kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока истории в 9 классе Интегрированный урок истории и биологии «Правители стран как слабое биологическое звено»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок истории и биологии в 9 классе. способствует развитию межпредметных связей и УУД. Был проведён в рамках декады истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 9 классе Интегрированный урок истории и биологии «Правители стран как слабое биологическое звено»»


Технологическая карта урока истории в 9 классе

Интегрированный урок истории и биологии. Самуйленко Т.В.


Тема урока

«Правители стран как слабое биологическое звено»

Дата проведения

Декабрь 2017 год (в рамках декады истории)

УМК

Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России. XX – нач. XXI вв.. Учебник.9 класс. – М.: Просвещение, – 2016г.

Сапин М.Р., Сонин Н.И. Биология. Учебник.9 класс. – М.: Дрофа, -2016г.

Цели урока

Образовательная – формирование знаний о влиянии биологических факторов на правление разных исторических личностей.

Развивающая – формирование навыков самостоятельной работы на уроке (заполнение информационной

карты), развитие навыков самостоятельной работы с текстом дополнительных материалов и текстом учебника.

Деятельностная - совершенствование навыков решения учебной проблемы

Цели урока для учащихся

В результате занятия учащиеся смогут:

- назвать причины влияния здоровья правителей на их политику;

- проанализировать историческое значение этих влияний.

- повторить и закрепить изученный материал.

- узнать новое.

Продолжить формирование умений и навыков:

- формулировать проблему и решать её;

- самостоятельно работать с текстом, выделять главное;

- находить межпредметные связи (истории и биологии).

Задачи урока

1) Развивать умение решения поставленной проблемы.

2) Развивать умение составлять проблемный вопрос.

3) Развивать и совершенствовать навыки совместной работы в группах.

4) Развивать умение работы с текстом и систематизации материала.

5) Развивать систему знаний с помощью ключевых понятий.

6) Воспитывать интерес к истории России и предмету биологии.

Тип урока

Урок постановки проблем и их решения (интегрированный урок)

Технология

  • проблемное обучение, с элементами технологии критического мышления

  • технология реконструкции исторических событий

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Работать с историческими источниками, объяснять понятия, давать оценку историческим деятелям

прошлого

Познавательные: находить достоверную информацию в источниках, анализировать, выделять причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умение работать в парах, излагать свое мнение, аргументируя его, использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.

Регулятивные: определять цель, проблему, выделять гипотезы, планировать деятельность, составлять алгоритм решения проблемы, умение находить межпредметные связи (истории и биологии)

Формирование мотивации к изучению нового. Осмысление опыта предшествующих поколений. Воспитание ЗОЖ. Формирование уважительного, доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению; осознание своей идентичности как гражданина страны.

Методы работы

Поиск, исследование, анализ,синтез, сравнение.

Основные понятия

История - династия, абсолютизм, реформы, революция.

Биология – клетка, ткани, органы, системы органов. ЗОЖ

Оборудование

Видеопроектор

Персональный компьютер

Экран

Мультимедийная презентация Power Point

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

ИСТОРИЯ:

http://www.vseportrety.ru/por-zarey.html


https://news.mail.ru/society/26941321/

http://infosmi.net/zdorovie/8955-zabolevaniya-ot-kotorykh-stradali-izvestnye-praviteli-gosudarstv

https://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_korolevskie-dinastii-vymirali-ot-geneticheskih-boleznej/195118

http://ifaq.su/blog/medicina/379.html#.Wk9MF6DJzEU

http://www.likar.info/redkie-bolezni/article-56414-tsarskie-bolezni/


БИОЛОГИЯ:

http://imagesait.ru/43/zhivotnaya-kletka-7-klass


http://alterogroup.ru/42/dihania-sustavov-koji-jenskih-polovih-organov-periferiheskoi-nervnoi-sistemi-vsevozmojnie-7695.html

http://www.ote4estvo.ru/biologiya-v-tablicah/95976-sistema-organov-cheloveka.html

http://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organizm-cheloveka-kak-edinoe-tceloe-16120/tkani-cheloveka-13450/re-67ac0727-8450-45a9-8f03-0f875832a964

https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1657.5nFMeCdkS9jMht49aSXQVmdyPMANaoZskfTxIkab5xwM3thysttlldPnjF5JpAAEsCD4vp8iKOuhCIO5gEfBZXg3BeosQ20OknCq4YOsAoc0YS_ro5VZq_KSem3JTCxx.9a9d6ee3925491f15e50a29186bcb3a8ddaa9a57&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxZ0lMZm41STh1UDFXZ20wWWFUNnJrcnJyaEV5QXdxQWk5RFF3LTdMWHJxc1dYTXJGVkhfWmJyY090Qi1QczBEMWJIbnJxU016Tnl0d2lYWWdDR3lOQUJoU0xONDlQVHlYTmJzRzRzZVhHT0M2ZTN5V3RZXy1fRVgwRlMwTWNNcWN1MEpDNi1iSUR0VkQ0TDBYZUk3VW1JLA,,&sign=85bc94df280692d482dbe46b23adb894&keyno=0&b64e=2&l10n=ru





Этап

урока

Цели, задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Система ожидаемых умений

I.Организационный этап.






II.Мотивация


Выработка на личностном уровне внутренней готовности выполнения требований учебной деятельности



самоопределение к учебной деятельности

Урок проходит в виде конференции. Организационный момент: класс разбивается на группы.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Координирует учебную деятельность.


Наводит учеников на тему урока и постановку проблемы «Может ли быть взаимосвязан биологический фактор развития отдельной исторической личности и исторические события, процессы?»

Рассаживаются по группам.




Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.




Формируют - корзины идей (работа со зрительным рядом по биологии и истории) «Влияние здоровья правителей на историю» по методу З-ХУ

Идет совместная формулировка проблемы.


- Умение координировать свои действия для работы в группе.









- Знание фактического материала.

- Умение выступать на публику.



III. Создание проблемной ситуации


Обеспечить условия для овладения алгоритма решения учащимися проблемных и исследовательских задач урока

Организует работу по группам:

группа №1 «Органы. Системы органов» .

группа №2 «Правители разных стран».

группа №3 «Аналитики - рассматривают ситуации с биологической точки зрения».

группа №4 «Аналитики - рассматривают ситуации с исторической точки зрения».

Знакомятся с предложенным материалом.

Работа в группах.


- Формирование критического мышления.

- Умение выступать на публику, формулировать свои выводы, видение эпохи.

IV. Актуализация опорных знаний учащихся


Построение учебных действий.

Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научной информации, выделения главного и характерного.

Способствовать развитию абстрактного, логического, критеческого, творческого мышления.

Координирует учебную деятельность по группам.

Организует работу учащихся с текстами.


Организует выступления учащихся по группам с использованием визуального ряда (презентаций).




Подводит итог данного этапа урока.

Выделяют и формулируют основные идеи, отраженные в материалах.



Выступают представители от групп:

№1-«» с описанием значения органов и систем органов (знание материала, рисунки).

№2-«» с исторической характеристикой правителей (знание материала и дополнительный материал, портреты).

№3-«» анализируют причину смерти, можно ли было предотвратить и каким способом (знание материала, учебник).

№4-«» анализируют историческую ситуацию (проведённые реформы, что осталось не решённым и как решалось (знание материала, учебник)


Каждая группа самостоятельно приходит к выводам, устанавливает причино-следственные связи.

- Проводить поиск необходимой информации.


- Соотносить единичные факты и общие явления.


- Развивать грамотного, четкого и точного выражения своей мысли.


- Объяснять смысл и значение исторических понятий, делать выводы.

V. Закрепление

Обеспечить условия для оценки различных процессов, явлений и фактов, их взаимосвязей.


Организует выступления представителей от каждой группы с выводами.


Знакомятся с выводами всех групп.

Отвечают на вопросы учителя и друг друга.

«Влияние здоровья правителей на историю» по методу З-ХУ-У- заполняют таблицу.

- Развивать умения творческого подхода к решению практических задач, абстрактное, логическое, творческое, критическое мышление.

- Развивать умение работать с разными материалами.

VI.Рефлексия

Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

- На экране -

«Может ли быть взаимосвязан биологический фактор развития отдельной исторической личности и исторические события, процессы?» Делаем вывод:

- Да, связаны биологические и историческик факторы между собой, оказывая взаимное влияние.

- Можно ли выдвигать новые гипотезы, ставить новые проблемы и искать пути их решения?

Предлагают новые гипотезы, проблемы по теме…

Определяют какая система человеческого организма была и остаётся слабой…и почему…

Могла ли история развиваться иначе, если бы не сыграли биологические факторы своей роли…

ЗОЖ это проблема современности или нет…

- Развивать умения проводить анализ, синтез, сравнения, обобщать полученные знания, делать необходимые выводы.

- Определяем межпредметные связи истории и биологии по выбранной теме.


VII.Подведение иогов

Целостное осмысление полученной информации.

Заключительное слово учителя


Осмысление,

обобщение

полученной информации.









Материалы для групп.

http://www.yaklass.ru/p/biologia/chelovek/organizm-cheloveka-kak-edinoe-tceloe-16120/tkani-cheloveka-13450/re-67ac0727-8450-45a9-8f03-0f875832a964

http://imagesait.ru/43/zhivotnaya-kletka-7-klass





http://alterogroup.ru/42/dihania-sustavov-koji-jenskih-polovih-organov-periferiheskoi-nervnoi-sistemi-vsevozmojnie-7695.html

http://www.ote4estvo.ru/biologiya-v-tablicah/95976-sistema-organov-cheloveka.html

https://yandex.ru/clck/jsredir?from=yandex.ru%3Bimages%2Fsearch%3Bimages%3B%3B&text=&etext=1657.5nFMeCdkS9jMht49aSXQVmdyPMANaoZskfTxIkab5xwM3thysttlldPnjF5JpAAEsCD4vp8iKOuhCIO5gEfBZXg3BeosQ20OknCq4YOsAoc0YS_ro5VZq_KSem3JTCxx.9a9d6ee3925491f15e50a29186bcb3a8ddaa9a57&uuid=&state=tid_Wvm4RM28ca_MiO4Ne9osTPtpHS9wicjEF5X7fRziVPIHCd9FyQ,,&data=UlNrNmk5WktYejR0eWJFYk1LdmtxZ0lMZm41STh1UDFXZ20wWWFUNnJrcnJyaEV5QXdxQWk5RFF3LTdMWHJxc1dYTXJGVkhfWmJyY090Qi1QczBEMWJIbnJxU016Tnl0d2lYWWdDR3lOQUJoU0xONDlQVHlYTmJzRzRzZVhHT0M2ZTN5V3RZXy1fRVgwRlMwTWNNcWN1MEpDNi1iSUR0VkQ0TDBYZUk3VW1JLA,,&sign=85bc94df280692d482dbe46b23adb894&keyno=0&b64e=2&l10n=ru






















Отчего умер Тутанхамон

mirror.co.uk

Ученые до сих пор спорят о причинах смерти 19-летнего правителя Древнего Египта. Считается, что у него было непропорциональное телосложение, увеличенная грудь, а также, что он страдал наследственной косолапостью, болезнью Кёлера (связанной с омертвением костей стопы) и имел расщелину твердого неба (волчья пасть).

Обнаруженные в его гробнице многочисленные трости, а также изображения Тутанхамона только сидящим навели ученых на мысль, что он вообще не мог самостоятельно держаться на ногах.

Как показала генетическая экспертиза, он был сыном фараона Аменхотепа IV (Эхнатона) и его родной сестры. У мумии Тутанхамона обнаружены травмы костей черепа, незаживший перелом бедра и признаки гангрены.

Среди версий его смерти называют как убийство или несчастный случай (падение с колесницы, укус змеи), так и болезни, в том числе и наследственные (серповидно-клеточная анемия, височная эпилепсия).

Ее величество подагра

Карл V, discovery.com

Дословный перевод названия этой болезни с греческого («нога в капкане») как нельзя более точно отражает состояние больного. Острая боль в районе сустава большого пальца ноги начинается обычно ночью. Кожа в пораженном месте краснеет, появляется жар и отек. Любое прикосновение причиняет нестерпимую боль, а движение становится невозможным.

Приступы длятся от 5-6 часов до нескольких дней, без лечения они учащаются, могут пострадать и другие суставы.

Подагра известна еще со времен Гиппократа как болезнь титулованных особ – аристократов и королей. Ее основной причиной является накопление вокруг сустава кристаллов солей мочевой кислоты – продукта метаболизма белков.

Подагра встречается при избыточном употреблении белковой пищи, в первую очередь мяса, и алкоголя, а также малоподвижном образе жизни, столь характерном для высшего света. Иными словами, это «болезнь изобилия».

От подагры страдали Александр Македонский, Юлий Цезарь, император Священной Римской империи Карл V, цари Иван Грозный, Борис Годунов, Петр I, короли Франции и Англии, кардиналы Ришелье и Мазарини, некоторые из римских пап, а также многие деятели науки и искусства – Ньютон, Чарльз Дарвин, Микеланджело, Леонардо да Винчи, Стендаль, Мопассан и т.д.

Нерожденные дети Генриха VIII

www.luminarium.org

Две из шести жен короля Генриха VIII, Екатерина Арагонская и Анна Болейн, безуспешно пытались родить ему наследника, почти все их беременности заканчивались выкидышем или ранней смертью младенца. Единственным выжившим ребенком была дочь Екатерины Арагонской Мария (1516—1558), а сына Эдуарда VI ему родила третья жена Джейн Сеймур.

По мнению генетиков, причиной неудавшихся беременностей жен была редкая кровь короля – с положительным Келл-антигеном. Только 9% белого населения имеют такую кровь. При соединении крови Генриха VIII с кровью его жен, не имевшей такого антигена, беременность прерывалась.

Носители этой редкой крови подвержены риску развития синдрома Маклеода. Он встречается у мужчин в 40-летнем возрасте и проявляется в слабости опорно-двигательного аппарата, психических отклонениях и эндокринных расстройствах.

Признаками данного синдрома считается резкое увеличение веса к 50 годам, слабость мышц, депрессивное настроение, а также усилившееся проявление жестокости. По данным английского исследователя Рафаэля Холиншеда, за свою жизнь Генрих VIII казнил 72 000 человек.

Георг III и порфирия

theguardian.com

Одна из самых загадочных наследственных болезней, порфирия, симптомы которой схожи с вампиризмом, не обошла стороной и венценосных особ. Слово произошло от греческого porphyreos – пурпурный.

Вещество порфирин, производное гемоглобина, выделяющееся у больных в большом количестве, окрашивает мочу в красно-пурпурный цвет. Наследственная аномалия синтеза ферментов приводит к истерическим и психопатическим состояниям. Острые приступы проявляются в виде бреда, галлюцинаций, несвязности речи, бессонницы, дезориентации.

Именно это и произошло с Георгом III (годы правления 1760-1811), болезнь которого современники считали безумием. Во время приступов он был совершенно невменяем, что в итоге помешало ему править страной. Его старший сын Георг, принц Уэльский, был назначен регентом, а сам монарх умер спустя 9 лет.

Габсбурги: чемпионы по кровосмешению

monarchus.wordpress.com

Династия Габсбургов сумела подчинить себе настолько огромные территории, что в XVI веке про них говорили, что солнце никогда не заходит над их землей. Представители Габсбургов встречались в правящих домах Австрии, Испании, Священной Римской империи, Голландии, Италии, Венгрии, Хорватии.

Однако расплатой за такую политику стало то, что через три поколения практически все титулованные особы с этой фамилией стали родственниками, как по матери, так и по отцу.

Диего Веласкес, великий портретист и придворный художник короля Испании Филиппа IV, рисовал очередной портрет. Ему позировал 2-летний принц Фелипе Просперо. Он не капризничал, как другие дети, а молча стоял, опершись на роскошный стул. Это посоветовал сам Веласкес, когда ребенок несколько раз лишился чувств.

Король и королева Испании из могущественного рода Габсбургов хотели как можно быстрее вывесить во дворце портрет желанного наследника престола, чтобы все, особенно послы соседних стран, убедились: их династию есть кому продлить.

Фелипе Просперо родился 20 ноября 1657-го. Его ждали 11 лет — со дня смерти брата Бальтазара Карлоса. Однако мальчик много болел. Вскоре по окончании картины ребенок умер



Последний из рода испанских Габсбургов Карл II родился инвалидом, страдал от эпилепсии, пищеварительных расстройств, имел проблемы с развитием костей. Гипертрофированное строение челюсти (габсбургская губа) и языка мешало ему членораздельно говорить и полноценно пережевывать пищу.

Коэффициент инбридинга (процент одинаковых генов в ДНК) у него был 25,4%. Для сравнения, при связи брата с сестрой или отца с дочерью данный показатель составляет 25%. Король не дожил и до 39 лет, не оставив наследника, а после его смерти в 1700 году началась война за испанское наследство, длившаяся 13 лет, после чего на трон взошли французские Бурбоны.

Королева Виктория и гемофилия

qvj.chadwyck.com

Правительница Британской империи произвела на свет 9 детей (4 сыновей и 5 дочерей), а сама была носительницей гена гемофилии. Эта болезнь связана с нарушением свертываемости крови, из-за которого больной может умереть от малейшей царапины. Болеют всегда только мужчины, а женщины лишь передают ген своим потомкам.

Поскольку дети Виктории сочетались браком со многими представителями королевских династий, гемофилия настигла немало титулованных особ. Не миновала она и цесаревича Алексея, сына Николая II из династии Романовых, ведь его мать Александра Федоровна была внучкой Виктории.

Есть непрозрачный намек на то, что это Бисмарк подсунул русскому двору бракованную невесту, «кровь которой заражена ядом», дабы лишить русский императорский двор здорового наследника. Может быть... Николай II женился по безумной любви, которую нельзя было не уважать. Состояние здоровья будущей императрицы не то что не скрывалось - оно подчеркивалось! Трудно было его скрыть, если перед свадьбой любимым средством передвижения юной леди и внучки королевы Виктории была инвалидная коляска... И сама она прекрасно знала о том, какой страшный носит ген - от гемофилии умер ее родной брат, затем дядя, а потом, перед тем как родился цесаревич Алексей, и родной племянник.

Заболевание передалась Алексею от матери Виктории-Алисы-Елены-Луизы-Беатрисы Гессен-Дармштадтской, которой перед замужеством взяла имя Александра Федоровна. Мутация гена Ф9, вызывающая гемофилию.

Несчастные родители могли думать только о войне с гемофилией и спасении цесаревича. «Пусть лучше десять Распутиных, чем одна истерика императрицы, - устало бросил однажды Николай II министру Петру Столыпину.

Распутин был прав! Распутин и правда влиял на цесаревича мистическим образом. Но то, что в начале века считалось глупостью (что гипнозом можно вылечить гемофилию), спустя полвека неожиданно нашло подтверждение. В 1957 году американский доктор Поль Пуансар установил, что «кровотечение у больного гемофилией становится более обильным при эмоциональном стрессе». Баронесса Буксгевден в своих мемуарах подтверждала мысль: «Спокойствие и чувство уверенности, которое исходило от этого человека (Григория Распутина. - Авт.), сказывались на физическом состоянии Алексея. Кровотечение замедлялось. Измученный ребенок погружался в сон, а потом кровотечение окончательно прекращалось». Вот и весь секрет... Подобное происходило не раз и не два, а сотни раз за жизнь цесаревича, который ни дня не мог прожить без физической боли: любой ушиб, полученный им в детской игре, немедленно приводил к внутреннему кровоизлиянию и мог стать смертельным.

ЛЕНИН

В конце мая 1922 г. разразился первый тяжелый приступ болезни. Поздно вечером 27 мая появилась головная боль, полная потеря речи и слабость правых конечностей. Утром 28 мая приехал профессор Крамер, который пришел к выводу, что у Ленина мозговое заболевание, характер которого ему был не совсем ясен. Эти симптомы оставались в течение трех недель. Однако восстановительный период проходил быстро, и с 1 октября 1922 г. В.И.Ленину разрешили приступить к работе. Ноябрь 1922 г. — последний активный месяц в политической жизни Ленина. 20 ноября состоялось его последнее публичное выступление на пленуме Моссовета.

В начале декабря состояние Ленина ухудшается, в ночь с 15 на 16 декабря — второй приступ болезни. Немного оправившись от приступа, В.И.Ленин с 23 декабря 1922 г. по 5 марта 1923 г. диктует последние письма и статьи.

6 марта 1923 г. наступило резкое ухудшение здоровья, 10 марта наступил стойкий правосторонний паралич, два месяца Ленин находился без движения. С конца июля состояние Владимира Ильича стало медленно улучшаться: с посторонней помощью он стал ходить, кататься в кресле по дому и парку, в октябре спускался и поднимался по лестнице с палочкой, начал внятно произносить некоторые слова, медленно учился писать правой рукой.

Врачи, лечившие Ленина, впервые высказались за диагноз «поражение артерий левой половины мозга (атеросклероз)» в июне 1922 г. Изучение и анализ медицинских документов привели ученых к следующему выводу: «…вокруг пули возникла гематома, что привело к сдавливанию сонной артерии, и именно в этом месте на внутренней стенке артерии начали образовываться атеросклеротические бляшки, т. е. стал развиваться атеросклероз, который в дальнейшем привел к нарушению мозгового кровообращения».

21-го января с утра Ленин проснулся утомленный и слабый, в 14.30 «проснулся еще более утомленный». Но такие явления бывали многократно и раньше, картина не выходила за рамки обычного. Поэтому профессор Осипов, осмотрев больного и проверив пульс, нашел, что это просто слабость и ничего угрожающего нет. В обед Владимир Ильич выпил чашку бульона и полстакана кофе, но продолжал слабеть «Около 6 часов (вечера) начался припадок, судороги сводили все тело. Профессор Ферстер и профессор Осипов не отходили ни на минуту, следили за деятельностью сердца и пульса. В 6 ч. 35 мин. температура вдруг поднялась. Без 13 минут семь— 42,3— через 3 минуты Владимира Ильича не стало».

В ночь на 22 января было произведено вскрытие, которое длилось 3 часа 40 минут. Непосредственной причиной смерти явилось: 1) усиление нарушения кровообращения в головном мозгу и 2) кровоизлияние в мягкую мозговую оболочку в область четверохолмия».

Иван Грозный (1530−1584 гг.)

На изучение царских недугов современные ученые тратят немало средств, времени и сил. Такое стремление объясняется отнюдь не желанием покопаться в «грязном белье», а целью проанализировать роль болезней в государственных делах. Ведь от состояния монарха во многом зависело, кого сегодня будут казнить или миловать.

Смерть неоднозначного правителя Ивана IV оставалась загадкой долгие годы, пока ученые не провели спектральный анализ останков Грозного. В них обнаружилось столько ртути, что специалисты всерьез задумались об отравлении. Если бы не одно «но».

В останках сына, цесаревича Ивана, количество ртути тоже превышало все мыслимые нормы, а умер он, как известно, от черепно-мозговой травмы.

Факт натолкнул на мысль, что Иван Грозный вместе с сыном болели. В то время единственным лекарством для лечения «недуга» было «жидкое серебро» — препараты ртути. Частое употребление неизменно приводило к передозировке — меркуриализму.

Николай Карамзин писал: «Он так изменился, что нельзя было узнать его: на лице изображалась мрачная свирепость, все черты исказились, взор угас, на голове и в бороде не осталось почти ни одного волоса». Выпадение волос — характерное проявление меркуриализма.

Ртутная интоксикация сопровождается мнительностью, повышенной нервной возбудимостью, перепадами настроения — от эйфории до глубокой депрессии — отмечает профессор судебной медицины Александр Маслов. Все это проявлялось в неоднозначных решениях царя.

Впрочем, не исключено, что отравиться царю «помогли» люди из ближнего окружения. Хотя подобную версию можно выдвинуть относительно смерти любого монарха того времени.

Александр II погиб во время теракта. На самом деле он элементарно истек кровью, потому что доктора не перетянули бедренные артерии. Не опоздай он тогда на смотр, может, и пронесло бы, и народовольцы не решились бы швырнуть свои бомбы... Здесь сели в лужу работники тогдашней ФСО - царской охраны: если бы они немедленно увезли царя после первого хлопка, второго взрыва бы не было! Еще одну оплошность допустили медики. При том, что обе ноги царя были совершенно раздроблены, он мог бы выжить, если бы врачи сразу перетянули ему бедренные артерии, а не поволокли во дворец. Он просто-напросто истек кровью!

Петр I (1672−1725 гг.)

То, что «болезнью аристократов» — подагрой — болели многие правители, далеко не секрет. Однако ученые пошли дальше и нашли связь между подагрой и гениальностью государственных деятелей.

Известно, что во времена Великой Северной войны XVIII века боли в суставах мучили трех правителей стран-участниц — Петра I, Карла XII и Августа II. В 1956 году английский ученый Е. Орлован предположил, что именно избыток мочевой кислоты мог повлиять на принятие важных тактических решений.

По мнению ученого, химическая природа мочевой кислоты схожа с кофеином и теобромином — стимуляторами умственной деятельности. Таким образом, накопление солей в крови могло стимулировать мозговую активность Петра I, по итогам войны обеспечившего России выход к Балтике.

Число гениальных подагриков настолько велико (Микеланджело, Ренуар, Ньютон, Дарвин и д.р.), что гипотеза имеет право на существование.

Царь скончался от осложнений, предположительно, мочекаменной болезни.

Наполеон Бонапарт (1769−1821 гг.)

Даже если бы французский император избежал изгнания, вряд ли он мог изменить ход истории, ведь его дни были сочтены.

Исследователи Базельского университета пришли к выводу, что Наполеон умер от рака желудка, развившегося на фоне язвы. Анализы также указывают на генетическую предрасположенность и называют желудочно-кишечноекровотечение непосредственной причиной смерти.

«Даже сегодня, при всех возможностях хирургии и химиотерапии, пациенты с такой формой рака желудка имеют плохой прогноз», — уверен автор исследования доктор Роберт Гента из Техасского Университета.

Авраам Линкольн (1809−1865 гг.)

Исследователи предполагают, что у 16-го президента США было редкое генетическое расстройство — синдром Марфана. Это наследственное заболевание, поражающее соединительную ткань и скелетно-мышечную систему.

Худощавый человек с длинными тонкими конечностями и крайне подвижными пальцами рук — так выглядит типичный пациент.

«В исторической литературе не раз упоминается его неуклюжая походка, это повышает вероятность того, что у президента действительно была генная мутация», — считает автор исследования профессор генетики Лора Ранум.

Кроме несуразной внешности болезнь награждает человека повышенной возбудимостью — в кровь часто выбрасываются возбуждающие вещества — катехоламины (в том числе адреналин). В здоровом состоянии адреналин вырабатывается в ответ на стресс, у обладателей синдрома Марфана концентрация катехоламинов завышена всегда. Возможно, этой особенностью можно объяснить удивительную работоспособность и скорость принятия решений, которыми отличался Линкольн.

Авраама Линкольна убили, когда ему было 56 лет.

Иосиф Сталин (1878−1953 гг.)

Афишировать состояние здоровья вождь не любил. Несмотря на серьезные поражения сердечно-сосудистой системы, Иосиф Виссарионович продолжал работать по ночам, есть жирную пищу и курить. Заботу не просто отвергал, но и видел в ней злой умысел. Например, в рекомендации кардиолога Когана «побольше отдыхать» Сталин усмотрел попытку врагов отстранить его от дел.

Охраняя собственное здоровье от посягательств, руководитель Советского государства так запугал прислугу, что после рокового инсульта 1 марта 1953 года он несколько часов пролежал на полу без помощи — помощники боялись зайти без вызова и побеспокоить генералиссимуса.

Умер Сталин 5 марта 1953 года.

Борис Ельцин (1931−2007 гг.)

По последним данным, первый президент России перенес пять инфарктов. В то же время «народный имидж» не позволял Ельцину выпадать из общественной жизни — президент то и дело появлялся на народных гуляниях, купался в проруби и играл в теннис.

За неделю до второго тура выборов, в 1996 году, у Ельцина случился инфаркт, но сторонникам удалось это скрыть. Меньше чем через месяц, после вступления в должность, ему сделали аортокоронарное шунтирование.

То, что лидер серьезно болен, скрывалось до последнего. Иногда проблемы с сердцем даже приходилось маскировать «алкогольной» версией.

В своих воспоминаниях бывший начальник президентской охраны Александр Коржаков описывает случай, когда в 1994 году в Шенноне президент не вышел из самолета на встречу с премьером Ирландии. Пресса гудела — Ельцин напился до беспамятства. Приближенные не стали посвящать общественность в ситуацию на борту.

«Доктора колдовали над Ельциным в сумасшедшем темпе — капельницы, уколы, искусственное дыхание. Наина Иосифовна металась по салону, причитая: «Все, у него инфаркт, у него инфаркт… Что делать?!«» — описывает Александр Коржаков.

Ельцин умер в 2007 году после остановки сердца.

Чахотка Туберкулез сегодня считается болезнью в основном неблагополучных слоев населения. Однако до революции чахоточный румянец на бледном лице был одним из весьма распространенных «украшений» сильных мира сего. Туберкулез являлся, по сути, наследственной болезнью в царской семье Романовых. От него в разное время умерли Николай I, Георгий Александрович (сын Александра III), Екатерина I. Болели им и другие царственные особы. Чахоточный тип телосложения со впалой грудью и узкими опущенными плечами был отличительной чертой многих детей и взрослых в семье Романовых. Распространенности этого заболевания способствовали узкий круг общения, неправильное питание, сырость в помещениях, отсутствие физической активности.

Анна Иоанновна

умерла от мочекаменной болезни, возникшей как осложнение подагры. Смертельное поражение почек было и у Михаила Федоровича. Подагра может быть наследственной, но часто возникает у тех людей, которые злоупотребляют белковой пищей (рыбой, мясом) и красным вином. Эти продукты богаты пуринами — веществами, способствующих образованию игольчатых кристаллов уратов. Эти острые кристаллические структуры разрушают близлежащие клетки, раздражают нервные окончания и вызывают локальные воспаления.

Фридрих Вильгельм I. Этот король Пруссии правил с 1713 по 1740 годы. Хотя основная его деятельность и была мирной, он периодически вспоминал о своих пристрастиях к армии. Он часто призывал к себе армейские части и заставлял их маршировать перед собой, даже в минуты своей болезни, будучи прикованным к постели. Монарх был довольно аскетичным, он даже спал в казармах своих солдат. Зато у короля была цель - сделать свою армию самой сильной в Европе. Эта навязчивая цель перенеслась в семью. Он хотел, чтобы из его сына, Фридриха, вырос хороший солдат. Мальчик каждое утро просыпался от выстрела из пушки. Монарх даже снабдил сына небольшим арсеналом и создал ему собственную армию из детей-солдат. Когда же король увидел что наследник плохо проходит военную подготовку, он попросту избил его. Неудивительно, что в итоге Фридрих II даже попытался бежать, но был схвачен и заключен под стражу своим же отцом. Навязчивые идеи короля связаны с созданием специального армейского подразделения, Потсдамских Гигантов. В него должны были войти лишь самые сильные и высокие солдаты. "Гиганты" стали самым любимым проектом короля, он делал все возможное, для осуществления этой затеи. В этот "спецназ" были созваны наемники, так один ирландский солдат был около 210 сантиметров в высоту. Соседние же королевства, ради сохранения дружбы с пруссаками отправляли туда служить своих высоких солдат. В своих усилиях король пошел еще дальше - все высокие мальчики были призваны в соединение, а высоким мужчинам и женщинам рекомендовалось заводить совместных детей, для будущего пополнения подразделения.

1. Отоневрология.

Это не диагноз, а целое направление в современной медицине, которое включает в себя оториноларингологию, невропатологию и нейрохирургию. Врачи исследуют симптомы - внезапное нарушение слуха, даже частичную потерю, головокружения, которые часто бывают связаны с другими заболеваниями: высокое артериальное давление, последствия травм головы, остеохондроз и т.д.

Известно, что частично или полностью слух теряли:

писатель Джонатан Свифт. Потери слуха у него случались раз в несколько месяцев на несколько дней.

художник Франциско Гойя. После того, как он начал терять слух, в его картинах стали преобладать мрачные, черные цвета.

композитор Людвиг ван Бетховен. Начал глохнуть из-за воспаления внутреннего уха в 27 лет и окончательно потерял слух через несколько лет. Из-за глухоты Бетховен стал раздражителен, подозрителен и крайне вспыльчив. Но продолжал писать прекрасную музыку.

2. Подагра.

При этой болезни страшно опухают суставы, становятся очень болезненными, теряют подвижность. Без лечения к концу жизни человек просто не может двигаться от боли. Гиппократ называл ее болезнью знати, потому что считал - все эти проблемы проявляются из-за неумеренной любви к выпивке и жареному мясу.

Подагрой страдали многие великие люди. В середине ХХ века ученые выяснили, почему так высок среди больных процент гениев. Подагра возникает из-за переизбытка мочевой кислоты, которая и воздействует на суставы. Но она же обладает свойствами теобромина и кофеина - стимулирует умственную деятельность. Накапливаясь, она делала человека гением. Только очень больным.

Исследователи информационного банка данных говорят, что частота подагры среди талантливых и знаменитых - 5–10 процентов. Среди гениев - 30–50 процентов.

От подагры страдали:

+ великие правители - Александр Македонский, Юлий Цезарь, Иван Грозный, Петр I, Карл XII, адмирал Нельсон.

+ художники - Микеланджело, Рубенс, Ренуар, Рембрандт.

+ писатели - Стендаль, Мопассан, Филдинг, Тютчев, Тургенев.

+ ученые - Ньютон, Лейбниц, Дарвин.



3. Туберкулез.

Удивляться тут нечему - туберкулез или чахотка в свое время косила не только гениев, но и безграмотных крестьян. Тем не менее именно в произведениях великих людей отразились страх и надежда, борьба и отчаянье, надежда и тоска. Через все это они проходили, сражаясь с болезнью. Отчетливо это заметно у композиторов:

+ Гайдн,

+ Вебер,

+ Шопен.

Скончались от туберкулеза:

+ Белинский,

+ Добролюбов.


4. Эпилепсия.

Неврологическое заболевание, проявляющееся в приступах судорог из-за нарушений в связях нейронов мозга. На Руси болезнь называли «падучая». В Греции считалась «божественной» болезнью, знаком богов.

Федор Достоевский подробно описывал свои приступы не только в дневниках, но и на страницах произведений. Например, он одарил «своей» болезнью Павла Смердякова в «Братьях Карамазовых». И тот в подробностях рассказывает о ней Алеше Карамазову.

+ Это болезнь Ван Гога.

+ приступы мучили и Льва Толстого. Он старался не показывать их, но впадал в глубочайшую депрессию при их приближении. Приступы случались у него весной и осенью.


5. Синдром Марфана.

Это редкое генетическое заболевание, его получает один человек из ста тысяч. Больной обладает невысоким худощавым телом, очень длинными тонкими конечностями, и крайне подвижными пальцами рук, которые легко отгибаются назад. Болезнь награждает своего обладателя не только проблемами с мышцами, в том числе сердечной, но и еще одним свойством: часто в кровь выбрасываются возбуждающие вещества катехоламины, среди которых - адреналин. Здоровый человек испытает приливы адреналина в случае стресса, а у обладателя синдрома Марфана концентрация катехоламинов повышена постоянно. Отсюда и гениальность.

