Проверка домашнего задания | Учитель раздает заранее подготовленные карточки некоторым учащимся. На выполнение заданий им дается не более 5 минут. Вопросы для карточек: Дайте определение понятиям: земство, Манифест. Что означает фраза «Сдаю тебе команду не в порядке», которую сказал на прощание своему сыну умирающий царь Николай I? Охарактеризуйте военную реформу по плану: - год проведения; - срок службы; - кто служил в армии; - мероприятия, способствовавшие укреплению боеспособности российской армии. С остальными учащимися учитель проводит фронтальный опрос: Какова была обстановка в стране, когда к власти пришел Александр II? Какой путь решения проблем избрал новый царь? За что Александра II прозвали «царем-освободителем»? Раскройте суть крестьянской реформы. Раскройте суть реформы местного управления. Раскройте суть городской реформы. Раскройте суть судебной реформы. Раскройте суть военной реформы. Раскройте суть реформы в области образования и просвещения. Почему политика Александра III получила название «Контрреформ»? Назовите основные направления этой политики. Каковы были основные направления внешней политики России во второй половине XIXв.? | Некоторые учащиеся самостоятельно работают с карточками, остальные отвечают на вопросы учителя по домашнему заданию |
Целеполагание | На экране высвечивается иллюстрация «Покушение на императора Александра II». Мини-лекция «К марту 1881 г. в России был готов проект политических преобразований, введение которых означало бы переход страны к конституционной монархии. Был даже отпечатан соответствующий Манифест, подписанный царем и наследником престола. Александр II, проведя эту реформу, планировал впервые в русской истории уйти в отставку, передав власть сыну, а самому со второй женой Екатериной Михайловной и детьми от этого брака уехать жить за границу. Но покушение на царя 1 марта 1881 г. оборвало не только жизнь русского императора-Освободителя, но и изменило ход истории страны. Две бомбы – Николая Рысакова и Игнатия Гриневицкого – повернули вектор русской истории от демократизации к укреплению самодержавия. По мнению современных врачей, Александр II умер от потери крови. Находись среди охраны царя врач, он сумел бы наложить жгут на раненые ноги и спасти жизнь государя». Определяется тема урока, формулируются учебные задачи. | Учащиеся определяют тему урока, записывают ее в тетради. Формулируют задачи, которые необходимо выполнить при изучении новой темы. Предполагаемые задачи: выяснить, какими организациями было представлено революционное движение в России, какие программные требования они выдвигали; как на их деятельность реагировала царская власть. |
Изучение новой темы | Комментированное чтение Уясняется содержание вступительного текста на с. 118 учебного пособия. Выписывается понятие радикалы, зачитывается его определение на с. 201 учебного пособия. Учитель сообщает, что самым революционным было движение народников, у истоков которого стояли А.И. Герцен и Н.Г. Чернышевский. Работа в парах: Обсудить содержание таблицы «Идейные течения и лидеры народничества» (таблица раздается на парты), сделать вывод. Учитель предлагает учащимся сформулировать основные идеи народничества и записать их в тетрадь. Учитель корректирует ответы учащихся. Учитель: Вспомните, пожалуйста, из истории Беларуси какой метод достижения своих целей избрали народники и чем закончилась их деятельность. Учитель дает учащимся задание: прочитать пункт 3 параграфа на с. 120 учебного пособия и назвать первые политические организации рабочих в России. Кто их возглавлял? Сформулировать тезисы «Особенности развития рабочего класса в России». Учитель: исходя из выше сказанного, чего могли требовать рабочие? Учитель: какие методы борьбы рабочие могли избрать? Учитель предлагает вспомнить, кто является основателем марксизма и в чем его основные идеи. Учитель сообщает учащимся о том, что под влиянием рабочего движения в России начали возникать марксистские организации, первой из которых была группа «Освобождение труда», созданная в 1883г. Г.В. Плехановым в Женеве. Главная цель всех марксистских организаций заключалась в распространении идей К.Маркса в России и создание революционной рабочей партии, чего не произошло из-за того, что они были далеки от массового рабочего движения. | Учащиеся зачитывают вступительный текст к параграфу на с. 118 учебного пособия, обсуждают с учителем материал, находят определение понятия радикалы. Работают в парах: обсуждают содержание таблицы, делают вывод о том, что несмотря на различия в формах борьбы, все эти направления объединяло признание революции единственным путем освобождения народа Учащиеся формулируют и записывают в тетрадь основные идеи народничества (1. Самодержавие в стране не имеет социальной опоры. 2. У России свой особый путь исторического развития. 3. Будущее России – социализм, перейти к которому можно минуя капитализм. 4. Ячейка социализма в стране – крестьянская община. 5. Руководящая сила крестьянства – партия революционеров-профессионалов.) Учащиеся отвечают на вопрос учителя («хождение в народ», крестьяне выдавали народников полиции, т.о. народники были разгромлены) Учащиеся самостоятельно читают пункт 3 параграфа, формулируют ответы на вопросы (Союзы российских рабочих. Рабочие-революционеры Е. О. Заславский, В. П. Обнорский, С. Н. Халтурин). Составляют тезисы «Особенности развития рабочего класса в России»: 1. Высокая концентрация (более 500 чел.) рабочих на производстве. 2. «Молодость» пролетариата. 3. Особая эксплуатация рабочих: длительность рабочего дня – 13-14 ч., низкая зарплата, высокие штрафы, отсутствие минимальных бытовых условий и социальной защиты (рабочего законодательства, профсоюзов и т. д.) Учащиеся формулируют требования рабочих (повышение зарплаты и сокращение рабочего дня, улучшение условий труда, требования социальных гарантий и политических прав) Учащиеся, называют методы борьбы рабочих за свои права: забастовки, стачки, создание рабочих организаций, прямые столкновения с войсками и полицией Учащиеся отвечают, что основателями марксизма являются К.Маркс и Ф.Энгельс; основные идеи: ликвидация частной собственности и передача ее в общественную путем социалистической революции, движущей силой которой является пролетариат, также необходимо установить диктатуру пролетариата Учащиеся записывают дату, место и основателя группы «Освобождение труда» |
Продолжение изучения новой темы | Заслушивается и обсуждается сообщение о деятельности В. И. Ленина. Учитель акцентирует внимание на том, что В. И. Ленин первым предложил перейти от пропаганды марксизма к политической агитации среди рабочих и созданию единой рабочей партии. В 1895г. все марксистские организации объединились в «Союз борьбы за освобождение рабочего класса», а в марте 1898г. в Минске состоялся I съезд РСДРП, программа которой предполагала свержение самодержавия, установление демократической республики, введение 8-часового рабочего дня и наделение крестьян землей. | Выступает с сообщением учащийся, который заранее его приготовил. Остальные учащиеся слушают, задают вопросы |