kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока истории "Экономика НЭПа"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта разработана с учетом реализации требований обновленных ФГОС СОО. Урок с пременение активных методов обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока истории "Экономика НЭПа"»

РАЗРАБОТКА ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КАРТЫ УРОКА ИСТОРИИ

ФИО разработчика

Егорова Катерина Юрьевна

Место работы

МБОУ СОШ № 26

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Глава ӀӀ. Советский Союз в 1920-1930-х гг.

Тема урока

Экономика НЭПа

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

Комбинированный урок


Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные:

проявляют положительное отношение к учебной деятельности, следуют в поведении моральным нормам и этическим требованиям, понимают причины успеха в учебной деятельности

Метапредметные:

Познавательные: передавать содержание в сжатом (развернутом) виде; выделять обобщенный смысл и формальную структуру учебной задачи;

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, выстраивать алгоритм действий, выполняют учебные действия, вносят необходимые коррективы в действие после его завершения. 

Коммуникативные: владеют диалогической формой речи, договариваются и приходят к общему решению в результате совместной


Предметные:

формировать представления о мероприятиях, итогах и противоречиях новой экономической политики; определить значение НЭП для дальнейшего развития страны.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок):

продналог, концессия, кооперация, совзнак, червонец, плановое хозяйство, пятилетка

Основные даты 1921 г. — создание Госплана. 1922—1924 гг. — финансовая реформа. 1925 г. — начало разработки ежегодных народно-хозяйственных планов

Персоналии В. И. Ленин. Г. М. Кржижановский. Г. Я. Сокольников.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

ноутбук, проектор, раздаточный материал, интернет-ресурсы.


БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Высказывание писателя В.С. Розанова.

«Я даже не знал, что это называется нэп, я просто с детским восторгом наблюдал, как преображалась наша бедная, голодная, ободранная жизнь, как все начинало сверкать и смеяться. Дешевизна установилась неслыханная! Всяких товаров и продуктов — видимо-невидимо!

И это сразу же после жестокого голода. И хотя мы жили бедно, но наша бедность нэпа по сравнению с предыдущими годами казалась великолепным пиршеством».

Предположите, о чем мы будем говорить.

На какие вопросы нам предстоит ответить?

«Понятийное колесо»

Какие ассоциации возникают у вас с понятием «новая экономическая политика»?


Проблемный вопрос: Чем отличилась новая экономическая политика от «политики военного коммунизма»?



Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Работа по вопросам:

1. Назовите главные последствия для России периода «великих потрясений».

2. Какие события современники назвали «малой Гражданской войной»?

3. Каковы были причины крестьянских выступлений в начале 1920-х гг.

4. Почему Ленин считал, что Кронштадтский мятеж был опаснее для большевистской власти, чем Деникин, Юденич и Колчак, вместе взятые?




Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


формирование представления об особенностях экономического развития России в 20-е годы на основе анализа  важнейших событий и проблем российской истории первой половины XX века.



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.


Вопрос о сущности НЭПа рассматривается через работу с историческими документами. 

Организуется работа с рубрикой учебника «Изучаем документы» и дополнительными источниками

1) Из наказа СНК о проведении в жизнь начал новой экономической политики. 

9 августа 1921 г.

…4. Предотвращая дальнейшее падение народного хозяйства необходимо перестроиться на следующих началах:

а) Государство в лице Высшего Совета Народного Хозяйства и его местных органов сосредоточивает в своем непосредственном управлении отдельные отрасли производства и определенное число крупных или почему-либо с государственной точки зрения важных, а также подсобных к ним предприятий, взаимно дополняющих друг друга; б) Эти предприятия ведутся на началах точного хозяйственного расчета…

  • Предприятия, не вошедшие в вышеуказанные группы, должны быть на основах, предусмотренных декретом об аренде и инструкциями Высшего Совета Народного Хозяйства, сдаваемы в аренду кооперативам, товариществам и др. объединениям, а также частным лицам…

  • Предприятия, оставшиеся не сданными в аренду и ведение которых государство и его органы не берут на себя, подлежат закрытию, а рабочие и служащие распределяются между работающими предприятиями, по государственным работам и Советским хозяйствам; оставшиеся же без работы поступают на учет Отделов Труда и получают помощь от государства.

  • Рассматривая кустарную и мелкую промышленность как подсобную к крупногосударственной и крестьянскому хозяйству, признать необходимым создание условий, при которых кустари и ремесленники могли бы правильно развивать свое производство и свободно распоряжаться продуктами своего труда…

  1. …С другой стороны, развития товарообмена между городом и деревней требуют интересы восстановления народного хозяйства вообще и денежного обращения в частности. В виду всего этого должны быть приняты меры к развитию государственного и кооперативного товарообмена, причем не следует ограничиваться рамками местного оборота и переходить, где это возможно и выгодно, к денежной форме обмена. Новая экономическая политика

  • В тех же целях для поднятия и устойчивости нашего рубля необходимо проведение ряда мер к обратному приливу денег в кассы государства… В ряду принимаемых мер надо обратить внимание на открытие ссудосберегательных касс, разрешение кредитной кооперации, переход к ведению коммунальных предприятий на началах оплаты и т.п.

  • Для развития торговых сношений с заграницей хозяйственным органам должно быть предоставлено право участия в заключении сделок и реализации таковых, а также право иметь свои представительства при заграничных органах Народного Комиссариата Внешней Торговли…


2) Постановление IX Всероссийского съезда Советов по вопросам НЭПа и промышленности

28 декабря 1921 г.

…В интересах оздоровления рынка должен быть принят ряд срочных финансовых мер, направленных к восстановлению денежного обращения на основе золотой валюты. Первым шагом к этому должно явиться неуклонное проведение плана быстрейшего сокращения выпуска бумажных денег путем систематического проведения налоговой политики и платности хозяйственных услуг государства.

…Хозяйственный расчет и общегосударственный план промышленности, основанный на точном учете ресурсов производства и бюджета каждого государственного предприятия в отдельности и всех их вместе, должны лежать в основе ведения всей государственной промышленности.

…Интересы восстановления народного хозяйства в Советской России требуют облегчения прилива иностранного капитала в различные области хозяйства как в форме концессий, так и в форме займов…



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)


Используя представленные источники, назовите основные мероприятия нэпа.


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Сущность нэпа.

Класс делится на группы и выполняет следующие задания

-внести изменения в «военный коммунизм» с позиции

I. группа - рабочих

II. группа - крестьян

III. группа – предприниматели


Карточка №1

Для управления предприятиями угольной промышленности Донбасса еще 1920 году создается ЦПКП. Этому аппарату предстояло управлять сотнями «разнокалиберных» предприятий расположенных на территории 29 тысяч квадратных верст, с более чем сотней тысяч рабочих. Донецкую губернию разделили на четыре горных района. Эта громоздкая структура не могла эффективно управлять отраслью. Решение проблемы было найдено в комбинировании различных отраслей производства –потребителей угля- с угольной промышленностью.

Руководство ЦПКП издает приказ №229,который разрешал сдавать шахты в аренду артелям, кооперативам и отдельным лицам.

Рабочие стали получать заработную плату в «товарных рублях», которые давали возможность устанавливать реальную зарплату.


Карточка №;2.

В соответствии с решениями Х съезда РКП(б) в марте 1921 года были разработаны нормы продовольственного налога, объявлено об упразднении продразверстки, разрешено торговать сельскохозяйственной продукцией, что способствовало повышению трудовой активности крестьян.


Карточка № 3

Артели и частников принуждали содержать на свои средства шахткомы, устраивать на мелких предприятиях больницы и оплачивать их медперсонал, угрожая в противном случае отдать арендаторов под суд.

Некоторые рудничные комитеты требовали выдачи рабочим арендных шахт зарплаты только с разрешения профсоюза и только после выплаты на государственных рудниках.


Каждая группа предлагает свои положения по изменению “военного коммунизма” и причины этих изменений.


Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Из рассказа М. Булгакова «Сорок сороков»:

«Панорама первая. Голые времена. Это было в конце сентября 1921 -го года... Я шел по Москве и видел панораму. Окна были в пыли. Они были заколочены. Но кое-где уже торговали пирожками. На углах обязательно помешалась вывеска «Распределитель N...». Убейте меня, и до сих пор не знаю, что в них распределяли. Внутри не было ничего, кроме паутины и сморщенной бабы в шерстяном платке с дырой на темени. Баба, как сейчас помню, взмахивала руками и сипло бормотала: — Заперто, заперто, и никого, товарищи, нетути! И после этого провалилась в какой-то люк. Возможно, что это были героические времена, но это были голые времена... Панорама четвертая. Сейчас. ...Днем стоит большой театр желтый и грузный, облупившийся, потертый. Трамваи огибают Малый, идут к нему. «Мюр и Мерилиз» (теперь — ЦУМ. — Т.К.), лишь начнет темнеть, показывает в огромных стеклах ряды желтых огней. На крыше его вырос круглый щит с буквами: «Государственный универсальный магазин». В центре щита лампа загорается вечером. Две огненные строчки то гаснут, то вспыхивают: «Сегодня банкноты 251». В Столешниковом на экране корявые строчки: «Почему мы советуем покупать ботинки только в...». На Страстной площади на крыше экран-объявления, то цветные, то черные, вспыхивают и погасают... Все больше и больше этих зыбких, цветных огней на Тверской, Мясницкой, на Арбате, Петровке. Москва заливается огнями с каждым днем все сильней. В окнах магазинов всю ночь не гаснут дежурные лампы... До полуночи торгуют гастрономические магазины МПО (Московское потребительское общество. — Т.К.). Москва спит теперь, и ночью не гася всех огненных глаз. С утра вспыхивает гудками, звонками, разбрасывает по тротуарам волны пешеходов. Грузовики, ковыляя и погромыхивая цепями, ползут по разъезженному, рыхлому, бурому снегу. В ясные дни с Ходынки летят с басовым гудением аэропланы. На Лубянке вкруговую, как и прежде, идут трамваи... Мимо первопечатника Федорова, под старой зубчатой стеной они один за другим валят под уклон вниз к «Метрополю». Мутные стекла в первом этаже «Метрополя» просветлели, словно с них бельма сняли, и показали ряды цветных книжных обложек. Ночью драгоценным камнем над подъездом светится шар «Госкино-II». Напротив через сквер неожиданно воскрес Тестов и высунул в подъезде карточку «Крестьянский суп». В Охотном ряду вывески так огромны, что подавляют магазинчики. Но Параскева Пятница выглядит печально и тускло. Говорят, что ее снесут... (церковь Параскевы Пятницы XVII века будет снесена в 1928 г. — Т.К.) Часовню, что была на маленькой площади, там, где Тверская скрещивается с Охотным и Моховой, уже снесли (часовня Александра Невского, снесена в 1922 г.- Т.К.). Торговые ряды на Красной площади, являвшие несколько лет изумительный пример мерзости запустения, полны магазинов. В центре у фонтана гудит и шаркает толпа людей, торгующих валютой. Их симпатичные лица портит одно: некоторое выражение неуверенности в глазах. Это, по-моему, вполне понятно: в ГУМе лишь три выхода... Эпидемически быстро растут трактиры... Извозчики теперь оборачиваются с козел, вступают в беседу, жалуются на тугие времена, на то, что их много, а публика норовит сесть в трамвай. Ветер мотает кинорекламы на полотнищах поперек улицы. Заборы исчезли под миллионами разноцветных афиш. Зовут на новые заграничные фильмы, ...десятки диспутов, лекций, концертов. Завалили киоски журналами и десятками газет... И вот брызнуло мартовское солнце, растопило снег. Еще басистей загудели грузовики, яростней и веселей. К Воробьевым горам уже провели ветку, гам роют, возят доски, там скрипят тачки — готовят Всероссийскую выставку. 1923».


Задания:

Используя отрывок, объясните причины происходящих перемен.

Перечислите приметы новой экономической политики.

Какие противоречия нэпа подметил автор?

Сравните приметы нэпа с приметами современной экономической политики.



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Установите соответствие между датой и событием

Дата

Событие

А) 1922г.

Б) март 1921г.

В) октябрь 1921г.

Г) 1921-1922гг.

Д) 28 февраля – 18 марта 1921г.

Е) 1929г.

1) хлебозаготовительный кризис

2) восстание матросов Кронштадта

3) отмена карточной системы

4) засуха и голод

5) X съезд РКП (б), переход к новой экономической политике

6) денежная реформа

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А

Б

В

Г

Д

Е








Установите соответствие между политикой советской власти и ее особенностями

Политика советской власти

Особенности политики

А) политика «военного коммунизма»

Б) нэп



1) денационализация части промышленности

2) создание трудармий

3) введение продналога

4) право использования наемной рабочей силы

5) запрещение свободной торговли

6) национализация банков и всей промышленности

7) начало планирования экономического производства

8) натурализация хозяйственных отношений

К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию второго и запишите его в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

1

2

3

4

5

6

7

8










Расположите в хронологической последовательности события

А) появление первого советского автомобиля

Б) хлебозаготовительный кризис

В) отмена карточной системы

Г) провозглашение на X съезде РКП(б) новой экономической политики (нэп)

Д) засуха и голод в Поволжье

Е) достижение Россией уровня 1913 года по основным показателям производства зерновых и развитию животноводства

1

2

3

4

5

6








Назовите положения, являющиеся целями нэпа

1) улучшение социально-экономического состояния общества

2) поиск новых путей построения экономических основ социализма

3) обобществление средств производства

4) преодоление политического кризиса большевиков

5) получение средств на индустриализацию

6) централизованное управление хозяйством

Ответ: _________________


Назовите черты, характеризующие основные направления нэпа

1) централизация управления хозяйством

2) допущение вкладывания в экономику иностранного капитала

3) национализация мелкой и части средней промышленности

4) запрет на использование наемной рабочей силы

5) замена продразверстки продналогом

6) отмена всеобщей трудовой повинности

Ответ: _________________




Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Задание: найдите в тексте допущенные исторические ошибки.


В конце 1920г. произошли многочисленные крестьянские восстания, мятеж военных моряков в Кронштадте, покушение эсеров на главу правительства В.И.Ленина. XV съезд РКП(б) в марте 1921г. принял решение о замене продразверстки продналогом и о ликвидации монополии внешней торговли. Размер продналога был в два раза меньше по сравнению с продразверсткой. Остатки продукции можно было продавать на рынке.

Частные лица получили право открывать и брать в аренду промышленные предприятия. Начался процесс создания крупных промышленных частных и акционерных обществ. Уже в 1923г. Путиловский завод в Петрограде, текстильная фабрика «Трехгорная мануфактура» в Москве принадлежали частным лицам. В крупной промышленности был допущен и иностранный капитал, что позволило в свою очередь, провести финансовую реформу, автором которой был Г.Шляпников. Она заключалась в том, что правительство объявило недействительными все имевшие хождения многочисленные «совзнаки» и в течении одно месяца произвело обмен на вновь выпущенные купюры.

Правительство пошло на отмену знаменитого Декрета о земле, принятого II съездом Советов. Была разрешена продажа земли (но не более 5 десятин на хозяйство), вновь был разрешен наем рабочей силы частными лицами.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами


Заполнить таблицу «Отличие нэпа от «политики военного коммунизма»



ВОЕННЫЙ КОММУНИЗМ

  • продразверстка

  • отсутствие денег, натурализация заработной платы

  • национализация всей промышленности

  • запрещение частной торговли

  • запрещение аренды

  • введение трудовой повинности

  • централизация в снабжении и распределении.

НЭП

  • продналог

  • введение твердой валюты переход к денежной зарплате, отмена бесплатных услуг

  • денационализация мелких и средних предприятий

  • разрешение частной торговли

  • разрешение аренды

  • отмена трудовой повинности

  • развитие торговли.


БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания


К каждому заданию на уроке формируется четкие критерии, по которым учащиеся могут сами объективно оценить результат своей работы



БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам


Что мы изучали сегодня на уроке?

Какие вопросы вызвали у вас затруднения?

Каким образом вы их преодолели?

Что в новом материале вас заинтересовало?

Как вы оцениваете свою работу


Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

Подготовьте обоснованный ответ: «Каковы были положительные и отрицательные последствия нэпа? Чем они объяснялись? Аргументируйте выводы».





4



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока истории "Экономика НЭПа"

Автор: Егорова Катерина Юрьевна

Дата: 29.08.2024

Номер свидетельства: 655588


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства