Вопросы исследования: Каково место цивилизации кочевников в процессе мировой истории? ИР: учащимся предлагается сокращенный текст о цивилизации кочевников. На основе текста выполняются следующие задания: Задание: Позиция (Я считаю,что,..) Объяснение (...потому что...) Пример (я могу доказать это на примере...) Следствие (исходя из сказанного, делаю вывод...) Критерии индивидуально выполняемой работы: Рациональное использование выделенного времени; Выполнение заданий по инструкции; Не мешать работе своих сверстников; При возникновении вопроса поднять правую руку и дать знак учителю; При преждевременном выполнении задания, перепроверить заново свою работу У в целях расширения и дополнения знаний учащихся можно организовать коллективное обсуждение Г класс разделен на группы, им предлагается текст, содержащий разные взгляды о цивилизации кочевников Задание: І группа: насколько точны позиции взглядов о кочевниках европейских ученых XVIII—XIX веков? ІІ группа: Как изменились взгляды ученых Европы XX века о кочевниках? ІІІ группа: было ли какое-то влияние на ход мирового исторического процесса цивилизации кочевников по исследованиям Л.Н. Гумилева? ІV группа: аналитики объективно оценивают работу 3-х групп, комментируют их утверждения Критерии работы в группе: Между собой назначить спикера группы; Рациональное использование времени; Участие каждого в групповой работе; Внимательно слушать защиту работы спикера другой группы; Уважать мнения своих сверстников; У требует от учащихся конкретной аргументации ответа на основе полученных знаний. При необходимости нужно оказать поддержку учащимся. О Учащиеся пишут эссе на тему «Каково значение цивилизации кочевников в процессе мировой истории?»; Критерии: Введение (обзор цивилизации кочевников) Основная часть. Приведение как минимум 3 аргументов для раскрытия значения цивилизации кочевников; Заключение. Составление гипотезы и выводов, умозаключений на основе полученных знаний |