Логические части: 1. Гробницы вельмож, усадьбы Актуальное: - «Ребята, с помощью чего мы можем запечатлеть какой - то исторический момент? Конечно это фотоаппарат. - А как люди могли обходиться без него раньше? С помощью чего?» «Действительно – это рисунки. Историческое: Дома египетских земледельцев и ремесленников давно разрушились от времени. Их имена забыты и могилы занесены песком. Гораздо лучше мы знаем о других жителях Египта. - Как вы думаете, о каких? - Какой основной вопрос мы должны рассмотреть? Запись числа и темы урока. Жизнь египетского вельможи. С.43. Древнеегипетская статуя вельможи. - по внешнему облику можно сказать знатный это был человек? Как жили вельможи. Еще при жизни вельможа строил себе каменную гробницу, стены которой украшали надписями, рисунками и рельефами. -Вспомните, что представляла собой вера в «страну мертвых». (оживили букву А,М) Египтяне верили, что всё нарисованное и высеченное из камня чудесным образом может ожить. Поэтому вельможа приказывал изображать на стенах гробниц себя, жену, детей и всё имущество, чтобы после смерти жить так же, как прежде, и даже лучше. - Ребята, давайте по рисунку попытаемся оживить дом вельможи, что мы видим?» учитель корректирует их ответы и дополняет (оживили букву Ь,О) - Хорошо ли питался вельможа? зачитайте с.43 - Кто прислуживал вельможе и развлекал его? с.43-44 (оживили букву Л) Интересное: «Вельможам даже не нужно было ходить пешком за пределы дома. Рабы носили его на специальном кресле. Физминутка. Давайте представим, что мы готовимся к такой работе. (оживили букву Е)
2. Служба вельмож Актуальное: Ребята, а что нужно делать, чтобы жить счастливо? Историческое: «Вельможи в Египте в надписях на стенах гробниц рассказывали даже о том, чем они занимались при жизни и какими милостями были осыпаны при жизни. Они надеялись, что «в стране мёртвых» сохранят своё высокое положение и будут жить счастливо. Фараон давал вельможам различные поручения. Как проходила служба у вельмож? Какие поручения? с.44 (оживили букву В) ---Один распоряжался рабами в царских каменоломнях, откуда привозили строительный камень. ---------Другой вершил суд и расправу, разбирая дело и заговоре тайных врагов фараона во дворце. -----Третий следил за тем, чтобы земледельцы исправно сдавали зерно в казну. ----Четвёртый возглавлял военный поход в пограничную с Египтом область Азии. Когда вельможи выполняли волю своего повелителя, у них в подчинении были отряды вооружённых воинов, стражники, а так же писцы, которые вели учёт добычи или налогов. 3. Вельможа во дворце фараона Актуальное: Пятый класс, как вы считаете, кто в школе главный? Историческое: «В Египте тоже был самый главный человек – его называли фараоном. Во время торжественного приёма он восседал на троне, держа жезл и плеть. . с.44 Это значило, что в его руках было право властвовать и наказывать всех своих подданных. К правителю Египта подходили и вставали на колени и падали лицом вниз, оставаясь в такой позе, пока фараон не прикажет встать и говорить. Все почести, которыми правитель одаривал вельможу, тот приказывал перечислить в надписи на стене своей гробницы. Мало кому выпадала честь находиться перед самим фараоном. Бывало, при виде его у вельможи от волнения подкашивались ноги, он терял дар речи, не понимая, жив он или мёртв. Вопрос: Кем считал фараон вельмож? Интересное: «А вы знаете, что в знак особой милости вельможу могли назначить «носителем царских сандалий»., а за провинность могли наказать палками. (оживили букву Ж) После этого дети должны из букв собрать слово, и дать ему определение: «вельможа») |