Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Кризис империи и русско-японская война"»
Урок истории в 9 классе
«КРИЗИС ИМПЕРИИ И РУССКО-ЯПОНСКАЯ ВОЙНА»
Выполнила:
учитель истории и обществознания
МКОУ ХМР «СОШ с.Селиярово»
Конышева Е. Д.
2016 г.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Предмет ИСТОРИЯ. 9 класс
ФИО учителя
Конышева Елена Дмитриевна
Предмет
История России
Класс
9
Номер урока
Третий урок в главе «Россия на рубеже XIX –XX веков»
Урочная/не-урочная форма
Урок открытия нового знания; тип – комбинированный; вид – лабораторно-практическая работа
Тема
«Кризис империи и русско-японская война»
Цель
Подвести учащихся к пониманию особенностей внешней политики России начала XX века. Сформировать представление о русско-японской войне как об одной из самых печальных страниц отечественной истории, продолжить формирование умений работать с историческими документами, картой, карикатурами, совершенствовать навыки анализа исторических материалов. Продолжить развитие интеллектуальных умений: классификации, обобщения и самоконтроля. Прививать любовь и уважение к истории своей страны.
По таксономии Б. Блума:
Знание: ученик в конце урока может дать характеристику русско-японской войны по алгоритму: даты, причины, основные события, итоги, причины поражения.
Понимание: ученик может преобразовать полученную информацию в учебный мини-проект «Русско-японская война», обсуждать в группе поставленные задания, делать выводы об особенностях внешней политики России в начале XX века, сравнивать готовность к войне России и Японии.
Применение: ученик может организовать эффективную работу в группе, выбрать из предложенных источников необходимую информацию, систематизировать её.
Анализ: ученик в конце урока может на конкретных примерах называть направления внешней политики России в начале XX века, цели и причины неудачной для России войны, апеллировать фактами, сравнивать соотношение сил русской и японской армий.
Оценка: ученик в конце урока производит оценку своих знаний по данной теме и своей работы в группе.
Творчество: ученики представляют изученный материал в виде группового проекта по теме «Русско-японская война».
Задачи
Образовательные:
Охарактеризовать события, предшествовавшие началу русско-японской войны и особенности внешней политики России.
Определить причины, цели, характер и итоги русско-японской войны.
Выделить причины поражения в войне.
Развивающие:
Развивать умения и навыки работы с историческим пространством (картой) и историческим временем (хронологией), историческими источниками;
Развивать навыки смыслового чтения и работы с информацией.
Развивать умения составлять характеристику войн на основе плана - памятки, сравнивать и сопоставлять, обобщать информацию, навыки работы с картой, с документами, с Интернет-ресурсами, а также речевые умения.
Воспитательные:
Формировать способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебной деятельности на основе традиционных нравственных установок и моральных норм;
Овладевать формами и методами самовоспитания: самокритика, самообязательство.
Способствовать воспитанию у обучающихся чувства истинного патриотизма на примерах героизма россиян в русско-японской войне.
Социализации:
приобретение опыта взаимодействия, совместной деятельности и общения со сверстниками.
Планируемые результаты
Предметные:(знания, умения, представления)
- развитие умения изучать и систематизировать информацию из различных источников;
- освоение общих принципов постановки и решения познавательных задач, выявления причин исторических событий, объяснения фактов;
- рассмотрение исторических процессов в развитии, определяя их причины, особенности и результаты;
- выработка умений давать оценку историческим событиям и процессам, деятельности исторических личностей.
ПО ПРОГРАММЕ должны изучить:
Международную ситуацию, сложившуюся накануне война. Направления внешней политики России в начале XX века и методы достижения внешнеполитических целей. Начало и ход русско-японской войны. Основные события войны и её итоги. Причины поражения России.
Основные понятия: экспансия, война, «крейсер», КВЖД.
Личностные:(личностные УУД)
- формирование положительной мотивации к обучению, понимание важности получения образования;
- формирование историко-географического образа, включая представление о территории и границах Российской империи;
- понимание культурного многообразия мира, уважение к истории других народов мира;
- формирование устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива.
Метапредметные:(познавательные)
- уметь находить нужную информацию в различных источниках и грамотно представлять имеющуюся информацию;
- уметь участвовать в коллективном обсуждении, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество;
- формировать умения определять цели своей деятельности и представлять ее результаты; выбирать и использовать нужные средства для учебной деятельности; осуществлять самоконтроль и самооценку;
- вырабатывать стратегию смыслового чтения и работы с текстом: поиск информации и понимание прочитанного; делать выводы.
заготовка - алгоритм для оформления учебного мини-проекта (используется по усмотрению учащихся).
ХОД УРОКА
Цель/задачи этапа
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Компетенции/
аспекты компетенции/УУД
Оценивание/формы контроля
Результат
I этап: Начало образовательного мероприятия
Организационный момент (2 мин.)
формирование групп, выработка чувства команды.
(Учащиеся стоят в два ряда)
– Ребята, слева от меня группа №1, справа №2. Перед началом урока мы обязательно передадим друзьям хорошее настроение. Посмотрите, пожалуйста, друг на друга. Группа №1, поприветствуйте своих товарищей напротив воздушным поцелуем.
А теперь группу №2 я попрошу помахать в ответ рукой. А теперь разотрите ладошки так, чтобы они стали горячими и пожмите руку вашим оппонентам. Чья рука оказалась горячее? Вот так вы передали часть своей энергии друг другу.
Ученики формируют группу, группы рассаживаются по рабочим местам.
УУД:
- Познавательные:
Уметь найти (услышать) необходимую информацию
- Коммуникативные: умение договариваться, находить общий язык
- Учебно-познавательная: активизируется словарный запас детей.
- Коммуникативная: взаимодействие с учителем, одноклассниками.
Формирование групп.
Включение в учебный процесс
Постановка цели и задач урока (6 мин.)
формулировка темы и цели урока
Прием «Кинолента»
учитель предлагает посмотреть видеофрагмент и сформулировать тему урока, демонстрируется видеофрагмент «Внешняя политика России накануне русско-японской войны»
О чём мы сегодня будем с вами говорить?
Вы совершенно правы. Сегодня на уроке мы будем говорить об осуществлении Азиатского направления внешней политики России в начале XX века, а если быть точнее – о русско-японской войне.
Какие бы задачи вы себе поставили на урок?
Учащиеся смотрят видеофрагмент, выдвигают варианты формулировки темы урока, записывают тему урока в тетрадь.
Учащиеся формулируют задачи самостоятельно.
УУД:
- Познавательные: возможность активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить ее на поиск новых знаний и способов действий.
- Коммуникативные: участие каждого ребёнка в совместных действиях по решению учебной задачи.
- Личностные: определение своей позиции к заданной теме урока.
Формулировка учащимися темы и цели урока.
Появление цели урока.
Умение сотрудничать, вступать в дискуссию, анализировать.
II этап: Работа над темой урока
Проработка содержания темы урока (20 мин.)
получение новых знаний, концентрация внимания учащихся.
- У нас сегодня необычный урок, вы сегодня примерите на себя роль «Исследователя».
Учащиеся, разделённые на две группы, самостоятельно изучают новый материал, привлекая различные ресурсы: документальные источники, учебник, карту, карикатуру, Интернет.
Работа в группах по алгоритму:
1.Рассмотреть карикатуру и ответить на поставленные к ней вопросы (группа работает коллективно, выдвигаются разные версии, из которых выбираются наиболее верные).
2.Поработать с различными источниками и собрать необходимый материал по теме урока, объяснить новые понятия (спикер группы распределяет обязанности).
3.Обсуждение и систематизация материала, оформление мини-проекта, подготовка к его защите.
4.Защита проектных работ.
Ответы учащихся сводятся к следующему:
император Германии, Вильгельм II (2), спорит с королевой Великобритании Викторией (2) о куске «пирога», вонзив при этом кинжал в знак своих агрессивных намерений; российский император Николай II (3) присматривает для себя особый кусок; Марианна (4), олицетворяющая Францию, вроде бы не участвует в разделе, но у неё союз с Россией, они изображены рядом. Японский император Мэйдзи (5) глубоко задумался: какие куски ему следует взять… Позади всех изображен представитель двора Цин, поднявший руки, чтобы всех остановить – но безуспешно…
Могут быть и такие ответы: «особый кусок пирога» – это особая часть Китая, Ляодунский полуостров. Побережье его не замерзает. России очень важно иметь свою крепость именно здесь, чтобы укрепиться на Тихом океане…Европейские державы не желали укрепления позиций России и искали своей выгоды.
Слабый феодальный Китай сильные державы давно рвали на части. В конце XIX – начале XX в. интересы России и Японии сталкиваются и в Корее, которую Япония хотела превратить в свою колонию. Россия вытесняет с Ляодунского полуострова арендаторов-японцев и арендует его сама на двадцать пять лет. Начинается строительство города-крепости Порт-Артура. Кроме того, Россия строит КВЖД, которая сократит путь к русскому Дальнему Востоку.
Вывод делают дети самостоятельно:
2 задачи внешней политики Николая II: недопущение конфликтов в Европе и реализация большой азиатской программы – определили характер внешней политики России.
- Познавательные:
знание ключевых исторических понятий по теме урока, представление о направлениях внешней политики России того периода.
- Личностные: формирование собственной позиции по отношению к русско-японской войне.
- Знаково-символические: составление мини-проекта, состоящего из различных блоков
- Регулятивные:
организация учащимися своей учебной деятельности
Проверка правильности составления проекта консультирование в случае необходимости.
Получение обучающимися новых знаний.
Формирование навыков поисковой деятельности.
Способность анализировать и действовать с позиции содержания предмета.
Формирование умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта.
Самостоятельный поиск обучающимися информации, обсуждение и анализ заданной темы в малых группах.
Физминутка (2 мин)
уменьшение утомления и снижение отрицательного влияния однообразной рабочей позы; активизация внимания учащихся и повышение способности к дальнейшей работе.
Ребята, а сейчас я предлагаю выполнить разминку,
прием «Тряпичная кукла»:
«Все встаньте, ноги вместе, руки «по швам», полностью выпрямитесь и вытянитесь в струнку, как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь, примерно вот так... (показ позы).
А теперь наклонитесь вперед, ноги на ширине плеч, слегка согните колени и расставьте руки, чтобы они болтались, как тряпки. Станьте такими же мягкими и подвижными, как тряпичная кукла (показ позы).
Теперь снова покажите солдата, вытянутого в струнку, абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева (10 секунд).
Теперь станьте тряпичной куклой, мягкой, расслабленной и подвижной.
Снова станьте солдатом... (10 секунд).
Теперь опять тряпичной куклой...
все учащиеся выполняют действия, предложенные учителем.
УУД:
- Коммуникативные
уметь слушать и понимать друг друга, быть внимательным
Восстановление тонуса для дальнейшей работы.
Представление полученных результатов деятельности (6 мин.)
формирование умения самостоятельного обсуждения и анализа информации на заданную тему.
Защита творческого мини-проекта «Русско-японская война».
По завершению работы каждая группа в лице одного или нескольких представителей должна выступить с защитой своего проекта.
Группа-оппонент после завершения защиты может в случае необходимости задать вопросы.
Учащиеся, представители от каждой группы, у доски осуществляют защиту своего проекта.
При защите проектов учащиеся делают вывод:
• Русско-японская война явилась одним из первых военных конфликтов начала XX века, она столкнула Запад и «новую Азию», желающую занять прочное место на международной арене нового века.
• Япония в конце19 века встала на путь преобразований, в стране происходил бурный экономический рост, благодаря «реформам Мейдзи», быстрыми темпами развивается военная промышленность, происходит реорганизация армии.
• Война носила захватнический характер. Каждая страна
стремилась завоевать прочные позиции
на Тихоокеанском побережье. Мировые лидеры - Германия, Франция, Англия и США применяли тактику сталкивания 2-х государств России и Японии, предоставляя Японии огромные кредиты, что позволяло ей подготовиться к войне.
• Железная дорога, проложенная по территории Северной Маньчжурии, сокращала сообщение между Читой и Владивостоком почти в три раза. Строительство дороги давало возможность быстрой переброски русских войск на восток в случае войны с Японией. Этого потребовало строительство КВЖД, к тому же России была нужна морская крепость с незамёрзшей водой, надёжный опорный пункт на случай войны с Японией.
• 27 июля (9 августа) 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран – России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX века.
• Итоги войны для России
уничтожение Балтийского и Тихоокеанского флотов;
большие людские потери;
позор от проигранных сражений;
крушение мечты о господстве на Дальнем Востоке;
потеря полуострова Сахалин
революция.
УУД:
- Познавательные: умение находить нужную информацию, применять исторические термины и понятия, как в устной, так и в письменной речи; преобразовывать в соответствии с решаемой учебной задачей (анализировать, систематизировать, конкретизировать имеющиеся данные, соотносить их с собственными знаниями)
- Личностные: заинтересованность не только в личном успехе, но и в успехе команды.
- Коммуникативные:
умение считаться с позицией одноклассников, участвовать в коллективном обсуждении; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество.
- Регулятивные:
организация учащимся своей учебной деятельности
Критерии оценивания:
- правильно классифицированы глобальные проблемы – 1 балл;
- отмечены особенности проблем – 1 балл;
- выделены причины их появления – 1 балл;
- определены возможные пути решения глобальных
проблем – 1 балл;
- публичная защита – 1 балл.
Развитие умения выступать перед аудиторией, отстаивать свои позиции
III этап: Завершение образовательного мероприятия
Рефлексия. Подведение итогов (4 мин.)
проверка усвоения учащимися учебного материала.
Заполнение листа оценивания работы на уроках
«Рефлексивный кубик»
Наш урок подошёл к концу, и я хочу, чтобы вы самостоятельно оценили свою работу ...
учитель, спикеры группы и учащиеся проводят оценивание работы на уроке
Учащиеся отвечают на вопросы, предложенные учителем.
Активное самооценивание своей деятельности
УУД:
- Регулятивные: анализ работы и соотнесение с уровнем овладения материала
Личностные: представление о себе и своих возможностях, умение объяснить себе, что получилось, а что нет.
Самооценка ученика
Проверка усвоения учащимися учебного материала.
Контроль и самооценка познавательной деятельности.
Домашнее задание:
Вариативный выбор домашнего задания
На выбор: подобрать информацию о героях русско-японской войны;
ученики представляют изученный материал в виде сочинения-эссе на тему «Русско-японская война: примеры чести, доблести и мужества» или коллективного проекта по теме «Герои Русско-японской войны».
Учащиеся записывают домашнее задание.
Приложение №1
Лист оценивания работы группы №1____________________________(Ф.И. спикера группы)
Ф.И. учащегося
Сомооценка за урок
Оценка спикера группы
Оценка учителя
Средний балл
1.
2.
3.
4.
5.
6.
Приложение №2
Причины и характер Русско-японской войны
«Только неразумное резонерство спрашивало: к чему эта дорога? А все вдумчивые люди видели в ней великое и чистое русское дело... путь к океану - Тихому и Великому, к равновесию центробежной силы с центростремительной, к будущей истории, которая неизбежно станет совершаться на берегах и водах Великого океана».
«Русская территориальная политика, в достижении естественности и законченности границ, началась с Рюриковых времен и до сих пор не закончена. Со времен укрепления России на Уссури и Сахалине наши границы на Тихом океане можно было считать очень близкими к завершенности, так как им недоставало только некоторого поправления по правому берегу Амура и некоторых станций, обеспечивающих свободное сообщение Амурского края и Сахалина с Океаном и морской путь из Европейской России к русским Тихоокеанским прибрежьям. Из статьи Д.И. Менделеева.
«Я говорил Витте, что у нашего государя грандиозные в голове планы: взять для России Маньчжурию, идти к присоединению к России Кореи. Мечтает под свою державу взять и Тибет. Хочет взять и Персию, захватить не только Босфор, но и Дарданеллы. Что мы, министры, по местным обстоятельствам задерживаем государя в осуществлении его мечтаний, но все разочаровываем; он все же думает, что он прав, что лучше нас понимает славы и пользы России».
Из книги Л.А. Тихомирова «Монархическая государственность» (1904 г.)
«...За несколько месяцев до моих выпускных экзаменов разразилась Русско-японская война. Война началась с нападения японских миноносцев на русский флот, сосредоточенный в Порт-Артуре. Как ни странно, но это событие не породило той лихорадки патриотизма, какая охватила всю Россию позднее, в 1914 году, когда началась война с Германией. И хотя мобилизация войск для отправки на Дальний Восток прошла вполне гладко, тем не менее патриотические манифестации, состоявшиеся в столице и других городах, носили чисто формальный характер и не отличались особым энтузиазмом.
Зная, что Витте, а с ним и все члены кабинета министров, за исключением Плеве, выступали против войны, многие предчувствовали, что она принесёт немало бед и катастрофические последствия. Витте сделал всё, что мог, чтобы противодействовать провоенной ориентации нового царского фаворита статс-секретаря А. М. Безобразова. В конце 1901 года в Петербург с визитом прибыл крупный японский государственный деятель Хиробуми Ито в надежде урегулировать назревающий конфликт мирными средствами. Вопреки настояниям Витте, царь встретил Ито весьма холодно, и тогда он направился в Лондон для консультаций с японским послом Хаяси, который открыто ратовал за войну с Россией. Хаяси в полной мере воспользовался провалом переговоров Ито с Витте, в результате чего был подписан договор об англо-японском союзе (январь 1902 года), направленном против России. К удовольствию Плеве, летом 1903 года Витте был отстранён от прямого участия в решении государственных дел, получив назначение на почётный, ничего не значащий пост. Впрочем, в самый последний момент царь неожиданно опомнился и предпринял попытку предотвратить войну...
А. Ф. Керенский. Россия на историческом повороте. Мемуары (М., 1993).
Вопросы и задания к источнику:
1. Назовите причины Русско-японской войны.
2.Сформулируйте два основных взгляда русского общества на причины войны.
3.Какие цели преследовала Россия в этой войне? Можно ли сказать, что с ее стороны война была справедливой?
4.Почему Россия не могла или не хотела удовлетворить требования, изложенные в ноте японского правительства?
5.Какой характер носила война со стороны Японии? Объясните свою точку зрения.
Приложение №3
Военное оснащение стран накануне войны.
«В техническом отношении армия начинала кампанию с 8 пулеметами; пополнялась полевой артиллерией вместо горной, хотя с 1900 г. можно было воочию видеть гористый характер будущего театра военных действий; не располагала точными картами, без которых часто плутали и попадали не туда, куда шли. Порт-Артур начинал кампанию со 153 снарядами для 12-дюймовых орудий, тогда как во Владивостоке таких снарядов лежало 1037 и не было ни одного 12-дюймового орудия... Сухопутные войска насчитывали около 100 тысяч человек, в составе военно-морского флота на Дальнем Востоке были 7 броненосцев, 4 броненосных катера, 7 легких крейсеров, 6 канонерских лодок, 2 минных крейсера, 32 миноносца».
Очерки дипломатической истории Русско-японской войны. М., 1955
«Промышленность Страны восходящего солнца в 1898-1903 годах создала высококачественный броненосный флот (некоторые корабли были закуплены в странах Западной Европы и США). В японской армии появилась прекрасная винтовка образца 1898 года. В полевой армии численностью 190 тыс. штыков было 484 орудия. А всего в артиллерийском парке Японии было 1032 скорострельных орудий. Военачальники внимательно следили не только за самым современным технологическим обеспечением армии, но и за поддержанием высокого боевого духа своих солдат. Хорошо в Японии была поставлена разведка. Кроме того, полководцы этой страны отлично представляли театр предстоящих боевых операций...»
Всемирная история сражений. М., 2000
«В то же время, как японцы имели сотни тайных и явных агентов на Дальнем Востоке, изучающих наши сухопутные и морские силы, мы доверяли сбор сведений о военных силах и средствах Японии одним офицерам Генерального штаба. К сожалению, и выбор этих офицеров не был удачен».
Из записок генерала А.Н. Куропаткина.
Вопросы и задания
- Каков был военный потенциал русской армии на Дальнем Востоке?
- С какими трудностями могла столкнуться русская армия в начале войны?
- В чем состояли преимущества японской армии? Как можно объяснить тот факт, что Япония была лучше подготовлена к войне?
- В чем заключались ошибки и просчеты русского командования при организации разведки и оценке японского вооружения?
Дополнительная информация
Численность и соотношение морских сил японской армии и русских войск на Дальнем Востоке
К 1 января 1894 г.
К 1 января 1904 г.
Россия
Офицеры - 1118
Солдаты -32 716
Офицеры - 3249
Солдаты -94586
Всего кораблей -63; общий тоннаж - 190 тыс. тонн
Япония
Офицеры - 2476
Солдаты -58446
Офицеры - 8082
Солдаты -142663
Всего кораблей - 80; общий тоннаж - 260 тыс. тонн
Приложение №4
Учащиеся заполняют таблицу по учебнику «История России. XX век», работают с картой «Русско-японская война» в учебнике (или атласе) и составляют хронологическую таблицу.
Приложение №5
Портсмутский мир. Итоги Русско-японской войны
После Цусимского поражения русских на всем фронте наступило затишье. Было очевидно, что две страны устали от войны, и правительства искали возможность заключения мира. По этому поводу английская газета «Таймс» писала, что «нация, безнадежно битая в каждом сражении войны, одна армия которой капитулировала, другая обратилась в бегство, а флот погребен морем, диктовала свои условия победителю». Мир был необходим всем.
Вопросы
Какие внутренние события подталкивали Россию к заключению мира? Какая связь существовала между ними?
Что заставляло Японию согласиться на подписание мирного договора?
Как вы думаете, почему Россия потерпела поражение в этой войне? Могла ли она победить и при каких условиях?
27 июля 1905 г. в американском городе Портсмут при посредничестве президента США Теодора Рузвельта начались переговоры двух стран - России и Японии. Заключение мирного договора 23 августа 1905 г. завершило один из первых военных конфликтов начала XX в.
Портсмутский мирный договор, подписанный 23 августа (5 сентября) 1905 г.
(извлечение)
Статья I
Мир и дружба пребудут отныне между их величествами императором всероссийским и императором Японии, равно как между их государствами и обоюдными подданными.
Статья II
Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее...
Статья III
Россия и Япония взаимно обязуются:
эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова... возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.
Российское императорское правительство объявляет, что оно не обладает в Маньчжурии земельными преимуществами либо... исключительными концессиями, могущими затронуть верховные права Китая или несовместимыми с принципом равноправности.
Статья V
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству, с согласия китайского правительства, аренду Порт-Артура, Талиена и прилегающих территорий и территориальных вод, а также все права, преимущества и концессии, связанные с этой арендой или составляющие ее часть, и уступает равным образом императорскому японскому правительству все общественные сооружения и имущества на территории, на которую распространяется вышеупомянутая аренда...
Статья VI
Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу...
Статья VII
Россия и Япония обязуются эксплуатировать принадлежащие им в Маньчжурии железные дороги исключительно в целях коммерческих и промышленных, но никоим образом не в целях стратегических.
Установлено, что это ограничение не касается железных дорог на территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова.
Статья IX
Российское императорское правительство уступает императорскому японскому правительству в вечное и полное владение южную часть острова Сахалина и все прилегающие к последней острова, равно как и все общественные сооружения и имущества, там находящиеся. Пятидесятая параллель северной широты принимается за предел уступаемой территории.
Статья XI
Россия обязуется войти с Японией в соглашение в видах предоставления японским подданным прав по рыбной ловле вдоль берегов русских владений в морях Японском, Охотском и Беринговом.