kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока истории в 7 класса "Начало реформ. Избранная рада".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Представлена технологическая карта урока истории России в 7 классе. Соответствует ФГОС.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории в 7 класса "Начало реформ. Избранная рада".»

УРОК_____. НАЧАЛО РЕФОРМ. ИЗБРАННАЯ РАДА


Основные вопросы изученияматериала

1) Боярское правление. Елена Глинская.

2) Личность Ивана IV.

3) Венчание на царство.

4) Московское восстание 1547 г.

5) Избранная рада.

6) Укрепление центральной власти.

7) Военная реформа.

8) Реформы местного управления и налогообложения

Типы уроков

Изучение нового материала

Ресурсы уроков

Учебник, § 4. Карта.

Фильм 16 «Царь всея Руси Иван IV Грозный» из серии «Правители Руси» (Интернет)

Основные понятия и термины

Царь. Венчание на царство. Боярское правление. Избранная рада. Земский собор. Приказы. Челобитные. Стоглав. Местничество. Стрельцы. Губа. Городовыеприказчики. Земский староста. Черносошные крестьяне. Централизованное государство. Сословно-представительная монархия

Основные даты

1533-1584 гг.- правление Ивана IV.

1538 г.- смерть Елены Глинской.

1547 г.- венчание Ивана IV на царство; восстание в Москве.

1549 г.- Земский собор.

1550 г.- принятие Судебника (Стоглава).

1551 г.- Церковныйсобор.

1556 г.- реформа местного управления (отмена кормлений)

Персоналии

Юрий Дмитровский. Андрей Старицкий. Иван IV. Анна и Елена Глинские.Сигизмунд I. Митрополит Макарий. А. Ф. Адашев. Сильвестр. М. И. Воротынский. А. М. Курбский. И. В. Шереметев, И. М. Висковатый

Домашнее задание

§ 6 учебника.

*Мини-проект

Задание 2 рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем»


Модулиурока

Учебные задачи для организации образовательного процесса

Основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий)

Оценивание образовательныхрезультатов

Мотивационно-целевой

Рассмотрите в учебнике и найдитев Интернете иллюстративный ряд,посвящённый жизни и деятельности Ивана IV. Что вы знаете обэтом русском царе? Как его прозвали в народе? Почему многие события, произошедшие во время егоправления, до сих пор вызываютспоры, неоднозначные оценки?

Перечислять различные толкования, версии исторических событийс опорой на дополнительные сведения.

Формулировать выводы, сужденияна основе дополнительных сведений, жизненного опыта

Работа с иллюстрациями.

Беседа

Ориентационный(актуализации/повторения)

Покажите на карте территорию,входящую в состав России накануневступления на престол Ивана IV.Вспомните его современников издругих стран - правителей, деятелей культуры.

Какие способы управления былиизвестны в то время? Каким образом можно было изменить ситуацию в государстве, в его отдельныхсферах?

Что такое реформа? Приведите извсеобщей и отечественной историипримеры проводимых реформ. Каков был их результат?

Определять по карте и словесноописывать границы государства.

Применять ранее полученные знания в историческом контексте

Работа с картой.

Беседа

Содержательно-операционный

Прочитайте отрывок из «Большойчелобитной» И. С. Пересветова. Какхарактеризуется «боярское правление»? В чём автор видит главныйвред подобного правления? Какиепоследствия оно имело?

Каким образом обстановка началаправления Ивана IV могла повлиять на формирование его личности?Какие черты личности Ивана IVпривлекательны для вас, а какиенет? Почему?

Иван IV стал первым в историиРоссии «боговенчанным царём».Что это означает?

Прочитайте п. 4 § 6. Почему именно народные восстания убедилицаря в необходимости реформ?

Лаборатория историка: представьте, что вы являетесь научными сотрудниками трёх лабораторий.Прочитайте документы (см. дополнительный материал), проясняясмысл незнакомых слов с помощьюсловарей, Интернета. Кратко перескажите их. Сделайте вывод: чтохотел изменить правитель, принимая то или иное решение?

Расскажите об Избранной раде. Какова была роль ближайших советников царя? Как вы оцениваете еёдеятельность? Опираясь на отрывок из Домостроя, определите, какой позиции придерживался автор

Находить информацию из разныхисторических источников.

Оценивать влияние различных факторов на становление личности идеятельность правителя, даватьоценку его человеческим качествам,выявлять мотивы поступков.

Определять причинно-следственныесвязи.

Участвовать в работе группы. Планировать распределение функций всовместной деятельности.

Применять начальные исследовательские умения при решении поисковых задач.

Сжато представлять информацию.

Высказывать собственное отношение к событиям, позиции.

Оценивать мнения и позиции представителей разных групп

Работа с учебником, историческими источниками.

Беседа.

Рассказ

Контрольно-оценочный (в том числе рефлексивный)

Назовите основные направленияреформ Избранной рады. Согласныли вы с мнением, что её можно назвать первым в истории Россииправительством? Все ли были согласны с проводимыми реформами?Почему прервались реформы Избранной рады?

Какие факты свидетельствуют оформировании в России сословно-представительной монархии?

Как в записках о России итальянский иезуит, писатель и дипломатА. Поссевино описывает правлениеИвана IV (см. дополнительный материал)? Какие черты этого правления выделяет иностранный автор?Почему?

Историки ведут дискуссии о характере народного представительства вЗемских соборах, их роли в истории России. С помощью учителяобсудите основные точки зрения поэтому вопросу (см. учебник и др.).Приведите аргументы в защитутого мнения, которое вы считаетеболее убедительным.

Чем отличались органы сословногопредставительства России от западноевропейских? Выясните общее иособенное в централизации государства в России и европейскихстранах.

Предположите, как сложиласьдальнейшая судьба Избраннойрады, её членов. Найдите подтверждение или опровержение своему мнению в дополнительной литературе, интернет-ресурсах

Обобщать информацию по темеурока.

Оценивать мнения и позиции представителей разных социальныхгрупп.

Формулировать свою точку зренияи аргументировать её с помощьюучителя.

Приводить примеры для подтверждения вывода, суждения.

Находить информацию, выделяяглавную и второстепенную, критически оценивать её достоверность спомощью педагога.

Определять информационную ценность исторического источника(под руководством учителя).

Участвовать в обсуждении версий иоценок исторических процессов иявлений (под руководством учителя), аргументировать своё мнение.

Сравнивать (с помощью учителя)исторические объекты на основеанализа и выделения существенных признаков.

Планировать и осуществлять дополнительную познавательную деятельность по теме

Работа с историческим источником.

Беседа.

Рассказ


Дополнительный материал


Памятка по работе с историческим источником

1. Прочитайте заглавие (если оно есть).

2. Назовите вид исторического источника. При каких обстоятельствах, когда и кем он былсоздан? Каковы цели его создания?

3. Прочитайте текст. Объясните незнакомые понятия и термины.

4. Какую новую для вас информацию содержит документ? Кратко изложите её.


Лаборатория историка


УЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ, 1556 г.

Посем же государь и сея разсмотри, которые велможы и всякие воинимногыми землями завладали, службою оскудеша, - не против государева жалования и своих вотчин служба их, -государь же им уровнениятворяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроиша, преизлишки же разделиша неимущим; а с вотчин и с поместья уложенуюслужбу учини же: со ста четвертей добрые угожей земли человек на коне и в доспехе полном,а в далной поход о дву конь, и хто послужит по земли и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование: а хто землю держит, а службыс неё не платит на тех на самехиматиденги за люди; а хто даёт в службу люди лишние передземлёю, через уложенные люди, и тем от государя болшее жалование самим, а людем их передуложеными в полътретиадаватиденгами. И все государь строяше, как бы строение воинъствуи служба бы царская бозо лжи была и без греха вправду; и подлинные тому розряды у царьскыхчиноначалников, у приказных людей.

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М., 1999. - С. 115.


УЧРЕЖДЕНИЕ СТРЕЛЕЦКОГО ВОЙСКА

1550 г. Того же лета учинил у себя царь и великий князь Иван Васильевич выборныхстрельцов с пищалей 3000 человек, а велел им жити в Воробьёвской слободе, а головы у нихучинил детей боярских: в первой статье Гришу Желобова сына Пушечникова, а у него пищальников 500 человек, да с ним головы, у ста человек сын боярской, а в другой статье дьяк Ржевский, а у него пищальников 500 человек, а у всяких у ста человек сын боярской; в третьейстатье Иван Семёнов сын Черемисинов, а у него 500 человек, а у ста человек сын боярской всотниках; в четвёртой статье Васка Фуников сын Прончищев, а с ним 500 человек, а у стачеловек сын боярской; в пятой статье Фёдор Иванович сын Дурасов, а с ним 500 человек, а уста человек сын боярской; в шестой статье Яков Степанов сын Бунтов, а у него 500 человек,а у ста человек сын боярской. Да и жалованье стрельцам велел давати по 4 рубля на год.

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней// А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М., 1999. - С. 114.


ОТМЕНА КОРМЛЕНИЙ, 1556 г.

Приговор царской о кормлениях и о службе. Лета 7064-го (1556) приговорил царь и великийкнязь Иван Васильевич всеаРусии з братиею и з боляры о кормлениях и о службе всем людем,как им впредь служити. А по се время бояре и князи и дети боярскые сидели по кормлениям по городом и по волостем для росправылюдем и всякого устроениа землям и собе от служебдля покою и прекормления; на которых городех и волостех были в кои лета наместникы и волостели, и тем городом и волостемрозсправу и устрой делали и от всякого их лиха отбращалина благое, а сами были доволныоброкы своими и пошлинами указными, что им государь уложил. Многие грады и волости пусты учинили наместникы и волостели, изо многих лет презревстрах божий и государьскые уставы, и много злокознённых дел на них учиниша.

О повелении царьском. И повеле государь во градех и в волостях разчинити старосты, исотцкые, и пятьдесятцкые, и десятцкые и з страшным и грозным запрещением заповедь положити, чтоб им разсужатипромежь разбои и татбы и всякие дела, отнюдь бы никотора вражда не именовалася, также ни мзда неправедная, ни лжывоепослушество; а кого промеж собоютакова лиха найдут, таковых велел казнемпредавати; а на грады и на волости положитиоброкыпо их промыслом и по землям, и те оброкызбирати к царьскым казнам своим диаком...

О рассмотрении государьском. По сем же государь и сея рассмотри: которые велможи ивсякие воины многыми землями завладали, службою оскудеша,- не против государева жалования и своих вотчин служба их - государь же им уровнениятворяше: в поместьях землемерие им учиниша, комуждо что достойно, так устроища, преизлишки же разделища неимущим;а с вотчин и с поместья уложеную службу учини же: со ста четвертей добрые угожей земличеловек на коне и в доспесе в полном, а в далной поход о дву конь; и хто послужит по земли,и государь их жалует своим жалованием, кормлении, и на уложеные люди даёт денежное жалование; а хто землю держит, а службы с неё не платит, на тех на самехиматиденги за люди...И все, государь, строяще, как бы строение воинъству и служба бы царская безо лжи была ибез греха...

Хрестоматия по истории России с древнейших времён до наших дней // А. С. Орлов, В. А. Георгиев, Н. Г. Георгиева, Т. А. Сивохина. - М., 1999. - С. 121-122.


А. Поссевино. «Исторические сочинения о России XVI в.» (фрагмент)

Московиты с детства имеют обыкновение так говорить и думать о своём государе, получивэто установление из рук предков, что чаще всего на ваш вопрос отвечают так: «Один бог ивеликий государь это ведают», «Наш великий государь сам всё знает», «Он единым словомможет распутать все узлы и затруднения», «Нет такой религии, обрядов и догматов которой онбы ни знал», «Что бы мы ни имели, когда преуспеваем и находимся в добром здравии, всё этомы имеем по милости великого государя».

Такое мнение о себе он поддерживает среди своих с удивительной строгостью, так что решительно хочет казаться чуть ли не первосвященником и одновременно императором.

Самой своей одеждой, окружением и всем прочим он старается выказать величие даже некоролевское, но почти папское. Можно сказать, что всё это заимствовано от греческих патриархов и императоров, и то, что относилось к почитанию бога, он перенёс на прославление себясамого.

Он носит тиару, пышно украшенную жемчугом и драгоценными камнями и не одну (их онпостоянно меняет, чтобы показать своё богатство; говорят, что они привезены из Византии). Ихон или имеет при себе, когда сидит на троне, или носит на голове. В левой руке у него жезл,или посох, украшенный довольно большими алмазными зёрнами, как бы узлами. Он носитспускающуюся до пят одежду, почти такую, какую обычно носят папы, когда исполняют торжественное богослужение, на руках его много перстней с огромными драгоценными камнями.Справа над его троном, на котором он восседает, лик спасителя и пречистой девы. По обеимсторонам стоят по два человека, вроде королевских телохранителей, одетые в белые кафтаны собоюдоострыми секирами, приложенными к плечам. На скамьях же во внутренних и внешнихпокоях сидят люди в златотканой одежде до пят (если они сами не имеют такой одежды, князьимеет обыкновение при приезде послов выдавать её на время). Они похожи на дьяконов, когдате помогают священникам в церковной службе. В удивительном молчании следят они за выражением лица и движениями головы князя...

Так как князь признаёт и называет себя наследником всех своих владений и того, что в нихнаходится, земли и имущество он передаёт, кому захочет и у кого захочет, в любое время отнимает. По этой причине они не осмеливаются отойти от своей схизмы и каждый идёт на войну, не получая жалованья. Они настолько зависят от воли князя, что сразу же отправляются,куда бы их ни послали, и желают этого не столько для себя, сколько ради детей. Ведь если тепроявят какие-нибудь способности, а родители их провели жизнь честно, государь даст им иливсё имущество или часть его. Таким образом, он хочет быть полным господином имущества,тела, души и даже как бы мыслей подданных. И так как он хочет знать, что они между собойговорят, получается, что никто не смеет рта раскрыть. Каждое высказанное слово может в такой же мере снискать милость государя, как и стать причиной наказания.

Без его уведомления и разрешения не дозволяется уезжать к иноземцам. Хотя купцы другихстран приплывают и приезжают в Московию, однако никто из московитов обычно не ездит вдругие страны, если его не пошлют...

По-видимому, с давних пор они привыкли к такому почитанию, никогда, ни при какихобстоятельствах они не забывают о нём, платя дань почтения государю и чуть ли не посвящаяему свои души.

Какими бы влиятельными ни были какие-нибудь люди, если они окажутся замешанными втяжком преступлении (или таком, которое кажется тяжким), по приказанию и соизволениюгосударя они подвергаются высшей каре: по большей части их топят в воде или запарываютплетьми. Это до такой степени не считается позорным, что даже наказанные плетьми возносятхвалы государю.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока истории в 7 класса "Начало реформ. Избранная рада".

Автор: Бычкова Татьяна Николаевна

Дата: 19.10.2017

Номер свидетельства: 433398


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства