивилизации. Настрой на успешную работу, включение в урок. Создается проблемная ситуация, используются документы,проводится анализ и самооценкиа текстов; через кластер идет работа с терминами, используется рабочая тетрадь и строятся собственные доказательства.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер» Анасьева В.Г. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 8
города Белореченска
Разработка урока
«Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?»
(5 класс)
Анасьева Валентина Григорьевна,
учитель истории и обществознания
2014 г.
Тема: «Цивилизация Древнего Востока. Египет или Шумер?»
Тип урока: интерактивный урок обобщения и закрепления знаний; урок-диалог с элементами практикума
Цель урока: развитие компетенций учащихся в ходе практической деятельности.
УУД:
Личностные: 1.формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
2. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение;
Метапредметные: 1. умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата (регулятивные)
2 умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации (познавательные)
3. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе:находить общее решение (коммуникативные)
Предметные: 1. разделять целое на части. Выявлять главное. Обобщать
2.умение видеть развитие общественных процессов
3.умение, опираясь на опыт предков, определить свою мировоззренческую, гражданскую позиции
Ожидаемый результат: закрепление знаний о цивилизациях Древнего Востока, развитие коммуникативных навыков и логического мышления учащихся
Оборудование урока: карта «Древний Египет », карта «Древнейшие государства Мессопотами», рабочая тетрадь, карточки, тетрадь-экзаменатор, презентация к уроку.
Конспект урока истории в 5 классе составлен на основе учебника В.И. Уколовой В.И., Маринович Л.П. «История Древнего мира» 5 класс. М.,«Просвещение», 2012.
Ход урока
1. Организационный этап.
И осуществляется работа с
2. Постановка целей и задач урока.Мотивацияучебной деятельности учащихся. Создание проблемной ситуации.
? или ?
?!
Учитель обращает внимание на слайд, где тема урока записана следующим образом
Сейчас мы подумаем, прослушав две цитаты из произведений известных вам авторов, о чем сегодня пойдет речь на уроке.
Цитата 1. «Египет укреплен со всех сторон самой природой…Нил течет тихо и увлекает с собой много различной земли, в нижней части Египта он образует дельту…Тем, кто видел наводнение Нила, оно окажется удивительным. День за днем вода увеличивается на столько, что под конец затопляет почти весь Египет…города и деревни лежат на искусственных насыпях» (Диодор Сицилийский, 1 в.до н.э.)
Цитата 2. «Всястрана, подобно Египту, всюду перерезана каналами. Самый большой из этих каналов судоходен. Плодовые деревья там не произрастают, зато просо и ячмень бывают высотой с дерево…повсюду на равнине растут финиковые пальмы, в большинстве плодоносные. Из плодов пальм приготавливают хлеб, вино, мед…» (Геродот, 1 в. до н.э.)
Учитель. Кто автор этих цитат?
О каких древних странах идет речь?
Формулировка проблемы.
Учащиеся формулируют и записывают проблему:
Египет или Шумер
?! Сравнить цивилизации
3. Актуализация знаний.
Учитель. Прежде, чем мы начнем сравнивать, давайте вспомним главные моменты, относящиеся к этим цивилизациям:
А). Тест с самооценкой. Распределите слова правильно: Египет или Шумер?
Храм в Луксоре Ответы:
Месопотамия Египет:1,4,6,7,*,10
Клинопись Шумер: 2,3,5,6,9
Долина Нила
Урук
Земледелие
Страна бога Хапи
Папирус
Зиккурат
Фараон.
Проводится анализ и самооценка текста
Б). Работа с терминами
Учитель. История человечества начинается на Древнем Востоке. Здесь родились первые цивилизации. Давайте вспомним, что означает термин «Цивилизация»? Каковы признаки понятия? Когда мы можем говорить о том, что это цивилизованное общество? Систематизируйте свои знания.. КЛАСТЕР:
Египет Шумер
5 6
1 10
4
7 9
2
3
8
Египет: Шумер:
1.Первые города-государства 6. Пирамиды, сфинкс
2.Изобретение колеса 7.Обширные знания в математике, медицине, астрономии
3.Принятие первых законов 8.Изобретение папируса
4.Создание клинописи 9.Создание иероглифического письма
5.Возникновение первых школ 10.Рождение прекрасного искусства)
Обобщается работа в группах, поощряются отличившиеся.
4. Интерактивная часть.
А). Работа с картой. Работа в группах
Работа с тетрадью.- экзаменатором. Стр.20
Выставляется слайд с картами и учащиеся выполняют работу в тетрадях.
Где расположены Египет и Шумер?
Какие реки там протекают?
В какой части света находятся цивилизации?
Чем похожи и чем отличаются их местоположение?
Б). Счет лет задачу, в которой упоминаются оба государства.
Учитель. Давайте выясним, какая цивилизация более древняя. Археологи Египет и Шумер установили, что в Мессопотамии земледелие возникло в 7 тыс. до н.э., а в 4 тыс.до н.э. уже существовали города Ур и Урук. Объединение Верхнего и Нижнего Египта фараоном Миной произошло в 3.тыс. до н.э.
Покажите на линии времени эти даты. Как вы считаете, какая из цивилизаций возникла раньше?
В). Решение задач. Работа в группах
Учитель. Составим и решим задачу. Выполняем это задание в группах, объясняем друг другу и оцениваем работу друг друга. Представители от групп устно расскажут задачу про Египет и Шумер. Один из группы должен составить задачу, в которой упоминаются оба государства.
Ответы учащихся:
Задача1. Сколько тыс. лет назад возникла цивилизация в Египте, если она возникла в 3 тыс. до н.э.? (Считать с 2012 г)
Решение: 3000 тыс. лет до н.э. + 2012 лет н.э =5012 лет назад
Задача 2. Сколько тыс. лет назад возникла цивилизация в Шумере, если она возникла в 4 тыс. до н. э.?
Решение: 4000 тыс.до н.э +2012 лет н.э = 6012 лет назад
Задача 3. Сосчитайте, какая цивилизация возникла раньше и на сколько?
Учащиеся делают выводы, что цивилизация в Шумере более древняя, она возникла раньше.
Г). Диалог о признаках цивилизации. Кто назовет больше
- одним из признаков цивилизации являются города. Найдите их на карте своей цивилизации и назовите. Кто из вас помнит, как выглядят эти города?
- подумайте, почему не горят рукописи Междуречья? Какое ремесло было самым уважаемым в Египте? О каком признаке цивилизации идет речь?
- что еще мы должны вспомнить, чтобы определить наличие третьего признака цивилизации?
- работая в группах, проверяем, знаем ли мы названия памятников цивилизации? Где, на ваш взгляд, больше культовых сооружений?
-как назывались правители в Египте? Имена каких фараонов помните?
- что известно нам о правителях Шумера? Кем еще они были?
- о каком признаке цивилизации нам говорит наличие правителя?
Д) Доказательство.
Учитель. Теперь, когда мы вспомнили все необходимые факты, вы можете доказать, что на Востоке существовала цивилизация?
Постройте по схеме свои доказательства:
Я считаю, что в……….
существовала цивилизация,
потому, что 1) 2) 3) 4) 5)
Анализ урока.
А). Рефлексия.
Ребята.Мы с вами вспомнили про две цивилизации. Какая из них вам понравилась больше? (Голосование)