1 | I. Организационный момент урока, мотивация учащихся на работу: А) Постановка учебных целей и задач; Б) Проверка домашнего задания | Создает условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»), создание позитивного настроя, контроль правильности ответов учащихся с учетом типа восприятия учащихся. (Кто любит слушать, слушайте внимательно. Кому нравится смотреть, внимательно рассмотрите иллюстрации, кому необходимо, возьмите учебник в руки, ощутите мудрость книги) Где мы с вами сейчас находимся и зачем пришли сюда? Как вы думаете, в Древнем Египте была школа? А что изучали в древнеегипетской школе? Вам интересно узнать? Значит, сегодня на уроке мы будем изучать… Слайд 1,2. Работа в парах. Слайды 3,4. | Формулировка темы и цели занятия, выдвигают версии Выполняют индивидуальные задания. Решение теста и взаимопроверка в парах. | П: Развитие умения формулировать тему (используя иллюстративный материал) К: Развитие умения слушать учителя и строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Формирование умения поставить цель урока К: Умение работать в парах Р:Умение понимать и сохранять учебную задачу, анализировать и контролировать ситуацию. | Аудиалы слушают учителя и учеников Визуалы смотрят на слайды Кинестетики Запись даты и темы в тетрадь и на доску Аудиалы слушают учителя Визуалы смотрят на слайды Кинестетики вписывают ответы в бланк теста |
2 | II. Основная часть урока: Изучение нового материала Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону 1. Школы в Древнем Египте | Организует диалог, беседу. Следит за выполнением работы учащихся. Коррекция ошибочных и неточных ответов. Вот уже пятый год вы ходите в школу. Сейчас школа – это отдельное, самостоятельное здание. А в Древнем Египте школы открывались при храмах – подумайте, кто выступал в роли учителей? Как вы думаете, кого готовили в египетских школах? (см. изображение писца в учебнике на стр. 58). Знание грамоты открывало доступ к государственной службе и к обеспеченной жизни. В наши дни в школе учатся все дети без исключения. Сколько лет сейчас продолжается обучение? Платят ли за него ваши родители? Предположите, все ли дети могли учиться в древнеегипетской школе. Слайды 5. Давайте представим себя в древнеегипетской школе. | Работа в парах. Ответы на простые и проблемные вопросы Учителями в школах были жрецы. Там готовили чиновников-писцов Учатся 11 лет, обучение бесплатное. Там могли учиться только дети состоятельных родителей. Обучение в древнеегипетской школе стоило дорого. | П: Развитие умения формулировать ответ К: Уметь слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух Р: Проявляют интерес к учебному материалу | Аудиалы слушают учителя и учеников Визуалы смотрят на слайды Кинестетики рассматривают иллюстрации, находят новую информацию, отвечают |
| 2. Письменность | Организует диалог, беседу. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выявляет типичные ошибки и пробелы. Организует работу в группах. Вспомните: когда вы пришли в школу, то чему, каким действиям, вас обучали в первую очередь? Наш первый урок – письмо. Первыми знаками для письма были рисунки. Знаете ли вы, как назывались египетские буквы? Выучить иероглифы было очень трудно по нескольким причинам. Вспомните, сколько букв в русской азбуке? Иероглифов было больше – 750. Многие слова изображались рисунками. Предположите, как египтяне могли обозначать следующие слова: “солнце”, “идти”, “плакать” Подумайте, всегда ли был удобен такой способ изображения? Как, например, записать фразу “Я тебя уважаю”. Некоторые рисунки могли обозначать и слова, и отдельные звуки. Например: изображение закрытого рта – это и слово “рот” и звук “р”; изображение дома – это и слово “дом”, и сочетание “дм”. Слайд 6,7. В египетском письме не было гласных букв. Давайте подумаем, чем это было неудобно. Например, у нас есть иероглиф “ДМ” – какие слова он может обозначать? Как определить какое слово мы написали? Нужен значок-определитель, который не читался, а только подсказывал, о чем идет речь. Например, иероглиф, напоминающий идущие ноги. Так почему же было так сложно учиться в египетской школе? Где можно встретить надписи, сделанные иероглифами? (см. учебник, стр. 52-53). Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? Лишь в начале ХIХ века этот секрет был раскрыт французским ученым Франсуа Шампольоном. Слайды 8,9. Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? Материал для письма называется папирус. Возьмите раздаточный материал и по рисункам составьте рассказ о том, как и из чего его делают папирус (1 группа); составьте рассказ о письменных принадлежностях (2 группа); подготовьте ответ на вопрос, почему писцы были самыми уважаемыми людьми (3 группа) Слайд 10. | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Читать, писать и считать. Иероглифы, что в переводе означает “священное письмо». 