Данная разработка урока истории для учащихся 5 класса соответствует ФГОС.
Методическая разработка музейного урока по теме: «Танаис - древнегреческая колония на Дону» представляет одну из ярких страниц древней истории Донского края.
На уроке использованы, наряду с традиционными, интерактивные формы и методы обучения. Элементы музейной педагогики – зрительный, звуковой ряд, - обогащают информационные поле урока, позволяют создать особый эмоциональный настрой, погружают учащихся в атмосферу древнего города.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Танаис- древнегреческая колония на Дону»
Проект Национального фонда подготовки кадров (НФПК)
«Интернет-поддержка профессионального развития педагогов»
Описание методической разработки:
Название «Музейный урок по теме: «Танаис – древнегреческая колония на Дону».
Краткая аннотация.
Методическая разработка музейного урока по теме: «Танаис - древнегреческая колония на Дону» представляет одну из ярких страниц древней истории Донского края.
На уроке использованы, наряду с традиционными, интерактивные формы и методы обучения. Элементы музейной педагогики – зрительный, звуковой ряд, - обогащают информационные поле урока, позволяют создать особый эмоциональный настрой, погружают учащихся в атмосферу древнего города.
Опыт показывает, что такой подход содействует более глубокому пониманию учебного материала, положительно влияет на духовное развитие школьников.
Данная методическая разработка может представлять интерес для учителей истории, педагогов, работающих в школьных музеях, а также для работников музеев.
Материалы музейного урока могут быть использованы как в общем виде, так и фрагментарно.
Учебный предмет(ы): историческое краеведение (курс «История Древнего мира»).
Уровень образования школьников. Содержание музейного урока рассчитано на учащихся 5-х классов при изучении темы «Древнегреческая колонизация» в курсе «История Древнего мира», но может быть адресовано более широкой аудитории.
Форма учебной работы: музейный урок.
Полное описание разработки.
Конспект музейного урокана тему:
«Танаис – древнегреческая колония на Дону»
Цель: привлечение внимания детей к историко-культурному наследию Донского края.
Задачи:
Формировать целостное восприятие исторического прошлого Донского края как составной части истории России, расширять краеведческий кругозор.
Продолжать формировать умение работать с историческими текстами и картами.
Развивать умение анализировать и обобщать данные, сопоставлять факты, делать выводы.
Укреплять взаимопомощь ребят на основе общего дела, сопереживания за свою группу.
Формировать чувство патриотизма, воспитывать уважительное отношение, интерес к культуре и национальным традициям народов, живших на территории Донского края.
Возраст учащихся: 11–12 лет.
Время урока: 45 или 90 минут в зависимости от объёма содержания, определяемого педагогом.
Оборудование и материалы. Плакаты: «Танаис – древнегреческая колония на Дону», «План путешествия по древнему Танаису», «Лента времени», «Кроссворд». Музейные экспонаты (амфора, фрагменты керамики, макеты крепостной стены и городской усадьбы, светильники и др.). Костюмы ведущих: туники, хитоны, пеплосы, сандалии, броши и др. Карточки с заданиями для работы групп. Буклеты. Карта Ростовской области. Ручки, фломастеры, скотч, ножницы. Компьютер, медиапроектор, телевизор, видеомагнитофон, магнитофон, аудиокассеты, диски с набором слайдов.
Предварительная работа:
с участниками урока - изучение темы «Древнегреческая колонизация» в курсе «История Древнего мира»;
с ведущими урока – подготовка материалов урока, костюмов, макетов, выступлений и т.д.
Расширение словаря: лекиф, гиматий, эллинарх, архонт.
Сегодня мы с вами совершим воображаемое путешествие в Танаис – древнегреческую колонию на Дону. Вы уже изучали тему «Греческая колонизация» в курсе «История древнего мира». Так вот, оказывается, и у нас на Дону стоял когда-то греческий город (слайд № 1).
О том, кто жил в этом городе, чем занимались люди, жившие в нём, как они обустраивали свой быт, вам расскажут ребята, занимающиеся в Центре «Радуга»: Настя, Лиля, Саша, Дима и Вадим.
Нам удобнее будет заниматься по подгруппам, поэтому возьмите фрагменты разрезанных открыток, соберите их и останьтесь за тем столом, на котором лежит собранная вами открытка. Давайте вспомним правила работы в группах (приложение № 4).
Обратите внимание на ленту времени, которая находится перед вами (на ленте времени обозначения: до н.э., н.э., Р.Х.) Ответьте, пожалуйста, что означают эти сокращения? Да, ребята, верно – именно Рождество Христово отделяет нашу эру от событий, случившихся до нашей эры. Скажите, в каком веке мы живём? (на ленте времени появляется обозначение «21 в.»). Абсолютно верно, в 21 веке. Так вот, Танаис существовал, начиная с третьего века до нашей эры (появляется табличка «3 в.»). Кто может сосчитать, сколько веков назад это было? (Ответы детей).
Перед вами карта маршрута нашего путешествия (на плакате отражен план урока и схема маршрута). Откройте буклеты, лежащие перед вами (приложение № 1). В них также есть маршрут нашего путешествия. Мы узнаем о том, кто и когда основал город, как он был устроен и защищён, чем занимались его жители и ещё много интересного. Сейчас мы – в самом начале маршрута. На этом этапе нашим гидом будет Настя.
2. Танаис – крайний северо-восточный торговый пункт греков
Денися: Как же появился на Дону древнегреческий город Танаис? Вы помните, что с 8 в. до н.э. греки создавали города-колонии вдоль побережья Средиземного моря и Черного, которое раньше называлось Понт (слайд № 2).
Кто знает, почему греки покидали Родину? (ответы детей). Совершенно верно, население Греции увеличилось, плодородной земли было мало, хлеба не хватало.
Была ли другая причина массовых отъездов за море? Да, вы правы, во многих городах шла борьба между демосом и знатью. Если проигрывал демос, то его вожаки, боясь мести противников, покидали город. Если же демос побеждал, то в страхе за свою жизнь уезжали знатные люди. Иногда бегство было настолько спешным, что приходилось бросать дом, полный дорогой утвари и рабов.
Однако развитие мореплавания позволило грекам преодолеть трудности, связанные с ростом населения и борьбой демоса со знатью (слайд № 3).
В неведомые страны стали плавать сначала купцы, а за ними и переселенцы из греческих городов. Покинувшие Родину греки где-то договаривались с местными племенами, а где-то отстаивали право на поселение с помощью оружия. Селясь возле моря, они выбирали место с удобной гаванью, источниками пресной воды и плодородными землями. На них они сеяли хлеб, разводили виноград (слайд № 2). Такими городами были: Ольвия, Тира, Херсонес, Фанагория, Пантикапей. Но самой восточной точкой греческой колонизации стал Танаис, который был основан в устье одноименной реки и существовал почти 700 лет.
А теперь вам предлагается выполнить задание № 1 из вашего буклета.
Проверка задания: члены каждой группы проверяют выполнение задания друг у друга, а затем каждая группа перечисляет города, нанесенные на карту в буклетах.
3. Устройство города.
Учитель: О том, как был устроен город, вам расскажет и покажет Вадим.
Егор: Танаис стоял на высоком правом берегу Дона, у того места, где река впадала в море (слайд № 4). Многое изменилось за две тысячи лет. Море отступило на запад, Дон поменял своё русло и сейчас рядом с Танаисом – рукав Дона, называемый Мёртвый Донец. В разное время в городе существовали разные районы: (слайд № 5) портовая часть, западная часть и т.н. центральная часть, о которой я вам и расскажу (слайд № 6). Центральный прямоугольник городища окружали высокие стены 6-8 м, из стен выступали башни, а за стенами находился глубокий ров с мостом через него (слайд № 7).
Сотрудники архитектурного музея-заповедника «Танаис» изготовили реконструкцию западной стены (слайд № 8) и вы можете оценить, как выглядели оборонительные сооружения города. Такие предосторожности не были излишними. Как вы думаете, для чего были выстроены все эти сооружения? (Ответы детей) Абсолютно верно, для защиты от врагов. Если же опасность подступала, защитники города вооружались луками и арбалетами.
В западной стене находилась калитка. Она хорошо видна на макете, изготовленном нашими ребятами. Сквозь нее можно было проникнуть в город и, спустившись по ступеням, оказаться на неширокой улице (слайд № 6). Танаисские улицы проходили с запада на восток, а переулки с севера на юг. Такая планировка обусловлена расположением города вдоль реки и направлением ветров. Ветры у нас в области дуют чаще восточные, и такое расположение улиц помогало проветривать город.
А теперь я предлагаю вам обратиться к своим буклетам и выполнить задание № 2.
4. Быт жителей Танаиса
Оксанаа: Чтобы лучше представить усадьбу жителя Танаиса, давайте рассмотрим макет усадьбы № 13, который изготовлен по чертежам археологов.
Усадьба находится в центральной части города (слайд № 6). Мы привыкли к прямоугольной форме зданий, а вот постройки усадьбы имеют неправильную форму. Дело в том, что места в городе было мало, и здания подстраивались вплотную к переулку.
Эта усадьба состояла из двух помещений, между которыми находился дворик; центральная часть дворика была вымощена плитами. В этой части находилась цистерна, куда стекала дождевая вода.
Помещения были сложены из камня, имели односкатные камышовые крыши. Обратите внимание! Жители Танаиса умели делать черепицу, но крыши крыли камышом. Как вы думаете, почему они так поступали? Чем это можно объяснить? (Ответы детей)
Совершенно верно, камыш в изобилии рос по берегам Дона, камышовая крыша была гораздо дешевле черепичной и отличалась достаточной прочностью. Под обеими постройками существовали подвалы, стены которых также были сложены из камня. Жилую часть отделял от подвала деревянный пол. Хоть дерево и не сохранилось, археологи считают, что оно также использовалось при строительстве. Из дерева делались двери, лестницы, ведущие в подвал и балки, поддерживающие крышу. Железные гвозди, найденные в усадьбе, скорее всего, скрепляли именно деревянные части построек.
Надежда: Что же было найдено в усадьбе № 13? Как и в других местах, основную часть находок составляет керамика (слайд № 9). Поэтому я подробнее расскажу о ней. Во дворике были найдены обломки вкопанного в землю пифоса. Пифосы достигают в высоту до 2 м. (слайд № 10) Их делали вручную, потом сушили несколько дней на солнце и обжигали. Так как пифос очень большой, печь складывали вокруг него. После обжига печь разламывали, а пифос опускали в подвал или зарывали в землю и больше не вынимали. Служил он для хранения продуктов и воды.
Кроме пифоса было найдено много обломков амфор. Амфоры служили для перевозки и хранения вина и масла (слайд № 11). У нас есть копия одной из амфор. Ее вместимость 3 л.
Были амфоры значительно больше, а были и совсем маленькие, в которых хранили ароматические масла. Эти амфорки на подставке называются лекифами (слайд № 12).
В усадьбах Танаиса было найдено много другой керамики. Это горшки, чашки на ножках, рыболовные грузила, пряслица.
Кроме этого, в усадьбах Танаиса находят серпы, ножи, молотки, гвоздодеры, топоры, монеты, оборудование для изготовления сосудов из стекла и множество самых разных светильников. Наши ребята выполнили светильники из глины, и я могу продемонстрировать, как пользовались ими греки. (Педагог зажигает светильник. Светильник заполнен растительным маслом, фитиль – из ткани).
А теперь обратитесь к своим буклетам и выполните задание № 3.
Андрей: Об одежде жителей Танаиса нам могут рассказать находки, сделанные археологами. Статуэтки, изображения на камне, росписи керамических сосудов поведают нам о том, как одевались греки (иллюстрации). Греческая одежда была очень проста (слайд № 13). Основное женское платье называлось хитон. Его делали из одного прямоугольного куска ткани, оборачивая ткань вокруг тела. Он мог быть безрукавным, особенно у девушек. Мужчины носили простую юбку или тунику (слайд № 14). А вот гиматий носили и мужчины и женщины (слайд № 15). В зависимости от размера и плотности изменялось его назначение: он мог служить и легким шарфом, и плотной дорожной накидкой. Мы с ребятами также попробовали примерить на себя костюмы греков.
Но климатические условия Нижнего Дона, конечно, требовали другой одежды. И греки позаимствовали ее у местных племен. Появляются хитоны с длинными рукавами, штаны, обувь, подходящая для холодных зим, верхняя одежда из кожи и меха (слайд № 16, 17, 18). Так жители Танаиса сочетали в одежде греческие и варварские традиции.
Учитель: А сейчас вам предлагается провести небольшое исследование.
Каждая группа получает свое задание (приложение № 2).
Проверка задания: представитель от группы озвучивает ответ.
5. Торговля Танаиса.
Даниил: Все группы справились с заданием. Молодцы. Предлагаю немного отдохнуть и подвигаться.
Физкультурная пауза: ведущие исполняют греческий танец «Сиртаки», дети присоединяются или хлопают в ладоши.
Жители Танаиса владели, конечно, разными ремеслами, но главным их делом была торговля.
(Показ миниатюры «Рынок Танаиса»)
Надежда: А теперь обратитесь к своим буклетам и выполните задание № 4.
Дети работают с буклетом.
Проверка задания – опрос групп по цепочке.
6. Система городского управления.
Вадим: Для того чтобы упорядочить городскую жизнь, для того, чтобы город развивался, необходима система управления. Были должностные лица и в Танаисе. Как вы думаете, управляли городом греки или варвары? (Ответы детей). Танаис населяли не только греки, но и скифы, меоты, сарматы, и чтобы никто не чувствовал себя ущемленным, в городе был не один правитель, а два (слайд № 19): эллинарх от греков и архонт от варваров – аборигенов, живших в Танаисе. Было в городе два чиновника, от эллинов и варваров, организующих строительные работы. Известна нам должность командира воинского отряда. Их также было двое. Это доказывают имена должностных лиц, которые дошли до нас. Среди имен правителей и чиновников также есть греческие, скифские, сарматские.
В венгерских кроссвордах (приложение № 3), которые лежат у вас на столах зашифровано множество имен правителей Танаиса. Вам необходимо найти семь из них, и с помощью приведенного списка определить, грекам или варварам принадлежали эти имена (работа групп).
Проверка задания: каждая группа называет имена одной этнической принадлежности.
7. Гибель Танаиса.
Оксана: Гибель Танаиса является одной из его загадок. Исследователям известно, что Танаис погиб от пожара, но от чего произошел пожар? (ответы детей). Вывод: вот когда проявились недостатки камышовых крыш.
Жители в спешке покинули город, оставив свое имущество. Конечно, на этом месте и позже жили люди, но это были уже другие народы и другие поселения. Может быть, кому-нибудь из вас удастся ответить на вопрос: «Что случилось с жителями Танаиса и куда ушли они?»
8. Закрепление материала и обратная связь.
Учитель: Итак, наше путешествие в древний город завершено. Мы с вами узнали о том, когда появился греческий город на Донской земле, как он был устроен, чем занимались его жители. Узнали о наследии жителей Танаиса и тайнах, которые он хранит. А сейчас, разгадывая кроссворд (задание № 5 в буклетах) мы выясним, что вы запомнили (командам дается 2-3 минуты на подготовку, знакомство с текстом). Далее команды по очереди отвечают на вопросы кроссворда.
А теперь нам – ведущим сегодняшнего урока хотелось бы узнать ваше мнение: что вам больше всего запомнилось, привлекло ваше внимание, потрясло воображение? У вас есть сердечки, и вы можете наклеить их на карту маршрута нашего путешествия, у того пункта, где вам было интереснее всего (дети размещают сердечки, организаторы и участники музейного урока делятся впечатлениями, мыслями об увиденном и услышанном).