kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Революционное движение и политика царизма"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с направлениями общественного движения и содержанием их программных требований.

Задачи:

Образовательные: формировать представления учащихся о сущности революционного народничества; об особенностях рабочего движения и распространения марксизма в России.

Развивающие: содействовать развитию умений последовательно излагать и описывать события истории России в изучаемый период; выявлять общее и особенное в направлениях общественно-политической мысли в Российской империи, объяснять причины их формирования; давать оценку деятельности Александра III.

Воспитательные: способствовать воспитанию познавательного интереса к истории.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока "Революционное движение и политика царизма"»

Революционное движение и политика царизма

Дата: 02.02.2023

Класс: 8 «А»

Цель урока: создать условия для ознакомления учащихся с направлениями общественного движения и содержанием их программных требований.

Задачи:

Образовательные: формировать представления учащихся о сущности революционного народничества; об особенностях рабочего движения и распространения марксизма в России.

Развивающие: содействовать развитию умений последовательно излагать и описывать события истории России в изучаемый период; выявлять общее и особенное в направлениях общественно-политической мысли в Российской империи, объяснять причины их формирования; давать оценку деятельности Александра III.

Воспитательные: способствовать воспитанию познавательного интереса к истории.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Оснащение: учебное пособие, рабочая тетрадь, настенная карта.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационно-мотивационный этап

Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку и быстро включает в деловой ритм.

Приветствуют учителя, настраиваются на работу

Проверка домашнего задания

Учитель раздает заранее подготовленные карточки некоторым учащимся. На выполнение заданий им дается не более 5 минут.

Вопросы для карточек:

  1. Дайте определение понятиям: земство, Манифест.

  2. Что означает фраза «Сдаю тебе команду не в порядке», которую сказал на прощание своему сыну умирающий царь Николай I?

  3. Охарактеризуйте военную реформу по плану:

- год проведения;

- срок службы;

- кто служил в армии;

- мероприятия, способствовавшие укреплению боеспособности российской армии.


С остальными учащимися учитель проводит фронтальный опрос:

  1. Какова была обстановка в стране, когда к власти пришел Александр II?

  2. Какой путь решения проблем избрал новый царь?

  3. За что Александра II прозвали «царем-освободителем»?

  4. Раскройте суть крестьянской реформы.

  5. Раскройте суть реформы местного управления.

  6. Раскройте суть городской реформы.

  7. Раскройте суть судебной реформы.

  8. Раскройте суть военной реформы.

  9. Раскройте суть реформы в области образования и просвещения.

  10. Почему политика Александра III получила название «Контрреформ»?

  11. Назовите основные направления этой политики.

  12. Каковы были основные направления внешней политики России во второй половине XIXв.?

Некоторые учащиеся самостоятельно работают с карточками, остальные отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию

Целеполагание

На экране высвечивается иллюстрация «Покушение на императора Александра II».

Мини-лекция

«К марту 1881 г. в России был готов проект политических преобразований, введение которых означало бы переход страны к конституционной монархии. Был даже отпечатан соответствующий Манифест, подписанный царем и наследником престола. Александр II, проведя эту реформу, планировал впервые в русской истории уйти в отставку, передав власть сыну, а самому со второй женой Екатериной Михайловной и детьми от этого брака уехать жить за границу. Но покушение на царя 1 марта 1881 г. оборвало не только жизнь русского императора-Освободителя, но и изменило ход истории страны. Две бомбы – Николая Рысакова и Игнатия Гриневицкого – повернули вектор русской истории от демократизации к укреплению самодержавия. По мнению современных врачей, Александр II умер от потери крови. Находись среди охраны царя врач, он сумел бы наложить жгут на раненые ноги и спасти жизнь государя».

Определяется тема урока, формулируются учебные задачи.

Учащиеся определяют тему урока, записывают ее в тетради.

Формулируют задачи, которые необходимо выполнить при изучении новой темы.

Предполагаемые задачи: выяснить, какими организациями было представлено революционное движение в России, какие программные требования они выдвигали; как на их деятельность реагировала царская власть.


Актуализация учебных знаний

Учитель предлагает учащимся вспомнить:

Какие проблемы, возникшие в жизни российского общества после отмены крепостного права, требовали разрешения?

Какие вопросы волновали общество больше всего?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя

Изучение новой темы

Комментированное чтение

Уясняется содержание вступительного текста на с. 118 учебного пособия. Выписывается понятие радикалы, зачитывается его определение на с. 201 учебного пособия.

Учитель сообщает, что самым революционным было движение народников, у истоков которого стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский.

Работа в парах:

Обсудить содержание таблицы «Идейные течения и лидеры народничества» (таблица раздается на парты), сделать вывод.

Учитель предлагает учащимся сформулировать основные идеи народничества и записать их в тетрадь.


Учитель корректирует ответы учащихся.


















Учитель: Вспомните, пожалуйста, из истории Беларуси какой метод достижения своих целей избрали народники и чем закончилась их деятельность.





Учитель дает учащимся задание: прочитать пункт 3 параграфа на с. 120 учебного пособия и назвать первые политические организации рабочих в России. Кто их возглавлял? Сформулировать тезисы

«Особенности развития рабочего класса в России».























Учитель: исходя из выше сказанного, чего могли требовать рабочие?








Учитель: какие методы борьбы рабочие могли избрать?







Учитель предлагает вспомнить, кто является основателем марксизма и в чем его основные идеи.














Учитель сообщает учащимся о том, что под влиянием рабочего движения в России начали возникать марксистские организации, первой из которых была группа «Освобождение труда», созданная в 1883г. Г.В. Плехановым в Женеве. Главная цель всех марксистских организаций заключалась в распространении идей К.Маркса в России и создание революционной рабочей партии, чего не произошло из-за того, что они были далеки от массового рабочего движения.

Учащиеся зачитывают вступительный текст к параграфу на с. 118 учебного пособия, обсуждают с учителем материал, находят определение понятия радикалы.

Работают в парах: обсуждают содержание таблицы, делают вывод о том, что несмотря на различия в формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа






Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь основные идеи народничества

(1. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры.

2. У России свой особый путь исторического развития.

3. Будущее России – социализм, перейти к которому можно минуя капитализм.

4. Ячейка социализма в стране – крестьянская община.

5. Руководящая сила крестьянства – партия революционеров-профессионалов.)


Учащиеся отвечают на вопрос учителя («хождение в народ», крестьяне выдавали народников полиции, т.о. народники были разгромлены)


Учащиеся самостоятельно читают пункт 3 параграфа, формулируют ответы на вопросы (Союзы российских рабочих. Рабочие-революционеры Е. О. Заславский, В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Составляют тезисы «Особенности развития рабочего класса в России»:

1. Высокая концентрация (более 500 чел.) рабочих на производстве.

2. «Молодость» пролетариата.

3. Особая эксплуатация рабочих: длительность рабочего дня – 13-14 ч., низкая зарплата, высокие штрафы, отсутствие минимальных бытовых условий и социальной защиты (рабочего законодательства, профсоюзов и т. д.)



Учащиеся формулируют требования рабочих (повышение зарплаты и сокращение рабочего дня,

улучшение условий труда, требования социальных гарантий

и политических прав)


Учащиеся, называют методы борьбы рабочих за свои права: забастовки, стачки, создание рабочих организаций, прямые столкновения с войсками и полицией


Учащиеся отвечают, что основателями марксизма являются К.Маркс и Ф.Энгельс; основные идеи: ликвидация частной собственности и передача ее в общественную путем социалистической революции, движущей силой которой является пролетариат, также необходимо установить диктатуру пролетариата


Учащиеся записывают дату, место и основателя группы «Освобождение труда»









Физкультминутка

Выполняют задание

Продолжение изучения новой темы

Заслушивается и обсуждается сообщение о деятельности В. И. Ленина.




Учитель акцентирует внимание на том, что В. И. Ленин первым предложил перейти от пропаганды марксизма к политической агитации среди рабочих и созданию единой рабочей партии. В 1895г. все марксистские организации объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а в марте 1898г. в Минске состоялся I съезд РСДРП, программа которой предполагала свержение самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня и наделение крестьян землей.

Выступает с сообщением учащийся, который заранее его приготовил. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы

Закрепление изученного материала

Учитель предлагает учащимся ответить на вопросы:

  1. Объясните, почему революционеров 1970-х гг. называли народниками. Какие идеалы они проповедовали?

  2. Назовите причины, которые побудили народников перейти к террористическим методам борьбы против самодержавия.

  3. Назовите причины проведения Контрреформ.

  4. Назовите основные формы борьбы рабочих за свои права.

  5. Какой вклад в развитие рабочего движения внес В.И. Ленин?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.

Делают вывод


Рефлексия

Учитель дает задание: составить синквены по рядам. 1 ряд – народники; 2 ряд – рабочие; 3 ряд – социал-демократы.

Учащиеся составляют синквейны по рядам

Информация о домашнем задании

Объясняет домашнее задание

§ 19.

Дополнительное задание: подготовить сообщение о Николае II – последнем русском императоре.

Записывают домашнее задание

Контрольно-оценочный этап

Выставляет учащимся отметки за работу на уроке


















































  1. Дайте определение понятиям:

Земство –




Манифест –




  1. Что означает фраза «Сдаю тебе команду не в порядке», которую сказал на прощание своему сыну умирающий царь Николай I?





  1. Охарактеризуйте военную реформу по плану:

- год проведения:


- срок службы в армии нового образца:


- кто служил в армии:


- мероприятия, способствовавшие укреплению боеспособности российской армии:







  1. Дайте определение понятиям:

Земство –




Манифест –




  1. Что означает фраза «Сдаю тебе команду не в порядке», которую сказал на прощание своему сыну умирающий царь Николай I?





  1. Охарактеризуйте военную реформу по плану:

- год проведения:


- срок службы в армии нового образца:


- кто служил в армии:


- мероприятия, способствовавшие укреплению боеспособности российской армии:






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Революционное движение и политика царизма"

Автор: Козлова Екатерина Владимировна

Дата: 22.03.2023

Номер свидетельства: 628092


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства