Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»»
Губайдуллина Елена Винокентьевна
учитель истории и обществознания
МОУ «СОШ №23» г. Воркуты
Технологическая карта урока в 5 классе по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций?»
Цели урока:
Образовательные: ознакомление с историей древнего Китая.
Развивающие: развитие навыков работы с текстом, самоконтроля и самоанализа своих действий
Воспитательные: воспитание культуры взаимодействия в коллективе, формирование нравственных норм
Задачи урока:
Способствовать ознакомлению с местоположением и природными условиями Китая;
содействовать формированию представлений о предпосылках складывания государственности в Китае
содействовать пониманию влиянии учения Конфуция на правила и нормы поведения всех жителей Китая
формировать эмоционально-положительное отношение к предмету, показывая его связь с жизнью
Планируемые результаты:
Предметные:
умение изучать и систематизировать информацию из различных исторических источников, раскрывая её социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом.
Личностные:
понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов;
толерантность; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.
Метапредметные:
готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе;
освоение основ межкультурного взаимодействия в школе, социальном окружении.
Основное содержание темы: Местоположение и природные условия Китая. Условия жизни и хозяйственная деятельность населения. Религиозно-философское учение (конфуцианство). Конфуций - самый знаменитый мудрец Древнего Китая.
Понятия и термины: Поднебесная, сын Неба, дракон, бамбуковая книга.
Образовательные ресурсы: Учебник А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История древнего мира. Электронное приложение к учебнику. Карты «Индия и Китай в древности».
Регулятивные УУД – развитие самоконтроля, умения соотнести свои действия с заданным планом.
Личностные УУД – формирование чувства патриотизма.
6.Закрепление знаний и способ действий
Регулятивные УУД – развитие саморегуляции, самооценки.
Познавательные УУД – развитие логических учебных действий
7. Рефлексия (3 мин.)
Регулятивные УУД – развитие коррекции
Коммуникативные УУД – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации
Личностные УУД –формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности
8. Домашнее задание
Регулятивные УУД – развитие самоконтроля, умения соотнести свои действия с заданным планом.
Познавательные УУД – развитие логических учебных действий
Коммуникативные УУД – планирование учебных действий
Личностные УУД – формирование ценностно-смысловых ориентаций.
Ход урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
1. Организационный момент
Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место
2. Фронтальная проверка домашнего задания
Читает текст «Беседа полководцев». Задаёт вопросы: Что вы знаете об этих сражениях? Чем из созданного индийским народом в древности, мы пользуемся и сейчас? При ответе я вам буду давать «карточки успеха». В конце урока мы сможем определить лучшего знатока сегодняшнего урока. При определении результатов я выслушаю ваше мнение.
Отвечают на вопросы учителя. Перечисляют культурные достижения индийцев. Высказывают своё мнение
3. Формирование целей и задач урока
Мы на прошлом уроке познакомились с Индией - одной из стран Древнего Востока. Какие ещё страны относятся к Древнему Востоку?
Темой нашего урока будет Китай. А что вы знаете про эту страну сегодня? А давайте познакомимся с древним Китаем.
Сегодня будем работать с текстом учебника и картой, выслушаем сообщение. Надеюсь на вашу активность. Будет очень интересное домашнее задание
Перечисляют другие страны Древнего Востока. Высказывают своё мнение о современном Китае.
Принимают учебную задачу.
4. Усвоение новых знаний и способов действий
1. Рассказывает о местоположении и природных условиях Китая, опираясь на карту.Посмотрите на слайды, которые отображают условия жизни и хозяйственной деятельности населения, основные занятия населения. Перечислите эти основные занятия.
(раздаёт «карточки успеха»)
2. Организует выступление с сообщением о Конфуции.
(ученик получает «карточку успеха»)
Предлагаю вам провести небольшое исследование, изучив учение Конфуция.
Что китайцы считали высшей добродетелью? Почему страну называли «Поднебесная»?
(раздаёт «карточки успеха»)
3. Давайте вспомним, на чём писали люди в древности в разных странах. Прочитайте пункт 3 параграфа и определите: материал для письма у древних китайцев, способ письма, особенности письменности.
4. Как должен вести себя современный воспитанный человек? А давайте узнаем, как должны вести себя учтивые китайцы. Читаем пункт 4 пар 22.
(раздаёт «карточки успеха»)
1. Слушают учителя, определяют на карте местоположение Китая, рек Китая. Определяют по слайдам условия жизни и хозяйственной деятельности населения, основные занятия населения
2. Ученик выступает с сообщение о Конфуции, показывает на экране слайды с изображением Конфуция
Читают п.2 пар 22.
Отвечают на вопросы учителя.
Запоминают значение слова «Поднебесная».
3. Отвечают на вопрос учителя (актуализация ранее изученного материала). Читают пункт 3 параграфа и определяют материал для письма у древних китайцев, способ письма, особенности письменности. После прочтения отвечают. Объясняют слова: «Сын неба», дракон, бамбуковая книга
4. Отвечают на вопрос учителя. Читают вслух пункт 4 пар 22 и комментируют.
5. Проведение физкультминутки
Давайте расслабимся с помощью китайской гимнастики. Я знаю, что сегодня очень многие китайцы любят гимнастику, обязательно делают зарядку. Приглашает ученика показать несколько упражнений и предлагает ученикам повторить под музыку.
Ученик встают и выполняют несколько упражнений.
6. Закрепление знаний и способов действий
Давайте повторим изученный сегодня материал.
Приём «закончи предложение»:
1. Древний Китай – это стране расположенная...
2. Главными реками Китая являются...
3. В древности страну называли «Поднебесная» потому, что…
4. Высшей добродетелью Конфуций считал…
5. Учтивый китаец – это…
6. Материал для письма и способ письма древних китайцев=- это…
Закрепляют изученный материал. Дают ответы, используя приём «закончи предложение»
8. Рефлексия
Чем вас заинтересовала тема сегодняшнего урока? Как вы оцениваете своё участие?
Подсчитывает карточки «карточки успеха». Выслушивает мнение учащихся, кого можно на уроке назвать лучшим знатоком
Определяют интерес к теме. Определяют своё участие?
Высказывают мнение об определении «лучшего знатока»
Домашнее задание
Пар 22. Сделать проект.
Объясняет тему проекта «Мудрецы древности о правилах поведения». Комментирует этапы выполнения проекта, источники информации, оформление работы. Распечатывает учащимся листы проекта. Высылает учащимся шаблон через ГИС ЭО.
Воспринимают задание. Задают уточняющие вопросы Планируют её самостоятельное выполнение.
Ресурсы урока
1. Текст «Беседа полководца»
Два индийца сидят за низким столиком друг против друга. Прислушаемся к их разговору. Судя по словам, они непримиримые враги. Но почему-то оба улыбаются, шутят и нет ненависти на их лицах
- Это было лучшее из выигранных мной сражений!- хвастается один.- Помнишь. Как мой любимый слон топтал твою неповоротливую пехоту? Ты понёс невосполнимые потери!
-Всё было так,- отвечает другой, - но в тот момент, когда успех кружил тебе голову. Моя конница прорвалась в твой тыл и уничтожила твои колесницы. То-то ты растерялся…
- Совсем ненадолго, - возражает первый, - притворным отступлением я заманил в ловушку твоего царя. И ты вынужден был сдаться.
- Не зазнавайся: это случайное везение… Берегись, мы встретимся ещё раз, и уже тогда победа останется за мной!
Вопросы:
1. О каких сражениях говорили индийцы? Что вы знаете об этих сражениях?
2. Чем из созданного индийским народом в древности мы пользуемся и сейчас?
2. Тема проекта «Мудрецы древности о правилах поведения»
Что я хочу узнать и выяснить:
Какие правила поведения существовали в древности;
Следуют ли этим правилам люди в наше время.
Иоя цель: выбрать правила поведения мудрецов древности, которым следую в жизни
Собираю информацию
Пар 17, 21,22, 41, 56
Портал «Cто великих людей, изменивших мир» : hhhp:\\100grp.ru\category\drevnij\;
Литература: Успенский В и Успенская Л. Мифы Древней Греции.-М., 2007
Боги и герои Древнего Рима.-М., 2007
Никольская К.Д., Клочков И.С., Томашевич О.В. и др. История и культура Древнего Востока: энциклопедический словарь.-М., 2008.
Всемирная история. История древнего мира: энциклопедия для детей -., 2008
Вопросы родителям (взрослым)______________________________________________________________________________________