kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Кризис империи и русско-японская война"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока истории в 9 классе с приложением пакета практических заданий.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кризис империи и русско-японская война"»


















Урок истории в 9 классе

«КРИЗИС ИМПЕРИИ И РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»



















Выполнила:

учитель истории и обществознания

МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»

Конышева Е. Д.














2016 г.


ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Предмет ИСТОРИЯ. 9 класс


ФИО учителя

Конышева Елена Дмитриевна

Предмет

История России

Класс

9

Номер урока

Третий урок в главе «Россия на рубеже XIX –XX веков»

Урочная/не-урочная форма

Урок открытия нового знания; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа


Тема

«Кризис империи и русско-японская война»

Цель

Подвести учащихся к пониманию особенностей внешней политики России начала XX века. Сформировать представление о русско-японской войне как об одной из самых печальных страниц отечественной истории,  продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, карикатурами, совершенствовать навыки анализа исторических материалов. Продолжить развитие интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Прививать любовь и уважение к истории своей страны.

По таксономии Б. Блума:

Знание: ученик в конце урока может дать характеристику русско-японской войны по алгоритму: даты, причины, основные события, итоги, причины поражения.

Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в учебный мини-проект «Русско-японская война», обсуждать в группе поставленные задания, делать выводы об особенностях внешней политики России в начале XX века, сравнивать готовность к войне России и Японии.

Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников необходимую информацию, систематизировать её.

Анализ: ученик в конце урока может на конкретных примерах называть направления внешней политики России в начале XX века, цели и причины неудачной для России войны, апеллировать фактами, сравнивать соотношение сил русской и японской армий.

Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работы в группе.

Творчество: ученики представляют изученный материал в виде группового проекта по теме «Русско-японская война».

Задачи

Образовательные:

  1. Охарактеризовать события, предшествовавшие началу русско-японской войны и особенности внешней политики России.

  2. Определить причины, цели, характер и итоги русско-японской войны.

  3. Выделить причины поражения в войне.

Развивающие:

  1. Развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;

  2. Развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией.

  3. Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, а также речевые умения.



Воспитательные:

  1. Формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;

  2. Овладевать формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.

  3. Способствовать воспитанию у обучающихся чувства истинного патриотизма на примерах героизма россиян в русско-японской войне.


Социализации:

приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.

Планируемые результаты

Предметные: (знания, умения, представления)

- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;

- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;

- рассмотрение исторических процессов в развитии, определяя их причины, особенности и результаты;

- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.

ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:

  1. Международную ситуацию, сложившуюся накануне война. Направления внешней политики России в начале XX века и методы достижения внешнеполитических целей. Начало и ход русско-японской  войны.  Основные события войны и её итоги. Причины поражения России.

  2. Основные  понятия:  экспансия,  война,  «крейсер», КВЖД.


Личностные: (личностные УУД)

- формирование положительной мотивации к обучению, понимание важности получения образования;

- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;

- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;

- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.

Метапредметные: (познавательные)

- уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;

- уметь участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;

- формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;

- вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.

Компетенции

Информационная, учебно-познавательная, коммуникативная, социальная

Образовательная технология

Метод проектов, проблемное обучение, ИКТ, здоровьесберегающие технологии, обучение в сотрудничестве, АМО-технологии.

Источники информации

  1. Внешняя политика России ХIХ и начала ХХ века. Т.6. - М.,1962.

  2. Быков П.Д. Русско-японская война 1904-1905гг. Действия на море.- М., 2003.

  3. Пятецкий Л.М. История России для абитуриентов и старшеклассников. ХХ век. - М., 1996.

  4. Серов Б.Н., Лагно А.Р. Поурочные разработки по истории России ХХ.- М., 2005.

  5. Сорокин А.И. Оборона Порт-Артура. Русско-японская война 1904-1905гг.- М., 1952.

  6. Шишов А.В. Россия и Япония. История военных конфликтов.-М., 2000.

  7. Федоров В.А. История России.1861-1917.- М., 2012.

  8. Шефов Н.А. Битвы России. - М., 2002.

  9. Энциклопедия для детей. Т.5. - М., 2000.

Интернет-ресурсы:

  1. http://ru.wikipedia.org/

  2. http://www.studentu.ru

  3. http://zvezda.org.ru/ http://www.youtube.com/watch

Компьютерные обучающие средства:

  1. Энциклопедия истории России 862-1917 гг., compact disc ciw.-КОМИНФО, 1998.

  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки отечественной истории. XIX-XX вв., compact disc - «Кирилл и Мефодий», 2004.


Ресурсы (оснащение)

  • §4 учебника (авторы Д.Д. Данилов и др.);

  • карта «Русско-японская война»;

  • атласы «История России XX века»;

  • карикатура «Раздел Китая»;

  • видеосюжет «Внешняя политика в начале XX века»;

  • презентация, компьютер, мультимедийный проектор, экран;

  • план-памятка «Характеристика войны»;

  • раздаточный материал;

  • заготовка - алгоритм для оформления учебного мини-проекта (используется по усмотрению учащихся).


ХОД УРОКА

Цель/задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Компетенции/

аспекты компетенции/УУД

Оценивание/формы контроля

Результат

I этап: Начало образовательного мероприятия

Организационный момент (2 мин.)

формирование групп, выработка чувства команды.

(Учащиеся стоят в два ряда)

– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2.
Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Группа №1, поприветствуйте своих товарищей напротив воздушным поцелуем.

А теперь группу №2 я попрошу помахать в ответ рукой. А теперь разотрите ладошки так, чтобы они стали горячими и пожмите руку вашим оппонентам. Чья рука оказалась горячее? Вот так вы передали часть своей энергии друг другу.

Ученики формируют группу, группы рассаживаются  по рабочим местам.

УУД:

- Познавательные:

Уметь найти (услышать) необходимую информацию 

- Коммуникативные: умение договариваться, находить общий язык

Компетенции:

- Информационная: учащиеся обмениваются информацией

- Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.

- Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками.



Формирование групп.
















Включение в учебный процесс

Постановка цели и задач урока (6 мин.)

формулировка темы и цели урока

Прием «Кинолента»

учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент «Внешняя политика России накануне русско-японской войны»

О чём мы сегодня будем с вами говорить?

Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить об осуществлении Азиатского направления внешней политики России в начале XX века, а если быть точнее – о русско-японской войне.

Какие бы задачи вы себе поставили на урок?



Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.












Учащиеся формулируют задачи самостоятельно.

УУД:

- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.

- Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.

- Личностные: определение своей позиции к заданной теме урока.


























Формулировка учащимися темы и цели урока.

Появление цели урока.

Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.

II этап: Работа над темой урока

Проработка содержания темы урока (20 мин.)

получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.

- У нас сегодня необычный урок, вы сегодня примерите на себя роль «Исследователя».

Учащиеся, разделённые на две группы, самостоятельно изучают новый материал, привлекая различные ресурсы: документальные источники, учебник, карту, карикатуру, Интернет.

Работа в группах по алгоритму:

1.Рассмотреть карикатуру и ответить на поставленные к ней вопросы (группа работает коллективно, выдвигаются разные версии, из которых выбираются наиболее верные).

2.Поработать с различными источниками и собрать необходимый материал по теме урока, объяснить новые понятия (спикер группы распределяет обязанности).

3.Обсуждение и систематизация материала, оформление мини-проекта, подготовка к его защите.

4.Защита проектных работ.





Ответы учащихся сводятся к следующему:

император Германии, Вильгельм II (2), спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II (3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять… Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно…


Могут быть и такие ответы: «особый кусок пирога» – это особая часть Китая, Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океане…Европейские державы не желали укрепления позиций России и искали своей выгоды.


Слабый феодальный Китай сильные державы давно рвали на части. В конце XIX – начале XX в. интересы России и Японии сталкиваются и в Корее, которую Япония хотела превратить в свою колонию. Россия вытесняет с Ляодунского полуострова арендаторов-японцев и арендует его сама на двадцать пять лет. Начинается строительство города-крепости Порт-Артура. Кроме того, Россия строит КВЖД, которая сократит путь к русскому Дальнему Востоку.

Вывод делают дети самостоятельно:

2 задачи внешней политики Николая II: недопущение конфликтов в Европе и реализация большой азиатской программы – определили характер внешней политики России.


- Познавательные:

знание ключевых исторических понятий по теме урока, представление о направлениях внешней политики России того периода.

- Личностные: формирование собственной позиции по отношению к русско-японской войне.

- Знаково-символические: составление мини-проекта, состоящего из различных блоков

- Регулятивные:

организация учащимися своей учебной деятельности





























Проверка правильности составления проекта консультирование в случае необходимости.

Получение обучающимися новых знаний.


Формирование навыков поисковой деятельности.


Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.

Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.

Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.

Физминутка (2 мин)

уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к дальнейшей работе.

Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить разминку,

прием «Тряпичная кукла»:

«Все встаньте, ноги вместе, руки «по швам», полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).

А теперь наклонитесь вперед, ноги на ширине плеч, слегка согните колени и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).

Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).

Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.

Снова станьте солдатом... (10 секунд).

Теперь опять тряпичной куклой...

все учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.

УУД:

- Коммуникативные

уметь слушать и понимать друг друга, быть внимательным


Восстановление тонуса для дальнейшей работы.

Представление полученных результатов деятельности (6 мин.)

формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на заданную тему.

Защита творческого мини-проекта «Русско-японская война».




По завершению работы каждая группа в лице одного или нескольких представителей должна выступить с защитой своего проекта.



Группа-оппонент после завершения защиты может в случае необходимости задать вопросы.
















Учащиеся, представители от каждой группы, у доски осуществляют защиту своего проекта.


При защите проектов учащиеся делают вывод:


• Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.

• Япония в конце19 века встала на путь преобразований, в стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии.

• Война носила захватнический характер. Каждая страна

стремилась завоевать прочные позиции

на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовиться к войне.


• Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией. Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.


• 27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.

Итоги войны для России

  • уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;

  • большие людские потери;

  • позор от проигранных сражений;

  • крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке;

  • потеря полуострова Сахалин

  • революция.


УУД:

- Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)

- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе команды.

- Коммуникативные:

умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.

- Регулятивные:

организация учащимся своей учебной деятельности

Критерии оценивания:

- правильно классифицированы глобальные проблемы – 1 балл;

- отмечены особенности проблем – 1 балл;

- выделены причины их появления – 1 балл;

- определены возможные пути решения глобальных

проблем – 1 балл;

- публичная защита – 1 балл.


Развитие умения выступать перед аудиторией, отстаивать свои позиции

III этап: Завершение образовательного мероприятия

Рефлексия. Подведение итогов (4 мин.)

проверка усвоения учащимися учебного материала.














Заполнение листа оценивания работы на уроках


«Рефлексивный кубик»

Наш урок подошёл  к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу ...




учитель, спикеры группы и учащиеся проводят оценивание работы на уроке


Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.















Активное самооценивание своей деятельности


УУД:

- Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала

Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет.

Самооценка ученика

Проверка усвоения учащимися учебного материала.

Контроль и самооценка познавательной деятельности.

Домашнее задание:

Вариативный выбор домашнего задания

На выбор: подобрать информацию о героях русско-японской войны;

ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Русско-японская война: примеры чести, доблести и мужества» или коллективного проекта по теме «Герои Русско-японской войны».

Учащиеся записывают домашнее задание.






Приложение №1


Лист оценивания работы группы №1____________________________(Ф.И. спикера группы)


Ф.И. учащегося

Сомооценка за урок

Оценка спикера группы

Оценка учителя

Средний балл

1.





2.





3.





4.





5.





6.






Приложение №2

Причины и характер Русско-японской войны



«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чистое русское дело... путь к океану - Тихому и Великому, к равновесию центробежной силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».

«Русская территориальная политика, в достижении естественности и законченности границ, началась с Рюриковых времен и до сих пор не за­кончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши грани­цы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу Амура и некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с Океаном и морской путь из Европейской России к русским Тихоокеанским прибрежьям. Из статьи Д.И. Менделеева.



«Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочет взять и Персию, захва­тить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России».

Из книги Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» (1904 г.)


«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов раз­разилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобили­зация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состояв­шиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.

Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические по­следствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секрета­ря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весь­ма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом перего­воров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнил­ся и предпринял попытку предотвратить войну...

А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).


Вопросы и задания к источнику:

1. Назовите причины Русско-японской войны.

2.Сформулируйте два основных взгляда русского общества на причины войны.

3.Какие цели преследовала Россия в этой войне? Можно ли сказать, что с ее стороны война была справедливой?

4.Почему Россия не могла или не хотела удовлетворить тре­бования, изложенные в ноте японского правительства?

5.Какой характер носила война со стороны Японии? Объяс­ните свою точку зрения.


Приложение №3

Военное оснащение стран накануне войны.

«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных дейст­вий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попа­дали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию со 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежа­ло 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия... Сухопутные войска насчитывали около 100 тысяч человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 лег­ких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца».

Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. М., 1955


«Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах соз­дала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появи­лась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численно­стью 190 тыс. штыков было 484 орудия. А всего в артиллерийском парке Японии было 1032 скорострельных орудий. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций...»

Всемирная история сражений. М., 2000


«В то же время, как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Даль­нем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Ге­нерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен».

Из записок генерала А.Н. Куропаткина.

Вопросы и задания

- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?

- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?

- В чем состояли преимущества японской армии? Как можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?

- В чем заключались ошибки и просчеты русского командо­вания при организации разведки и оценке японского воору­жения?

Дополнительная информация

Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке



К 1 января 1894 г.

К 1 января 1904 г.

Россия

Офицеры - 1118

Солдаты -32 716

Офицеры - 3249

Солдаты -94586

Всего кораблей -63; общий тоннаж - 190 тыс. тонн

Япония

Офицеры - 2476

Солдаты -58446

Офицеры - 8082

Солдаты -142663

Всего кораблей - 80; общий тоннаж - 260 тыс. тонн


Приложение №4

Учащиеся заполняют таблицу по учебнику «История России. XX век», работают с картой «Русско-японская война» в учебнике (или атласе) и составляют хронологическую таблицу.


Приложение №5


Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны

После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и пра­вительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.

Вопросы

  1. Какие внутренние события подталкивали Россию к за­ключению мира? Какая связь существовала между ними?

  2. Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного договора?

  3. Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?

27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посред­ничестве президента США Теодора Рузвельта начались перегово­ры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.

Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.

(извлечение)

Статья I

Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономиче­ские, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исклю­чением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского
полуострова... возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или япон­скими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Российское императорское правительство объявляет, что оно не об­ладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключитель­ными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или не­совместимыми с принципом равноправности.

Статья V

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить импе­раторскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия ки­тайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привиле­гиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...


Статья VII

Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.

Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на тер­ритории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуостро­ва.

Статья IX

Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общест­венные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.

Статья XI

Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предостав­ления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Кризис империи и русско-японская война"

Автор: Конышева Елена Дмитриевна

Дата: 10.01.2017

Номер свидетельства: 377691


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства