Просмотр содержимого документа
«Студенческая исследовательская работа "Международные отношения между мировыми войнами" Руководитель: Исмайылова ЭюРю»
Международные отношения между мировыми войнами
Международные отношения между двумя мировыми войнами подразделяются на два периода, которые соответственно охватывают 20-е и 30-е гг.
В 20-е гг. международные отношения развивались под влиянием первой мировой войны и ее непосредственных последствий: создание послевоенного мира на основе договоров Версальско-Вашингтонской системы, урегулирование отношений между государствами-победителями и побежденными, а также среди самих победителей. В итоге была достигнута относительная временная стабилизация межгосударственных и мировых хозяйственных отношений.
Война оставила глубокий след в сознании народов Европы. Пацифистские настроения в странах Европы в 20-е гг. питались не только ненавистью к войне и насилию, горечью утрат, тяжких жертв, но и решимостью не допустить повторения такой катастрофы, какой для Европы явилась первая мировая война. В 20-е гг., названные «эрой пацифизма», политики государств Европы и США сумели договориться и разрешить противоречия мирными средствами.
В 30-е гг. обстановка в мире резко стала меняться: рухнула Версальско-Вашингтонская система, возникают очаги войны на Западе и на Востоке, мир постепенно, шаг за шагом сползает к новой мировой войне.
Версальско-Вашингтонская система оказалась непрочной. Она подтачивалась противоречиями как среди победителей, так и между победителями и побежденными. В 20-е гг. очевидными были англо-американские и американо-японские противоречия. Еще в начале XX в. США были должником Европы и зависели от нее. Теперь, к концу 20-х гг. США стали производить больше промышленной продукции, чем Англия, Франция, Германия, Италия и Япония вместе взятые. США стали кредитором, и Европа немало задолжала им за период войны. США догнали Англию по размерам зарубежных капиталовложений (16,5 млрд. долл.) и конкурировали с ней не только в Латинской Америке. Важным узлом межимпериалистического соперничества Англии, США, Японии был Китай. Интересы держав сталкивались и на суше, и на море. Вашингтонская конференция не остановила гонку морских вооружений, поскольку она своими решениями ограничивала численность и тоннаж лишь линкоров.
Военно-силовое мышление во многом определяло поведение и позиции капиталистических государств на международной арене. Однако приходилось искать компромиссы и считаться с пацифистскими настроениями в Европе и антивоенным движением. Учитывая эти обстоятельства, в 1927 г. была предпринята попытка разработать соглашение об ограничении гонки вооружений на море. Однако созванная в Женеве конференция не принесла положительных результатов. Затем последовали другие аналогичные конференции по морским вооружениям.
«Рурский кризис» и проблема германских репараций. Франция обладала наиболее многочисленной сухопутной армией в Западной Европе. Она рассчитывала, опираясь на военную мощь, обеспечить лидирующее положение на континенте. В 1923 г. французы вместе с бельгийцами вторглись в Рурскую область, намереваясь «проучить» германское правительство, нарушавшее репарационные поставки угля во Францию, а также продемонстрировать свое главенствующее положение в Европе. Однако эти претензии правящих кругов Франции вовсе не соответствовали ее реальному экономическому и политическому весу в международных отношениях. Проблему выплаты германских репараций и экономической стабилизации в Европе взялся решать международный капитал, и прежде всего США.
Ключом решения проблемы репараций и европейских долгов стал так называемый план Дауэса. В 1924 г. специальный международный комитет во главе с американским банкиром Дауэсом принял стратегический план восстановления международных кредитно-финансовых и торговых отношений. Суть плана состояла в восстановлении с помощью кредитов экономики Германии, которая была центром европейского послевоенного экономического хаоса. Это позволило ей выплачивать репарации Англии, Франции и другим странам, которые в свою очередь возвращали свои долги США. Этот круговорот капитала вместе с переходом к золотому стандарту валют стал предпосылкой экономической и политической стабилизации в капиталистическом мире.
План Дауэса определял более низкие репарационные платежи Германии в первые годы (по 1 млрд. марок) и затем их повышение до 3 млрд. марок ежегодно по мере восстановления экономики страны. Общая сумма репараций в 132 млрд. марок осталась неизменной. Сроки их окончательной выплаты предполагалось решить в последующем. Англия и США, поддерживая план Дауэса, рассчитывали также ослабить притязания Франции на ведущую роль в Европе. Однако, борясь с одним соперником, они вскармливали другого — Германию, готовя, таким образом, развал Версальской системы. Германия не замедлила воспользоваться своим восстановлением и поставила вопрос об изменении условий выплаты репараций. В августе 1929 г. на международной конференции в Гааге был принят тан Юнга (по имени американского представителя О. Юнга). Платежи Германии были ограничены 2 млрд. марок ежегодно и общая сумма долга была сокращена. В 1931 г. по предложению стран-победительниц в связи с мировым экономическим кризисом выплата репараций Германией была прекращена.
Лига Наций и проблема разоружения. Отдавая дань пацифистским настроениям в Европе и стремясь оправдать свою миротворческую роль, Лига Наций начала в 1925 г. готовить созыв международной конференции по разоружению. Приглашались все европейские государства, в том числе и СССР. Однако за рамки многолетней подготовительной работы эта инициатива Лиги Наций не вышла.
Между тем в системе международных отношений все в большей мере складывалось новое соотношение сил, возникали новые узлы противоречий. Растущая неустойчивость Версальско-Вашингтонской системы становилась все более очевидной. Франция была обеспокоена восстановлением мощи германской промышленности и ее торговой экспансией. Поэтому в апреле 1927 г. министр иностранных дел Франции А. Бриан обратился к США с предложением о заключении пакта мира об отказе от войны как орудии национальной политики и о необходимости мирного разрешения международных споров. В 1928 г. Бриан и госсекретарь США Ф. Келлог, а также представители более 10 других государств подписали так называемый пакт Бриана — Келлога. Это был важный документ, хотя по своему содержанию он представлял собой всего лишь словесное соглашение о миролюбивых намерениях. СССР присоединился к пакту, ратифицировал его и в 1929 г. подписал протоколы о досрочном введении пакта в отношениях СССР с Польшей, Румынией, Эстонией и Латвией и о принятии на себя соответствующих обязательств. Появление идеи пакта мира само по себе отражало его хрупкость, нарастание напряженности. Пакт Бриана — Келлога не содержал в себе никаких инструментов по поддержанию мира.
Советская Россия и Запад. Гражданская война в России и интервенция капиталистических государств к 1922 г. закончились. Создавались возможности для международно-правового признания новой власти и государства, основанного на иных принципах собственности и идеологии, нежели остальной капиталистический мир. Это различие, питавшее идеологические конфликты, осложняло отношения Советской России с остальным миром и накладывало в течение десятилетий печать недоверия на всю систему международных отношений. Советская Россия, родившись в октябре 1917 г. с призывом к миру и согласию между народами, в своей последующей истории не была последовательной. Концепция мирного сосуществования двух систем в советской внешней политике была глубоко противоречива... С одной стороны, она отражала опасения возможной интервенции со стороны «капиталистического окружения» и потому содержала в себе справедливое стремление установить отношения дружбы и сотрудничества, особенно с соседними государствами на Западе и на Востоке, или хотя бы обеспечить их благожелательный нейтралитет. На этой основе начался процесс «возвращения» России в систему международных отношений. В 1921 г. были подписаны мирные договоры с новыми самостоятельными государствами — Польшей, Латвией, Литвой, Эстонией, Финляндией. Тогда же установились дружественные договорные отношения с Персией, Турцией, Афганистаном и Монголией. В 1921 г. начались торговые отношения Советской России с европейскими странами — Англией, Германией, Италией, Норвегией и др.
