Дидактическая структура урока | Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задание для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | Планируемые результаты |
| | | | Предметные | УУД |
Мотивация учебной деятельности | Мозговой штурм Определение темы урока | Прочитаем легенду карты. Сформулируйте тему урока. Работа на уроке будет строиться по плану разбора восстаний. Начнем с причин. | Карта «Народные восстания первой четверти XVIII века» | Прочтение исторической карты с опорой на легенду | Обучающиеся: принимают и сохраняют учебную задачу; учитывают выделенные учителем ориентиры действия. |
Актуализация знаний | Учащиеся высказывают свои предположения | Петр Первый стремился возвысить Россию среди других европейских стран и дать ей новый стимул к внутреннему и внешнему развитию. Как вы думаете, почему в годы его правления произошли народные выступления? | Вопрос учителя | Работа с причинно-следственными связями исторических фактов. | Обучающиеся учатся: ставить перед собой учебные цели, при разрешении проблемного вопроса. |
Изучение нового материала — самостоятельная познавательная деятельность | Работа в группах: работа с источником информации. Ответы учащихся Заполнение схемы причин выступлений в рабочем листе к уроку Работа в группах: -распределение обязанностей в группе - обсуждение вопросов - работа с источниками информации - презентация проекта Учащиеся других групп заносят в свои таблицы информацию | Задание: прочитайте документ, найдите причины народных волнений, ответив на вопросы после текстов, назовите их, совпадают ли они с теми, что вы уже назвали? Заполните схему в рабочем листе | Хрестоматия История России XVI-XVIII вв. 7 класс стр.190 документ 29.2 «Историк о тяжелом положении народа»; стр. 191 документ 29.4 «Историк об участии крестьян»; стр. 193 документ 29.6 И.Т. Посошков об отношении помещиков и крестьян | Поиск необходимой информации в одном историческом источнике для определения причин крестьянских восстаний | Обучающиеся учатся: самостоятельно анализировать условия жизни крестьян и городских жителей в петровское время; работать в коллективе; самостоятельно планировать свою работу при поиске ответов на проблемные вопросы учителя; объяснять причины народных выступлений |
| | Разделение класса на 5 групп Объяснение алгоритма выполнения задания в рабочем листе с таблицей | Работа с учебником 1 группа: «Астраханское восстание», стр. 131-132 2 группа: «Восстание под руководством К.Булавина», стр. 133-134 3 группа: «Башкирское восстание», стр. 134 4 группа: «Выступления старообрядцев», стр. 135 5 группа: «Выступления работников мануфактур», стр. 135-136 | Характеристика места, обстоятельства, участников, результатов народных движений; установление длительности народных движений; устный рассказ об одном восстании и их участниках; | Обучающиеся учатся: структурировать знания ; самостоятельно планируют свою работу с учебным материалом при поиске ответов для заполнения таблицы. |
Закрепление нового материала | Решение вопроса с проговаривание вслух ответа и вывода Запись вывода Работа с тестом и взаимопроверка | Что общего и особенного было в народных выступлениях Проверим ваши знания Запишите ответы в тетрадях, после обменяйтесь и проверьте друг друга | Задание к параграфу «Народ и государство в годы петровских реформ» | Сравнение данных таблицы, определение в них общего и различий; работа с тестовыми вопросами. | Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями одноклассников; обучающиеся учатся сравнивать позиции в народных выступлениях; смогут с помощью таблицы сделать вывод; осуществлять взаимный контроль своего одноклассника. |
Задание на дом | | Ответить на вопрос: | Объясните чем восстания XVIII века отличались от выступлений «бунташного века»? | | Обучающиеся учатся умению формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее. |
Рефлексия | Определение вопросов для повторения дома | Какие трудности в учебной деятельности испытали в ходе урока? Что необходимо сделать, чтобы в дальнейшем справиться с такой работой? Что вам понравилось на уроке? | | | Обучающиеся научатся: оценивать процесс и результат своей деятельности на уроке; выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; формулировать и аргументировать свое мнение; |