Введение _______________________________________________________________________________________3
Древний Египет __________________________________________________________________________________7
Индия и Китай в древности __________________________________________________________________________11
Древний Рим _____________________________________________________________________________________20
Семь чудес света __________________________________________________________________________________26
Тематический план построен по модульному принципу и включает в себя восемь тематических модуля. В каждом тематическом модуле общие цели изучения учебного предмета и требования к результатам освоения темы учебного предмета декомпозируются с учетом изучаемого содержания. Обязательным элементом тематического модуля является планирование, в котором весь учебный материал темы разделен на дидактические единицы-занятия. Для каждого занятия:
- указаны виды учебной деятельности, сгруппированные в деятельность: познавательную, информационно-коммуникативную и рефлексивную;
- определена форма текущего контроля.
|
Раздел. Тема. | Введение. |
Количество часов на изучение темы | 6 часов |
Цель и задачи изучения темы | Ознакомить учащихся с хронологическими и географическими рамками Древнего мира. Дать общее представление о том, что изучает история древнего мира, что такое архивы и как они работают. Познакомить с теорией происхождения человека. Обрисовать образ жизни первобытных людей, описать их духовную жизнь. Познакомить с изменениями в общественной и культурной жизни человека в эпоху первобытнообщинного строя. |
Требования к результатам освоения темы учебного предмета (курса) | Познавательные УУД: находить в источниках достоверную информацию; анализировать и обобщать, делать выводы; устанавливать причинно- следственные связи. Регулятивные УУД:определять цель, проблему; выдвигать версии, планировать учебную деятельность, находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Коммуникативные УУД: излагать своё мнение, аргументируя его. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Регулятивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1. | Введение. Что такое история. Оборудование урока: Карта полушарий. Карта мира СД-РОМ «Всеобщая история. Древний мир. 5 класс». Презентации «Мир истории», «Я и история» Схема «Исторические источники» Карточки-понятия Карточки – исторические источники | Понятия: история, исторические источники, археология, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография Основное содержание: предмет истории. Что изучает история. Всемирная история. Историческая карта. Хронология. Вспомогательные исторические дисциплины. | Раскрыть значение терминов история, век, исторический источник. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Преобразование практической задачи в познавательную | Беседа по вопросам, рассказ, работа с картой |
2 | Что такое архивы | Понятия: архив, архивариус, история, исторические источники, археология, историческая метрология, нумизматика, лингвистика, сфрагистика, топонимика, хронология, этнография Основное содержание: предмет истории. Что изучает история. Всемирная история. Историческая карта. Хронология. Вспомогательные исторические дисциплины. Основное содержание: архивы: их виды, цели работы, разновидности. | Раскрыть значение терминов история, век, исторический источник. | Участвовать в обсуждении вопроса о том, для чего нужны архивы. | Преобразование практической задачи в познавательную | Беседа по вопросам, рассказ, работа с карточками |
3 | Первые люди на земле. Оборудование: Карта мира Атласы, с.2 Интерактивная доска СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Таблица «Орудия труда и транспорт .Древний мир» Таблицы «Историческая карта», понятия по теме урока Карточка-дата 2,5 млн.л.н. Аппликации «Разведение огня» и «Собирательство» Источники «Великая тайна плоскогорья Наска» | Понятия: первобытные люди, первобытность, прямохождение, человек умелый, каменный век, человеческое стадо, собирательство, археолог Основное содержание: первобытные люди. Восточная Африка – прародина человечества. Первые орудия труда. | Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей, использование знаково-символических средств для решения учебной задачи | Высказывание своего мнения, выражение мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Прием учебной задачи, оценивание результата работы | Беседа по вопросам, работа с картой, текстом, терминами, просмотр видеофильма, обсуждение. |
4 | Возникновение искусства. Оборудование урока: Презентация Индивидуальные карточки №5.4 Аппликации «Идол», «Молитва» Альбом «Наскальные надписи» | Понятия: религия, пещерная живопись, искусство Основное содержание: первые произведения искусства древних людей, представления об окружающем мире. Причины появления религиозных верований. | Рассказать о наскальной живописи, версиях ее происхождения. Объяснить, как ученые разгадывают загадки древних художников. Работать с текстом учебника по заданиям учителя в малых группах. Охарактеризовать первобытные верования людей. | Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Формирование способности устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Работа с текстом, сообщение, хронология, работа с карточками. Видеофильм |
5 | Загадка Атлантиды Оборудование урока: Карта мира Атласы, с.2 Презентация Интерактивная доска | Понятия: ткацкий станок, гончарный круг, прялка, скотоводство, племя. Основное содержание: история Атлантиды, устройство и жизнь Атлантиды, мудрость и знания атлантов, гибель Атлантиды, война между арийцами и атлантами, почему погибла Атлантида и атланты. | Формирование знания основных исторических событий развития общества. Формирование уважения к истории, культурным и историческим памятникам | Исследовать географию районов. | Формирование умения анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале | Работа с картой, хронология, беседа по вопросам, терминам. Доклады. |
6 | Кто придумал алфавит Оборудование урока: энциклопедии, толковые словари, сообщения по теме, рисунки, подготовленные учащимися, конверты с алгоритмом работы для каждой группы, сердечки красного, зеленого и белого цвета для каждого ученика. | Понятия: ремесло, ремесленник, гончарный круг, металлургия, плужное земледелие, соседская община, вождь, соплеменники, дружина, знать, города, святилища, государства. Основное содержание: энциклопедии, толковые словари, сообщения по теме, рисунки, подготовленные учащимися, конверты с алгоритмом работы для каждой группы, сердечки красного, зеленого и белого цвета для каждого ученика. | Раскрывать смысл понятий: Находить на карте районы, где предположительно впервые появился алфавит. Характеризовать изменения жизни с появлением алфавита. | Оформляют рассказ, «удерживая» логику повествования, используя информацию, полученную из разных источников. | Учатся работать по предложенному учителем плану. | Рассказ, работа с текстом, терминами, тесты, творческие задания. |
Раздел. Тема | Древний Египет |
Количество часов | 4 часа. |
Цель и задачи изучения темы | Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества, историко-географического образа, включая представление о территории и границах Египта, его географических особенностях; знание достижений и культурных традиций Египта Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних египтян Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Овладение навыками систематизации источников Воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам, культурного многообразия, уважение к культуре своего и чужого народа, толерантность Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в учебной деятельности Применение полученных знаний и умений в учебной деятельности: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; решать исторические задачи и проблемные задания Овладение познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Познавательные УУД: анализировать (в т.ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия, строить логически обоснованные рассуждения на простом и сложном уровнях; классифицировать (группировать, устанавливать иерархию) по заданным или самостоятельно выбранным основаниям; находить в учебнике, др. источниках и использовать ИКТ достоверную информацию, необходимую для решения задач; устанавливать причинно- следственные связи на простом и сложном уровнях; Представлять информацию в разных формах ( рисунок, текст, таблица, план, схема, тезисы). Коммуникативные УУД: излагать своё мнение , аргументируя его, подтверждая фактами; организовывать работу в парах, группе ( самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) ; различать в речи другого мнения, доказательства, факты. гипотезы, аксиомы, догматы, теории. Регулятивные УУД: определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно- практической ( в.т.ч. в своих проектах); выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально,планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации. работать по плану, сверяясь с целью.находить и исправлять ошибки, оценивать степени достижения цели. Личностные УУД: аргументировано оценивать свои и чужие поступки в однозначных и неоднозначных ситуациях, опираясь на общечеловеческие нравственные ценности; осознавать целостность мира и многообразие взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззр. позиции; выбирать, как поступить, в т.ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) и отвечать за свой выбор. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информационно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Египет - дар Нила Оборудование урока: Презентация ДВД «Национал географик. Загадки великого Нила» Карта мира и карта «Древний Египет IV-Iтыс.до н.э.» Картины №145 «Сельскохозяйственные работы в Египте»(145), «Охота в зарослях. Древнеегипетская модель лодки»(152) Аппликации Б-1, Б-2, короны Интерактивная доска Раздаточный тестовый материал Индивидуальные карточки №5.9 Карточки-понятия Таблица «Природа древнего Египта» | Понятия: древние египтяне, дельта, речные пороги, речной ил, оазис в пустыне, фараон, объединение, столица, государство Основное содержание: Дрвений Египет. Природные условия долины Нила. Условия жизни и занятия населения. Образование единого государства в Египте. | Воспроизводят информацию по памяти, используют знаково-символические средства для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений | Владение монологической и диалогической речи, принимают участие в работе парами, слушают и воспринимают речь других, строят речевое высказывание в устной форме | Оценивают результаты работы, осознают качество и уровень усвоения, принимают цель, содержание и способы выполнения работы. | Работа с картой, рассказ, беседа по вопросам, взаимопроверка. |
2 | Египетские фараоны Оборудование урока: Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Интерактивная доска Таблица – понятия Индивидуальные карточки №5.11 Схема «Государство в Древнем Египте» Картина «Гробница Тутанхамона» (154) | Понятия: фараон, гробница Основное содержание: о чем могут рассказать гробницы фараонов. В усадьбе вельможи. Служба вельмож. Вельможа во дворце фараона. Древнеегипетская повесть о Синухете. | Учиться работать в малой группе над общим заданием. Выделять главное в части параграфа, во всем параграфе. Выделять ключевые понятия, которые раскрывают тему урока | Учиться оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей. | |
3 | Религия древних египтян Оборудование урока: Презентация Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Картины «Суд Осириса. Древнеегипетский саркофаг»(149), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.» (153), «Гробница Тутанхамона» (154), «Пирамиды Хеопса»(146) Атласы, с.3 Источник «Посмертная судьба фараона Рамзеса 2» Индивидуальные карточки №5.13 Аппликации Б-16,17,21 Флэш-ролики «Долина царей», «Гробница Тутанхамона» | Понятия: храм, жрец, статуя, саркофаг, мумия Основное содержание: религиозные верования египтян. Общеегипетские боги: Амон-Ра, Геб, Нут, Исида, Гор. Миф обо Осирисе. Представление о суде Осириса. Атрибуты богов – священные животные. Жрецы – хранители мудрости. Фараон-реформатор Эхнатон. | Характеризовать религию древних египтян. Устанавливать связи между пантеоном богов и занятиями древних египтян. Творчески разрабатывать сюжеты для инсценирования. | Адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. Планировать пути достижения целей. | Работа с документом, сообщения, беседа по вопросам, задания в рабочей тетради |
4 | Искусство Древнего Египта Оборудование урока: Презентация ДВД «Национал Географик. Тайны фараонов» Карта «Древний Египет 1У-1тыс.до н.э.» Учебные картины «Пирамиды Хеопса»(146), «Большой сфинкс в Гизе»(147), «Древнеегипетские статуи Рахотепа с женой Нофрет»( 151), «Древнеегипетский храм 2 тыс.до н.э.»( 153), «Гробница Тутанхамона»(154) Атласы, с.3-4 Табличка – понятия Индивидуальные карточки №5.14 | Понятия: пирамида, гробница, чудеса света, обелиск, колонна, архитектура, скульптура Основное содержание: Пирамиды Древнего Египта. Постройка пирамиды Хеопса. История открытия гробницы Тутанхамона. Особенности похоронного обряда. Устройство древнеегипетских храмов. | Искать в сети Интернет информацию о находках археологов в гробницах древнеегипетских фараонов. Подготовить презентации в Power Point по самостоятельно выбранной теме (совместно с родителями). Рассказывать о внутреннем устройстве пирамиды. | Описывать предметы материальной культуры. Показывать на карте местонахождение пирамид. | Уметь группировать пантеон богов, выделять сходство и различия | Сообщения, кроссворд |
Тема 6: Индия и Китай в древности (4 часа) |
1 | Древнейшие книги Оборудование урока: Карта «Индия и Китай в древности», Таблицы «Орудия труда и транспорт .Древний мир», «Книгопечатание Китая», «Местоположение Древней Индии» Картины: «Древнейшие города Индии. Мохенджо-Даро»(159), «Ворота древнего храма в Индии»(160), «Вход в древний пещерный храм в Индии»(161 Интерактивная доска Атласы, с.5 Раздаточный тестовый материал Даты по главе 5 Источник «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека» | Понятия: джунгли, рис, папирус, бамбуковые книги, иероглиф, «Книга песен», «Шицзин» Основное содержание: Своеобразие путей становления книгопечатания в Индии и Китае в период древности. Сказание о Раме. | Рассказывать о первых книгах, особенностях их создания. Показывать на карте основные геогр объекы Др Индии. Объяснять, каких животных почитали индийцы и почему. Выделять ключевые понятия, характеризующие инд историю и культуру | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать | Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. | Работа с картой, «линией времени», хронология, с текстом, документами. Беседа по вопросам. |
2 | Чему учил китайский мудрец Конфуция Оборудование урока: СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Индия и Китай в древности» Схема «Местоположение Древнего Китая» Опорные слова «Конфуций» Атласы, с.5 Источники: «Ответ мудреца», «Афоризмы Конфуция» | Понятия: Поднебесная, Сын Неба, дракон, бамбуковая книга Основное содержание: Страна, где жили китайцы. География, природа и ландшафт Великой Китайской равнины. Реки Хуанхэ и Янцзы. Высшая добродетель – уважение к старшим. Учение Конфуция. Мудрость – в знании старинных книг. Китайские иероглифы. Китайская наука учтивости. | Вести поиск по карте и комментировать местоположение Китая. Работать по специально разработанным рабочим карам в соответствии с регламентом. Определять и формулировать особенности кит религии. Объяснять, почему китайцы придавали большое значение воспитанию учтивости | Готовят сообщения, использую информацию из различных источников. Доносят информацию до учителя и соучеников. | Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | Работа с картой, сообщения |
3 | Великая Китайская стена Оборудование урока: СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Карта «Индия и Китай в древности» Презентация Видеофильм «Великая Китайская стена» Интерактивная доска Атласы, с.5 Картина «Фантастическое отражение природы и жизни людей в религиозных верованиях и зарождение научных знаний на древнем Востоке» (163) | Понятия: чай, сахар, шелк, бумага, компас, календарь Основное содержание: Объединение Китая при Цинь Шихуане. Завоевательные войны, расширение территории государства Цинь Шихуана. Великая Китайская стена и мир китайцев. Деспотия Цинь Шихуана. Возмущение народа. Свержение наследников Цинь Шихуана. Археологические свидетельства эпохи: глиняные воины гробницы Цинь Шихуана. Шелк. Великий шелковый путь. Чай. Бумага. Компас. | Рассказывать об отношениях Китая с соседями. Объяснять причины возведения Великой Кит стены. Выделять своеобразие др кит цивилизации, проявившееся в ее достижеиях. Составлять кроссворды по тематике урока | Готовят сообщения, использую информацию из различных источников. Доносят информацию до учителя и соучеников. | Умение изучать и систематизировать информацию из различных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность. | Работа с картой, контурной картой, задания в рабочей тетради, тест |
4 | Игра-аукцион «Что дал Древний Восток миру?» | Вклад народов Древнего Востока в мировую историю и культуру. | Выполнять задания на понимание, осмысление изуч материала с учетом просмотра фрагментов видеофильма, изучения мультимедиаресурсов. Показывать на карте самые изв гороьда Др Востока соотносить их меоположение с соврем картой, объектами на их территории. Перечислять наиболее известные сооружения на территории Вавилона, Палестины, Др Египта, Китая. Называть материал для письма в Египте, Двуречье, Китае¸Индии | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Задания контрольной работы |
Раздел. | Древняя Греция |
Количество часов | 8 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества, историко-географического образа, включая представление о территории и границах Греции, его географических особенностях; знание достижений и культурных традиций Греции; политическое, экономическое, культурное развитие древних эллинов; показать наиболее яркие личности Древней Греции и их роль в истории; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (законы, демократия, религиозные верования). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних греков Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Овладение навыками систематизации источников, познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам, культурного многообразия, уважение к культуре своего и чужого народа, толерантность Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в учебной деятельности Применение полученных знаний и умений в учебной деятельности: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; решать исторические задачи и проблемные задания. |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Познавательные УУД: сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям;устанавливать причинно следственные связи, анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения. Личностные УУД:извлекая из истории уроки прошлого, , осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах , добровольно ограничивать себя ради пользы других ;осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него. Коммуникативные УУД:создавать устные и письменные тексты для решения разных задач общения с помощью и самостоятельно;понимать позицию другого,( в т. ч. вестидиалог с автором текста). Регулятивные УУД:определять цель,проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; выдвигать версии, , выбирать средства достижения цели в группе ииндивидуально; планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект ) ,используя ИКТ; |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информаци онно-коммуникатив ная | Рефлексив ная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Боги древней Греции Оборудование урока: СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Интерактивная доска Аппликации «Боги Древней Греции» Атласы, с.7 | Понятия: жрец, храм, религия, религиозная церемония, олимп, мифы Основное содержание: Боги Греции. Основные занятия греков и их покровители. Религиозные верования греков. Пантеон олимпийских богов. Мифы о Деметре и Персефоне. Миф о Прометее. Мифы о Дионисе и Геракле. Миф о споре Афины с Посейдоном. | Объяснять связь между явлениями природы и греч богами. Давать нравств оценку героич поступкам Геракла. Сравнить пантеон богов египтян и греков. | Оценивать роль Зевса, Афины, Посейдона в жизни греков. Выполнять задания по техникам диалога: «лесенка», «микрофон», «вертушка». Формулировать и обосновывать выводы. | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать факты, составлять простой и сложный план, тезисы, конспект). | Работа с картой, сообщения, рассказ, тест, ребусы |
2 | Подвиги Геракла
Оборудование урока: Презентация Интерактивная доска Видеофильм | Понятия: миф Основное содержание: авгиевы конюшни, аргонавты, немейский лев, лернейская гидра, керинейская лань, эриманфский кабан, критский бык, кони Диомеда, пояс Ипполиты, коровы Гериона, Кербер, яблоки Гесперид | Находить в источниках основные мысли, суть подвигов. Перечислять подвиги. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать. | Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. | Работа с книгой, викторина, тест. |
3 | Троянская война
Оборудование урока: Интерактивная доска Атласы Видеофильм «Троя» Карточки с филвордом по именам героев | Понятия: Яблоко раздора. Троянский конь. Ахиллесова пята. Основное содержание: причины, этапы, итог войны | Сформировать у учащихся общее представление о целях, ходе и результатах. Троянской войны. Знакомство учащихся с основными героями поэмы Гомера «Илиада». | Уметь вести диалог с товарищем по заданию, предложенному учителем. | Давать оценку поступкам участникам, его противникам и единомышленникам | Работа с картой, тезисы, инсценирование, составление схемы, отгадывание ребусов, филвордов |
4 | Открытие Трои Оборудование урока: Карта «Греция в IV в.до н.э.» Презентация Интерактивная доска Индивидуальные карточки - ребусы, кроссворды, филворды Опорные слова «Местоположение Древней Трои» | Понятия: археология, раскопки, артефакт. Основное содержание: Г.Шлиман. Археологические артефакты. Гомеровская Троя. | Показывать по карте и рассказывать о местоположении Трои. Характеризовать осн группы населения и их положение. | Составлять рассказ о жизни и традициях троянцев | Формулируют учебную задачу, делают вывод, систематизируют в таблицу. | Хронология, работа с иллюстрацией, «линией времени», с картой |
5 | Спартанское воспитание
Оборудование урока: СД_РОМ «Уроки всемирной истории Кирилла и Мефодия. Древний мир» Презентация Интерактивная доска Индивидуальные карточки №5.36 Опорные слова «Местоположение Древней Спарты» Источник: спартанское воспитание . | Понятия: спартанцы, илоты, совет старейшин, народное собрание, цари, государство Основное содержание: География, природа и ландшафт Лаконии. Полис Спарты. Завоевание спартанцами Лаконии и Мессении. Спартанцы и илоты: противостояние власти и большинства. Спарта – военный лагерь. Образ жизни и правила поведения спартиатов. Управление Спартой и войском. Спартанское воспитание. «Детский» способ голосования. Легенда о поэте Тиртее. | Показывать по карте и рассказывать о местоположении Спарты. Характеризовать осн группы населения и их положение. | Составлять рассказ о жизни и традициях спартанцев, используя выразительные средства языка. | Структурируют знания. Осуществляют коррекцию, вносят необходимые дополнения, коррективы в план и способ действия с учетом оценки результата самим обучающимся, учителем, товарищем. | Игра с хронологией, контурная карта, беседа по вопросам, сообщения |
6 | Олимпийские игры в древности.
Оборудование урока: СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Схема «Ипподром» Картины «Олимпийские состязания», «В Олимпии перед играми» | Понятия: Олимпийские игры, олимпионик, пятиборье, стадион, ипподром, атлет Основное содержание: Праздник, объединявший эллинов. Олимпия – город, где зародилась традиция Олимпийских игр. Подготовка к общегреческим играм. Атлеты. Пять незабываемых дней. Виды состязаний. Миф об основании Олимпийских игр. Награды победителям. Легенды о знаменитых атлетах. Возвращение в родной город. Воспитательная роль зрелищ Олимпийских игр. | Составлять развернутый план одной части параграфа. Составлять «паспорт понятий» отд пункта параграфа. Использовать мультимедиаресурсы для подготовки сообщения на уроке. | Владение умением работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т.д.), использовать современные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях. | Оценивать значение Олимп игр для общества того времени и для наших дней. Составить сравнительную таблицу «Олимпийские игры в древности и в наше время: общее и различия» | Беседа по вопросам, таблица, работа с картой, задания в рабочей тетради, сообщения. |
7 | Александр Македонский
Оборудование урока: Презентация Карта «Завоевания Александра Македонского» Интерактивная доска Презентация ЦОР | Понятия: завоевательные войны, держава, «Гордиев узел». Основное содержание: Александр возглавил поход македонцев и греков в Азию. Первые победы: река Граник. Быстрая победа на войском Дария III у города Исс. Походы в Финикию, Египет. Провозглашение Александра богом и сыном бога Солнца. Основание Александрии. Победа при Гавгамелах. Гибель Персидского царства. Поход в Индию – начало пути к завоеванию мира. Изменение великих планов. Возвращение в Вавилон. Писатели об Александре Македонском. | Используя карту и ее легенду, рассказывть о военных событиях похода Ал-ра М. на Восток. Характеризовать ситуацию на Востоке, к-рая способствовала победам Ал-ра М. Оценивать поступки Ал-ра М., его противников | Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать.Устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор | Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Хронология, работа с картой, контурной картой, индивидуальные сообщения |
8 | Турнир любознательных
Интерактивная доска Раздаточный материал: шарады, ребусы, вопросы викторины | Основное содержание: Условия складывания и своеобразие эллинистической культуры. Управление обществом в странах Древнего Востока и в Афинском полисе. Особенности афинской демократии. | Называть самое известное в Др Греции: имя поэта, название храма, место сражения, имя стратега, завоевателей Греции. Объяснят значение понятий: демократия, стратег, оратор, спартанское воспитание, Олимпийские игры. Характеризовать осн богов и героев древнегреч мифологии | Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь | Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Выполнение заданий творческой работы |
Раздел. Тема | Древний Рим |
Количество часов | 5 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Формирование знания основных исторических событий развития государства и общества, историко-географического образа, включая представление о территории и границах Рима, его географических особенностях; знание достижений и культурных традиций Рима; политическое, экономическое, культурное развитие древних римлян; показать наиболее яркие личности Древнего Рима и их роль в истории; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (законы, демократия, религиозные верования). Характеризовать местоположение государства с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные связи природы и занятий древних римлян. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Овладение навыками систематизации источников, познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам, культурного многообразия, уважение к культуре своего и чужого народа, толерантность Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в учебной деятельности Применение полученных знаний и умений в учебной деятельности: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; решать исторические задачи и проблемные задания. |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Познавательные УУД: – устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; ; – пользоваться смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; – находить ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Коммуникативные УУД: – преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) , и отвечать за свой выбор . Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект), используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно , используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информаци онно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Вечный город Рим. Оборудование урока: Презентация Карта «Древняя Италия в 7-3 вв. до н.э.» Атласы, с.10 Картина «Древнейший Рим в памятниках искусства» (183) Интерактивная доска Видеофильм | Понятия: весталка, патриций, плебес, легенда, ликтор, сенат, Народное собрание Основное содержание: Местоположение, природа и особенности ландшафта Италии. Пестрота населения древней Италии (латины, этруски, самниты, греки). Легенда об основании Рима: Амулий, Ромул и Рем. Ромул – первый царь Рима. Город на семи холмах и его обитатели. Занятия римлян. Почитание Весты и Марса. Управление ранним Римом. Тарквиний Гордый и римский юноша Муций. Отказ римлян от царской власти. | Сравнивать природные условия Греции и Рима. Соотносить время возникновения Рима и событий, происходивших в Греции. Рассказывать легенды, связанные с историей Рима. Характеризовать общественный строй, установившийся с возникновением Рима. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о Др Риме | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по схеме |
2 | Гладиаторы Оборудование урока: Видеофильм «ВВС. Гладиатор» Интерактивная доска | Понятия: гладиаторы Основное содержание: образ жизни гладиаторов. Представление проекта «Гладиаторы». Представляют проект «Гладиаторы»: ученик представляет выставку оружия гладиаторов Второй ученик готовит схему «Гладиаторы». (Рисунки сканированы, названия видов гладиаторов и названия их вооружения напечатаны, наклеены на листы ватмана). | Объяснить кто такие гладиаторы. | Отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи. | Учиться целеполаганию и планированию, самоконтролю. Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров | Работа с картой, игра на знание хронологии, географических объектов, фактов, персоналий, терминов. |
3 | Восстание Спартака. Оборудование урока: Презентация Рабочая тетрадь ч.2 з.74 Интерактивная доска Карта «Завоевания Рима в !1-1вв до н.э.» Атласы, с.12 | Понятия: Основное содержание: Крупнейшее в древности восстание рабов в Италии. Первая победа восставших и Спартака над римским войском. Оформление армии восставших. Походы армии восставших рабов. Три победы восставших, приблизившие их к свободе. Обеспокоенность римского сената небывалым размахом восстания. Рабы в ловушке. Разгром армии рабом римлянами под руководством Красса. Причины поражения восставших. | Прослеживать движение войска Спартака по карте, комментировать события и поступки. Составлять рассказ от имени Спартака, сенатора, Красса. Разрабатывать краткосрочный проект на темы: «Поход Спартака в Альпы», «Красс против Спартака» | Объясняют причины возникновения восстания в Италии и победы рабов под предводительством Спартака | Характеризуют личность Спартака и делают сравнительную характеристику с другими предводителями | Работа с картой, задания в рабочей тетради |
4 | Юлий Цезарь. Оборудование урока: СД-РОМ «Просвещение, история, 5 класс» Интерактивная доска | Понятия: ветеран, диктатор, «перейти Рубикон», «и ты, Брут!» Основное содержание: Превращение римской армии в наемную. Борьба полководцев за единоличную власть. Красс и Помпей. Возвышение Цезаря. Красс, Помпей и Цезарь. Завоевание Галлии. Гибель Красса. Плутарх о Риме. Захват Цезарем власти. Рим у ног Цезаря. Диктатура Цезаря. Легионы и ветераны – опора Цезаря в его политическом курсе. Брут и Цезарь. Убийство Цезаря в сенате. | Формирование представлений о сущности диктатуры Цезаря как утверждения единоличного правления в Риме; ознакомление с личностью Цезаря, определению причин и последствий покушения на Цезаря. | Составлять рассказ, используя понятия: наемная армия, консул, верность воинов, диктатор, заговорщики, гибель. Анализировать действия и поступки Ю. Цезаря. Объяснять позиции Красса, Помпея и Сената в отношении Юлия Цезаря. | Устанавливают связь крылатых выражений с историческими событиями | Работа с картой, рассказ, задания в рабочей тетради |
5 | Помпеи Оборудование урока: СД-РОМ «Всеобщая история. История древнего мира» Карта «Падение Западной Римской империи» Видеофильм «Последние дни Помпеи» Интерактивная доска | Понятия: вандалы, вандализм, великое переселение народов, готы Основное содержание: Разделении Римской империи на два самостоятельных государства. Наемничество варваров в римскую армию. Вторжение готов в Италию. Борьба полководца Стилихона с готами. Расправа императора над Стилихоном. Недовольство легионеров-варваров. Взятие Рима Аларихом – вождем готов. Падение Западной Римской империи. Новый натиск варваров: захват Рима вандалами. Опустошение Вечного города варварами. Свержение юного римского император Ромула Августула. Передача имперских регалий византийскому императору. Западная Римская империя перестала существовать. Конец эпохи античности. | Обозначать причины раздела империи на две части. Оценивать поступки Гонория, Стилихона, Алариха и др с позиции общечеловеч ценностей. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Зап Римск империю | Рассказывать об историч деятелей и их поступках. Высказывать предположения о том, почему варварам удалось уничтожить Зап Римск империю | Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи; адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности | Хронологические задачи, работа с картой, работа с терминами |
Раздел. Тема | 7 чудес света |
Количество часов | 7 часов. |
Цель и задачи изучения темы | Формирование: знание достижений и культурных традиций древности; политическое, экономическое, культурное развитие древних народов и их роль в истории; охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (законы, демократия, религиозные верования). Характеризовать местоположение культурных памятников древности с помощью исторической карты и ее легенды. Устанавливать причинно-следственные развития культуры и социальной жизни. Находить и группировать информацию по данной теме из текстов учебника, видеоряда учебника, дополнительных источников к параграфу, дополнит лит-ры, электронных изданий. Овладение навыками систематизации источников, познавательной, информационной, коммуникативной, рефлексивной компетенций. Воспитание уважения к истории, культурным и историческим памятникам, культурного многообразия, уважение к культуре своего и чужого народа, толерантность Развитие познавательных интересов и интеллектуальных способностей в учебной деятельности Применение полученных знаний и умений в учебной деятельности: задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; решать исторические задачи и проблемные задания. |
Требования к результатам освоения программы учебного предмета (курса) | Познавательные УУД: – устанавливать причинно следственные связи – на простом и сложном уровне; – анализировать ( в т. ч. выделять главное, делить текст на части) и обобщать, доказывать, делать выводы, определять понятия; строить логически обоснованные рассуждения – на простом и сложном уровне; ; – пользоваться смысловым чтением – самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию; – находить ( в учебниках и др. источниках, в т. ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Коммуникативные УУД: – преодолевать конфликты – договариваться с людьми, уметь взглянуть на ситуацию с позиции другого; – организовывать работу в паре, группе (самостоятельно определять цели, роли, задавать вопросы, вырабатывать решения) Личностные УУД: – осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции; – выбирать, , как поступить, в т. ч. в неоднозначных ситуациях ( моральные проблемы) , и отвечать за свой выбор . Регулятивные УУД: – определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно практической ( в т. ч. в своих проектах) ; – выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально; – планировать деятельность в учебной и жизненной ситуации ( в т. ч. проект), используя ИКТ; работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки, в т. ч. самостоятельно , используя ИКТ; оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях , самостоятельно исправлять ошибки. |
Поурочное планирование изучения темы |
№ урока в теме, дата проведения | Наименование темы урока, включая тематический учет уровня освоения программы Оборудование урока | Понятийный аппарат Основные элементы содержания урока | Основные виды деятельности учащихся (на уровне учебных действий) | Формы текущего контроля |
Познавательная | Информаци онно-коммуникативная | Рефлексивная | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | Египетские пирамиды Оборудование урока: Презентация Видеофильм «Долина Гиза» Интерактивная доска | Понятия: Хеопс, загробная жизнь, душа Основное содержание: Местоположение пирамид, знаки власти фараонов, представление египтян о загробной жизни, строительство пирамид. Теории происхождения пирамид. | Сравнивать, соотносить время возникновения пирамид. Рассказывать легенды, связанные с историей пиамид. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям |
2 | Висячие сады Семирамиды Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: висячие сады Основное содержание: Навуходоносор. Нитокрид. Вавилон. | Сравнивать, соотносить время возникновения культурного памятника. Рассказывать легенды, связанные с историей возникновения садов. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям, отгадывание кроссворда |
3 | Зевс Олимпийский Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: миф, легенда Основное содержание: Миф о Кроне. Рождение Зевса. | Сравнивать, соотносить время возведения статуи. Рассказывать легенды, связанные с историей пиамид. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям |
4 | Фаросский маяк Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: маяк Основное содержание: Крупный портовый город Александрия. Каменные блоки маяка. | Сравнивать, соотносить время возведения маяка. Рассказывать легенды, связанные с историей возведения маяка. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям |
5 | Храм Артемиды Эфесской Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: храм, архитектура, статуя Основное содержание: Город Эфес. Артемида Эфесская. Реконструированный памятник. | Сравнивать, соотносить время возникновения храма. Рассказывать легенды, связанные с историей строительство храма. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям. Выступление с презентациями. |
6 | Мавзолей в Галикарнасе Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: мавзолей, гробница. Основное содержание: Мавсол. Галикарнас – Бодрум. | Сравнивать, соотносить время возникновения музея. Рассказывать о строительстве мавзолея. Использовать карты, мультимедиаресурсы, др источники информации для форм-ния представлений о древнеегипетской культуре. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты Уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям |
7 | Колосс Родосский Оборудование урока: Презентация Видеофильм Интерактивная доска | Понятия: статуя, предание (легенда) Основное содержание: Бог Солнца – Гелиос. | Сравнивать, соотносить время возникновения статуи. Рассказывать легенды, связанные с историей пирамид. | Аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом | Планировать пути достижения целей Устанавливать целевые приоритеты | Работа с картой, контурной картой, таблица, рассказ по иллюстрациям |