33 Учащиеся на доске чертят возможные иероглифы для обозначения этих слов. Сравнивают их с египетскими иероглифами. Делают вывод. Иероглифы воспроизводятся на доске. Дом, дым, Дима, идем, дама. Иероглифы воспроизводятся на доске. Много иероглифов, их сложно выучить. На стенах пирамид, на обелисках, в храмах. Иероглифами написана египетская “Книга мертвых” Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой. Слушают доклад ученика о Франсуа Шампольоне, смотрят слайды Нужен материал для письма и письменные принадлежности Самостоятельная работа в группах, составляют рассказы, выбирают выступающего. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух, работать в группах. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | Аудиалы слушают учителя и учеников, отвечают Визуалы смотрят на слайды, составляют рассказ по рисункам, отвечают Кинестетики встают и отвечают, записывают термины и решение познавательных задач на доске и в тетради. |
| 4. Математика | Задание по слайдам. Организует диалог, беседу. Практическая работа – измерение участков. Арифметика – раздел математики, изучающий простейшие числа и арифметические действия. Слайд 11. Посмотрите на слайды и раздаточный материал и запишите предлагаемые числа древнеегипетскими цифрами. Попробуйте складывать и вычитать числа в такой записи. Какие цифры использовать легче? Наука геометрия тоже зародилась в Египте. Это слово по происхождению греческое, оно состоит из двух слов: “гео” – земля и “метрос” – измерять. Как мы переведем слово “геометрия” на русский язык? Глядя на изображения, давайте подумаем, кому в Древнем Египте приходилось часто измерять землю? Слайд 12. Тем же занимались и чиновники (писцы) – но для чего? Египетская система мер была основана на пропорциях человеческого тела. Главной единицей измерения был локоть – величина, равная расстоянию от локтя до кончиков пальцев. Давайте найдем у себя на руках эту величину. Следующая единица измерения – ладонь, она состояла из 4 пальцев. Задания: - измерьте длину и ширину своей парты (в локтях и ладонях); свой учебник (в ладонях); ручку (в пальцах). | Ответы на простые и проблемные вопросы. Решение познавательных задач. Составляют числа из древнеегипетских цифр Легче использовать арабские цифры, считать числа, записанные древнеегипетскими цифрами сложно. Измерение земли. Крестьяне, восстанавливая границы участков после разлива Нила, ежегодно измеряли землю. Строители, при строительстве пирамид. Чтобы определить размер налога с каждого участка. Делают измерения и записывают результаты. | П: Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р: Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | Аудиалы слушают учителя и учеников, отвечают Визуалы смотрят на слайды, составляют числа по рисункам, отвечают Кинестетики встают и отвечают, записывают термины и решение познавательных задач на доске и в тетради, делают измерения. |
| 5 Астрономия | Организует микроисследование – сравнение календарей. Кроме расстояний, египтяне умели измерять время. Наблюдая за ночным небом, определяя движение небесных светил, египтяне составили точный календарь и могли предсказать, в какой день произойдет разлив Нила. Они первыми подсчитали количество дней в году, разделили их на месяцы, а месяцы – на недели. Слайд 13. О развитии какой науки мы можем говорить на основании этого факта? Сравните древнеегипетский календарь и современный назовите сходства и отличия. | Микроисследование в парах – сравнение календарей. Астрономии Сравнивают календари, делают выводы, называют сходства и отличия. | П:Развитие умения формулировать ответ, решать познавательные задачи, сравнивать и делать выводы. К: Развитие умения слушать учителя и учеников, строить понятные для всех высказывания, произносить варианты вслух. Р:Проявляют интерес к учебному материалу, понимать и сохранять учебную задачу. | Аудиалы слушают учителя и учеников, сравнивают, обобщают, отвечают. Визуалы смотрят на слайды, записывают данные, отвечают Кинестетики встают и отвечают, записывают термины и решение познавательных задач на доске и в тетради. |
3 | III. Подведение итогов. Рефлексия. | Давайте подведем итог, какими достижениями древних египтян мы пользуемся до сих пор? Скажите, мы достигли поставленной в начале урока цели? Каковы ваши впечатления? | Делают вывод. Календарь, знания из области математики и астрономии. Благодаря изобретению папируса и египетской письменности знания древних египтян сохранились до наших дней. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, делятся впечатлениями. | Р: Развитие умения анализировать свою деятельность при достижении цели. | Аудиалы–слушают, отвечают Визуалы – смотрят на выступающих и слайды, отвеечают Кинестетики – встают, отвечают |