I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Актуализация знаний | Фронтальная. Словесный, проблемный. Беседа, рассказ | Эпиграф: Два чувства дивно близки нам – В них обретает сердце пищу: Любовь к родному пепелищу, Любовь к отеческим гробам. А. С. Пушкин – На уроках окружающего мира вы познакомились с историей нашей Родины. Какие события из ее прошлого запомнились вам больше всего? Чем запомнились? Расскажите о любом событии. Вспомните, в каком году оно произошло | Участвуют в анализе эпиграфа. Рассказывают устно об исторических событиях, их участниках; определяют и объясняют свое отношение к наиболее значительным событиям в истории | Познавательные: осуществляют анализ эпиграфа; воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: составляют небольшие монологические высказывания, «удерживают» логику повествования | Беседа по вопросам, рассказ |
III. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Сообщение учителя, беседа | На доске: История – это наука о жизни людей с древнейших времен до наших дней. История – это действительность в ее движении. История – это наука о развитии человеческого общества. История – это прошлое, которое хранится в памяти человечества. – Как переводится с греческого языка слово «история»? – Для чего нужно знать историю – «Дела давно минувших дней…»? Чем поможет нам знание о них в сегодняшней жизни? | С помощью записанных на доске определений раскрывают смысл, значение важнейшего исторического понятия «история». Участвуют в обсуждении вопроса о том, для чего нужно знать историю | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем. Познавательные: умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме. Коммуникативные: высказывают предположения; допускают существование различных точек зрения | Беседа по вопросам |
IV. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное представление о всемирной (всеобщей) истории | Фронтальная. Словесный, наглядный, проблемный. Рассказ учителя, беседа, работа с картой | Обращает внимание, что каждый человек должен знать историю своей Родины, но этого недостаточно. Важно познакомиться с историей других стран и народов, с историей всего человечества. – Подумайте, с какой целью на нашем уроке вывешена именно эта карта – карта полушарий. Как она иллюстрирует тот факт, что вы приступаете к изучению всемирной (всеобщей) истории? – Покажите на карте и назовите материки (континенты). Организует работу с картой полушарий, учит правильно показывать страну, обводя указкой ее границы | Работают с картой: показывают и называют материки (континенты); раскрывают смысл, значение важнейших исторических понятий | Регулятивные: умеют формулировать учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; строят логическую цепь рассуждений. Коммуникативные: высказывают предположения, обсуждают проблемные вопросы; оформляют диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета | Работа с картой, беседа по вопросам |
Знакомство с учебником (структура, роль текста и иллюстраций), рабочей тетрадью, контурной картой, электронным приложением | Фронтальная. Словесный, наглядный. Рассказ учителя, беседа, работа с учебником, рабочей тетрадью, электронным приложением | Обращает внимание на название учебника. Знакомит со структурой учебника, оглавлением, ролью текста и иллюстраций в учебнике; обращает внимание на вопросы и задания, хронологическую таблицу. Отмечает важность работы с хронологией, историческими датами. Предлагает познакомиться с рабочей тетрадью и электронным приложением | Осознают важность работы с текстом, иллюстрациями, хронологической таблицей; расширяют, закрепляют и контролируют свои знания с по-мощью рабочей тетради и электронного приложения | Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, соответ-ствующую этапу обучения; проговаривают вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности. Познавательные: ориентируются в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях) | Работа с учебником |
V. Закрепление знаний и способов действий | Групповая. Словесный. Беседа, рассказ | Предлагает в группах обсудить вопрос о важности и необходимости изучения истории. – Какие темы предстоит изучить в курсе истории Древнего мира в предстоящем году? | Применяют исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий. Строят ответ, рассказ на основе знакомства с учебником | Познавательные: осознанно и произвольно строят высказывания в устной форме. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других; умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам |
VI. Подведе-ние итогов. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Какие цели, задачи стояли перед нами в начале урока? – Смогли ли вы их достичь? – Какой материал был трудным, непо-нятным? – А что воспринималось легко? – Попробуйте дать оценку уроку | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. Мини-сочинение «Для чего нужно знать историю?» | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают учебную задачу, планируют ее выполнение | Мини-сочи-нение |