План семинара: 1. Революционный кризис и его последствия. 2. Первый опыт российского парламентаризма. 3. Становление новой политической системы. 4. Думская монархия и общество. Вопросы и задания 1. Каковы были предпосылки Первой революции в России? 2. Почему мирная манифестация рабочих Петербурга спровоцировала применение военной силы? Возможно ли было избежать этой ситуации? 3. Какие события повлекли перемены в системе государственного управления? 4. Составьте схему новой системы власти после Манифеста 17 октября 1905 г. в соответствии с Основными Законами. 5. Какие права и обязанности приобрели россияне? Каким стал их статус в рамках Основных Законов? 6. Докажите, что 17 октября стало барьером между двумя эпохами в истории России. 7. Докажите или опровергните, что декларируемые в Манифесте положения приобрели юридический статус в Основных Законах. 8. Какие политические партии, направления оформились в ходе революции? Каковы их политические идеалы, политическая основа? 9. Назовите исторические особенности формирования партий в России. 10. Какую роль играли лидеры партий в борьбе за электорат? Каким образом в этом проявляется российская ментальность? (Приведите примеры.) 11. Охарактеризуйте, как российская интеллигенция и международная общественность восприняли события 9 января 1905 г. 12. Как легитимная деятельность партий изменила жизнь общества? 13. Какие политические идеалы были востребованы обществом и какие партии умело воспользовались этим? 14. Объясните, почему, несмотря на разочарование, потерю веры в царя 9 января, монархические настроения оставались сильными. Какие партии их культивировали? 15. Охарактеризуйте деятельность Государственных дум, их лидеров и их состав, приоритетные направления деятельности. 16. Обсудите, какие проблемы оказались непреодолимыми для парламентариев. В чем трагизм первого опыта буржуазного парламентаризма? 17. Схематически изобразите действия правительства в период работы Дум. Дайте им соответствующую аргументированную оценку. 18. Поясните причины спада революционных настроений в обществе. Как этим воспользовались монархические силы? 19. Что отличает думскую монархию 1905 г. от третьеиюньской монархии 1907 г.? 20. П. Б. Струве в статье «Палач народа» (журнал «Освобождение», 1905, № 64) писал: «Народ шел к нему, народ ждал его. Царь встретил свой народ. Нагайками, саблями и пулями он отвечал на слова скорби и доверия. На улицах Петербурга пролилась кровь и разорвалась навсегда связь между народом и этим царем... Он сам себя уничтожил в наших глазах — возврата к прошлому нет... Возмездием мы освободимся, свободой мы отомстим». Что вы знаете об авторе этих строк? Чем объясняется резкость его слов? Прокомментируйте последнюю фразу отрывка из статьи. |