Цели: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
Основные понятия и термины: икона – живописное изображение Бога на гладких деревянных дощечках, иконопись,
мозаика – изображения из разноцветных камешков или цветного непрозрачного стекла;
смальта – сплав стекла и краски;
фрески – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
План изучения нового материала.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Тема:«Культура Византии»»
Тема урока «Культура Византии»
Цели: познакомить учащихся с историческими условиями, повлиявшими на развитие культуры Византии; дать учащимся представление о важнейших достижениях византийского искусства в архитектуре, мозаике, иконописи.
Основные понятия и термины: икона – живописное изображение Бога на гладких деревянных дощечках, иконопись,
мозаика – изображения из разноцветных камешков или цветного непрозрачного стекла;
смальта – сплав стекла и краски;
фрески – картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке
План изучения нового материала.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
2. Образование, научные знания.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
1. Исторические условия развития культуры Византии.
???→Подумайте, какие исторические особенности Византии могли способствовать высокому уровню культурного развития?:
- Города оставались центрами торговли, ремесла, сильной власти и культуры.
- Византия оставалась наследницей античной культуры.
- На культурное развитие Византии повлияло христианство.
2. Образование, научные знания.
Государство нуждалось в грамотных чиновниках, образованных государственных деятелях. Образованные люди достигали власти, высоких должностей и богатств. Потребность в грамотности и образовании была не только в столице Византии, но и в провинциях, среди крестьян и ремесленников встречались грамотные и образованные люди.
Были организованы церковные, государственные и частные школы. В школах обучали чтению, письму, счету, церковному пению. Изучали священное писание, труды древних ученых. В Константинополе в 9 в. при дворе императора открылась высшая школа. В высшей школе преподавали риторику, мифологию, историю, географию, литературу.
В 11 веке был открыт первый в Европе университет.
→ Работа с учебником стр. 61 п.2 Составление таблицы
Научные знания в Византии
Название науки
Научные знания
Область применения
математика
Введение буквенного обозначения в алгебре, изобретение звуковой сигнализации для передачи сообщений на расстоянии, автоматическое устройство в тронном зале
Открытие больниц, медицинского училища. Оказание медицинской помощи
химия
Изобретение «греческого огня» - зажигательной смеси из нефти и смолы
Применялся в сражениях на море и на суше
география
Умение чертить карты и планы городов, составление описания разных стран и народов
путешествия
история
Составление исторических сочинений на основе документов, личных наблюдений, рассказов очевидцев.
???: 1. Чем была вызвана потребность знать жизнь и обычаи других народов, чертить карты? – Войны, торговля, мореплавание.
3. Искусство: архитектура, иконопись, мозаика.
Архитектура: иллюстрация храма СВ. Софии в Константинополе.
Снаружи храм не кажется ни большим, ни нарядным. Но вошедших внутрь он поражает огромным пространством, величественностью интерьера. Почему? В христианском храме верующие собирались на богослужение внутри. Внутреннее убранство храма Византии, наряднее, чем внешний его вид.
В плане этот храм имел вид креста с куполом посередине. Установленном на круглом возвышении – барабане. Храм сооружали 10 тысяч человек. Размер купола составляет 31 метр в диаметре, вдоль основания купол окружен венцом из 40 окон.
Мозаика. Важной задачей византийских архитекторов было распределение в храме света и тени. Разноцветные кубики смальты (сплав стекла и краски) укреплялись в грунт с разным наклоном, поверхность смальты делали немного шероховатой. При движении верующих в храме кусочки смальты мерцали, искрились, переливались, отражали свет своими гранями.
Иконопись. Самым главным достижением культуры Византии данного периода являлась иконопись. В храмах, домах, появлялись иконы - Изображения Иисуса Христа, Богоматери, сюжеты из Священного Писания. Одна из самых почитаемых икон «Владимирская Богоматерь». Эта икона была создана в Константинополе в первой трети 12 века и привезена на Русь в 1131-1132 годах, а в 1155 году перенесена во Владимир, откуда и происходит её название.
Вывод: Росписи, иконы, фрески, скульптуры в церквях называли «Библией для неграмотных»: ведь простые люди не могли или не умели читать Библию. Лишь церковные изображения и проповеди священников знакомили простых людей с содержанием христианства.
4. Влияние культуры Византии на соседние страны.
Государства, принявшие христианство от Византии, - Болгария, Сербия, Киевская Русь, Армения, Грузия – в значительной мере испытали влияние византийской культуры. Со временем достижения византийской культуры и искусства тесно переплелись с их собственными национальными традициями.
Вывод: Наивысшего расцвета Византийская империя достигла при императоре Юстиниане. Он стремился восстановить Римскую империю в её прежних границах. Италия, Северная Африка, часть Испании вернулись в подчинение Константинополю. Чтобы управлять государством был принят Кодекс Юстиниана. Принятие кодекса Юстиниана имело важное значение для европейской истории в целом. Византия достигла значительных успехов в развитии культуры, которая отразилась на развитии других стран и народов и стала достоянием культуры.
Вопросы для закрепления:
1. Почему в Византии были востребованы образованные, грамотные люди?
2. Где можно было получить знания? Кто мог получать знания?
3. Какие научные знания развивались в Византии, как и где их применяли?
Какие достижения в архитектуре, живописи были достигнуты византийскими мастерами?
4. На какие страны оказала влияние культура Византии?
Вопросы по теме « Византийская империя в 6 – 11 веках»
1. Византийская империя устояла под натиском варваров потому, что?:
а) император мог содержать сильную армию и флот;
б) варвары не пытались завоевать Византийскую империю;
в) Византийская империя уже была завоёвана
2. Столица Византийской империи?:
а) Стамбул; б) Александрия
в) Константинополь; г) Афины
3. Византия вела торговлю с :
а) Ираном; б) Индией;
в) Китаем; г) со всеми этими странами
4. В Византийской империи были развиты:
а) производство стеклянной посуды; б) резьба по слоновой кости;
в) гончарное ремесло; г) выделка шкур
5. Византия могла защищать свои границы, и даже вести завоевательные войны благодаря тому, что:
а) она была сильным государством;
б) император мог содержать большую армию и сильный флот;
в) её окружали слабые государства;
г) её армия была хорошо вооружена
6. Власть императора в Византии:
а) передавалось по наследству;
б) императора выбирали голосованием;
в) достигалась путём длительной государственной службы
г) завоёвывал тот, у которого были деньги и армия
7. Наиболее известный император Византии:
а) Константин; б) Юстиниан;
в) Аркадий; г) Карл Великий
8.Как назывался свод правил, составленный византийскими юристами?:
а) конституция; б) декларация;
в) законы; г) римское право
9. На востоке Византия вела долгие войны с ……., и даже уступила ему часть территории и платила ему дань. О каком государстве идет речь?:
а) Иран; б) Ирак;
в) Италия; г) Испания
10. С начала 6 века на Византию нападали ……, которые со временем заселили север Балканского полуострова и превратились в подданных империи. О каком народе идет речь?:
а) арабах; б) славянах;
в) остготах; г) вандалах
11. Развитию Культуры Византии способствовало то, что?:
а) сохранились большие города, которые являлись центрами культурной и политической жизни;
б) существовало единое государство;
в) являлась преемником греческой культуры;
г) существовала единая религия – христианство.
12. Достижения Византии в Области науки:
а) положено начало науке – алгебра; б) создан первый календарь;
в) изобретена звуковая сигнализация для передачи сообщений на расстояние;
г) построена первая обсерватория
13. Храм сооружали 10000 человек, его назвали «чудом из чудес»?:
а) Храм Святой Софии; б) Храм Христа Спасителя;
в) Храм Божьей матери; в) Храм Вознесения
14. Картины, написанные водяными красками по сырой штукатурке?:
а) мозаика; б) смальты;
в) фреска; г) икона
15. Одна из самых наиболее почитаемых икон написанная в Византии?: