kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Церковь и государство в в конце XY- начале XYI вв.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

сформировать представление о создании нового централизованного государства и роли церкви в объединении земель.

Задачи урока:

продемонстрировать, как сообразно тому времени создается централизованное государство, что является го стержнем и основой. Обратить внимание ни средства, которыми служили: духовность, народность и православие, актуализировать знания учащихся  о взаимоотношениях Русской православной церкви с государством.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Церковь и государство в в конце XY- начале XYI вв. »

Открытый урок по истории России 6 класс

на тему: Церковь и государство в XV–XVI вв.

Цели урока:

  • сформировать представление о создании нового централизованного государства и роли церкви в объединении земель.

  • актуализировать знания учащихся

  • рассказать о взаимоотношениях Русской православной церкви с государством.

Задача. Продемонстрировать, как сообразно тому времени создается централизованное государство, что является го стержнем и основой. Обратить внимание ни средства, которыми служили: духовность, народность и православие.

Основные понятия: церковь, икона, ересь, иосифляне, нестяжатели, Москва – 3 Рим.

Выдающиеся личности: Ивана III, Филофей, Василий III.

Оборудование: мультимедийный проектор, карта «Российское государство в XVI веке», учебник для учащихся общеобразовательных учреждений «История России с древнейших времен до конца XVIв.» Под ред. А. А. Данилова, Л. Г. Косулиной. 2014 г, раздаточный материал, схема саморефлексии.

План изучение новой темы:

  1. Работа с эпиграфом.

  2. Проверка домашнего задания и повторение изученного материала.

  3. Роль церкви в истории российского государства.

  4. Нестяжатели и иосифляне. Работа с текстом учебника. Заполнение таблицы.

  5. Закрепление знаний. Тест.

  6. Работа с раздаточным материалом. Создание синквейна.

  7. Вывод по уроку и домашнее задание, рефлексия.

«Мы божьею милостию государи на своей земле изначале»
Иван III (на приеме послов 1488 г.)

Ход урока

Добрый день ребята. Сегодня на уроке, мы с Вами рассмотрим, как создавалось единое государство московское. Тема «Государство и церковь в XV веке», очень интересная и важная для понимания последующих событий в истории России.

Обратите внимание, у каждого на столах лежит раздаточный материал, работать с ним мы тогда, когда придет время. Хорошо? Отложите его пока в сторону.

Эпиграфом к уроку служат слова Ивана III, сказанные им самим же на приеме послов в 1448 г. «Мы божьею милостию государи на своей земле изначале». Как вы это понимаете, вы мне скажите чуть позже.

А сейчас все внимание на экран. Слайд 2 (Презентация)

Давайте вместе вспомним, кто же такой Иван III, а поможет нам в этом цитата Карла Маркса?

Вопросы:

Всем понятно слово колоссальный??? Подберите к нему синонимы?(мощный, огромный.)

О каком царстве-государстве идет речь?

Где оно расположено, как понимать, между татарами и литовцами?

Что мы знаем о политике Ивана III?

Подскажите мне два главных дела всего его царствования, решением каких проблем он занимался всю свою жизнь? Самые важные, самые главные внешнеполитические задачи: Слайд 3 

После смерти Ивана III, великим московским князем стал его сын Василий III, который правил с 1505 по 1533 г. За это время завершил процесс собирание русских земель в одно государство.

Ребята, а какие земли присоединились к Москве к 1521г.?

Да, верно, Псков 1510, Смоленск 1514, Рязань 1521 г. Тем самым, предопределил окончательное собирание русских земель, одолев в нелегкой борьбе независимых и сильных соперников Москвы – Тверь, Новгород, Псков.

Слайд 4  

Ликвидируются княжества, а их некогда безоговорочные хозяева один за другим «склоняются» под руку Москвы.  

Слайд 5  

Какой вывод напрашивается сам собой? Что произошло?

Образуется государство со столицей. При Иване III, первом по настоящему национальным властителе, представители Московской династии Рюриковичей появился герб в виде двуглавого орла, единая монета, на великокняжеской печати была надпись «государь всея Руси». Территория Московского княжества выросла примерно в шесть раз.

Слайд 6  

Зародившемуся государству нужна основа, которой стала религия.

А сейчас мы с Вами попробуем смоделировать, сконструировать, создать образ.

Построим пирамиду (детский конструктор пирамидки, с держателем и без него), это наше государство, отдельные части, бывшие княжества.

Моя рука – это ветер перемен.

Как-то качается, неустойчиво. Пытаемся!!!!!

Разваливается!!!! Падает!!!!!! А почему мы так легко ее разламываем? Нет стержня, опоры?

А что служит опорой в государстве? На кого опирается государь, имеющий полноту светской власти?

Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?

Трудно, хорошо, подберите мне ассоциации к слову ВЕРА.

Икона, верно.

Преподобный Андрей Рублёв, автор величайшего творения церковной живописи – иконы «Троица».

Слайд 7  

Церковь, правильно.

Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе? 

Разбираем Икону.

Что такое Троица? Это три путника, 3 ангела, которые пришли возвести о рождении Христа.

То ли они вкушают пищу, то ли ведут беседу, то ли просто задумались?

В иконе передано и действие (один из ангелов протягивает руку за жертвенная чашей на столе), и беседа (ангелы склоняют друг к другу головы, словно погружены в разговор), и задумчивое созерцание (лица их задумчивы, словно унеслись они в мир светлой мечты). Здесь господствует мир тишина и покой.

Посмотрите внимательно Ребята, как они сидят? Что можно сказать по этому поводу?

Круг по природе своей вызывает впечатление неподвижности и покоя. Удобно, всех видно, можно рассмотреть лица!!

А какие тона, цвета вы видите?

Чистые тона, особенно васильково-голубой, прозрачно-зеленый, золотистый сливаются. Светло-лиловый цвет одежд свидетельствует о царственном достоинстве. Все это – указания на первое лицо Святой Троицы. Отец. Творец.

Ангел с правой стороны изображен в верхней одежде дымчато-зеленого цвета. Это ипостась Святого Духа, именуемого животворящим. Древо – за спиной среднего ангела (Сын есть Жизнь).

По толкованию греков, образ Троицы – не только воплощение Триединого Божества, но и образ веры, надежды и любви. Для Руси образ Троицы всегда имел особенное звучание. В творении преподобного Андрея Рублева, помимо высочайших богословских истин, люди увидели и призыв к объединению страны, сложившейся из трех основных народов. Призыв этот не потерял актуальности и по сей день.

Какие чувства вызывает у ВАС эта икона?

Что с точки зрения средневековых людей было важным? Без чего жизнь общества невозможна? Что составляет главный духовный мир человека?

Церковь, правильно.

Зачем она нужна? Какую функцию она выполняет в обществе?

Обогащает внутренний мир человека, устанавливает правила, нормы жизни, да?

Глава византийской церкви – Константинопольский патриарх, назначил главу русской церкви – митрополита. К началу XV века Византия пришла в упадок, ей угрожали завоеванием турки – сельджуки. Византийцы обратились за помощью к Папе Римскому. Тот обещал помочь, но при условии объединения 2 церквей – католической и православной. В 1439 г. заключена уния, союза, которую не признала Русская православная церковь и объявила независимость от Константинополя.

Подскажите мне, Какую роль церковь играла на Руси? Вспомните, когда было принято христианство?

988г. Владимир пытался объединить языческие племена в одну народность для укрепления государства и международного положения Руси. Улучшились нравы, исчезло многоженство, кровная месть, люди стали больше помогать бедным.

Помогла ли церковь в борьбе с монголо – татарами?

Церковь связывала русский народ, даже во время раздробленности, вдохновляла, защищала. Она поддержала гибкую политику Александра Невского с Золотой Ордой, вдохновляла Дмитрия Донского в Куликовской битве. Сергий Радонежский благословил князя и дал ему в помощь Дмитрию двух монахов – Пересвета и Ослаблю. Таким образом, церковь способствовала становлению Российского государства.

К изучаемому времени относится теория псковского монаха Филофея о предназначение Российского государства. В послании Василию III он утверждал, что «Москва – это 3 РИМ», 1 пал из – за ересей, второй (Константинополь) из – за унии к католичеству.

«Два Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», – писал Филофей, обосновывая крепость веры.

Теория признаёт русское государство защитником истинной веры – православия, закрепляет за ней особое историческое призвание. Москва - политический и церковный центр мирового значения. Московские князья провозглашались преемниками римскихи и византийских императоров.

Слайд 8  

Но это ВАМ рассказала я, а историки верят документам, давайте же найдем подтверждение моим словам из текста документа на стр. 191-192 учебника.

Слайд 9

  1. Что за тревога охватила общество?

  2. Почему или за что был низложен митрополит Исидор?

  3. Как к этим сборам отнеслись москвичи и великий князь? Кто такой митрополит Иона? Почему так называется документ?

  4. Последствия, вывод из документа?

Возросло влияние русской православной церкви, она перестала зависеть от греческой, хотя считалась её правопреемницей.

Все правильно, верно, спасибо.

Но это мы говорим об официальной церкви, о служителях, которые выступали на стороне государя. Но мнения некоторых не совпадают с вышеозвученным, есть учения, которые спорят с официальной версией церкви, из курса средневековой Европы вы должны уже знать. Кто это такие?

Не помните, как они называются?

Ересь – течение, отклонившееся от официальной церковной доктрины.

У всех у них свой взгляд на официальные версии, на нормы, установленные церковью. Их действительно было великое множество, но мы остановимся в сравнительной характеристике лишь 2. Я предлагаю рассмотреть в виде таблицы и заполнить её из учебника на раздаточном материале. 2 колонки, 3 строки.

Стр. 185, 188-189 вашего учебника. У Вас есть 3 минуты. Первый вариант заполняет Иосифлян, второй вариант – нестяжателей.

  1. Лидер, его имя, можно и в миру, и после крещения сана.

  2. Как представляли себе церковь НИЛ Сорский и ИОСИФ Волоцкий? Какой она должна быть? Что в ней должно быть?

  3. Отношение церкви к власти, как выстраиваются они? Внимательно читайте пункты.

  4. Имя великого князя, кто покровительствовал тем и ли иным ересям

Нестяжатели

 

Иосифляне

Нил Сорский

Лидер

Иосиф Волоцкий

Бедность церкви

Идеал церкви

Богатство церкви

За сильную власть великого князя

Отношение церкви к власти

Власть церкви выше власти князя

Иван III покровительствовал

Покровитель

Василий III поддерживал

Вот так должна выглядеть заполненная таблица. Слайды 10-11   

Иван III поддерживал нестяжателей, потому что они выступали за бедную церковь, он хотел отобрать монастырские владения, чтобы раздать их своему войску. Иосифляне же защищали монастырские владения и утверждали, что церковь подобна солнцу. Их лидер Иосиф Волоцкий писал в начале XVI века о царе Василии III, что он подобен Богу. А Василий 3 поддерживал их, считая, что церковь должна быть богатой, чтобы заниматься благотворительностью.

Давайте повторим и закрепим наши знания, выполнив тест.  

Слайды 12-17  

ВЫВОД:

  1. Воссоединение всех частей русской земли.

  2. Прочная духовная основа и преемственные традиции.

  3. Появление сильной духовной власти.

Русская православная церковь играла важную роль в жизни московского государства. Среди духовенства существовали разные течения, идеи по устройству церкви. Но никто из них неумолял ее значения в процессе объединения земель, в становлении духовности русского народа и особого колорита культуры.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Церковь и государство в в конце XY- начале XYI вв.

Автор: Самочкина Гульназ Хуснулловна

Дата: 05.04.2015

Номер свидетельства: 197500


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства