I. Организационный момент | Фронтальная. Словесный. Слово учителя | Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место | Быстрое включение в деловой ритм | |
II. Постановка учебной задачи | Фронтальная. Словесный, проблемный. Слово учителя, проблемные вопросы | Знакомит с темой, формулирует проблемные вопросы: – Почему древнейший человек не мог прожить в одиночку? – Почему орудия труда и останки древнейших людей не найдены в тех странах, где были суровые зимы? | Слушают учителя; получают проблемное задание | Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную учителем | |
III. Усвоение новых знаний и способов действий. Древнейшие люди | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ учителя, работа с картой, иллюстрациями, беседа | Рассказывает о происхождении человека. Организует работу с картой. – Найдите юго-восточную часть Африки, места раскопок. Объясняет значение понятий: первобытность, прямохождение, человек умелый, человек прямоходящий, возраст человечества. Описывает жилье, коллектив первобытных людей. Предлагает определить, чем древнейшие люди отличались от обезьян | Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей; сравнивают их с обезьянами. На основе ил- люстраций учебника, учебных картин, аппликаций составляют описание древнейших людей | Познавательные: осуществляют поиск и выделение необходимой информации; используют знаково-символические средства для решения учебной задачи; извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа; осуществляют сравнение, делают вывод. Коммуникативные: высказывают свое мнение, прислушиваются к мнению других | Беседа по вопросам, работа с картой |
Использование орудий труда как главное отличие людей от животных | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с текстом, иллюстрациями, беседа | На основе работы с иллюстрациями, аппликацией рассказывает о первых орудиях труда, их использовании. Предлагает найти в тексте вывод. – Что характеризует «человека умелого»? | Называют характерные, существенные признаки «человека умелого» | Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи; строят логическую цепь рассуждений; используют доказательство; овладевают умением смыслового восприятия познавательного текста | Работа с текстом, беседа по вопросам |
Древнейшие способы добывания пищи: охота и собирательство | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный, практический. Рассказ учителя, работа с ап- пликацией (слайдами), беседа | С помощью аппликации рассказывает о древнейших способах охоты. – В каких случаях охота древнейших людей могла быть удачной? Всегда ли охота обеспечивает людей мясной пищей? Характеризует собирательство | Характеризуют первые занятия древнейших людей: охоту и собирательство | Познавательные: используют знаково-символические средства для решения учебной задачи. Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации | Беседа по вопросам |
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей | Фронтальная. Объяснительно-ил-люстративный. Рассказ, работа с иллюстрациями | Объясняет, почему древнейшие люди жили группами (человеческими стадами) | Извлекают информацию о древнейшем коллективе людей из рассказа учителя и иллюстраций | Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного рассказа | Наблюдение |
IV. Закрепление знаний и способов действий | Групповая, индивидуальная. Словесный, наглядный, творческий, проблемный. Рассказ, беседа, работа с контурной картой, тест | Организует работу в группах, предлагает поразмышлять над проблемными вопросами, выполнить творческие задания (см. Приложение). Организует работу в рабочей тетради № 1 (задания 2, 3) | Рассказывают устно об условиях и образе жизни, занятиях древнейших людей | Познавательные: самостоятельно создают алгоритмы деятельности при решении проблем творческого характера. Коммуникативные: умеют работать в группе | Рассказ, беседа по вопросам, контурная карта, тест |
V. Подведение итогов | Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, работа с картой | Предлагает ответить на проблемные вопросы, поставленные в начале урока. – Покажите на карте область, где археологи нашли кости и орудия труда древнейших людей. На каком материке она находится? В какой части материка? | Характеризуют место исторического события; читают историческую карту. Характеризуют условия и образ жизни древнейших людей | Регулятивные: оценивают результат работы, определяют, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; адекватно воспринимают оценку своей работы учителем, товарищами | Беседа по вопросам, работа с картой |
VI. Рефлексия | Фронтальная. Словесный. Беседа | – Что вам понравилось больше всего на этом уроке? – Что было самым ценным из услышанного? – Хотели бы вы что-нибудь изменить? Если да, то как именно и какова степень вашего участия в этом процессе? | Отвечают на вопросы | Регулятивные: проявляют открытость в осмыслении своих действий и самооценке; прогнозируют способы саморегуляции и сотрудничества | Беседа по вопросам |
VII. Информация о домашнем задании | Фронтальная. Словесный. Сообщение учителя | Комментирует задание. § 1 (п. 1–3), вопросы, основные понятия, термины. Задание 4 в рабочей тетради | Воспринимают задание, уточняют | Регулятивные: принимают цель, содержание и способы выполнения домашнего задания | Вопросы, основные понятия, термины, задание в рабочей тетради |