kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.основание Тамбова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В документе речь идет о защите южных рубежей Русского государства в 17 веке.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.основание Тамбова.»

Тема урока: «Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.Основание Тамбова».

Тип урока: урок изучения нового материла.

Цель урока: познакомить учащихся с историей создания оборонительных укреплений на юге Руссекого государства

Задачи урока:

  1. образовательные:

рассказать о ходе строительства крепости Тамбов, Татарского вала» защите южных рубежей Русского государства.

развивающие:

развивать навыки работы с документами, с картой, умение определять и объяснять понятия, сравнивать, делать выводы, продолжить работу по формированию у учащихся художественных, выразительных свойств языка.

  1. воспитательные:

воспитывать чувство гордости и любви к Родине,к родному краю на исторических примерах .

Планируемые результаты:

Предметные:

1.Знание основных дат и значения понятий темы урока.

2.Умение определять задачи, стоявшие перед Россией и оценивать деятельность Михаила Фёдоровича с точки зрения решения этих задач.

3.Умение делать обобщающие выводы

4.Умение показывать на исторической карте итоги внешней политики первого царя династии Романовых.

5.Умение анализировать текст исторического источника

Метапредметные:

Познавательные УУД: умение давать определение понятий, анализировать информацию, устанавливать взаимосвязи, представлять информацию в наглядно-символической форме, делать выводы.

Регулятивные УУД: владение навыками самоконтроля и самоанализа, принятие и удержание цели и задач урока, умение организовывать выполнение задач согласно инструкциям учителя, представлять результаты своей работы на уроке.

Коммуникативные УУД: умение слушать одноклассников и учителя, отвечать на вопросы, сообщать содержание своей работы в устной форме.


План урока:

I.Актуализация знаний

1.Работа с историческими датами

2.Работа с персоналиями.

3.Работа с картой

II. Изучение нового материала.

1.Строительство Тамбова.

2.Сооружение укреплений «Татарского вала»

III. Рефлексия.

III. Домашнее задание.

Новые термины: Кремль,Острог, засека

Основные даты и события:

17 апреля(27 апреля)1636года-основание Тамбова

1636- возведение Козловского вала

1647год-возведение Тамбовского вала


  1. Оборудование: настенная карта «История русского государства XVIIвек», мультимедийная презентация.


Ход урока.

I. Орг.момент. Проверка готовности к уроку.

II. Актуализация знаний.

Учитель:- Здравствуйте, ребята!

Мы продолжаем изучать историю Русского государства первой половины XVIIвека в период правления Михаила Федоровича Романова. (1613-1645гг.) Сегодня мы совершим с вами путешествие в историю Тамбовского края. История нашего края является частью истории Русского государства.Можете озвучить тему урока.

Тема нашего урока:«Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.Основание Тамбова».

Проблема:Выполнил ли Тамбов задачу оборонительного пункта для южных границ русског государства в XVIIвеке?

Путешествие состоит из 3-х этапов:

  • «С днем рождения ,Тамбов!» – это первый этап нашего путешествия. Мы узнаем, когда и где построен город Тамбов , кто его построил. и историю названия города.

  • «Мы здесь живем, и это важно для нас!»– так называется второй этап нашего путешествия. Он познакомит вас с интересными фактами из жизни крепости и служилых людей.

  • «Ответь, краевед!» – это третий этап, который завершит наше путешествие и покажет, кто из вас был самым внимательным.

Прежде чем отправиться в путь,повторим известные нам события ,имена.

1.Разминка.Окаких событиях идёт речь ?(даты,фронтально)

2.О ком идёт речь? (работа по карточке)

1.Русский царь - один из наиболее противоречивых правителей России. Первый, принявший официально титул царя, расширивший территорию России до Западной Сибири, создатель опричнины, причинявшей разор и террор в целых регионах страны, и разжигатель Ливонской войны.

(Иван IVГрозный )

2.Русский царь, последний из династии Рюриковичей-

сын Ивана IV Грозного и Анастасии Романовой.

Царь с любимой супругой Ириной Фёдоровной Годуновой увлечённо занимался дворцовым хозяйством (и добился его расцвета), украшал дворцовые покои, с весны по осень много ездил по живописным дворцовым сёлам и пригородным монастырям.

(Федор Иванович)

3.Русского царь,которого называли «тишайшим». «Тишайший» - почётный титул, которым величали властителя Кремля во время молитв и здравиц в его честь, второй представитель дома Романовых на российском престол

(Алексей Михайлович)

4.Первый русский царь из династии Романовых.. Сын боярина Федора Никитича Романова (впоследствии — Московского патриарха Филарета) и боярыни Ксении Ивановны Романовой 21 февраля 1613 после изгнания польских интервентов из Москвы был избран Земским собором на царский трон. (Михаил Федорович)


3. Составить хронологию событий внешней политики Михаила Фёдоровича.(Работа по карте)

Столбовский мир 1617г., Деулинского перемирие-1618г, Смоленская война (1632-1634)

Восьмимесячная осада города не принесла успеха. На польском престоле тем временем утвердился сын Сигизмунда — Владислав IV. Он сумел организовать отпор русским войскам. Польша подтолкнула крымского хана к набегу на южные уезды. Узнав об этом нападении, дворяне стали покидать войско Шеина и отъезжать в свои поместья. Русская армия попала в окружение и, потеряв знамёна, обоз и пушки, капитулировала. С трудом удалось остановить продвижение поляков к Москве. Сам Шеин был казнён.

В 1634 году в результате длительных переговоров в селе Семлёве на речке Поляновке неподалёку от Вязьмы был заключён мирный договор (Поляновский мир). Россия вернула Речи Посполитой все города, занятые в период войны, за поляками оставался Смоленск.


III. Изучение нового материала.

Учитель:

-На какой границе России находились постоянные сторожевые отряды и с какой целью?

-Тамбовский край в начале XVII находился на границе Русского государства со степью.Отсюда постояно приходили орды кончевников:крымских татар,ногайских племён.Татарские набеги осуществлялись по наиболее удобным для них путям.Тукие пути получили название шляхов.По территории Тамбовского края в междуречье Цны и Воронежа проходил один из таких путей-Ногайский шлях. Чтобы обезопасить южные границы от набегов, в середине 1630-х годов началось строительство Белгородской засечной черты. Так возникли новые города на этих землях нашей страны, в том числе Козлов и Тамбов.


-Работа по контурной карте.


Учитель: Рассказать о крепости Козлов.

По велению царя было приказано строить крепость на реке Воронеж.Руководить строительством поручили опытному воеводе Биркину И.В. и воеводе Спешневу М.И.

Опыт строительства крепости оказался удачными был использован в строительстве новых крепостей:на юге России до середины XVIIв.на юге России появилось 26 городов-крепостей.


1.Ученик:Указ о строительстве крепости Тамбов

2.Работа с учебником с.48-49(работа в парах)

-Прочитать текст.

-К каждому абзацу поставить вопрос друг другу

-Сделать записи в тетради основных дат,событий,имен(выделенных жирным шрифтом)

-Подготовить ответ

3.Беседа по вопросам:

-Когда было принято решение о строительстве крепости?

-Где было рекомендовано по царскому указу строить крепость?Почему?

-Кого назначили руководителем строительных работ?

-Почему воевода решил строить в другом месте?Где?

-Когда заложен город?

4.Сообщение о Р.Ф.Боборыкине

5.Чтение описания крепости,работа с чертежём

6.Словарная работа

7.Сообщение о с.Стрельцы.с.Пушкари

IV.Физкультминутвка


V. Рефлексия.

1.Проблемное задание с ситуацией предположения. Учащимся предлагается выдвинуть свою версию необходимости строительства крепости Тамбов, ответив на вопросы: 1.Кратко охарактеризуйте историческую ситуацию в стране и крае, в которой происходило строительство крепости. 2.Перечислите причины, которые поставили необходимость строительства Тамбова. 3.Кратко охарактеризуйте проблемы, которые возникли в связи выбором места строительства. 4.Сделайте вывод о правильности выбора места строительства крепости. 5.Постройте ответ на целостности и логичности суждений.

2.Кроссворд

1.Кочевники,совершавшие набеги на южные окраины Русского государства(татары)

2.Царь,давший указ о строительстве крепости Тамбов(Михаил)

3.Центральная часть города(Кремль)

4.Фамилия воеводы,руководившего строительством Тамбова.(Боборыкин)

5.Укреплённая часть города(Острог)

6.Город-крепость.основанная в 1635году(Козлов)

3.Вопрос-проблема: Выполнил ли Тамбов задачу оборонительного пункта для южных границ русског государства в XVIIвеке?

-Татарские набеги теперь доходили лишь до укреплённых линий,в глубь территории Руского государства служилые люди противников не пускали.

4.Стихи о Тамбовском крае


VI
. Домашнее задание:п.9,даты,термины;

-Сообщение о «Татарском вале»;

-Творческое задание:написать небольшой рассказ от лица жителя Тамбовского края о событиях,связанных с основанием крепости Тамбов






5



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Тамбовский край на страже южных рубежей Русского государства.основание Тамбова.

Автор: Гусева Надежда Ивановна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593391


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства