Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Мотивация к учебной деятельности | Приветствует учащихся. Читает стихотворение. - Внимание! Проверь дружок, Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке? Книжка, ручка и тетрадки? | Приветствуют учителя, продолжают четверостишие: - Есть у нас девиз такой: всё, что нужно под рукой! | Личностные: уяснять мотивы учебной деятельности и личностный смысл учения. Регулятивные: волевая саморегуляция |
Речевая разминка | - Мы на уроке обучения грамоте. Зачем нам эти уроки? - Поэтому надо размять речевой аппарат. а) «Задуваем свечу» (сначала одну долгим выдохом, затем короткими выдохами задуваем столько свечей, сколько бы их было на торте у вас на дне рождении) | - Учиться читать, составлять предложения, рассказы. Дети выполняют | |
Упражнение на внимание | - Сыграем в игру «Летает – не летает» Учитель называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. (Самолет, стол, ковер, дом, орел, бабочка, шишка, дверь, вертолет) | Дети играют | |
Актуализация знаний и пробное учебное действие | Карточки на доске А, О, Н, Л, И, К, Т, С, Р, М -А почему мы так разделили наши буквы? - Чем отличаются гласные от согласных букв? -Что вы можете сказать о гласных звуках, какие они бывают? - Что вы можете рассказать о согласных звуках, какие бывают согласные звуки? | На гласные и согласные буквы. -Гласные тянутся, поются; при произнесении не встречают преград. -Бывают ударные и безударные. -Согласные не тянутся, встречают во рту преграды. Согласные бывают твердые, мягкие | Познавательные Регулятивные |
Физкультминутка | -А теперь давайте немного отдохнём. Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ручками хлопают, Ножками топают. То по кругу побегут, То присядут, отдохнут. И давай опять скакать. Ну никак их не унять! | Дети выходят на коврики | |
Выявление места и причины затруднения | Ребята, сейчас я прочитаю загадку, а вы попробуйте ее отгадать: Он коричневый, лохматый. Угадайте-ка, ребята, Кто, построив теплый дом, Спит всю зиму в доме том? - Какой звук первый в этом слове? -Кто догадался, над каким звуком мы будем работать? | Медведь [м] | Познавательные |
Построение проекта выхода из затруднения | - Попробуйте сформулировать тему урока, продолжив фразу: Тема нашего урока звук ….. и буквы, которые его….. -Сформулируем задачи урока с опорой на фразы: 1. Познакомимся с…. 2. Будем учиться находить…. 3. Будем учиться читать….. | - Тема нашего урока: звук [м] и буквы, которые его обозначают. 1. Познакомимся со звуком [м], буквами «м». 2. Будем учиться находить звук [м] в словах. 3. Будем учиться читать слоги, слова с буквой «м» | Познавательные: словесное моделирование. Регулятивные: целеполагание, как постановка учебной задачи, планирование. |
Реализация построенного проекта | Работа со звуком а) Звуковой анализ слова «мята» - Что это? - Сколько слогов? (хлопаем в ладоши) - Какой слог ударный? - Произнесём 1-ый слог - Какой это звук: твёрдый или мягкий? - Ударный или безударный? - Произнесём 2-ой слог - Из скольких звуков он состоит? Произнесём поочерёдно, обозначим в схеме. Упражнение на слышание - Я произнесу слова, а вы, если услышите новый звук, хлопните в ладоши: медведь, Тим, сад, дуб, моль, мир, сок, мак, шарф, лист, зуб, муха, крот, море, рис, малыш, плуг, глаз, Маша. - Рассмотрите сюжетную иллюстрацию в Азбуке и назовите все предметы с новым звуком. - А теперь сами подберите слова с новым звуком. - С каким звуком познакомились? Что про него узнали? | Растение Мя-та, 2 слога Мяяя-та, 1 слог мяяя- Мягкий Ударный -та Из 2: [т/а] Хлопают на слове: медведь, Тим, моль, мир, мак, муха, море, малыш, Маша Рассматривают сюжетную иллюстрацию и называют слова Приводят примеры своих слов [м] – согласный звук, может быть твёрдым и мягким. | Познавательные: применение методов информационного поиска; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; построение логической цепи рассуждений, анализ, синтез. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли. |
Физкультминутка | Физкультминутка «На зарядку» Дети выполняют движения по тексту. А теперь ребята, встали! Быстро руки вверх подняли, В стороны, вперед, назад, Повернулись вправо, влево, Тихо сели, вновь за дело. | Дети выполняют | |
5.Продолжение реализации проекта | Работа с буквой а) Ознакомление Звук [м] на письме обозначается буквой Мм (показ картинки) - Почему букв две? - На что похожа буква М? - Рассмотрите занимательные картинки на доске: на что ещё похожа буква? - Разучим стишок про букву М: Буква М — это Музыка МаМина, М — Малина бочок заруМянила, МарМеладка в прохладном Мороженом, Маргаритка на Месте положенном. (учитель читает весь стишок, потом по строчке – дети повторяют 2-3 раза, после чего предлагаем рассказать тем, кто запомнил) - Так как этой буквой обозначается согласный звук, то поселим её в синий домик ленты букв. - Вылепим букву М из пластилина | - Заглавная и строчная - Дети предлагают варианты - Дети рассматривают предложенные учителем картинки и отвечают Дети слушают, повторяют хором, рассказывают по одному Дети лепят букву Дети выполняют задание | |
Первичное закрепление с комментированием во внешней речи | Чтение слогов. -Прочитаем слоги сверху вниз хором. -Прочитаем слоги снизу вверх хором. -Прочитаем слоги, которые я покажу хором. Провести такую же работу индивидуально. -Прочитайте слоги с твердым (мягким) согласным. Что указывает на его твердость (мягкость)? -Назовите слова с любым из слогов. | ма,мо,му,ми,ме,мы мы,ме,ми,му,мо,ма мо.ми,ма,му,ме,мы Твердый согласный: ма,мо,му,мы; мягкий согласный: ми,ме. Гласная буква указывает на мягкость и на твердость. Составляют слова. | Познавательные Коммуникативные |
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Чтение слов -Прочитайте слова на стр. 85 Лексическая работа -Что различного в столбиках? -Почему слово Москва написано с заглавной буквы? -Приведите свои примеры. Грамматическая работа. -Какое слово отвечает на вопрос «Что делали?» -Прочитайте слово, называющее один предмет. -Прочитайте слово, называющее несколько предметов(людей). | мама строили метро строители мир слово Москва слова Дети читают по одному слову В первом столбике слова все слова начинаются на букву М, а во втором столбике данной буквы нет Имя собственное. Дети приводят свои примеры. Строили Мама, метро, мир, Москва, слово. Строители, слова. | |
Включение в систему знаний и повторение | Развитие речи -Составьте предложение, используя данные слова. Чтение текста -Как звали мальчика? -Что делал Рома? -Какие слова Рома написал мелом? Перечитывание -Как автор озаглавил этот текст? -Сколько предложений в тексте? -Составим схему ко 2-ому предложению. -Найдите и прочитайте все слова с новом буквой. -Придумайте рассказ про девочку. Подберите ей имя, которое будет начинаться с новой буквы. | Дети составляют предложения. Рома Писал мелом слова Мама, Москва, мир На уроке. 4 Составляют схему Находят слова: Рома, мел, мелом, мама, Москва, мир, мы. Составляют свой рассказ. | Коммуникативные |
Рефлексия учебной деятельности на уроке | - С каким звуком мы сегодня работали, учились его слышать, выделять? - С какой буквой познакомились? - Кто считает, что он работал хорошо и все понял, поднимите зелёную карточку. Кому ещё нужна помощь - красную. | Отвечают Показывают | Познавательные: умение структурировать знания. Регулятивные: волевая саморегуляция; оценка. |