Этап урока и его цель | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Формирование УУД | Формы оценивания |
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |
Организационный Создание благоприятного психологического настроя на работу. | Приветствие обучающихся. Проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | 1)Умение выделять нравственный аспект поведения. 2)Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению. | 1)Прогнозирование своей деятельности. 2)Применение основ саморегуляции эмоционального состояния. | 1)Умение слушать и вступать в диалог. 2)Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3) Определение способов взаимодействия участников образовательного процесса. | 1) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания. 2) Умение произвольного и сознательного выбора между общими приемами решения задач. | |
Постановка целей, задач урока Обеспечение мотивации учения детьми, принятие ими целей урока. | Вместе с детьми определяет тему и цель урока. - Обратите внимание на экран. https://docs.google.com/presentation/d/1fKQ7-RFScIKDuM0kS4BZ-THiGs0X2XiZSlYkPTtwkE0/edit?pli=1#slide=id.p3 Перед вами несколько изображений. Рассмотрите их и скажите, какую страну мы сегодня начинаем изучать? - Как вы думаете, какие вопросы истории Древней Греции нам необходимо изучить в первую очередь? Давайте составим план изучения новой темы. | В диалоге с учителем определяют тему и цель урока. Рассматривают изображения и предполагают, что страна, которую предстоит изучать – Древняя Греция. Записывают в тетрадь тему урока. Отвечают на вопрос учителя. Предлагают свои варианты плана и вместе с учителем составляют следующий план: 1)Географическое положение и климат Греции. 2)Области Греции. 3)Население Греции и его основные занятия. | 1)Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой задачи. | 1)Умение совместно с учителем и самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 2)Способность планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. | 1) Умение устраивать эффективное групповое обсуждение и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия совместных решений. 2) Способность устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор. | 1)Осуществление выбора наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. 2) Умение составлять план изучения новой темы. | Беседа |
Первичное усвоение новых знаний Обеспечение восприятия и первичного запоминания детьми изучаемой темы. | Создает проблемную ситуацию, в ходе решения которой обучающиеся делают необходимый вывод. - Давайте вспомним, какие государства мы уже изучили? Подумайте, какие факторы могли оказать влияние на особенности их хозяйственной деятельности? Предлагает сравнить географическое положение и климатические условия Древнего Египта и Древней Греции в игровой форме и составить сравнительную таблицу. Для этого делит класс на две группы - одни должны отстаивать преимущества климатических условий Египта, другие - Греции. Предлагает сделать вывод о том, географическое положение и климатические условия какой страны были благоприятнее. | Принимают участие в коллективной беседе. - Перечисляют страны, изученные ранее. Предлагают свои варианты ответа на вопрос учителя и коллективно делают вывод, что важными факторами, оказавшими влияние на хозяйственную деятельность этих стран, были географическое положение и климатические условия. - Записывают в тетради шаблон сравнительной таблицы: https://drive.google.com/open?id=0B5NqU9Yuxew_WTBWeXZtekVROTg Работают с картами Древнего Египта и Древней Греции, которые выведенные на экран (ЭЛЕКТРОННОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К УЧЕБНИКУ: Уколова В.И. История. Древний мир. «СФЕРЫ», М.: «Просвещение», 2012) В ходе коллективного обсуждения и под контролем учителя заполняют таблицу. Озвучивают свои мнения и аргументируют их. | 1)Развитие навыков сотрудничества с учителем, сверстниками в разных учебных ситуациях. 2) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. | 1)Самостоятельно контролировать свое время и управлять им. 2) Определять проблему в учебной деятельности. 3)Выбирать средства достижения цели. 4) Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. | 1)Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 2) Построение понятных для партнера высказываний. 3) Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 4) Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. 5) Работать в парах и группе, эффективно сотрудничать. | 1) Поиск и выделение необходимой информации. 2) Построение логической цепи рассуждений 3) Логический анализ объектов с целью выделения признаков. 4) Обобщать, делать выводы на основе аргументации. 5) Умение осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. 6) Способность высказывать оценочные суждения и свою точку зрения. | Беседа. Работа с исторической картой. Составление сравнительной таблицы. Работа в группе. |
Первичное осмысление новых знаний Установление правильности и осознанности изучения темы. | Направляет работу обучающихся. Предлагает почитать в учебнике пункт 1. Кто такие греки (с. 129) и ответить на вопросы: - Кто такие эллины? - Какие эллинские племена проживали на территории Греции в древности? Обращает внимание обучающихся на экран, на который выведена карта расселения древнегреческих племен - http://xn--e1aogju.xn--p1ai/shemy/istorija/kinder-g-hilgeman-v-vsemirnaja-istorija-pod-red-a-i-slyusarenko-a-f-ivanova-2003-g/44.html - Посмотрите на карту и определите первоначальные места обитания древнегреческих племен. Составьте схему. | Самостоятельно читают информацию в учебнике и находят в тексте ответы на вопросы учителя. - Эллины – самоназвание греков, происходит от имени Эллина, сына Девкалиона и Пирры – единственных людей, спасшихся от потопа. - Эолийцы, ахейцы, дорийцы, ионийцы. Рассматривают карту на экране. Называют территории, на которых первоначально расселились древнегреческие племена. Под контролем учителя составляют схему. Проверяют окончательный вариант схемы - https://drive.google.com/open?id=0B5NqU9Yuxew_Qld3RC0zcFg4ajA | 1)Формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива. 2)Готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. | 1)Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль полученного результата. 2)Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. 3)Способность вносить необходимые коррективы в исполнение работы как в конце действия, так и по ходу его реализации. 4)Возможность адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. | 1)Формулирование собственного мнения и позиции. 2) Адекватное использование речи для планирования своей деятельности. 3) Осуществление взаимного контроля и содействие в сотрудничестве. 4) Умение строить монологические высказывания. 5) Способность аргументировать и координировать свою позицию с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 6) Использование речевых средств в соответствии с ситуацией общения. | 1) Решение учебно-познавательных и учебно-практических задач, требующих полного и критического понимания текста. 2)Формулировка несложных выводов, основанных на тексте. 3) Умение формировать на основе текста систему аргументов для обоснования определенной позиции. 4) Возможность делать умозаключения и выводы на основе аргументации. 5) Способность ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл. 6) Умение преобразовывать текст, используя новые формы представления информации (схема) переходить от одного представления данных к другому. | Беседа. Работа в парах. Работа с исторической картой. Работа по составлению схемы. |
Первичная проверка понимания Выявление первичного осмысления изучаемого материала, коррекция выявленных пробелов, обеспечение закрепления в памяти детей знаний и способов действий, которые им необходимы для самостоятельной работы по новому материалу. | Организует работу обучающихся. Объясняет деление Греции на части на основе слайдов презентации. https://docs.google.com/presentation/d/1plwzTRzOJeSG4xI3gBoJrRd2OU5a6SRKj808EoGPEZ4/edit#slide=id.p5 Делит класс на три группы и предлагает изучить Северную, Среднюю и Южную Грецию по следующему плану: 1) Подготовьте описание своей части Греции (местоположение, рельеф, климат, природные богатства). 2) Предположите, какие занятия были возможны в этой части Греции. - Перед вами изображения наиболее значимых хозяйственных занятий древних греков, (слайд в презентации) дайте им название? | Обучающиеся просматривают презентацию, в группах выполняют задание учителя. Для этого пользуются текстом и иллюстрациями учебника, атласом. В ходе группового обсуждения составляют рассказ о своей части Древней Греции по предложенному плану. Индивидуально или коллективно представляют результаты своей работы. - Выращивание зерновых, виноградарство, выращивание оливок, рыболовство, мореплавание, скотоводство, торговля, ремесла. | 1)Формирование устойчивого познавательного интереса. 2) Умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия. 3)Формирование готовности к самообразованию. | 1)Планирование своей деятельности для решения поставленной задачи и контроль и коррекция полученного результата. 2)Возможность работать по плану, сверяясь с целью. 3)Оценивание степени и способов достижения цели в учебной ситуации. 4)Самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи. 5)Проявление познавательной инициативы в учебном сотрудничестве. | 1) Поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности. 2) Планирование учебного сотрудничества со сверстниками. 3) Излагать своё мнение (в монологе, диалоге), аргументируя его, подтверждая фактами. 4) Умение координировать свое мнение и позицию с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. 5) Построение понятных для партнера высказываний. 6) Способность задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнерами. | 1) Осуществлять расширенный поиск информации с использованием различных ресурсов. 2) Способность ориентироваться на разнообразие способов решения задач. 3) Умение устанавливать причинно-следственные связи. 4)Использование и понимание информации, представленной в виде иллюстраций. 5) Возможность строить логическое рассуждение. 6)Сопоставление разных точек зрения и разных источников информации по заданной теме. 7)Осуществление синтеза как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты. | Оценка учителем наиболее активных обучающихся. (Отметка) |
Закрепление Установление правильности и осознанности изучения темы. | Организует беседу с обучающимися. - Сегодня мы с вами рассмотрели население Древней Греции, его условия жизни и основные занятия. Как вы думаете, что способствовало возникновению первой европейской цивилизации именно на территории Греции? | Обсуждают вопрос учителя, предлагают свои варианты ответа, аргументируют свое мнение, приводят доказательства своей точке зрения. Делают вывод. Предполагаемый вывод. Возникновению первой цивилизации в Европе на территории Греции способствовали: 1.Благоприятные для человека климатические условия. 2. Природные богатства для занятий охотой, рыболовством, земледелием, ремеслами, торговлей. 3. Защита от набегов вражеских племен: с севера – горами, с остальных сторон света – морями. | 1)Ориентация в межличностных отношениях. 2)Формирование потребности в самовыражении и самореализации. | 1) Умение учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале в сотрудничестве с учителем. | 1)Способность вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем. 2) Владение диалогической формой коммуникации, используя средства и инструменты ИКТ. | 1) Способность делать умозаключения и выводы на основе аргументации, обобщать имеющуюся информацию. 2) Умение высказывать оценочные суждения и свою точку зрения. 3) Понимание информации, представленной разными способами. | Беседа. Взаимопроверка. |
Подведение итогов урока Самооценка результатов своей деятельности и всего класса | Подводит итоги работы в классе. Вопросы: Какую цель урокам мы ставили? Добились ли мы этой цели? Каким способом? Какие получили результаты? Где можно применить новое знание? Что на уроке у вас хорошо получалось? Над чем еще нужно поработать? | Отвечают на поставленные вопросы. | 1)Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации учения. 2) Формирование готовности к самообразованию. | 1)Применение основ саморегуляции эмоционального состояния. 2)Оценивание правильности выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям денной задачи. | 1) Учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве. 2) Умение аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом. 3) Построение понятных для партнера высказываний. | 1) Умение делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации. 2) Способность на основе имеющихся знаний, жизненного опыта подвергать сомнению достоверность имеющейся информации, обнаруживать недостоверность получаемой информации, пробелы в информации и находить пути восполнения этих пробелов. | |
Информация о домашнем задании. Обеспечение понимания детьми цели, содержания и способов выполнения домашнего задания. | Задает домашнее задание – п. 26, вопросы, работа с историческим документом в конце параграфа. | Обучающиеся записывают домашнее задание. | 1)Готовность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. | | | | |
Рефлексия. Инициирование рефлексии детей по поводу психоэмоционального состояния, мотивации их собственной деятельности и взаимодействия с учителем и другими детьми в классе. | Обращается к обучающимся с вопросами: -Кто работал на уроке лучше всех? -С каким настроением вы уйдете с урока? - Что вам понравилось/не понравилось на уроке? Спасибо за урок! | Оценивают свою работу и работу одноклассников. Оставляют свой отзыв об уроке. | 1)Формирование внутренней позиции обучающегося на уровне положительного отношения к образовательному учреждению, понимания необходимости учения. | 1)Осуществление познавательной рефлексии в отношении действий по решению учебных и познавательных задач. 2)Управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценка. | 1) Оценка своей деятельности и деятельности других людей. 2) Организация учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. 3) Оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности. | 1) Выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия. | |