В 1922 г. в Генуе состоялась международная конференция с целью обсуждения проблем экономического восстановления в Европе. В конференции участвовала советская делегация. Переговоры об экономическом сотрудничестве закончились безрезультатно. Однако был совершен прорыв дипломатической изоляции России — в апреле 1922 г. был подписан в Рапалло договор между СССР и Германией о взаимном отказе от всех претензий (в том числе по долгам и репарациям) друг к другу. Советско-германское соглашение открыло полосу десятилетнего активного экономического и военно-технического сотрудничества двух государств. 1924 г. стал годом признания Советской России основными западноевропейскими государствами: Великобританией, Италией, Францией, Норвегией, Швецией, Австрией, Данией, Грецией, а также Мексикой, Китаем, Японией. Из крупных государств затягивали признание СССР лишь США (до 1933 г.).
Отношения Советской России со странами Запада складывались трудно. Концепция мирного сосуществования в руководящих кругах СССР рассматривалась в 20-е и 30-е гг. как форма классовой борьбы на мировой арене, как временное состояние отношений с капиталистическим окружением, чреватых новой интервенцией. Вместе с тем и капиталистический Запад имел серьезные основания для опасений экспорта революции со стороны Советской России. Созданный в 1919 г. Коммунистический Интернационал со штаб-квартирой в Москве объединил коммунистические партии многих государств мира в качестве секций единой, дисциплинированной и ориентированной на мировую революцию организации. Это давало немало поводов расценивать эти партии как враждебные парламентской системе силы и видеть в них «агентов Москвы».
Таким образом, существовала взаимная настороженность в отношениях между Советской Россией и Западом. На международной арене противоречие между двумя системами было реальным фактором. Тем более, что даже в мирные 20-е гг. эти противоречия выходили наружу. Так, Рейнский гарантийный пакт с гарантией границ Бельгии и Нидерландов, подписанный западными державами в Локарно в 1925 г., был оценен российской дипломатией как угроза безопасности и курс на изоляцию СССР, ибо не содержал гарантий стран Восточной Европы. Чтобы обезопасить свои границы, СССР заключил договора о нейтралитете с Германией, Турцией, Персией, Литвой, Афганистаном.
Новый кризис в отношениях с капиталистическими странами возник в 1927 г., когда Англия в одностороннем порядке разорвала торговые и дипломатические отношения с СССР, ссылаясь на вмешательство Коминтерна во внутренние дела страны. Тогда же в Польше белогвардейцем-монархистом был убит советский посол Л. Войков, что также осложнило отношения между соседними странами. В 1929 г. принял острый характер конфликт с Китаем на КВЖД, когда китайские власти фактически пытались захватить железную дорогу. Конфликт перерос в военные действия вооруженных сил двух стран. В конечном итоге СССР добился восстановления положения на КВЖД. И все же, несмотря на трудности взаимоотношений со странами Запада, СССР постепенно возвращался в нормальную систему международно-правовых отношений. В 1934 г. в связи с возросшей угрозой войны большая группа государств пригласила СССР войти в Лигу Наций. СССР стал членом этой международной организации, что давало известные преимущества, но и накладывало определенные обязательства.
Международные отношения в годы кризиса (1929—1933). В годы экономического кризиса ускорились дальнейшее разрушение и развал Версальско-Вашингтонской системы. Изменилась расстановка сил на Европейском континенте. Усилилось соперничество ведущих капиталистических государств, что особенно заметно проявлялось в вопросах морских вооружений. Старая формула «кто господствует на море, тот господствует над миром» вновь приобрела актуальность. Одни державы были заинтересованы по экономическим и политическим соображениям в сдерживании гонки морских вооружений (Великобритания), другие, напротив, выступали за пересмотр уже достигнутых договоренностей и норм морских вооружений в свою пользу (Германия, Япония, Италия). В ходе нескольких конференций по морским вооружениям в 1930—1933 гг. Великобритания согласилась с США о равенстве их флотов по всем категориям вооружений (а не только линкоров, как это было оговорено в Вашингтоне в 1922 г.). В то же время Японии удалось добиться равной нормы с США и Великобританией в категории подводных лодок и увеличить свою норму в классе крейсеров, эсминцев. Наконец, Германия получила «равноправие в рамках системы безопасности», что означало признание права Германии на восстановление ее военного потенциала. В это время Германия была освобождена от обязательства платить репарации. Ревизия Версальской системы договоров изменила положение бывших стран-победительниц и побежденных.
Особенно чувствительным оказалось ухудшение позиций Франции. Угроза ее безопасности со стороны возрождавшейся мощи Германии стала достаточно ощутимой уже в начале 30-х гг. и даже раньше. Вспомним инициативу Франции в подписании пакта Бриана — Келлога. Теперь Франция обратила взоры на своего исторического союзника. Французы начали переговоры с СССР о заключении франко-советского пакта о ненападении и взаимопомощи в 1932 г. В 1935 г. пакт был подписан.
В годы кризиса обострилась ситуация и на Дальнем Востоке. Китай оставался полем соперничества за влияние Великобритании, США, Японии, которые по размеру капиталовложений соответственно занимали в Китае первое, второе и третье места. Однако Япония стремилась к монопольному господству и вынашивала планы создания «Великой Азии». Этот план начал выполняться с захвата Японией Маньчжурии в 1931 г. Именно здесь открылся первый мировой очаг войны. В Северо-Восточном Китае было создано марионеточное правительство и государство во главе с бывшим китайским императором Пу И, свергнутым китайским народом во время Синхайской революции 1911 г. Японская агрессия против Китая стала очередной проверкой способности Лиги Наций выполнить свою роль в качестве организации коллективной безопасности. Лига Наций направила в Китай комиссию, которая в своем докладе не признала самостоятельность марионеточного государства Маньчжоу-го и предложила вывести из Китая японские войска. Япония игнорировала требования и вышла из Лиги Наций. Вскоре Япония начала наступление на центральные провинции Китая.
Фашизм у власти в Германии и международные отношения. В январе 1933 г. в Германии пришла к власти национал-социалистическая рабочая партия как партия реванша и войны. В 1933—1935 гг. главной задачей Германии стала ликвидация оставшихся ограничений на вооружение страны, записанных в Версальском договоре, и подготовка в экономическом, политическом и идеологическом плане к насильственному переделу мира, к территориальной экспансии. Этот курс на экспансию прикрывался идеологической завесой восстановления «равенства» Германии. Западные державы оказались неспособными противостоять этому натиску. Германия ловко спекулировала на несправедливости Версальского договора, и ее требования ревизии договора встречали сочувствие в ряде стран. Англо-германское соглашение 1935 г. давало право Германии строить военный флот в размере 35% британского флота. В том же году Германия ввела всеобщую воинскую повинность. Очередное нарушение Версальского договора также было спокойно воспринято правительством и общественным мнением Англии и Франции. В том же 1935 г. в результате плебисцита Саарская область вошла в состав Германии. В марте 1936 г. германские войска вступили в Рейнскую зону, которая по условиям Версальского договора должна была оставаться демилитаризованной, т. е. там не должно быть ни войск, ни вооружений. Имелось указание Гитлера повернуть войска обратно при малейшем сопротивлении. Но такового не было. Таким образом, 1933— 1935 гг. стали временем ликвидации всех ограничений на перевооружение Германии.
Список литературы и источников:
Артемов, В. В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного и социально-экономического профилей. Дидактические материалы [Текст] : учеб. пособие для образовательных учреждений, реализующих прогр. нач. и сред. проф. образования / В. В. Артемов, Ю. Н. Лубченков. – Москва : ИЦ «Академия», 2011. – 320 с. – [Рекомендовано ФГУ «ФИРО»].