kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта на тему: "Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта конструирования урока __комбинированного__    ___10___ класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта на тему: "Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг."»


Технологическая карта конструирования урока __комбинированного__ ___10___ класс

Учитель: _Кондрашкина Лениза Рашидовна________________________


Предмет

История России

Класс

10

Тема урока

Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг.

Цель урока

Выяснить особенности международного положения и внешней политики СССР в 1920-е гг.

Задачи урока



  • Дидактические:

  • Объяснить суть понятий «Полоса признания», Коминтерн;

  • Определить международное положение после окончания Гражданской войны в России;

  • Выделить основные направления внешней политики СССР в 1920 – е гг.;

  • Рассмотреть историко - географическое пространство внешней политики СССР в указанный период;

  • Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;

  • Проанализировать ход и итоги Генуэзской конференции;

  • Выяснить значение Рапалльского договора;

  • Охарактеризовать отношения СССР со странами Востока в 1920 – е гг.;

  • Выявить роль Коминтерна во внешней политике 1920 – х гг.;

  • Выделить причины дипломатических конфликтов с западными странами;

  • Подвести к пониманию противоречивости внешней политики СССР в 20-е годы;

  • Критически оценить особенности внешней политики СССР в 1920-е гг.


  • Развивающие:

  • Развитие умения работать с тестовыми заданиями;

  • Развитие умения формулировать цель обучения;

  • Закрепить умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, видео- информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, делать вывод;

  • Развитие умения анализировать информацию из исторических источников;

  • Развитие умения самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию.

  • Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

  • Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.


  • Воспитательные:

  • Сформировать личные оценки происходящих событий;

  • Воспитать на примере государственного деятеля положительные качества личности;

  • Развивать чувство ответственности за совершаемые действия.


Планируемые образовательные результаты


Предметные


Метапредметные УУД

Личностные

  • Объясняют суть понятий «Полоса признания», Коминтерн;

  • Определяют международное положение после окончания Гражданской войны в России;

  • Могут выделить основные направления внешней политики СССР в 1920 – е гг.;

  • Ориентируются в историко - географическом пространстве внешней политики СССР в указанный период;

  • Могут выделить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами;

  • Знают ход и итоги Генуэзской конференции;

  • Понимают значение Рапалльского договора;

  • Могут охарактеризовать отношения СССР со странами Востока в 1920 – е гг.;

  • Осознают роль Коминтерна во внешней политике 1920 – х гг.;

  • Могут выделить причины дипломатических конфликтов с западными странами;

  • Понимают противоречивость внешней политики СССР в 20-е годы;

  • Критически оценивают особенности внешней политики СССР в 1920-е гг.



  • Умеют работать с тестовыми заданиями;

  • Умеют работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

  • Могут использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;

  • Умеют формулировать цель обучения;

  • Умеют логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;

  • Анализируют информацию из исторических источников;

  • Умеют самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию.

  • Могут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально;

  • Развиты умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации.

  • Сформированы личные оценки происходящих событий;

  • Развиты на примере государственного деятеля положительные качества личности;

  • Понимают необходимость ответственности за свои деяния.


Условия реализации урока

Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет)

Учебная литература

Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии)

Оборудование

Видеоролик «В. Маяковский: «Моя речь на Генуэзской конференции», чит. В. Алёшин»


https://www.youtube.com/watch?time_ continue=14&v=RYbflIVDBkg&feature =emb_logo



История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.: ил., карт.

Диалоговая технология

Доска, раздаточный материал:

тест по теме «Политическое развитие в 1920-е гг.» (распечатанные варианты из пособия Черновой М.Н. «Тесты по истории России. 10 класс. В трёх частях. Часть 1. К учебнику под редакцией А.В. Торкунова. ФГОС» стр. 50 – 52 + ключи на стр. 92), карта «СССР в 1920 – е гг.», раздаточный материал «Из текста Рапалльского договора» (Приложение 1), «Кубик Блума», компьютер, проектор.

Основные понятия

«Полоса признания». Коминтерн.

Основные даты

1920 г. — заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией. 16 апреля 1922 г. — Договор в Рапалло. 1922 г. — завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке. 1924 г. — «Полоса признания» СССР

Персоналии

В. И. Ленин. Л. Д. Троцкий. Н. И. Бухарин. Г. Е. Зиновьев. И. В. Сталин. Г. В. Чичерин

Форма проведения урока

Беседа


Этап урока

(с хронометражем)

Действия

учителя

Действия

учеников

Формирование

УУД

I. Организационный момент.


30 секунд

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку.


II. Проверка домашнего задания


6 минут

Предлагает выполнить задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий.


Раздаточный материал: тест по теме «Политическое развитие в 1920-е гг.» (распечатанные варианты из пособия Черновой М.Н. «Тесты по истории России. 10 класс …» стр. 50 – 52.

Выполняют тестовые задания разной степени сложности

Развитие умения работать с тестовыми заданиями

III. Актуализация знания, целеполагание, мотивация


2 минуты


Из курса обществознания Вы помните, что политика государства бывает внутренняя и внешняя. Чем же занимается каждая из них?





Отвечают на вопрос учителя.


Примерный ответ: внутренняя - организацией деятельности государства, внешняя – установлением контактов с другими государствами.

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

На прошлом уроке мы с вами охарактеризовали политическое развитие СССР в 1920-е гг., т.е. внутреннюю политику. А сегодня нам нужно выяснить особенности международного положения и внешней политики СССР в 1920-е гг. Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи и проблемные вопросы к теме урока.

Внимательно слушают, осмысливают цель урока. Самостоятельно формулируют задачи и проблемные вопросы:

  • Определить характер внешней политики СССР в 20-е годы.

  • Определить хронологию и причины признания СССР мировыми державами.

  • Перечислить итоги внешней политики СССР в 20-е гг. XX века.

  • Выяснить, в чем заключалась противоречивость внешней политики СССР в 20-е годы и т.п.

Развитие умения формулировать цель обучения

IV. Изучение нового материала


28 минут

Вы знаете, что после Революции 1917 года наше государство оказалось в дипломатической изоляции. Что это значит?

Отвечают на вопрос учителя.


(Примерный ответ: Никто не признавал власть большевиков законной властью)

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Каковы были основные задачи советской внешней политики в 1920-е гг.?

Отвечают на вопрос учителя.

(примерный ответ: Основными задачами внешней политики в этот период стали укрепление позиций Советского государства на международной арене и распространение коммунистического движения в мире)

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


Формулировать актуальные задачи государства в историческом контексте

Посмотрите на карту. Первые международные акты – мирные договоры были подписаны РСФРС в 1920 г. с государствами, ещё недавно входившими в состав Российской империи.


  • Вспомните, что это за государства и покажите их на карте.


  • Почему важно именно с ними иметь хорошие отношения? Зачем свою очередь они пошли на это?


  • Что способствовало возобновлению международных связей?

Работают с картой «СССР в 1920 – е гг.»

Отвечают на вопрос учителя.



примерный ответ: Эстония, Литва, Латвия, Финляндия






примерный ответ: Переход к НЭПу

Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


Умение самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию.

В контакты с Советским государством были вынуждены вступить и ведущие державы мира.


  • Из учебника на стр. 115 выделите и перечислите соглашения, которые были с ними заключены.

  • Какие интересы оказались превыше? Почему?

  • Какие обязательства помимо экономических были включены?

  • Как они относились к теории и практике большевизма? Обоснуйте свой ответ.

Отвечают на вопрос учителя.

(примерный ответ: Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались превыше всего. В марте 1921 г. было заключено торговое соглашение с Великобританией. Советской стороне удалось настоять на включении в текст договора политического обязательства — воздерживаться от враждебных действий друг против друга. И в советско-германском торговом соглашении, подписанном в мае 1921 г., был политический момент: торговому представительству РСФСР передавались функции дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии было 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.)

Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.)

Весной 1922 г. в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и ответить на вопросы:


Показ видеоролика ««В. Маяковский: «Моя речь на Генуэзской конференции», чит. В. Алёшин».


Вопросы:

  • С какой целью созывалась конференция и приглашалась Советская Россия?

  • Какие вопросы были подняты советской делегацией?

  • Перечислите требования сторон.

  • Почему переговоры сорвались?

  • Как характеризует автор Г.В. Чичерина? Согласны ли вы с его мнение? Почему?


Просматривают видеоролик и участвуют в беседе по просмотренному

Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать видео- информацию, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);

В ночь на 16 апреля в предместье Генуи Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов.


  • Почему советская делегация подписала свой дипломатический договор именно с Германией?

  • Почему могут сблизиться? Почему это возможно?

  • Почему участники Генуэзской конференции расценили это соглашение как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства?

  • Вспомните из курса новейшей истории, в чём состояли эти принципы.

  • Из курса новейшей истории вспомните о событиях, происходивших в 1920-е гг. в Китае. Почему различные политические силы Китая были заинтересованы в сотрудничестве с СССР?


Отвечают на вопрос учителя.



(примерный ответ: 1) обе проигравшие стороны – не удовлетворены Версальским мирным договором

2) обе видели противника в Польше, которая расширена на Западе по Версальскому мирному договору 1919 г. и на Востоке по Рижскому договору 1921 г.

3) у каждой из сторон огромные экономические трудности, которые легче преодолевать вместе.

4) кроме того, происходило секретное сближение генералитета Германии и командования Красной Армии.)


Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач;


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


Выявлять сходные черты во внутреннем и международном положении государств;


Выделять сущность и отслеживать последствия исторических событий

Давайте обратимся к тексту Рапалльского договора.


Раздаточный материал «Из текста Рапалльского договора»


  • На каких условиях был подписан договор?

Самостоятельная работа учащихся с текстом договора.


Отвечают на вопрос учителя.

(примерный ответ: не возмещение военных расходов, не возвращение военных убытков)


Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.);


  • В чем заключалась роль этого договора?

Отвечают на вопрос учителя.


Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;


Развитие умений давать характеристику результатам,

выявлять значение исторического события.

Предлагаю снова обратиться к карте.


  • Почему 1924-1925 гг. вошли в историю как полоса признания, дипломатический прорыв?

  • Перечислите страны и годы их признания СССР.

Работают с картой «СССР в 1920 – е гг.»

Отвечают на вопрос учителя.


Умение самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию;


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

  • Объясните причины и цели сближения СССР западными странами. За помощью можете обратиться к учебнику на стр. 116.


  • Но крупных государственных кредитов СССР так и не предоставили. Как вы думаете, почему?

Отвечают на вопрос учителя.


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


Давать оценочные суждения, обосновывать их на основе систематизации исторической информации

Прочитайте п. 4 параграфа и укажите:


  • Почему советское правительство придавало большое значение подписанию договоров со странами Востока?

  • Какие принципы лежали в основе договоров?

  • В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока?

Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Отвечают на вопрос учителя.


Делать выводы из сформулированных в тексте посылов;


Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации;


Не менее значимым направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, — Коммунистический интернационал (Коминтерн).


Прочитайте фрагмент из речи Н. И. Бухарина (1922) (см. с. 118 учебника).


  • Что такое «право красной интервенции» в понимании Н. И. Бухарина?


  • Как связаны военные победы Красной Армии и мировая революция?

Самостоятельная работа учащихся с историческим документом.










Отвечают на вопрос учителя.


Раскрывать позицию автора. Устанавливать зависимость между историческими объектами;








Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли


  • Какое впечатление на западный мир должно было произвести следующее заявление Зиновьева, главы Коминтерна: «Победы еще нет, и нам предстоит еще завоевать пять шестых земной суши, чтобы во всем мире был СССР» (из выступления на V конгрессе Коминтерна, 1925 г.)


  • А что, по-вашему, следовало делать в подобной ситуации наркому иностранных дел Г. В. Чичерину? Наркому внешней торговли Л. Б. Красину?

Отвечают на вопрос учителя.


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли;


Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач

Прочитайте п. 6 параграфа и укажите


  • В чем причины возникновения напряженной ситуации в Европе?

  • Кто и почему выступил инициатором проведения антисоветской политики?

  • Как вы считаете, обоснованы ли эти претензии?


Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.

Отвечают на вопрос учителя.


Делать выводы из сформулированных в тексте посылов;


Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации

V.Закрепление изученного (+рефлексия)


2 минуты

Сейчас вам нужно поработать в парах, используя «Кубик Блума».


(На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись»)

Ученик бросает кубик. Формулирует вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик.

Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками;


Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли

VI. Подведение итогов


1 минута

Предлагает сделать вывод по теме урока, корректирует ответы.

Делают вывод по теме урока.

Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, делать вывод

VII. Информация о домашнем задании


30 секунд

Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания:


§ 13 учебника. Письменно: задание 1 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем».

Записывают домашнее задание



Приложение 1

Из текста Рапалльского договора


«Статья 1. Оба правительства согласны, что разногласия между Германией и Российской Советской Республикой по вопросам, возникшим за время состояния этих государств в войне, регулируются на следующих основаниях:

а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря, тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причинённых гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.

б) Публичные и частноправовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.

в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведённых на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезённого в Германию этими интернированными частями.
Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а также от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам, при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.

Статья 3. Дипломатические и консульские отношения между Германией и РСФСР немедленно возобновляются.

частью бывшего Российского государства.

Статья 5. Оба правительства будут в доброжелательном духе взаимно идти навстречу хозяйственным потребностям обеих стран. Германское правительство объявляет о своей готовности оказать возможную поддержку сообщённым ей в последнее время проектируемым частными фирмами соглашениям и облегчить проведение их в жизнь…»

Рапалльский договор, 16 апреля 1922 г.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кондрашкина Лениза Рашидовна

Дата: 08.09.2022

Номер свидетельства: 612698


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства