Тема: Ибрай алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
Тема: Ибрай алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
Задачи:1.основываясь на знаниях учащихся из курса «Казахская литература», продолжить знакомство с деятельностью И.Алтынсарина, показать что вся его жизнь была направлена на просвещение и образование казахского народа , рассказать о направлениях его деятельности : педагог, писатель, общественный деятель, учёный-этнограф.
2. развивать навыки работы с историческими документами , учебником. Давать аргументированные ответы на вопросы, давать краткую характеристику событий.
4.В 1864г Ибраю дали задание А)Организовать торговлю Б)Встретить и разместить переселенцев В)Начать подготовку учителей В)Открыть школу для казахских детей
5.Ибрая призывал молодёжь..
А) К получению новых знаний Б)К борьбе за независимость В)помнить традиции отцов
6.В своей педагогической деятельности Ибрая А) Стремился Призывал богатых казахов создавать школы
В) Создавал разнопрофильные школы Г)Создавал совместные школы для мальчиков и девочек
7.В своём завещании свои земли он передал А) Школе Б) Беднякам В) Своему роду
8. Укажите труд Ибрая Алтынсарина
А) «Киргизская христоматия» Б) «О кочевых казахах» В) «Казахское родословие»
Тест по теме : Ы Алтынсарин
1.Ибрай Алтынсарын закончил школу с золотой медалью… А) 1855г Б)1856г В)1857г Г)1860г
2.Ибрай был близко знаком с…А) М.Ф Достоевским Б) П, Семёновым-Тянь-Шаньским В) Г.Гасфортом Г)В.В Григорьевым
4.В 1864г Ибраю дали задание А)Организовать торговлю Б)Встретить и разместить переселенцев В)Начать подготовку учителей В)Открыть школу для казахских детей
5.Ибрая призывал молодёжь..
А) К получению новых знаний Б)К борьбе за независимость В)помнить традиции отцов
6.В своей педагогической деятельности Ибрая А) Стремился Призывал богатых казахов создавать школы
В) Создавал разнопрофильные школы Г)Создавал совместные школы для мальчиков и девочек
7.В своём завещании свои земли он передал А) Школе Б) Беднякам В) Своему роду
8. Укажите труд Ибрая Алтынсарина
А) «Киргизская христоматия» Б) «О кочевых казахах» В) «Казахское родословие»
Тест по теме : Ы Алтынсарин
1.Ибрай Алтынсарын закончил школу с золотой медалью… А) 1855г Б)1856г В)1857г Г)1860г
2.Ибрай был близко знаком с…А) М.Ф Достоевским Б) П, Семёновым-Тянь-Шаньским В) Г.Гасфортом Г)В.В Григорьевым
4.В 1864г Ибраю дали задание А)Организовать торговлю Б)Встретить и разместить переселенцев В)Начать подготовку учителей В)Открыть школу для казахских детей
5.Ибрая призывал молодёжь..
А) К получению новых знаний Б)К борьбе за независимость В)помнить традиции отцов
6.В своей педагогической деятельности Ибрая А) Стремился Призывал богатых казахов создавать школы
В) Создавал разнопрофильные школы Г)Создавал совместные школы для мальчиков и девочек
7.В своём завещании свои земли он передал А) Школе Б) Беднякам В) Своему роду
8. Укажите труд Ибрая Алтынсарина
А) «Киргизская христоматия» Б) «О кочевых казахах» В) «Казахское родословие»
Тест по теме : Ы Алтынсарин
1.Ибрай Алтынсарын закончил школу с золотой медалью… А) 1855г Б)1856г В)1857г Г)1860г
2.Ибрай был близко знаком с…А) М.Ф Достоевским Б) П, Семёновым-Тянь-Шаньским В) Г.Гасфортом Г)В.В Григорьевым
4.В 1864г Ибраю дали задание А)Организовать торговлю Б)Встретить и разместить переселенцев В)Начать подготовку учителей В)Открыть школу для казахских детей
5.Ибрая призывал молодёжь..
А) К получению новых знаний Б)К борьбе за независимость В)помнить традиции отцов
6.В своей педагогической деятельности Ибрая А) Стремился Призывал богатых казахов создавать школы
В) Создавал разнопрофильные школы Г)Создавал совместные школы для мальчиков и девочек
7.В своём завещании свои земли он передал А) Школе Б) Беднякам В) Своему роду
8. Укажите труд Ибрая Алтынсарина
А) «Киргизская христоматия» Б) «О кочевых казахах» В) «Казахское родословие»
Тема: Ибрай алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа
Задачи:1.основываясь на знаниях учащихся из курса «Казахская литература» , продолжить знакомство с деятельностью И.Алтынсарина , показать что вся его жизнь была направлена на просвещение и образование казахского народа , рассказать о направлениях его деятельности : педагог , писатель , общественный деятель , учёный-этнограф .
2. развивать навыки работы с историческими документами , учебником . Давать аргументированные ответы на вопросы , давать краткую характеристику событий .
Создание коллоборативной среды Разминка «Здравствуйте»
Учащиеся образуют два круга- внутренний и внешний,становясь друг к другу лицом. Учащиеся, образовавшие внутренний круг передвегаются по часовой стрелке.
Китай- ладошки складываются перед грудью
Норвегия- пожимают друг другу руки
Франция- обнимают друг друга
Чукотка- трутся носами
Япония- низко клонятся
Новая Гвинея-поднимают вверх брови
Племя Туарегов ( Сахара)- приветствуют друг друга подпрыгивая.
?Каких выдающихся людей Казахстана вы знаете ? ( А Кунанбаев,Ч Валиханов, Абылай)
Один из них Ибрай Алтынсарин .
Сегодня на уроке мы рассмотрим просветительские, педагогические взгляды Ибрая Алтынсарина,его заслуги в области образования, дадим характеристику Общественно-политической деятельности.
Эпиграф «Он зорко следил за течение народной жизни целью своей поставил он всеми силами
И средствами действовать путём образование»
? можно ли отнести это высказывание к Ибраю Алтынсарину ?
Страницы биографии (сообщение Васильевой В)
Звучит произведение Курмангазы .
Ребята !почувствуйте степень , страну , где родился великий человек .
Класс делится на 3 группы стратегия «найди попутчика»
Задание 1 группе:
Раскройте педагогическую деятельность Ибрая Алтынсарина. Каковы его заслуги в области народного образования? ( Используйте П 43 стр )
( Вся деятельность И.А Алтынсарина целиком зависила от областного губернатора, что ограничивало его работу на просветительской ниве, он уделял большое внимание постановке работы разнопрофильных школ, он является основоположником женского образования в крае, автором учебников)
Задание 2 группе:
Найдите в параграфе место,где народный поосветитель выступает,как человек,стремящийся к переустройству экономического быта казахов ( стр 258)
Задание 3 группе:
Раскройте научную и литературную деятельность И.Алтынсарина. назвать произведения ( стр 258)
Ответы учащихся. Подходит ли эпиграф к деятельности И.Алтынсарина? Согласны ли вы с эпиграфом?
Что он сделал для молодёжи ? ( Открыл школы.Создал светское образование.? Чем отличается светское образование от религиозного?
Работа с документом Стр 260.
? 1. Как относился Ибрай к учителям?
2. каким он был в частной жизни?
Назовите прилагательные применимые к Ибрая Алтынсарину.
Порядочный
Безупречный
Благородный
Патриотичный
Сердечный
Исполнительный
? Актуальны ли эти человеческие качества сейчас?
Слайды казахской степи.
Помагала ли природа Ибраю? . Да, природа Казахстана очень красива, и она вдохновляла Ибрая. Произведения И. Алтынсарина отражали казахскую жизнь.Своими произведениями он широко пропагандировал образование и науку,осуждал невежество.Призывал молодёж к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их достижения в науке, образовании,технике и искусстве.
И,Алтынсарин был замечательным поэтом. На его произведениях выросло не однр поколение казахской моложёжи.Так. в его стихотворении «Давайте,дети, учиться!» он восторженно писал
(Гридина Эчитает стихотворение на каз языке, Винтерголер С. на русс языке)
Если будите учиться дети,
Свет, как в светильниках, зажжётся.
Все желания ваши
Без поисков сбудутся.
Богатство скотом, имуществом
При одной гололедице уничтожится,
Богатство знаниием
Увеличивается с каждым днём.
И нет ему никакого конца.
Давайте ,дети, учится,
И выученное в памяти
Внимательно закрепим!
Назовите тему и идею этого отрывка.(Призывает к просвещению, автор произведения говорит о том, что страна нуждается в образованных людях.)
Какие пословицы о просвещении вы знаете?
? Учителем какого языка был Абай?
Почему необходимо было изучать русский язык? Актуально ли было его изучение?
( 1731г Императрицей Анной Иоановнной была подписана грамота о принятии Младшего жуза в Российское подданство.Поменялась судебная власть,территориальное управление т.е на тот период времени необходимо было знать русский язык С началом присоединения К-на появилась потребность в образованных людях. В 1850гбыла открыта школав г.Оренбурге. в 1861г В троицке были открыты рус-каз школы. В 1879г был открыт институт в г. Ташкент.с 1892г для казахов стали устраиваться передвижные аульные школы.Гимназии- общеобразовательные средние учебные заведения.)
В 1991году Казахстан провозгласил свою независимость. Наша республика многонациональная, в ней проживает более140 национальностей. Государственным языком РК является казахский язык, а язык межнационального общения- русский. Это записано в нашей Конституции.
Статья 7 Часть1
В Республике Казахстан государственным является казахский язык.
Часть2
В государственных учреждениях и органах местного самоуправления наравне с казахским официально употребляется русский язык.
Часть3
Государство заботится о создании условий для изучения и развития народов Казахстана.(читает Швецов. А)
Знать язык сегодня стало
Лишь один, не скрою, мало.
Если два- вопросов нет,
Ты для всех –авторитет
Тех, кто три прекрасно знают, Всех за гениев считают.
Ну, а, если все четыре- Нет людей богаче в мире!
Современная проблема- изучени казахского языка. Каждый гражданин, патриот своей страны должен знать казахский язык.
Горит 100лет над степью свет, что ты зажёг.
Любя людей, как Прометей, ты им помог,
Ты смог всю жизнь отдать труду, отдать борьбе.
Разжёг костёр на вечном льду, назло судьбе.
Дивясь тебе, хвалу мы воздаём,
Как ты учил детей,
Чтоб удивляли мир потом своим трудом.
Благодарю тебя 100 раз мой дед!
Народу дорог и сейчас мой добрый дед!
Мой добрый дед Ибрай, тебя уж нет
Но сотню лет в степях горит ученья свет!
И в наши дни благодарит тебя народ.
И с уважением глядит на твой портрет.
Гафу Каирбеков.
Несмотря на конфликты с местной знатью и колониальной администрацией в последние дни своей жизни он писал «Я не отступлюсь от коренных своих убеждений и стремления быть полезным своим сородичам насколько хватит сил.»Эти слова подчёркивают его искреннюю любовь к своему народу. Именем Ибрая названа Казахская академия образования.Самые лучшие педагоги страны ежегодно награждаются нагрудными знаками имени И.Алтынсарина,в его честь проводятся республиканские научные конференции.
Рефлексия:1-2 группа: Форма «Попс» Ыбрай Алтынсарин-выдающийся просветитель казахского народа.
П-Позиция, Высказывание…….. Я думаю,что
О- обоснование……………………….Потому,что
П-пример…………………………………Это можно подтвердить тем,что
С- суждение …………………………….Таким образом.
3 группа: Синквейн Ыбрай Алтынсарин
Закрепление
Тест по теме : Ы Алтынсарин
1.Ибрай Алтынсарын закончил школу с золотой медалью… А) 1855г Б)1856г В)1857г Г)1860г
2.Ибрай был близко знаком с…А) М.Ф Достоевским Б) П, Семёновым-Тянь-Шаньским В) Г.Гасфортом Г)В.В Григорьевым
4.В 1864г Ибраю дали задание А)Организовать торговлю Б)Встретить и разместить переселенцев В)Начать подготовку учителей В)Открыть школу для казахских детей
5.Ибрая призывал молодёжь..
А) К получению новых знаний Б)К борьбе за независимость В)помнить традиции отцов
6.В своей педагогической деятельности Ибрая А) Стремился Призывал богатых казахов создавать школы
В) Создавал разнопрофильные школы Г)Создавал совместные школы для мальчиков и девочек
7.В своём завещании свои земли он передал А) Школе Б) Беднякам В) Своему роду
8. Укажите труд Ибрая Алтынсарина
А) «Киргизская христоматия» Б) «О кочевых казахах» В) «Казахское родословие»
Мы сегодня познакомились с учителем И. Алтынсариным. Что нового вы узнали сегодня? Каким вы узнали И. Алтынсарина сегодня.