Просмотр содержимого документа
«Центробежные и центростремительные тенденции на пространстве СНГ»
Центробежные и центростремительные тенденции на пространстве СНГ
Процесс развития СНГ характерен действием центробежной и центростремительной тенденций. Первая отражала собой, прежде всего, быстрое и в основном спонтанное разрушение старой системы организации и жизни общества с ее глубокими противоречиями, массой нерешенных проблем, которые накапливались десятилетиями и не находили своего разрешения. Одновременно с этим все в большей степени (по мере становления новых независимых государств) стали проявляться противоречия, связанные с различием национально-государственных интересов стран Содружества. Под действием этих факторов и сопряженных с ними обстоятельств ломались старые межреспубликанские, межотраслевые и внутриотраслевые хозяйственно-финансовые связи, технологические цепочки между предприятиями стран Содружества. Этой обстановкой воспользовались ведущие страны Запада (прежде всего США и страны ЕС). Их представители из многочисленных государственных, полугосударственных и частных ведомств и организаций буквально «наводнили» страны СНГ своими программами помощи в формировании и развитии рыночной экономики и демократии. Хотя в этих действиях явно просматривались собственные интересы зарубежных государств, а подчас и самих эмиссаров, многие политические элиты, партии и движения в странах СНГ (особенно в Грузии, Молдавии, на Украине) сделали ставку на преимущественное развитие отношений со странами Запада в ущерб сотрудничеству с Россией. В этих условиях произошло сильное расхождение позиций данных государств по важнейшим политическим и хозяйственным вопросам с Россией, что, в свою очередь, во многом усилило дезинтеграционную тенденцию на пространстве Содружества. [88]
Негативное влияние на процессы интеграционного сближения оказал и финансовый кризис в России, начавшийся в августе 1998 г. и обусловивший крупное падение внешнеторгового оборота и инвестиционного сотрудничества между странами СНГ. [88]
Вместе с тем на всем постсоветском пространстве продолжали действовать факторы, способствующие объединительным, интеграционным процессам. К ним следует отнести, прежде всего, наличие близких и емких рынков сбыта традиционных товаров и неравномерность размещения и эксплуатации месторождений природных ископаемых. После распада СССР и разделения его территории на 15 государств минерально-производственный комплекс России и других стран СНГ оказался в изолированном состоянии, вследствие чего там обнаружился как дефицит сырьевой базы по многим видам полезных ископаемых, так и серьезные сложности по их рынкам и транспортировке. Вследствие этого фактора в экономике России и других государств на постсоветском пространстве появились новые уязвимые места. Например, добыча отечественного природного урана уже в настоящее время покрывает не более 20% потребностей российских реакторов, а к 2020 г. эти потребности возрастут (по прогнозу специалистов Федерального агентства по недропользованию) в 1,6 - 1,7 раза. В то же время крупные урановые месторождения и предприятия по производству урана находятся в Казахстане, Киргизии и Узбекистане. Так, если Россией в 2003 г. было произведено 3070 тонн урана, то в Казахстане - 3346 тонн. [126]
Транспортные сети, по которым Россия экспортировала нефть и газ в европейские страны, оказались в пределах новых независимых государств -Белоруссии, Украины и стран Балтии, а это потребовало согласований, разработки, принятия и выполнения соответствующих межгосударственных соглашений.
Свои специфические моменты проявились и в других отраслях и регионах на всем постсоветском пространстве.
Так, если самодостаточность Центрально-Азиатского региона первичными топливно-энергетическими ресурсами (по оценке Секретариата Интеграционного комитета ЕврАзЭС) в последнее время в целом составляла 1,72 за счет запасов и производства нефти и газа в Казахстане, Туркменистане и Узбекистане, то самодостаточность Киргизии и Таджикистана вследствие небольших запасов этих ресурсов составляла, соответственно, 0,58 и 0,35 и, поэтому, они являются импортерами этих продуктов. В то же время Киргизия и Таджикистан располагают значительными запасами водных ресурсов, нехватку которых испытывают Туркменистан, Казахстан и Узбекистан. В пределах Таджикистана формируется 43,4% общего стока рек бассейна Аральского моря, в Киргизии - 25,1%, тогда как в Узбекистане - 9,6%, Казахстане - 2,1%, Туркменистане - 1,2%. [127]
Однако объективная необходимость хозяйственной кооперации в отношении всех 12 стран СНГ (вместе взятых) в достаточной степени реализована не была и Содружество пока не стало новым экономическим интеграционным блоком и, фактически, исполняло роль своеобразной международной политической структуры, помогающей только лишь мирно развести бывшие республики СССР.