+ Авраам Линкольн,

+ Корней Чуковский,

+ Ганс Христиан Андерсен,

+ Николо Паганини.



Очень забавно читать и о том, почему русские цари не носили очков. Думаете, от того, что все они как один были зрячими? Как бы не так! Пользование лорнетом разрушало имидж монарха! Поэтому Александр I, который, кроме того что плохо видел, еще и плохо слышал, прослыл человеком мнительным: а как было им не стать, если он едва угадывал, о чем говорит собеседник на другом краю стола? Очки считались признаком либерализма, поэтому носить их было нельзя по политическим соображениям!

Николая I убило горе

Не запоры, кашли и глисты, которые во всей своей красе открылись исследователям, стали главной интригой этой книги. Историков волновали вопросы посущественнее. Ну, например, от чего умер царь Николай I - писаный красавец ростом под метр девяносто, атлет, переносивший на ногах все болячки, которого народ называл железным? Ему этот имидж, кстати, нравился - все свои недомогания он тщательно скрывал: в случае чего прятался от всех в кабинете, ложился на походную кровать, прикрывался шинелью и пережидал, когда само пройдет. Не царь, а мечта любой женщины: не курил, не пил вина даже на официальных приемах, не гонялся за юбками, как его сын Александр II. И вдруг... взял да умер за какие-то три недели, в 59 лет, в самый разгар Крымской войны!

«Самоубийство!» - немедленно вынесло вердикт общество. Советские историки, главной задачей которых была дискредитация царизма, эту идею с энтузиазмом подхватили. Но вот парадокс, поражался на пресс-конференции один из авторов книги, доктор исторических наук Сергей Девятов: за весь XX век никто так и не задался вопросом, что же произошло на самом деле. Чем хороши архивные карточки - тем, что скрупулезно фиксируют всех, кто когда-либо брал эти документы в руки. Так вот: медицинские истории русских царей были не востребованы. Вообще. А зря. В справках и анализах XIX век предстает совсем другим - не таким, каким его изображали в школьных учебниках истории.

Итак: 27 января 1855 года император Николай I заболел банальным гриппом. 9 февраля, почувствовав себя лучше, решил принять участие в смотре лейб-гвардейских батальонов. В открытых санях. В легком плаще и при минус 23! На следующий день опять отправился на строевой смотр. Снова слег. Сильно кашлял. Может, и выжил бы, но тут пришло сообщение о неудаче русских войск в Крымской войне. Мог ли царь поставить свою подпись под документом о поражении России? Нет, конечно. Это все и предрешило. «Николай Павлович умирал от горя и именно от русского горя... СЧИТАЛОСЬ, ЧТО: Император Николай I кончил жизнь самоубийством. На самом деле у него была бактериальная пневмония, которой «помогла» депрессия из-за поражения России в Крымской войне.

Александр III умер от пьянства. На самом деле его в 49 лет в могилу свели нефрит, проблемы с сердцем и переутомление. Высоченный (1 метр 93 см), грузный («настоящий мясник» - описал его один французский журналист), на самом деле пил он немного. Потому что хотел сохранить свежую голову... для работы! Трудоголиком он был, вот кем! Даром, что именно ему и принадлежит знаменитая фраза: «Когда русский царь удит рыбу - Европа может подождать!» Постился 250 дней в году, страдал от тучности, занимался спортом, дрова рубил и никак не мог похудеть. Наверное, потому, что все время сидел и писал указы. Секретарь царям не полагался - вся бюрократическая работа замыкалась на них самих. В 1888 году железнодорожный состав, на котором царская семья возвращалась из Ливадии, попал в аварию. Погиб лакей, наливавший императрице сливки в кофе, царская же семья осталась цела. Но серебряный портсигар в кармане императора оказался сплющенным от удара... По всей видимости, травма спины и почек и спровоцировала болезнь, от которой царь в дальнейшем умрет. Началом его конца стал обыкновенный грипп, переросший в пневмонию и давший осложнения на почки. В сентябре 1894-го Александр III простудился на охоте и всего через месяц умер от нефрита, паралича сердца и... переутомления. Вдумайтесь, всего за сутки до смерти он еще рвался в кабинет к письменному столу, за которым в последний раз подписал указ! Его можно назвать жертвой врачебной ошибки: то, что сердце царя было опасно увеличено в размерах, медики узнали только после вскрытия.



http://ifaq.su/blog/medicina/379.html#.Wk9MF6DJzEU

http://ifaq.su/blog/medicina/379.html#.Wk9MF6DJzEU

http://infosmi.net/zdorovie/8955-zabolevaniya-ot-kotorykh-stradali-izvestnye-praviteli-gosudarstv





https://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_korolevskie-dinastii-vymirali-ot-geneticheskih-boleznej/195118

http://ifaq.su/blog/medicina/379.html#.Wk9MF6DJzEU


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Самуйленко Татьяна Владимировна

Дата: 20.01.2018

Номер свидетельства: 451207


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства