Тема «Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930гг»
Тема «Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930гг»
Тема «Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930гг»
Задачи:
Образовательная: раскрыть реакционную сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов.
Воспитательная: осмыслить уроки истории, выработать конкретные меры по недопущению в любой форме диктатуры насилия.
Развивающая: продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперируя знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.
Основные понятия: репрессии, большой террор, ГУЛАГ, «враги народа», депортация, реабилитация.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступление делает учитель: называется тема, цель урока, ставятся задачи перед учащимися: «Определить свое отношение к данной теме и дать собственную оценку историческому событию».
Слово учителя.
В истории нашей многонациональной Родины сталинские репрессии являются самыми кровавыми страницами. Миллионы наших граждан были репрессированы. Многие из них расстреляны, умерли от голода и болезни, изнуряющего физического труда и нечеловеческого отношения. Это моральные и физические страдания миллионов людей, это трагедия народа. Каковы же причины этих событий, как это было? На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема «Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930гг»»
История Казахстана 9 класс
Тема «Общественно-политические процессы в Казахстане в 1920-1930гг»
Задачи:
Образовательная: раскрыть реакционную сущность казарменного социализма, тоталитарного режима, изучить условия, когда стали возможны репрессии, определить масштабы этой великой трагедии народов.
Воспитательная: осмыслить уроки истории, выработать конкретные меры по недопущению в любой форме диктатуры насилия.
Развивающая: продолжить работу над формированием умения рассуждать, оперируя знаниями по конкретной проблематике, строить доказательство высказанной мысли.
Основные понятия: репрессии, большой террор, ГУЛАГ, «враги народа», депортация, реабилитация.
Ход урока.
Организационный момент.
Вступление делает учитель: называется тема, цель урока, ставятся задачи перед учащимися: «Определить свое отношение к данной теме и дать собственную оценку историческому событию».
Слово учителя.
В истории нашей многонациональной Родины сталинские репрессии являются самыми кровавыми страницами. Миллионы наших граждан были репрессированы. Многие из них расстреляны, умерли от голода и болезни, изнуряющего физического труда и нечеловеческого отношения. Это моральные и физические страдания миллионов людей, это трагедия народа. Каковы же причины этих событий, как это было? На эти и другие вопросы мы сегодня попытаемся ответить.
Ученик читает эпиграф:
И меня ты, смерть, убаюкай.
Изнемог я, иссякли силы.
День промозглый и ветер стылый
Все о чем-то взахлеб твердит
Лишь одно различил я в той речи:
Где-то там, далеко-далече
Кто-то умер и в землю зарыт.
Не печалься, уйми волненье-
Смерть несет нам успокоенье.
Сердцем пью сладчайшую муку,
Ты приди и меня убаюкай,
Убаюкай, смерть, убаюкай!
Основная часть.
Репрессии. Большой террор. Технология террора.
А) О масштабе политических репрессий в СССР при Сталине в 1921-1953гг.
Данные категорий жертв репрессий.
(работа с таблицами-слайды№1-4)
Б) Основные причины начала «Большого террора»
С 23 февраля по 5 марта 1937года прошел печально известный Пленум ЦК ВКП(б), на котором 3 марта с основным докладом «О недостатках партийной работы и мерах ликвидации троцкистов и иных двурушников» выступил И.В.Сталин. Главными врагами советского государства были объявлены троцкисты, превратившиеся, по мнению Сталина, в банду вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, работающих по найму у некоторых разведывательных органов. Сталин даже назвал конкретное количество «врагов» - 30 тысяч человек. К моменту закрытия Пленума уже было арестовано 18 тысяч человек «врагов народа».
В ходе Пленума и после его окончания сразу начались аресты по всей территории страны. С 14 по 29 мая 1937года были арестованы представители высшего командного состава Красной Армии: Тухачевский, Якир, Уборевич и другие. 15 марта-редактор газеты «Известия» Бухарин. Печальная участь постигла участников февральско-мартовского Пленума 1937г. На Пленуме выступило 72 человека, из них 52 было затем расстреляно, двое покончили жизнь самоубийством.
2 июля 1937г. вышло Постановление Политбюро ЦК партии «Об антисоветских элементах». Это Постановление предлагало всем партийным руководителям областей и краев взять на учет всех возвратившихся на родину кулаков с тем, чтобы наиболее враждебные из них были арестованы и расстреляны в порядке административного проведения их дел через «тройки», а менее активные-переписаны и высланы в районы по указанию НКВД. На заседании Политбюро были утверждены контрольные цифры на арест и расстрел «врагов народа». Все репрессируемые разбивались на 2 категории. Относимым к 1 категории-выносили постановление-расстрел, ко 2 категории-заключение в лагеря сроком 8-10 лет. Был определен длинный перечень контингентов, подлежащих репрессиям: бывшие кулаки, бывшие белые, жандармы, чиновники, каратели, церковники, уголовники. Органы НКВД должны были поразить многочисленных врагов независимо от их местонахождения: содержащихся под стражей, в тюрьмах, лагерях, трудовых поселках, колониях, проживавших в деревне, городе и трудившихся в колхозах, совхозах, на промышленных и торговых предприятиях, транспорте, в советских учреждениях и на строительстве.
Репрессивная операция должна была закончиться в 4-х месячный срок. Всего по стране в плановом порядке предстояло репрессировать по 1 и 2 категории 268 тысяч 950 человек. Но народные комиссары республиканских НКВД и начальники областных управлений НКВД имели право «самостоятельно превышать». Например, было увеличено «плановое задание» в Красноярском крае, где первоначально была установлена цифра-750 человек 1 категории. Лично Сталин и Молотов «исправили» ошибку, увеличив цифру до 6600 человек. За август месяц было арестовано 146225 человек. «Тройками» осуждено к расстрелу 31 350 и к заключению в лагеря и тюрьмы – 13 669 человек. «Тройки» рассматривали следственные дела заочно, в ускоренном порядке. Например, «тройка» Краснодарского края за один день 20 ноября 1937г. Рассмотрела 1252 уголовных дела. Если предположить, что «тройка» работала все 24 часа, то на одно дело было затрачено 1 минута 15 секунд.
С 5 августа 1937года и до середины ноября 1938года «тройками» было осуждено не менее 800 тысяч человек, половина из которых – к расстрелу.
5 июля 1937г. Вышло еще одно Постановление ЦК ВКП(б). В нем говорилось о заключении в лагеря на 5-8 лет жен осужденных изменников Родины, а оставшихся детей-сирот до 15 летнего возраста взять на государственное обеспечение и разместить в детские дома и закрытые интернаты. Во исполнение этого постановления в СССР были открыты женские лагеря изменников родины и детские дома НКВД. В том числе в КазССР-АЛЖИР). По неполным данным только за полгода после приказа было репрессировано не менее 43 тысяч жен и детей.
Сообщение учащихся о ГУЛАГе.
Сопротивление диктаторскому режиму.
(рассказ учителя)
Сопротивление тоталитарному режиму наблюдалось во всех слоях общества: среди ученых, писателей, государственных и общественных деятелей, военных, рабочих, колхозников и др.
Прокурор И.Акулов потребовал от прокуроров усилить надзор за работой отделов политического управления, выступил против нарушения сроков ведения следствия. Этого было достаточно, чтобы не только снять Акулова с занимаемой должности, но и расстрелять в 1937г. 74 прокурора, не давших санкций на незаконные аресты, были подвергнуты репрессиям. Известный поэт О.Мандельштам написал обличительные строки про «кремлевского горца, душегуба и мужикоборца», в то время, как вся страна пела: «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек».
В армии зрело недовольство-Тухачевский, Якир, Гамарник и другие выступили против старых методов строительства армии. Маршал Тухачевский и его сторонники считали, что в новых условиях армия должна быть механизирована, и предлагали сократить расходы на кавалерию, усилить армию танками. 8 «заговорщиков» во главе с Тухачевским, обвиненные в измене родины, были репрессированы. Процесс длился 1 день. Все приговорены к расстрелу. За ними «пошли» тысячи военнослужащих.
(показ слайда №5 «Репрессии среди высшего командования Красной Армии»)
В сентябре 1939г. Раскольников, объявленный «врагом народа», находясь за границей, передал в печать «открытое письмо Сталину», в котором писал: «Сталин, вы открыли новый этап в истории нашей революции, который получил название «эпохи террора». «Накануне войны вы разрушаете Красную Армию, любовь и гордость страны, оплот ее мощи. Вы обезглавили Красную Армию и Красный Флот. Вы убили самых талантливых полководцев».
Штамп «враг народа» ставился на своих и чужих, знакомых и родственниках, неграмотных мужиках и академиках.
В это же время каждая республика, каждая область, каждый завод и колхоз стремились порадовать руководство своими новыми достижениями. Общество, одобряя политику партии по борьбе с «врагами народа», еще с большим энтузиазмом строили новые города и дороги, первое метро и подземные поезда. Страна была разделена на 2 лагеря: «свои» и «враги». В такой морально-психологической обстановке сопротивляющиеся режиму были не страшны. Более того, многие тысячи трудились на стройках страны в качестве бесплатной рабочей силы. Они делали свою родину сильнее и краше. С помощью репрессий была создана огромная армия лагерного труда, позволявшая обеспечивать средствами к жизни тех, кто пока еще был по ту сторону колючей проволоки, за счет тех, кто уже по ту.
Сообщение учащихся «Репрессии против национальной интеллигенции Казахстана в 30-50гг»
(материал прилагается)
Сообщение учащихся «Трагическая судьба М.Жумабаева»
(материал прилагается)
Беседа с приглашенным.
Было ли вам уютно на земле Казахстана? Что вам больше всего запомнилось, когда вы сюда приехали?
Как к вам относилось местное население?
В каких условиях вам приходилось жить?
Реабилитировать незаконно обвиненных людей это значит оправдать их. Когда началась реабилитация? Какие законы были приняты?
Заключение.
После избавления от коммунистического режима у наших народов нет более важной задачи, чем разобраться в причинах и осознать масштабы катастрофы – не чумы, не мора, а бедствия, сотворенного собственными руками. Мы должны в полном объеме восстановить память о терроре, подробности которого скрывались и замалчивались десятилетиями. Такая работа действительно ведется в течение уже почти двух десятилетий. Однако результаты не слишком утешительны. Вместо памятников жертвам политический репрессий, которые предполагалось воздвигнуть, в большинстве случаев по-прежнему стоят закладные камни, установленные еще в 80-90-е годы. На мемориальных досках, установленных в честь тех наших сограждан, которые были расстреляны или погибли в лагерях, отсутствуют любые упоминания об их трагической смерти. Отмечена памятными знаками лишь малая часть мест массовых захоронений казненных. А тысячи кладбищ возле когдатошних лагерей и трудовых поселков утрачены безвозвратно: они превратились в пустыри, распаханы, заросли лесом, на их месте выросли жилые массивы и промышленные предприятия. До сих пор миллионы людей не знают, где зарыты их родители, деды и прадеды.
31 мая объявлен главой нашего государства Н.А.Назарбаевым Днем памяти жертв политических репрессий. По официальным данным, в годы политических репрессий пострадали около 60-ти миллионов невинных людей. Из них 24 миллиона были расстреляны. Страшная трагедия прошлого века коснулась почти 4-х миллионов казахстанцев.
Время давно прошло. Но боль за истерзанных и униженных людей забвению не подлежит. А потому каждый год 31 мая казахстанцы вспоминают тех, кто видел Лефортовскую тюрьму, Иркутские спецлагеря, АЛЖИР и КарЛаг далеко не в кино. Сейчас в Казахстане осталось не более 5 тысяч человек, которые не понаслышке знают о 58 статье: «10 лет без права переписки».
(показ слайда№6)
31 мая 2007г. В поселке Акмол Целиноградского района Акмолинской области с участием Президента Н.А.Назарбаева состоялась церемония открытия мемориально-музейного комплекса «АЛЖИР».
В своем выступлении Президент отметил, что первым памятником в центре новой столицы был монумент жертвам, погибшим в степных лагерях. Сохранять память о предыдущих поколениях и их трагедии-наш нравственный долг, залог того, что мы никогда не позволим повториться этому кошмару.
В 1993г. в Казахстане был принят Закон «О реабилитации жертв политических репрессий». С тех пор органами прокуратуры реабилитировано более 340 тысяч незаконно репрессированных, безвинно пострадавших в годы политический преследований и массовой коллективизации, бесследно сгинувших в лагерях ГУЛАГа. Мы делаем это для того, чтобы никогда не стерлась память будущих поколений об этих преступлениях против человечества.
Итог урока.
Достигнуты цели урока?
О чем узнали в ходе занятия?
Проанализировали проблему «Репрессии. Трагедия народов СССР.»
Узнали о трагической судьбе М.Жумабаева.
Познакомились с фактами жизни односельчан, подвергшихся в сталинское время репрессиям.
Пообщались друг с другом и получили удовлетворение от общения.
-Какой жизненный урок извлекли из нашего занятия? Что нужно делать, чтобы подобное больше не повторилось?
Каждый предлагает свой пункт резолюции.
(примерный текст прилагается)
Приложение № 1 Репрессии против национальной интеллигенции Казахстана в 30-50 годы.
Последняя треть 30-х годов ознаменовалась новой волной политических репрессий, принявших массовый характер. Укрепление культа личности Сталина и нетерпение всяческого инакомыслия, попытки все трудности развития страны объявить результатом деятельности «врагов народа» привели к физическому устранению почти всех влиятельных лидеров, которые могли составить оппозицию правящему режиму, т.е. руководящих партийных и советских работников.
Для начала карательных мер против казахской национальной интеллигенции поступило непосредственно письмо Сталина. «Я целиком за привлечение беспартийных интеллигентов к советской работе, - писал Сталин 29 мая 1925 года в письме, направленном в Алматы и сыгравшем роковую роль в судьбе казахской интеллигенции. – Я также за то, чтобы беспартийные были привлечены к делу борьбы на политическом и идеологическом фронте. Я против того, чтобы беспартийные интеллигенты занимались политическим и идеологическим воспитанием киргизской молодежи.»
В 1937 – 1938 годах в «национал –фашизме» и шпионаже были обвинены Т. Рыскулов, Н. Нурмаков, С. Ходжанов, У. Кулумбетов, О. Исаев, О. Жандосов, А. Досов, А. Асылбеков, Ж. Садвакасов, С. Сафарбеков, Т. Жургенов и многие другие. Репрессированы были и виднейшие деятели культуры и науки: А. Бокейханов, А. Байтурсынов, М. Дулатов, А. Ермеков, Х. Досмухамедулы, М. Тынышбайулы, М. Жумабаев, С. Сейфулин, И. Жансугуров, Б. Майлин, С. Асфендияров, Ж. Шанин, К. Кеменгеров и мн. Другие. Обвинения, выдвинутые против них, были абсурдными, в частности их обвиняли виноватыми в кризисе сельского хозяйства, восстаниях 20-30 годов, связях с японской разведкой, попытке отделения Казахстана и т.п. В Караганде и ряде районов прошли показательные открытые процессы над «врагами», однако большая часть их была осуждена внесудебными органами. Число арестованных в 1937 году по Казахстану достигло 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. Расстрелы интеллигенции назывались высшей мерой социальной защиты, а концлагеря, заполнившие страну – местом социальной профилактики.
Если в середине 1937 года в составе ЦК Компартии Казахстана было 85 членов, 35 кандидатов, 11 членов ревкома (всего 121 человек), то к концу того же года осталось только 68 человек, т.е. было уничтожено более половины членов ЦК. Суровым наказаниям подвергались не только сами репрессированные, но и их семьи, дети. Таким образом, к трагедии крестьянства прибавилась трагедия интеллигенции, став тем самым трагедией и несчастьем всего казахского народа. В настоящее время в республике реабилитировано около 40 тысяч жертв сталинского террора. Возвращены народу добрые имена А. БАйтурсынова, М. Жумабаева, Ж. Аймауытова. А. Букейханова, М. Дулатова, М. Тынышпаева, С. Асфендиарова и многих других деятелей Казахстана.
В 30 годы тоталитарный режим утвердился во всех сферах общественно-политической жизни. Его сущность в Казахстане проявилась в особо уродливых формах. Придание республике статусе союзной, различные общественные преобразования проходили под жестким диктатом тоталитарного режима. Все силы идеологической системы КПСС были направленны на формирование безликой массы «общности советских людей». Появилась послушная интеллигенция, целая армия верных чиновников-управленцев, главным методом управления стал террор. Отсчет истории начинали только с 19117 года. При отсутствии демократических традиций в общественной жизни России подобный патернализм превращался по отношению к другим народам в настоящий геноцид.
Как известно, политические репрессии в Казахстане продолжались в конце 40-х и 50-х годов. На этот раз они были связаны с перетряской на идеологическом фронте. В Казахстане они охватили область науки, литературы и искусства. Снова возродился тезис о «буржуазном национализме» среди национальной интеллигенции.
Объектом жесткой критики стала «История Казахстана», изданная еще в 1943 году. Оценка антиколониальных восстаний в Казахстане, данная в этой коллективной работе, вызвала в научной среде острые дискуссии. В это же время вышла монография Е. Бекмаханова «Казахстан в 20-40 гг. XIX в.», посвященная восстанию Кенесары Касымова 1837 – 1847 гг. Взгляды автора, данные в этой работе, были объявлены развитием концепции буржуазных националистов, и монография Е. Бекмаханова была признана политически вредной. Вскоре было сфабриковано тек называемое «дело Бекмаханова». Незамедлительно последовала расправа над ученым» изгнание из университета, исключение из рядов партии, лишение научных степеней и знаний. «Дело Бекмаханова» было передано в суд. Согласно ст.58 п.10 УК РСФСР 2 декабря 1952 года коллегия Верховного суда Казахской ССР приговорила Бекмаханова к 25 годам лишения свободы.
В конце 40-х начале 50-х гг. жертвами подобных несправедливых политических обвинений стали видные ученые-обществоведы республики: А. Жубанов, Е. Исмаилов, Л. Домбровский, президент АН Казахской ССР К. Сатпаев, и выдающийся писатель и ученый М. Ауэзов, Т. Тажибаев – ректор КазГУ, подвергшиеся гонениям, вынуждены были оставить Казахстан. Ряд ученых-биологов, медиков и геологов, обвиненных в космополитизме, так же были изгнаны из научных учреждений и кафедр вузов республики.
Таковы некоторые факты политических репрессий в Казахстане конца 40-х начала 50-х гг. в условиях тоталитарного режима тех лет, которые подтверждают вывод о том, что масштабы репрессий в Казахстане были очень велики. Они имели свои формы и методы. А существование на территории республики филиалов ГУЛАГа являлись важнейшим способом организации и укрепления действовавшего в те годы режима.
Его называли казахским Пушкиным, сравнивали с Байроном и Шекспиром, говорили, что он внешне чем-то даже похож на Сергея Есенина, то ли волной вьющихся волос, толи не русых, а черных, как смола, то ли открытой, как североказахстанская степь, распахнутая навстречу самой жизни искренности в глазах, только не синих и озорных, а темных, как степная ночь, и кажется, чуть подернутых дымкой печей, что по утрам таяла над войлоком юрт его аула. То ли по-есенински пронзительными слов полными глубочайшего лиризма стихами, музыка которых понятна душе. И все – таки как бы не называли, с кем бы не сравнивали Магжана Жумабаева, он был и остается самим собой, самобытным казахским поэтом, по неповторимости таланта сравним со звездами первой величины в поэзии Востока, занимающий подобающее место в мировой литературе. Истинно национального поэта, каким был и остается Магжан Жумабаев, вряд ли есть смысл сравнивать с кем – либо, так как его талант уникален по своей природе и сути. Эту мысль очень тонко выразил классик казахской литературы Мухтар Ауэзов: «Из казахских писателей, я, конечно, люблю Абая. После него люблю Магжана».
«Когда М. Жумабаев был арестован в начале 30-х годов, - пишет Зулейха, жена поэта, - я обратилась с письмом к Горькому, который моего мужа ценил высоко. Он живо откликнулся, и, благодаря его вмешательству, муж был освобожден из тюрьмы. А в декабре 1937 года, без предъявления каких-либо обвинений он вторично был арестован, на этот раз М. Горького уже не было в живых.»
В 1929 г. М. Жумабаев был арестован по ложному обвинению в национализме и заключен в Бутырскую тюрьму в Москве. Был осужден на 10 лет. Срок отбывал в Карелии. В 1935 году, находясь в лагере, написал письмо М. Горькому, который помог ему освободиться. Вернувшись в г. Петропавловск, он работал преподавателем русского языка и литературы в неполной средней школе № 7 имени А. Пушкина.
18 марта 1937 г. по приглашению С. Сейфулина приехал в Алматы. Эта поездка закончилась для него трагически. 30 декабря 1937 г. он был арестован и обвинен в том, что он японский шпион. Перед гибелью Магжан сказал: «Смерти не боюсь, мои произведения, их правдивость и человечность давно известны людям. Хоть вы меня добьете, перед вами сидит только тело, а душа моя на воле, в книгах и стихах». Лейтенант Гайкович, расстрелявший его, спросил, чтобы он хотел сказать в последний раз. Он сказал: «Жаль мне только одно. Перед арестом возле дома писателей на крылечке сидел бедный дед и просил милостыню. У меня в кармане ничего не оказалось, и я не мог дать ему подаяние. Жалею только об этом.» Раздался выстрел.
Смеемся, плачем – мчатся года, Тоскуем, страдаем – проходят года, Стареем, ветшаем – уходят года, Свеча догорает – уйдем навсегда.
Трудно найти более трагическую судьбу. Талантливый поэт, кого по праву можно считать не только достойным приемником Абая, но и классиком казахской поэзии, был дважды репрессирован, подвергнут унижениям и гонениям, лишен права писать. Но на примере его судьбы мы видим, что великий талант не подвержен мраку забвения, что он рано или поздно, в какую бы темницу его не заключили, подобно яркому солнечному лучу, вырвется на волю и озарит все вокруг себя ярким светом. Стихи, которые трудно найти даже в газетных и журнальных подшивках, где все, что связанно с именем его, вырезано ножницами или лезвием, на протяжении десятилетий хранились в памяти народа, перелагались на музыку, пользовались неслыханной популярностью в странах Востока. Но не случайно имя Жумабаева знают в Монголии, Китае, Турции.