Тема: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»
Тема: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»
1.охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича.
Проследить изменения в органах власти в России в XVII веке.
Подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия.
Развивающие:
Развивать познавательные умения (умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умения выделять главное, сравнивать обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи, умения оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательные:
Содействовать активизации интереса к российской истории.
Развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности и ответственности за результат своей работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая 2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов 3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. 5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. Ярославль
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? Лжедмитрия II 7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве. 8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова. 10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства. III. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Это и есть тема нашего урока.
План урока:
1. Правление нового царя.
2. Изменение в системе центрального управления:
а) Земский собор
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»»
Тема: «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»
1.охарактеризовать систему управления и самоуправления в России в XVII веке, показать ее традиционность с одной стороны и новые элементы – с другой.
Задачи урока:
Образовательные:
Познакомить учащихся с личностью царя Алексея Михайловича.
Проследить изменения в органах власти в России в XVII веке.
Подвести учащихся к пониманию того, что в XVII веке в России складывается абсолютная монархия.
Развивающие:
Развивать познавательные умения (умения доказывать, делать выводы), мыслительные навыки, умения выделять главное, сравнивать обобщать, логически излагать мысли, устанавливать причинно-следственные связи, умения оценивать свою работу и работу товарищей.
Воспитательные:
Содействовать активизации интереса к российской истории.
Развивать чувство товарищества, доброжелательности, толерантности и ответственности за результат своей работы.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
1. Как называлось государство, которое вмешивалось в дела России в Смутное время? Речь Посполитая 2. Кто возглавил первое ополчение 1611 года? Прокопий Петрович Ляпунов 3. Какое историческое событие произошло 4 ноября (22 октября по старому стилю) 1612 года? Ополчение во главе с Мининым и Пожарским взяло Китай-город. 5. Назовите город, в котором на несколько месяцев остановилось ополчение Минина и Пожарского для пополнения новоприбывавшими силами перед походом на Москву. Ярославль
6. Кого из претендентов на Московский трон называли "тушинским вором"? Лжедмитрия II 7. В благодарность за помощь и заступничество князь Пожарский на свои средства построил в 20-х годах XVII века деревянный собор во имя Казанской иконы Божией Матери. О каком Храме идёт речь? Казанский собор на Красной площади в Москве. 8. С каким событием связано окончание Смутного времени на Руси? С воцарением Михаила Романова. 10. Как называется государственный праздник, который мы отмечаем 4 ноября? День народного единства. III. Постановка цели и задач урока, мотивация учебной деятельности.
Это и есть тема нашего урока.
План урока:
1. Правление нового царя.
2. Изменение в системе центрального управления:
а) Земский собор
б) Боярская дума
в) Приказы.
3. Соборное Уложение – новый свод законов.
IV. Первичное усвоение новых знаний.
ПОНЯТИЕ
А) Абсолютная монархия
Б) Сословно-представительная монархия
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
1. Разновидность монархической формы правления, при которой в управлении государством и составлении законов принимают участие представители сословий.
2. Разновидность монархической формы правления, при которой вся полнота власти сосредоточена в руках правителя-монарха.
В Российском государстве в конце XVI века была оформлена сословно-представительная монархия, власть царя была слабой, он вынужден был опираться на верхушку общества. Какие же изменения происходят в XVII веке?
Прежде чем перейти к этому вопросу, познакомимся с первыми царями из династии Романовых. На Земском соборе 1613 года царем был избран Михаил Федорович. После его смерти, на престол взошел его сын, Алексей Михайлович, которого с детства готовили к царствованию. Он был человеком двойственных взглядов, с одной стороны был ярый, убежденный традиционалист, а с другой стороны питал живой интерес ко всему новому, иноземному. На протяжении всей жизни балансировал между отеческой стариной (старыми традициями) и европейскими новшествами.
Чтобы анализировать изменения в политическом развитии, происходившие в XVII веке, необходимо вспомнить, что представляла собой система управления государством в XVI веке.
Посмотрите на схему «Управление Русским государством в конце XVI века», заполните пропуски, используя слова для справки. Можете сокращать слова.
«Управление Русским государством вконцеXVI века»
Царь 2. Боярская дума 3. Земский собор 4. Приказы 5. Воеводы 6. Губные старосты
(Поговорим об органах центральной власти. Во главе государства стоит царь. При царе действует совещательный орган, состоящий из бояр – Боярская дума.
Какие вопросы обсуждали?
(Объявление войны, заключение мира, введение новых налогов)
Земский собор – сословно-представительный орган, в состав которого входят представители духовенства, бояре и служилые люди (дворяне).
В стране была разработана система приказов, которые заведовали отдельными областями (отраслями) государства)
Какие изменения в органах центральной власти происходят, давайте рассмотрим.
В условиях хозяйственного разорения и слабости центральной власти первый царя династии вынужден опираться на население. Такой опорой в первую очередь становится Земский собор.
Важной составляющей политической сферы являются законы. Преодоление последствий Смуты привело к быстрому росту их числа. Появление новых законов в первой половине века, а также применение законов более раннего времени потребовали их упорядочения, сведения в единый свод законов. Составление свода законов было поручено приближенным царя Алексея Михайловича во главе с князем Одоевским, в разработке законов участвовал и царь Алексей. При составлении свода законов использовались и зарубежные законы. В 1649 году закон был принят на Земском соборе, получил название Соборное Уложение. Он состоял из 25 глав, 967 статей. Это был первый свод законов, отпечатанный типографским способом.
Соборное уложение трактовало царскую власть как власть помазанника Божьего. Впервые было введено понятие «государственное преступление». Была установлена смертная казнь за измену и заговор против государя. Если кто обнажит меч перед царем, тому отрубают руку
Соборное уложение – очень значимый свод законов. Он не имеет прецедентов в истории русского законодательства. По объёму Соборное уложение может сравниться разве что со Стоглавом, но по богатству юридического материала превосходит его во много раз. Он вызвал живейший интерес в других странах, был переведен на английский, немецкий, французский и другие языки. Действовало вплоть до 1832 года. К рассмотрению отдельных положений вы вернетесь на последующих уроках, когда будете изучать другие сферы общественной жизни, внешнюю политику.
Сделайте вывод.
(Законодательство делало все, чтобы защитить, укрепить и возвеличить царя и его власть)
Какие изменения происходят в управлении государством в XVII веке. Обратите внимание на схему «Политическое устройство Российского государства в XVII веке».
V. Первичная проверка понимания.
Вернитесь к определениям первого задания. Какая монархия формируется в стране?
(Абсолютная монархия)
Опираясь на таблицы, схемы, Соборное уложение, докажите это.
(Прекращает работу Земский собор, уменьшается роль Боярской думы, усиливается влияние «ближней» думы, создан приказ Тайных дел, Соборное уложение окончательно утвердило формирование абсолютной монархии)
На кого теперь опирается царь?
(На чиновников из приказов. Их число растет. Теперь царь сам осуществляет контроль за деятельностью органов власти)
Вывод: Царь опирается на чиновников, руководит их работой и осуществляет контроль за их деятельностью
Домашнее задание: §18 читать, учить записи в тетради