kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Студенческий исследовательский проект "Становление индустриальной цивилизации" Руководитель: Исмайылова Э.Р.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа пердставляет собой исследовательскую работу учащегося,посвященную процессам становления индустриального общества.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Студенческий исследовательский проект "Становление индустриальной цивилизации" Руководитель: Исмайылова Э.Р.»

Становление индустриальной цивилизации

С конца XVIII в. начинается особый этап в развитии цивилизационного процесса - становление Индустриальной или машинной цивилизации. При жизни всего нескольких поколений человечество прошло путь от водяной мельницы до динамо-машины, от конной повозки до автомобиля и самолета, от бригантины до теплохода, от конного плуга до трактора, от мушкета до пулемета. Совершился переход от аграрной к индустриальной экономике, который включал два этапа - мануфактурный и фабричный.

Мануфактурный этап получил наибольшее развитие во второй половине XVII начале XVIII веков, инкубационной стадией развития машинного производства. Фабричный этап ознаменовался переходом от мануфактуры к крупному машинному производству, что принято называть Промышленным переворотом. Для осуществления Промышленного переворота были необходимо несколько условий - наличие сырья, свободных рабочих рук и капиталов в руках предпринимателей. Логика, цепочка, осуществления промышленного переворота в различных странах была сходная. Он начинался в хлопчатобумажной промышленности, далее охватывал сферу металлургии, машиностроения, горнодобывающий промышленности (особенно добыча угля и железной руды) и завершался бурным ростом железнодорожного строительства.

Переход от мануфактурного к машинному производству обозначал полный технический переворот, замену ручной техники и ручного искусства мастера системой машин. Машины превращаются в некую самоценность. Без постоянного изобретения и совершенствования машин существование такой цивилизации уже становится невозможным. Если в доиндустриальных цивилизациях важнейшее значение имела повторяемость, усвоение опыта предшествующих поколений, орудия труда не менялись столетиями, то машинная цивилизация диктует необходимость непрерывного технического обновления. Технический прогресс становится основой жизни цивилизации.

Темпы развития технического прогресса определял тесный союз между машинной индустрией и наукой, ориентированной на практические цели. Прежде всего, были найдены новые источники энергии и способы ее использования. XIX век нередко называют веком пара. Да, паровой двигатель триумфально завоевывал все новые и новые сферы применения. Но в равной мере XIX век может быть назван веком железа, веком электричества. Возросло значение нефтяной промышленности. Началась эпоха освоения электричества. Появилась электросварка, электрохимия, электрометаллургия, по улицам прошли первые трамваи. Был изобретен двигатель внутреннего сгорания, наиболее экономную модель которого предложил немецкий инженер Рудольф Дизель. Усовершенствовалась выплавка стали, а также быстро развивалась химическая промышленность.

Большие изменения происходили в организации производства. На развитие производительных сил все большее влияние стали оказывать капиталистические монополии, т.е. крупные хозяйственные объединения, контролировавшие большие материально-технические ресурсы и научно-производственный потенциал. Картели определяли цены и делили рынки сбыта. Синдикаты создавались как объединения для совместной продажи товаров. Полное объединение собственности для совместного производства и сбыта осуществлялось в форме трестов. И, наконец, сами тресты объединялись в концерны.

Процесс монополизации производства имел ряд положительных сторон - обеспечение централизованного управления, снижение затрат на производство, погашение стихии рыночной конкуренции. И в то же время в процессе монополизации уже были заложены противоречия, ярко проявившиеся в ходе развития индустриальной цивилизации. В руках небольшой группы людей концентрировалась финансовая власть. Монополистическая олигархия получала возможность влиять на внутреннюю и внешнюю политику страны в своих интересах.

К концу XIX в. складывается система мирового хозяйства, которое включало в себя три составные части: крупная машинная индустрия, которая уничтожила прежнюю, естественно сложившуюся обособленность отдельных стран; современный транспорт первая половина XIX в. была эпохой каналов, вторая эпохой железных дорог, которые, как писал Генрих Гейне, убили пространство; мировой рынок, который возник еще в эпоху Великих географических открытий, но только к концу XIX в. охватил фактически уже весь мир.

Соотношение сил между отдельными регионами мира в XIX в. отличались достаточной стабильностью и резким преобладанием Европы, а в ней Англии. Лишь в конце XIX в. положение меняется. Мировое хозяйство из европоцентрического становится двуцентрическим (Европа и США).

Важной особенностью индустриальной цивилизации являлось изменение характера труда, роли человека в производстве и отношения человека к своей деятельности. С одной стороны, новое производство требовало мобилизации творческих возможностей человека. С другой, - зародившееся поточное, массовое производство превращало работника в придаток машины. Зарождение поточного конвейерного производства связано с именем Генри Форда, который первым ввел в автостроение поточную систему, позволившую выпускать его знаменитую массовую модель автомобиля Жестяная Лиззи. Производительность труда на предприятиях Форда по тем временам была весьма высокой, но труд обезличивался, был машинизирован.

Иной стала и связь человека с природой. Зависимость от природы не исчезла, но она становится иной. Это, в частности, нашло свое отражение в учении английского экономиста Томаса Мальтуса, книга которого Опыт о принципе народонаселения вышла в 1798 г., как будто специально приуроченная ко дню рождения XIX века. Автор ее (и его последователи, образовавшие целое теоретическое направление мальтузианство) видел корни социально-экономических противоречий в обществе в разнице темпов роста народонаселения (в геометрической прогрессии) и средств к существованию (в арифметической прогрессии). Соответственно, помимо того, что численность народонаселения регулировалась естественным путем (эпидемии, войны и т.п.), одним из средств разрешения этих противоречий виделось ограничение рождаемости.

Становление Индустриальной цивилизации сопровождалось резким увеличением народонаселения. Если в 1700 г. население всего мира составляло 610 млн. человек, в 1800 г. 905 млн. человек, то в 1900 г. оно составило 1млрд. 630 млн. человек. Ускоряется рост городского населения. В 1800 г. лишь 3% населения жило в городах. В 1900 г. в городах жило уже 13,6% населения. Особенно стремительно рост городского населения шел в Европе. В 1700 г. в городах Европы жило 100 млн. человек, в 1800 144 млн., в 1900 290 млн. В Англии к этому времени городское население составляло до 50%. Ускорился рост больших городов. Появляются первые города-миллионеры. В первое столетие Индустриальной цивилизации город миллионер Лондон стал крупнейшим городом не только в Европе, но и в мире. В 1850 г. вторым городом-миллионером стал Париж, а в 1900 г. их было уже 13. В то же время растет миграционная активность, в основном эмиграция из Европы в Северную Америку.

В XIX в. меняется социальная структура населения. В эпоху Прединдустриальной цивилизации в большинстве европейских стран общество делилось на три сословия: духовенство, дворянство и простонародье или третье сословие. После Английской и Французской революций возникли буржуазия и так называемое новое дворянство. Важнейшим социальным последствием промышленного переворота было укрепление класса буржуазии и появление класса промышленного пролетариата, массы промышленных рабочих.

В большинстве стран Западной Европы завершилось формирование наций. Нация это исторически сложившаяся общность людей с наличием: государственности, экономической общности (национальный рынок) и единого литературного языка (на базе диалекта той местности, которая стала ядром образования национального государства). Становление нации связано с ростом самосознания народов.

Произошел ряд существенных изменений и в государственном устройстве европейских стран. Почти полностью исчезают абсолютные монархии. Они заменяются конституционными монархиями или республиками. Лишь немногие страны, например, Испания, вошли в XX век с монархическим устройством.

Образцом конституционной монархии оставалась Англия. Политическая власть королей и королев сводилась к минимуму. Характерный пример царствование королевы Виктории, которая 64 года царствовала, но не управляла, назначая премьер-министров Дизраэли, Пальмерстона, Гладстона и др. Ту же политику проводили представители и новой, Виндзорской династии.

В других странах Европы монархи имели значительно больше реальной власти, как например в Германия. После ее объединения было решено вернуть прусскому королю императорский титул, что и свершилось в январе 1871 г. в Зеркальном зале Версальского дворца. Король Фридрих Вильгельм I был провозглашен императором, а граф Бисмарк получил княжеский титул и звание канцлер. Фридриха Вильгельма I не зря прозвали король-капрал, ибо суть его правления как нельзя лучше выражают принадлежащие ему слова - Повиноваться, а не рассуждать или Палка должна заменить ученость.

Многие политические преобразования эпохи Индустриальной цивилизации были связаны с революциями и Наполеоновскими войнами. XIX век эпоха социальных революций, которые стали как бы нормой жизни европейского общества. Франция после революции 1789 г. пережила в XIX веке еще три революции в 1830, 1848 и 1871 гг. В 1848 г. произошла революция в Германии, серия революций в Италии и Испании. Особенность социальных потрясений XIX в. их синхронность. Причем роль лидера революций принадлежала Франции. Весьма противоречивую роль сыграли Наполеоновские войны. Помимо многих отрицательных последствий, нельзя не отметить, что продвижение наполеоновской армии по Европе сопровождалось отменой феодальных привилегий, секуляризацией церковных земель, установлением свободы печати и гражданского равенства.

Развитие капитализма в различных странах шло неравномерно, несинхронно. Были значительные различия и в тенденциях капиталистического развития в странах старого и молодого капитализма. Англия постепенно утрачивала свое первенство, уступая его США, опасным конкурентом для нее стала и Германия. В конце XIX в. Англия переживала первые тяжелые промышленные кризисы, последствием которых был отток капиталов в колонии.

Революционизировав всю Европу, Франция в конце XIX в. находилась на 4-м месте в мире. Особенностью ее финансово-экономического развития был бурный рост банковского капитала. Три четверти всех финансов держали в своих руках несколько банков Франции. Финансовая верхушка быстро богатела на займах. Все более типичным становилось появление особого типа буржуа рантье, получающего доход не от собственной предпринимательской деятельности, а от процентов с капитала.

В отличие от Испании и Италии, которые заметно отставали в европейской гонке, к концу XIX в. грандиозный скачок в своем развитии сделала Германия, которая заняла лидирующее положение в Европе, хотя начало XIX в., казалось бы, не обещало этого. В начале XIX в. Германия была завоевана наполеоновскими войсками, и немецкие государства, которых после Венского конгресса осталось всего 38, утеряли на время независимость. Священная Римская империя прекратила свое существование, на ее месте возник Германский союз с лидером австрийским канцлером Меттернихом. В 1848 г. Германия пережила революцию, однако уже в 1870-1880 гг. при канцлере Отто фон Бисмарке все отчетливее стал вырисовывается германский вариант капитализма.

Германия объединилась под властью Пруссии, самого могущественного из немецких государств, и это создало благоприятные условия для промышленного развития. В 1850 г. в деревне были проведены реформы. При всей своей половинчатости (были отменены лишь второстепенные феодальные повинности, тогда как барщина, например, подлежала выкупу) они также в определенной мере стимулировали развитие новых экономических отношений в деревне. Помещики, сохранив за собой большую часть земли, создавали на ней крупные капиталистические хозяйства, в которых применялись машины, удобрения, различные новшества. Это был так называемый прусский путь развития капитализма, особенностью которого выступал крайний милитаризм, проводимая Бисмарком политика железа и крови.

Бури и противоречия европейской истории XIX начала XX веков не могли не отразиться на развитии духовной культуры этого времени. XIX век особая эпоха в развитии духовной культуры. Интеллектуальная атмосфера на протяжении всего столетия оставалась сложной и напряженной. В противоречивом переплетении развивались и изменялись точки зрения на мир, общество, человека, от романтически-возвышенных до глубоко пессимистических.

Романтизм как мировоззрение во многом был порождением Французской революции. Он отразил противоречия между стремлением человека преобразовать мир и ограниченностью его сил и возможностей, между возвышенными прекрасными теориями и суровой реальностью. Соотношение идеала и реальности такова ключевая проблема, волнующая представителей романтизма. В этом новом восприятии мира реальность и идеал были трагически разорваны, но идеал ставился выше реальности. Не случайно романтики часто обращались к Античности и Средневековью. Древние времена, с их точки зрения, отличались гармоничностью, чистотой, цельностью. Это была тоска по утраченному миру.

Романтики пытались вернуть человечеству цельный, гармонических взгляд на мир. Искусство, с их точки зрения, не должно отражать обыденность, но подыматься над реальностью. Типичные герои романтических произведений мечтатели, бунтари, даже злодеи, но никто из них не являлся посредственностью. Практичный человек вызывал презрение романтиков. Слово буржуа имело для них негативный смысл, став синонимом пошлости. В системе ценностей романтиков пользе противопоставлялась красота, расчету вдохновение, самодисциплине пылкие порывы души. Один из немецких философов, Ф. Шлегель, назвал романтизм нешумной революцией.

Романтизм дал мировой культуре немало известных имен. В литературе это Э.Т.А. Гофман, В. Вордсворт, В. Скотт, Дж. Байрон, П.Б. Шелли. В. Блейк, В. Гюго; в музыке Ф. Шуберт, К. Вебер, Р. Вагнер, Г. Берлиоз, Н. Паганини, Ф. Лист, Ф. Шопен; в живописи Э. Делакруа, Т. Жерико, Дж. Констебл, У. Тернер и ряд других.

Однако, реалии того времени порождали не только романтические стремления к идеалу. Человек стремился более внимательно вглядеться в окружающий его мир и самого себя. Уже в стихах немецкого поэта-романтика Генриха Гейне звучит едкий сарказм и ярко выраженные политические мотивы. Постепенно зародившийся еще в эпоху Просвещения реализм (не только как направление в искусстве, но и как тип миропонимания) становится одним из важнейших символов духовной жизни XIX в. Оноре де Бальзак создает свою Человеческую комедию, отражающую блеск и нищету окружающего его мира. Пристальным вниманием к человеку, его реальной жизни отмечены романы Стендаля, У. Теккерея, Г. Флобера. Стремление передать тончайшие состояния человека и его мировосприятия породили импрессионизм и блестящую плеяду художников-импрессионистов Эдгар Мане, Клод Моне, Эдгар Дега, Огюст Ренуар и др. Импрессионизм стал духовной и художественной основой творчества скульптора Огюста Родена, композиторов Клода Дебюсси и Мориса Равеля.

В то же время пристальное внимание к реалиям и человеку XIX в. не могло не породить и глубоко пессимистические взгляды на мир, общество, людей. В начале XIX в. немецкий философ Артур Шопенгауэр в своем главном труде Мир как воля и представление утверждал, что движущей силой развития мира является не разум, а мировая воля, что в мироздании отсутствуют разумность и гармония. По Шопенгауэру жизнь это борьба между состраданием и эгоизмом, и в том состоит трагедия человека, которому нужно отказаться от иллюзий, осознать, что мир это переплетение добра и зла, причем зла в мире значительно больше. Человек должен убить в себе волю к жизни, отказавшись от своего эгоистического Я. Разрушая веру в гармонию мира, А. Шопенгауэр призывал человека сохранить внутреннюю гармонию, которую он мог обрести лишь в уединении, где он может испытать духовную радость.

Кризис системы ценностей и трагедию человека на рубеже XIX-XX отразило философия трагической фигуры Фридриха Ницше, одного из основателей философии жизни. Он утверждал, что мир дисгармоничен, что это бушующий хаос, от которого человек отделен тонкой кожурой культуры. Но человек должен преодолеть отвращение к такому миру, взять власть над самим собой, научиться радоваться и возродить волю к деятельности. На пороге XX в. Ницше нашел смелость провозгласить, что человеку необходимо мужество в этом жестоком мире. Будущее Ницше связывал с появлением сверхчеловека, равно способного и к добру и к злу. В его представлении о сверхчеловеке причудливо переплелись мотивы романтизма и культ крайнего индивидуализма.

XIX век стал веком переворота в представлениях человека о самом себе. Огромную роль здесь сыграла эволюционная теория Чарльза Дарвина и концепция человека, разработанная австрийским врачом Зигмундом Фрейдом, его учение о психоанализе. Фрейд доказывал, что личность сложна и многослойна, выделяя область сознания - окно, через которое мы воспринимаем мир; область подсознания кипящий котел инстинктов, подчиняющийся принципу удовольствия; и область предсознания разумное начало в человеке, осуществляющее цензуру страстей. Фрейд показал обратную сторону цивилизации манер - система запретов, чувство стыда, самоконтроль, сдерживание агрессивности и т.д. Вследствие этого подавленные и вытесненные желания выливаются в психические расстройства, комплексы вины, неполноценности, необоснованные страхи. Цивилизацию Фрейд понимал как насилие над человеком.

XIX век, однако, был не только веком всплеска и крушения романтических идеалов, рождения пессимистических теорий. XIX век, первый век Индустриальной цивилизации, был веком действия. Широкое распространение получил политический либерализм (Д. Бентам, Д. Милль, Г. Спенсер, А. де Токвиль), утверждавший, что экономическая модернизация общества должна сопровождаться политической и социальной модернизацией. Во главу угла ставилась свобода личности и утверждалось: что приносит пользу личности полезно обществу. Либералы исходили из того, что отношения между людьми в обществе регулируются конкуренцией, постоянным состязанием, которые ведут к прогрессу.

XIX век породил и ряд теорий относительно возможного переустройства общества и достижения социального идеала. Эти теории принадлежали социалистам-утопистам Клоду Анри де Сен-Симону, Шарлю Фурье, Роберту Оуэну. Сен-Симон полагал, что главное избавить общество от балласта, т.е. аристократии, чиновников, духовенства. По его мнению, в современном мире жизнь определяется людьми труда, власть должна принадлежать ученым и промышленникам. В сочинении Новое христианство главной целью он ставил освобождение рабочего класса, и путь к этому видел в утверждении новой религии, проповедующей принцип все люди братья. Шарль Фурье современное ему общество считал миром навыворот. Капиталистическому производству он противопоставлял коммуну, где плоды коллективного труда должны справедливо делиться между всеми. Социальные эксперименты (коммунистические колонии) Роберта Оуэна в Великобритании и США, несмотря на то, что они потерпели неудачу, также оказали свое влияние на развитие социалистической мысли в Европе. И, наконец, XIX век это век возникновения марксизма, сыгравшего столь значительную роль в истории последующего, XX века.

Опираясь на идею развития и диалектику Гегеля, основоположники марксизма выделили в историческом процессе как доминанту социально-экономическое развитие. История рассматривалась ими как история экономического развития и политической борьбы, как смена способов производства, происходящая через острую классовую борьбу. Человек выступал как представитель того или иного класса, той или иной социально-экономической структуры. Марксизм обращался не к человеку вообще, не к общечеловеческим ценностям, а к классовому сознанию людей. Итак, Золотой век Европы XIX век, несомненно, заслужил это название, как век бурного цивилизационного роста, изменивший облик стран и людей.



Список литературы и источников:

  1. Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. Дидактические материалы [Текст] : учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – Москва : ИЦ «Академия», 2011. – 320 с. – [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Яковлев Матвей

Дата: 15.06.2017

Номер свидетельства: 421972


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства