kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тема: Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тема: Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века»

Курс Группа______ № урока Дата урока __________________

Тема: Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века

цель урока: Дать понятие о Бегазы Дандыбаевской культуре эпохи поздней бронзы , показать начало развития кочевого скотоводства в степных краях в конце второго тысячелетия до н.э. и в начале 1 тысячелетия до н.э.

Задачи: 1.Обучающаяся- рассказать учащимся, об изменениях , произошедших в общественных отношениях людей и культурных памятниках этого периода.

Развивающаяся- развить у учащихся познавательный интерес, раскрыть особенности периода поздней бронзы на территории Казахстана.

воспитание у учащихся интереса к изучению истории и культуры Казахстаназовом веке»,

1.Оргмомент

2.Проверка домашнего задания:

-что такое бронза и ее преимущества по сравнению с камнем?

-когда была эпоха бронзы и ее периоды?

-какие значительные изменения в жизни человека произошли в эпоху бронзы?

3.Объяснение нового материала:

В период поздней бронзы (10-8 вв. до н.э.) в Центральном Казахстане существовала бегазы-дандыбаевская культура, которая сформировалась на основе андроновской культуры.комплексная земледельческо-скотоводческая андроновская культура XII-Xвв до н.э. сменяется скотоводческой бегазы-дандыбаевкой культурой, названной так по могильникам Бегазы и Дандыбай. Отличительная черта этой культуры монументальные погребальные сооружения со сложной планировкой..

В культуре племен выделяются последовательных этапа 3 этапа : переходный, развитый и поздний .К переходному этапу представлен в виде памятников: Аксу –Аюлы 2 , Ортау 2, Байбала 2, Бесоба, Бугулы3 .

К развитому этапу относится: Айбас-Дарасы, Каркаралы-1, Каркаралы-2,3 , Сангыру-1 и Сангыру-3 Бегазы, Улытау, Айбас–Дарасы, Дандыбай, Шортанды-булак.

К позднему этапу относится : это памятники в горах Кент , близ Каркаралинска ( семеречье), урочище Айдарлы, Бугулы 2, Курулыс .

Могильник Бегазы находится в 30 км от поселка Актогай на правом берегу реки Бегазы. В комплекс могильника входит большое количество погребений разного времени и характера. Для строительства использовались огромные плиты из фанита весом до трех тонн. Особый интерес представляют надмогильные сооружения из камня. Бегазинские монументы представляют собой одно или двухкамерные постройки квадратной формы, стороны которых строго ориентированы по сторонам света. Стены внутреннего квадрата врыты в грунт и облицованы плоскими гранитными плитами, установленными вертикально или горизонтально, выложены из камня.

Племена этой культуры населяли территорию от восточных склонов Уральских гор до предгорий Алтая.

Основные занятия и жилища :В бегазы-дандыбаевскую эпоху произошли существенные изменения в жизни людей. На смену комплексному скотоводческо-земледельческому хозяйству андроновцев пришло полукочевое (яйлажное) скотоводство , а затем кочевое скотоводство . При форме полукочевого скотоводства пастбища распределяются на зимние и летние, либо зимой скот находится на стойловом содержании в поселке, а летом отгоняется на летовки. При этом способе хозяйствования со скотом на летние пастбища уходит все население поселка или его большая часть.

Жители Сарыарки в бегазы-дандыбаевское время разводили коров, лошадей, мелкий рогатый скот ( овцы, козы) , держали собак, В степях Центрального Казахстана произошло одомашнивание верблюда при раскопках одной из оград Аксу – Аюлы 2 были найдены костные останки верблюда . Объектами охоты были сайгак , архар, кулан, кабан, марал, лось, волк, корсак, сурок, бобр, крупные птицы. Основу остеологических коллекций поселений составляют кости крупного и мелкого рогатого скота и лошади. Остатки дикой фауны не превышают 2%. Охота имела подсобное значение. Мясомолочной пищей бегазы-дандыбаевцев обеспечивала скотоводческая экономика.

Ремесло : Характерная черта дандыбаевской посуды– ее разнообразиеПо формам, размерам и принцип орнаментики. ПриобщемВнешнем сходстве отдельных керамических комплексов наблюдается яркая индивидуальность как в выполнении, так и в орнаментации каждого сосуда. Посуда плоскодонная, с преобладанием шаровидных форм. Керамические серии дандыбаевских комплексов. Включают две группы посуды: тонкостенную, нарядно орнаментированную и толстостенную, более грубую. Одним из главных признаков бегазы-дандыбаевской культуры является керамика, получившая название валиковая. Валик - налепной поясок из глины, который украшал горловину керамического сосуда .Валиковая керамика найдена во всех погребениях и поселениях бегазы-дандыбаевской культуры.

 Керамика – сосуды с воротничком. Они изготавливались в форме кувшина с шаровидным туловом, высокой шейкой, обжигались. Сырьем для производства изделий была глина с примесью гранитного песка. На поселениях Кент, Шортанды, булак, Бугулы-2 найдена керамическая посуда, сочетающая признаки ранние (федоровско-нуринские) и поздние (валиковые). Она свидетельствует о происхождении бегазы-дандыбаевскойваликовой посуды от андроновской и преемственности андроновского и дандыбаевского населения. Кроме горшков бегазы-дандыбаевцы изготавливали кувшины, миски, кубки, сосуды с носиком и т.д. 
Много встречается в могильниках и жилищах бегазы-дандыбаевцев металлических и костяных орудий. Большое количество орудий применялось в горном деле. Это каменные штампы – матрицы, а также льячки, ступки, песты, терки, кайла, мотыги, молоты, а также бронзовые булавки, иголки, пуговицы, накладки, костяные футляры для игл, пуговицы. К ювелирным изделиям относятся обнаруженные у бегазы-дандыбаевцев серебряные и золотые браслеты, кольца, пикторали, подвески, серьги, пряжки, головные диадемы (приблизительно 86% золота, 13% серебра и 1% меди). 

Не так высока была и подвижность бегазы-дандыбаевцев. Они жили по берегам рек и крупных ручьев в жилищах стационарного типа. Обычно в поселке было от 4-5 до 20 жилищ. Для их постройки выкапывали котлован глубиной около 0,5 м. – до 1,5 м .Его стены укрепляли вертикальными каменными плитами, плиточной кладкой или плетнем из тала. Жилища делились на две категории полуземлянки и наземные сооружения . Среди полуземлянок можно выделить три типа : прямоугольные , овальные , восьмекамерные с коридорообразными выходами .S жилищ колебалась от 100 до 300-400 кв м. В центральном Казахстане строили многокомнатные домов из массивных памятных блоков с площадью 500кв.м Для обогрева комнат и приготовления пищи использовали очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5- 0,8 м , в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалась для содержания скота

Большинство погребений Бегазы-Дандыбаевской культуры представлено курганами. В отличие от андроновских курганов, эти курганы очень высокие и сооружены из гальки и дерна, а основание обклады­вали каменными валунами.

В Бегазы-Дандыбаевскую эпоху вместо боль­ших могильных комплексов, где хоронили членов патриархальной семьи, стали появляться курганы, где был похоронен один человек. Археологи нахо­дят богатые погребения с захоронением боевых ко­лесниц, большого количества золотых украшений, бронзовых ножей, конского снаряжения и живот­ных.

 Дандыбаевские поминальные комплексы характеризуют следующие показатели:, наряду с обычными , скорченными встречаются вытянутые трупоположения на спине. преобладание групповых захоронений по обряду трупоположения; единичность трупосожжения и как исключение сочетание.

кремации и ингумации;

неустойчивость ориентировки умершихпосторонам света;

жертвоприношения мясной пищи домашних и диких животных.

Вещевой инвентарь в дандыбаевских памятниках представ-

лен разнообразными, но единичными вещами (копье, наконечники

стрел, пинцет, иглы, зеркало, мотыга, молот, игольник, пуговица,

булавка, бляшки, бусы, браслет). Характерной особенностью всех

исследованных дандыбаевских комплексов является, несмотря на

ограбление, значительное количество целых, не потревоженных

сосудов. Грабители, целенаправленно уничтожая останки погре-

бенных (во всех гробницах кости сильно фрагментированы), заби-

рая или ломая вещи, старались не трогать поминальные сосуды:

значительная их часть найдена в хорошем состоянии.

Люди эпохи бронзы верили в существование загробного мира , где якобы все эти вещи понабиться покойным . они считали , что человек продолжает жить в загробном мире. Наличие богатых погребений говорит о разделение общества на богатых и бедных В эпоху поздней бронзы в больших количествах возводились культовые камни – менгиры. Ими обозначались места жертвоприношений, алтарей, народных сходов. 

Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

.Андроновцы и дандыбаевцы не отличались по антропологическому облику. Изучение трех черепов из дандыбаевских погребений в могильниках Енбек-Суйгуш и Шоиндыколь в Баянаульских горах показало, что они относятся к андроновскому европеоидному типу. Следовательно, бегазы-дандыбаевцы были потомками андроновцев.

4.Закрепление:

--где в основном расположены памятники культуры Бегазы_Дандыбаевской?

-какие у нее есть особенности?

Подведение итогов:______________________________________________________________________________________________________________________________









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Тема: Бегазы-Дандыбаевская культура позднего бронзового века

Автор: Алгазин Гайса

Дата: 25.12.2020

Номер свидетельства: 568514

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства