Предмет | История России | Класс | 10 |
Тема урока | Международное положение и внешняя политика СССР в 1920-е гг. |
Цель урока | Выяснить особенности международного положения и внешней политики СССР в 1920-е гг. |
Задачи урока | Объяснить суть понятий «Полоса признания», Коминтерн; Определить международное положение после окончания Гражданской войны в России; Выделить основные направления внешней политики СССР в 1920 – е гг.; Рассмотреть историко - географическое пространство внешней политики СССР в указанный период; Проследить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами; Проанализировать ход и итоги Генуэзской конференции; Выяснить значение Рапалльского договора; Охарактеризовать отношения СССР со странами Востока в 1920 – е гг.; Выявить роль Коминтерна во внешней политике 1920 – х гг.; Выделить причины дипломатических конфликтов с западными странами; Подвести к пониманию противоречивости внешней политики СССР в 20-е годы; Критически оценить особенности внешней политики СССР в 1920-е гг. Развитие умения работать с тестовыми заданиями; Развитие умения формулировать цель обучения; Закрепить умение работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую, видео- информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, делать вывод; Развитие умения анализировать информацию из исторических источников; Развитие умения самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию. Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. Сформировать личные оценки происходящих событий; Воспитать на примере государственного деятеля положительные качества личности; Развивать чувство ответственности за совершаемые действия. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные УУД | Личностные |
Объясняют суть понятий «Полоса признания», Коминтерн; Определяют международное положение после окончания Гражданской войны в России; Могут выделить основные направления внешней политики СССР в 1920 – е гг.; Ориентируются в историко - географическом пространстве внешней политики СССР в указанный период; Могут выделить этапы в истории внешней политики РСФСР и СССР с капиталистическими странами; Знают ход и итоги Генуэзской конференции; Понимают значение Рапалльского договора; Могут охарактеризовать отношения СССР со странами Востока в 1920 – е гг.; Осознают роль Коминтерна во внешней политике 1920 – х гг.; Могут выделить причины дипломатических конфликтов с западными странами; Понимают противоречивость внешней политики СССР в 20-е годы; Критически оценивают особенности внешней политики СССР в 1920-е гг. | Умеют работать с тестовыми заданиями; Умеют работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать текстовую информацию, составлять план, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); Умеют логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Анализируют информацию из исторических источников; Умеют самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию. Могут организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально; Развиты умения и навыки поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации. | Сформированы личные оценки происходящих событий; Развиты на примере государственного деятеля положительные качества личности; Понимают необходимость ответственности за свои деяния. |
Условия реализации урока |
Информационные ресурсы (в том числе ЦОР и Интернет) | Учебная литература | Методические ресурсы (методическая литература, стратегическая технология и тактические технологии) | Оборудование |
Видеоролик «В. Маяковский: «Моя речь на Генуэзской конференции», чит. В. Алёшин» https://www.youtube.com/watch?time_ continue=14&v=RYbflIVDBkg&feature =emb_logo | История России. 10 класс. Учеб. для общеобразоват. организаций. В 3ч. Ч. 1 / [М.М. Горинов, А.А. Данилов, М.Ю. Моруков и др.]; под ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2016. – 175 с.: ил., карт. | Диалоговая технология | Доска, раздаточный материал: тест по теме «Политическое развитие в 1920-е гг.» (распечатанные варианты из пособия Черновой М.Н. «Тесты по истории России. 10 класс. В трёх частях. Часть 1. К учебнику под редакцией А.В. Торкунова. ФГОС» стр. 50 – 52 + ключи на стр. 92), карта «СССР в 1920 – е гг.», раздаточный материал «Из текста Рапалльского договора» (Приложение 1), «Кубик Блума», компьютер, проектор. |
Основные понятия | «Полоса признания». Коминтерн. |
Основные даты | 1920 г. — заключение Советской Россией мирных договоров с Литвой, Латвией и Эстонией. 16 апреля 1922 г. — Договор в Рапалло. 1922 г. — завершение Гражданской войны на Дальнем Востоке. 1924 г. — «Полоса признания» СССР |
Персоналии | В. И. Ленин. Л. Д. Троцкий. Н. И. Бухарин. Г. Е. Зиновьев. И. В. Сталин. Г. В. Чичерин |
Форма проведения урока | Беседа |
Этап урока (с хронометражем) | Действия учителя | Действия учеников | Формирование УУД |
I. Организационный момент. 30 секунд | Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку. | Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку. | |
II. Проверка домашнего задания 6 минут | Предлагает выполнить задания в тестовой форме, контролирует время и процесс выполнения заданий. Раздаточный материал: тест по теме «Политическое развитие в 1920-е гг.» (распечатанные варианты из пособия Черновой М.Н. «Тесты по истории России. 10 класс …» стр. 50 – 52. | Выполняют тестовые задания разной степени сложности | Развитие умения работать с тестовыми заданиями |
III. Актуализация знания, целеполагание, мотивация 2 минуты | Из курса обществознания Вы помните, что политика государства бывает внутренняя и внешняя. Чем же занимается каждая из них? | Отвечают на вопрос учителя. Примерный ответ: внутренняя - организацией деятельности государства, внешняя – установлением контактов с другими государствами. | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
На прошлом уроке мы с вами охарактеризовали политическое развитие СССР в 1920-е гг., т.е. внутреннюю политику. А сегодня нам нужно выяснить особенности международного положения и внешней политики СССР в 1920-е гг. Попробуйте самостоятельно сформулировать задачи и проблемные вопросы к теме урока. | Внимательно слушают, осмысливают цель урока. Самостоятельно формулируют задачи и проблемные вопросы: Определить характер внешней политики СССР в 20-е годы. Определить хронологию и причины признания СССР мировыми державами. Перечислить итоги внешней политики СССР в 20-е гг. XX века. Выяснить, в чем заключалась противоречивость внешней политики СССР в 20-е годы и т.п. | Развитие умения формулировать цель обучения |
IV. Изучение нового материала 28 минут | Вы знаете, что после Революции 1917 года наше государство оказалось в дипломатической изоляции. Что это значит? | Отвечают на вопрос учителя. (Примерный ответ: Никто не признавал власть большевиков законной властью) | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Каковы были основные задачи советской внешней политики в 1920-е гг.? | Отвечают на вопрос учителя. (примерный ответ: Основными задачами внешней политики в этот период стали укрепление позиций Советского государства на международной арене и распространение коммунистического движения в мире) | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Формулировать актуальные задачи государства в историческом контексте |
Посмотрите на карту. Первые международные акты – мирные договоры были подписаны РСФРС в 1920 г. с государствами, ещё недавно входившими в состав Российской империи. Вспомните, что это за государства и покажите их на карте. | Работают с картой «СССР в 1920 – е гг.» Отвечают на вопрос учителя. примерный ответ: Эстония, Литва, Латвия, Финляндия примерный ответ: Переход к НЭПу | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Умение самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию. |
В контакты с Советским государством были вынуждены вступить и ведущие державы мира. Из учебника на стр. 115 выделите и перечислите соглашения, которые были с ними заключены. Какие интересы оказались превыше? Почему? Какие обязательства помимо экономических были включены? Как они относились к теории и практике большевизма? Обоснуйте свой ответ. | Отвечают на вопрос учителя. (примерный ответ: Теорию и практику большевизма они категорически отрицали, но экономические интересы оказались превыше всего. В марте 1921 г. было заключено торговое соглашение с Великобританией. Советской стороне удалось настоять на включении в текст договора политического обязательства — воздерживаться от враждебных действий друг против друга. И в советско-германском торговом соглашении, подписанном в мае 1921 г., был политический момент: торговому представительству РСФСР передавались функции дипломатического представительства. Фактически это означало юридическое признание Советской России Германией. К лету 1921 г. в активе советской дипломатии было 11 торговых договоров с ведущими странами Европы.) | Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.) |
Весной 1922 г. в Генуе для решения европейских экономических и финансовых проблем была созвана международная конференция. Приглашение участвовать в ней получило и советское правительство. Предлагаю вам посмотреть видеоролик и ответить на вопросы: Показ видеоролика ««В. Маяковский: «Моя речь на Генуэзской конференции», чит. В. Алёшин». Вопросы: С какой целью созывалась конференция и приглашалась Советская Россия? Какие вопросы были подняты советской делегацией? Перечислите требования сторон. Почему переговоры сорвались? Как характеризует автор Г.В. Чичерина? Согласны ли вы с его мнение? Почему? | Просматривают видеоролик и участвуют в беседе по просмотренному | Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать видео- информацию, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); |
В ночь на 16 апреля в предместье Генуи Рапалло советская делегация заключила с представителями Германии договор о восстановлении дипломатических отношений и широких экономических контактов. Почему советская делегация подписала свой дипломатический договор именно с Германией? Почему могут сблизиться? Почему это возможно? Почему участники Генуэзской конференции расценили это соглашение как попытку пересмотреть принципы послевоенного устройства? Вспомните из курса новейшей истории, в чём состояли эти принципы. Из курса новейшей истории вспомните о событиях, происходивших в 1920-е гг. в Китае. Почему различные политические силы Китая были заинтересованы в сотрудничестве с СССР? | Отвечают на вопрос учителя. (примерный ответ: 1) обе проигравшие стороны – не удовлетворены Версальским мирным договором 2) обе видели противника в Польше, которая расширена на Западе по Версальскому мирному договору 1919 г. и на Востоке по Рижскому договору 1921 г. 3) у каждой из сторон огромные экономические трудности, которые легче преодолевать вместе. 4) кроме того, происходило секретное сближение генералитета Германии и командования Красной Армии.) | Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Выявлять сходные черты во внутреннем и международном положении государств; Выделять сущность и отслеживать последствия исторических событий |
Давайте обратимся к тексту Рапалльского договора. Раздаточный материал «Из текста Рапалльского договора» | Самостоятельная работа учащихся с текстом договора. Отвечают на вопрос учителя. (примерный ответ: не возмещение военных расходов, не возвращение военных убытков) | Закрепить умение работать с учебной информацией (анализировать текстовую информацию, тезисы, формулировать и обосновывать выводы и т. д.); |
| Отвечают на вопрос учителя. | Развитие умений и навыков поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации; Развитие умений давать характеристику результатам, выявлять значение исторического события. |
Предлагаю снова обратиться к карте. Почему 1924-1925 гг. вошли в историю как полоса признания, дипломатический прорыв? Перечислите страны и годы их признания СССР. | Работают с картой «СССР в 1920 – е гг.» Отвечают на вопрос учителя. | Умение самостоятельно работать с различными источниками исторической информации, получать, передавать и анализировать такую информацию; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли |
Объясните причины и цели сближения СССР западными странами. За помощью можете обратиться к учебнику на стр. 116. Но крупных государственных кредитов СССР так и не предоставили. Как вы думаете, почему? | Отвечают на вопрос учителя. | Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Давать оценочные суждения, обосновывать их на основе систематизации исторической информации |
Прочитайте п. 4 параграфа и укажите: Почему советское правительство придавало большое значение подписанию договоров со странами Востока? Какие принципы лежали в основе договоров? В чём особенности договоров, заключённых РСФСР со странами Востока? | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Отвечают на вопрос учителя. | Делать выводы из сформулированных в тексте посылов; Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации; |
Не менее значимым направлением советской внешней политики являлся контроль за мировым революционным движением. С этой целью была создана международная революционная пролетарская организация, объединившая компартии разных стран, — Коммунистический интернационал (Коминтерн). Прочитайте фрагмент из речи Н. И. Бухарина (1922) (см. с. 118 учебника). | Самостоятельная работа учащихся с историческим документом. Отвечают на вопрос учителя. | Раскрывать позицию автора. Устанавливать зависимость между историческими объектами; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли |
Какое впечатление на западный мир должно было произвести следующее заявление Зиновьева, главы Коминтерна: «Победы еще нет, и нам предстоит еще завоевать пять шестых земной суши, чтобы во всем мире был СССР» (из выступления на V конгрессе Коминтерна, 1925 г.) А что, по-вашему, следовало делать в подобной ситуации наркому иностранных дел Г. В. Чичерину? Наркому внешней торговли Л. Б. Красину? | Отвечают на вопрос учителя. | Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли; Закрепить умение использовать ранее изученный материал для решения познавательных задач |
Прочитайте п. 6 параграфа и укажите В чем причины возникновения напряженной ситуации в Европе? Кто и почему выступил инициатором проведения антисоветской политики? Как вы считаете, обоснованы ли эти претензии? | Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника. Отвечают на вопрос учителя. | Делать выводы из сформулированных в тексте посылов; Развитие умений и навыков систематизации и комплексного анализа исторической информации |
V.Закрепление изученного (+рефлексия) 2 минуты | Сейчас вам нужно поработать в парах, используя «Кубик Блума». (На гранях кубика написаны начала вопросов: «Почему», «Объясни», «Назови», «Предложи», «Придумай», «Поделись») | Ученик бросает кубик. Формулирует вопрос к учебному материалу соответственно грани, на которую выпадет кубик. | Развитие умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность со сверстниками; Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли |
VI. Подведение итогов 1 минута | Предлагает сделать вывод по теме урока, корректирует ответы. | Делают вывод по теме урока. | Развитие умения логически строить рассуждение, ясно и аргументированно излагать мысли, делать вывод |
VII. Информация о домашнем задании 30 секунд | Проводит инструктаж по выполнению домашнего задания: § 13 учебника. Письменно: задание 1 из рубрики «Думаем, сравниваем, размышляем». | Записывают домашнее задание | |
а) Германское государство и РСФСР взаимно отказываются от возмещения их военных расходов, равно как и от возмещения военных убытков, иначе говоря, тех убытков, которые были причинены им и их гражданам в районах военных действий, вследствие военных мероприятий, включая и предпринятые на территории противной стороны реквизиции. Равным образом обе стороны отказываются от возмещения невоенных убытков, причинённых гражданам одной стороны посредством так называемых исключительных военных законов и насильственных мероприятий государственных органов другой стороны.
б) Публичные и частноправовые отношения, пострадавшие вследствие состояния войны, включая сюда и вопрос о судьбе попавших во власть другой стороны коммерческих судов, будут урегулированы на основах взаимности.
в) Германия и Россия взаимно отказываются от возмещения их расходов на военнопленных. Равным образом Германское правительство отказывается от возмещения расходов, произведённых на интернированные в Германии части Красной Армии. Со своей стороны Российское правительство отказывается от возмещения ему сумм, вырученных Германией от продажи военного имущества, ввезённого в Германию этими интернированными частями.
Статья 2. Германия отказывается от претензий, вытекающих из факта применения до настоящего времени законов и мероприятий РСФСР к германским гражданам и их частным правам, равно как и к правам Германии и германских государств в отношении России, а также от претензий, вытекающих вообще из мероприятий РСФСР или её органов по отношению к германским гражданам или к их частным правам, при условии, что правительство РСФСР не будет удовлетворять аналогичных претензий других государств.
частью бывшего Российского государства.