"Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века"
"Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века"
Цель проведения: опираясь на знания учащихся, используя дополнительную литературу, репродукции картин, доказать, что литература и живопись как в зеркале отражали российскую действительность;
-показать судьбу детей к.18-19 веков в России и на её окраинах;
- сравнить положение детей той эпохи и современных; предотвращение детского суицида;
-учить добру, состраданию; ценить то, что они имеют сейчас;
-учить сравнивать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
-расширение кругозора учащихся;
-морально-нравственное воспитание.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века"»
История Казахстана, 8 класс ( к теме «Русская демократическая культура»)
Тема урока: «Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века.»
Провела Долгих Л.И.( ВКО, Бескарагайский район, КГУ «Мостикская СШ»)
Цель проведения: опираясь на знания учащихся, используя дополнительную литературу, репродукции картин, доказать, что литература и живопись как в зеркале отражали российскую действительность;
-показать судьбу детей к.18-19 веков в России и на её окраинах;
- сравнить положение детей той эпохи и современных; предотвращение детского суицида;
-учить добру, состраданию; ценить то, что они имеют сейчас;
-учить сравнивать, делать выводы, работать с дополнительной литературой;
-расширение кругозора учащихся;
-морально-нравственное воспитание.
Оборудование урока:
-Выдержки из «Конвенции о правах ребёнка».
-Литература: А.П.Чехов «Ванька» и «Спать хочется»;
Н.Некрасов «Крестьянские дети», «Мороз Красный Нос».
Межпредметная связь: всемирная история ( культура);
литература (Некрасов, Чехов); рисование ( о картинах и художниках)
Повторить, что такое культура, материальная и духовная культура, демократическая культура, реализм.
Урок изучения нового материала.
Ход урока:
Оргмомент. Приветствие класса.
Новая тема.
Повторение изученного( по ходу изучения нового материала).
Вывод по теме.
Закрепление.
Подведение итогов. Оценки.
Дом. задание.
1.Оргмомент. Учитель приветствует класс.
2.Новая тема.
1) Повторяем, что такое культура, материальная и духовная культура, даю понятие, что такое демократическая культура ( мозговой штурм).
2) обстановка в России в 19 веке ( кратко вспоминаем, какой была обстановка в России и на её окраинах).
Стр.1
3) Раскрываю саму тему «Тема детства в демократической живописи и литературе 19 века».
Что такое «культура»? С этим понятием вы встречались не раз. ( Ответ ученика)
Далее- беседа: что такое материальная и духовная культура, их взаимосвязь.
Когда и почему зародилась культура, мы говорить не будем, вы это знаете. Остано- вимся на том, как развивалась культура в России в 19 веке. Почему мы говорим об этом на истории Казахстана? ( Казахстан входил в это время в состав Российской империи.) Что питает культуру? ( События, происходящие в стране и в мире.)
Таких событий было много. Вспомним основные: войны, отмена крепостного права и т.д. В это время ведутся споры по какому пути пойдёт Россия ( западники, славянофилы). Страна бурлила. В воздухе чувствовались перемены. Царизм пони-мал это и отвечал репрессиями (Как? Расправа с декабристами, писателями. Цензура. Что это такое?) И, не смотря на это, наука, литература, вся культура в целом не стоит на месте, развивается, как губка впитывает в себя события, как зеркало отражает всё, что происходит в стране, всю российскую действительность, её пороки. Здесь, как и в обществе, шла острая борьба старого и нового, реалистического. А что такое реализм?( Ответ учеников: отражение правды, того, что происходит.) Развивается демократическая культура.( Выясняем, что это такое: демос- народ, демократическая, значит, народная.) В это время появляются лучшие произведения в музыке, литературе, живописи. (Ученики называют, кого знают.)
Они рассказывали о доле простых людей, о судьбе женщины в то время. Многие писатели, поэты, художники посвящали свои произведения детям. Все темы за урок не рассмотришь. Мы остановимся на одной из них. Это дети. Почему? Вы чуть позже поймёте, могли ли передовые люди обойти эту тему? Мы рассмотрим лишь отдельные произведения живописи и литературы, но и этого достаточно, чтобы понять как тяжело было жить вашим сверстникам чуть больше ста лет назад. Произведения, как зеркало, отразили жизнь простых людей, в том числе и детей. В этом вы можете убедиться сами.
ГРУППОВАЯ РАБОТА. Ученики самостоятельно зачитывают небольшие отрывки из произведений Чехова «Спать хочется» и «Ванька», Тургенева «Бежин луг» (каждая группа –своё.) Чем похожи эти произведения? (Ответы учеников.)
Подтверждение этому мы находим у художников Перова, Маковского и других.
Особенно много картин на эту тему создал великий русский художник Перов. На его картинах мы и остановимся.
Мы познакомились с чеховскими Ванькой, Варей. А как эти дети могли оказаться в таких условиях? ( Ученики высказывают своё мнение.) А теперь взгляните на эту картину (Перов «Проводы покойника»). Что вы можете сказать о ней( Выслушиваем мнение учеников, дополняю сама.) Что может ожидать этих детей? Вспомним Некрасова «Мороз Красный Нос»: «За Дарьей соседей, соседок плелась небольшая толпа, толкуя, что прокловых деток теперь не завидна судьба.», т.е. их ожидает судьба Варьки и Ваньки Жукова. Рассматриваем картину Перова « Спящие дети».
Стр.2
( Беседа, дополнения учителя.) Эта картина как бы дополняет первую. Она даже написана позже.) Но самая тяжёлая картина Перова-это «Тройка». Что можно представить себе, не видя картины? ( Ученики отвечают чаще всего, что это тройка лошадей). Но это не лошади, а дети. Разбираем картину «Тройка».
-Подумайте, почему художник так назвал свою картину? (Ученики высказывают
своё мнение.) Ребята делают небольшие сообщения по картине, детях, изображённых на ней, подробно рассматриваем детали картины- одежду и т.д.)
- Почему же никто не заступался за ребят? Как могли это допустить родители? Некому было заступаться. И родители, и, тем более дети, были бесправными. От острой нужды, от голода отправляли они детей в услужение к богатым людям. И таким было положение простых людей по всей огромной стране. И тому подтверждение картина белорусского художника Маковского «Свидание с сыном».
(Рассматриваем и анализируем картину. Выражение лиц матери, сына. Одежда. Чем похож на Варьку, Ваньку Жукова? На детей с картины «Тройка»?)
- Вспомните, каким было положение простых детей в Казахстане в эти же годы? ( Та-ким же, работали наравне со взрослыми, получали меньше, били хозяева и т.д.) К сожалению, так продолжалось долго. И не только в нашей стране. ( Можно привести в пример картину Перова «Савояр»- маленький итальянский бродяга. Чем его судьба схожа с судьбой детей Российской империи 19 века?) Десятки детей умирало от непосильного труда, голода, болезней.
Мы рассмотрели только небольшую часть литературных и художественных произведений. Теперь, я думаю, вам понятно, почему передовые писатели, поэты, художники не могли пройти мимо этой темы (Почему? Хотели привлечь внимание общественности, вызвать сочувствие к детям.)
- А что вы можете сказать о жизни вашего поколения? Чем ваша жизнь отличается от жизни этих ребят? Оглянитесь вокруг, что изменилось? ( Беседа. Ученики рассказы-вают о своём времени, что изменилось, сравнивают.)
-Сейчас права детей защищает международная «Конвенция о правах ребёнка»
( Обращаю внимание на стенд в кабинете, показываю, рассказываю о «Конвенции».
-Конечно, и у вас бывают проблемы. Какие? Поссорились с кем-то, получили двойку и др. Но так ли они серьёзны? Подумайте! Вам тепло, уютно, родные вас любят, в обиду никому не дадут, работой не перегружены, дома после школы вас ждут телевизоры, компьютеры, книги, вы можете свободно общаться с друзьями и уж точно, мамы готовят вам всё самое вкусное. Так стоит ли обижаться на мелкие бытовые неурядицы? Хотелось бы вам поменяться с героями рассмотренных нами произведений? Или все-таки скажем словами В. Маяковского: « И жизнь хороша, и жить хорошо…!»
-Заканчивая наш урок, мне бы хотелось сказать: « Помните о том, что вы узнали на уроках. О ваших сверстниках, живших более ста лет назад, об их судьбах. Тогда и ваши проблемы будут казаться не такими уж тяжкими, и жить будет легче.
Картины писаны с живых людей, в произведениях описаны судьбы настоящих детей. Не зря мы говорим, что живопись и литература-это зеркальное отражение реальных событий. Стр. 3
Вопросы для закрепления: О каких писателях , поэтах, художниках мы говорили на уроке? Назовите их произведения. ( Записать в тетради.) Почему одной из тем передовых писателей, поэтов, художников, была тема детей? Что такое демократическая культура?