Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока «Занятия жителей Боспорского царства»»
Сценарий урока
Тема урока: «Занятия жителей Боспорского царства»
кубановедение, 5 класс
Учитель – автор: Борейко Анаит Олеговна
Цели урока:
Обучающие: познакомить учащихся с занятиями жителей Боспора, повторить ранее изученную тему «Античная мифология и Причерноморье»;
Развивающие: развивать навыки исследовательской деятельности, развивать творческие способности.
Воспитывающие: воспитать интерес к культуре Древней Греции, расширить кругозор учащихся.
Межпредметные связи: история древнего мира, литература.
Методы обучения: исследовательский, информационно-коммуникативный.
Формы обучения: групповая, индивидуальная.
Техническое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация Power Point, аудиозапись песни.
Оборудование: учебник для 5-го класса «Кубановедение», карта Боспорского царства, пластилин, хитон.
Формирование УУД на уроке:
Метапредметные:
адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
осознанное построение речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
Личностные УУД: формирование положительного отношения к изучению кубановедения, истории, формирование личностного смысла учения, привитие любви к своей малой родине Кубани, к своему народу, к России; формирование представления о многонациональном составе жителей Кубани.
Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, поиск и выделение необходимой информации, овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные УУД: сотрудничество в поиске и сборе информации, формирование умения работать в малых группах. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;
Регулятивные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение с полнотой и точностью выражать свои мысли, отвечать на поставленный вопрос, контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном, оценка, рефлексия.
Ход урока
Парты в кабинете расставлены, в три ряда. В начале урока несколько человек выходит к доске, а остальное время урока учащиеся работают в парах. В начале урока звучит музыка «Сиртаки».
Организационный момент. (1 минута).
Для создания благоприятного психологического климата учитель приветствует учащихся. Дети отвечают, после чего рассаживаются по местам.
- Здравствуйте, дети! Калимера!
- Здравствуйте!
2. Целеполагание. (2 минуты)
С целью постановки познавательной задачи урока учитель задает наводящий вопрос и подводит учащихся к самостоятельному определению темы урока. (Учащиеся, отвечая на вопрос, сами делают вывод о теме урока).
- На каком языке мы с вами поздоровались?
Дети высказывают предположения. (на греческом).
- Как вы думаете, почему для приветствия я выбрала именно этот язык? С каким народом будет связана тема сегодняшнего урока?
С целью развития творческих способностей учащихся и актуализации изученного на прошлом уроке материала учитель предлагает разыграть сценку "Античная мифология и Причерноморье". К доске выходят несколько учащихся в стилизованных греческих костюмах. Они разыгрывают сценки из жизни Геракла, амазонок и Прометея по мотивам мифов, используя подготовленные дома презентации.
- Ребята почему мы рассматривали именно эти мифы?
(Ответы учащихся. Правильный ответ: они связаны с Северным Причерноморьем, а в наше время значительная часть этих территорий входит в состав Краснодарского края).
4. Работа над новым материалом. (16 минут)
- Ребята давайте представим, что мы с вами жители недавно основанных греческих колоний на берегах Черного и Азовского морей. Как бы мы жили и чем занимались? (ответы учащихся)
В ходе эвристической беседы учащиеся вместе с учителем работают над новой темой.
- Как вы думаете, с какой целью греки освоили территорию северного Причерноморья? (По причине нехватки хлеба, а здесь плодородные земли, пригодные для земледелия). Какую культуру выращивали жители полисов на плодородных землях Кубани? (Учащиеся высказывают свой ответ, правильный ответ - пшеница).
- Правильно, пшеницу. И сегодня, через много веков, Кубань по-прежнему является житницей нашей страны.
- Один из городов Таманского полуострова (учитель показывает на карту) носил название Кепа, что в переводе с греческого значит «Сады». О чем это говорит? (Греки успешно возделывали огороды и сады).
- В ходе раскопок археологи находят большое количество глиняных черепков или даже почти сохранившиеся сосуды. Для чего они предназначались? Чем еще могли заниматься колонисты? (Виноградарством и виноделием). Как назывались подобные сосуды? (Названий было много, но самое распространенное – амфоры).
- Одним из названий реки Кубань в древности было греческое название «Гипанис», что значило «конская река». Почему? (Бурная, как норовистый конь, а кроме того, жители здешних земель занимались коневодством). Как называлось одно из таких племен: всадники, военные кочевники? (Скифы).
- Рыбы в реках и морях, было очень много осётр, белуга, сельдь и т.д. Еще одним названием Кубани было «Антикейта» - «осетровая река». Значит, было развито…? (Рыболовство). Развивались и другие отрасли сельского хозяйства, например, … (животноводство).
- Ребята, скажите, чем еще могли заниматься греки помимо сельского хозяйства и рыболовства? (правильный ответ - торговля)
-Совершенно верно, торговля. Греки экспортировали и импортировали товары. Экспорт - это вывоз товара из страны, а импорт – ввоз товара в страну.
(Для закрепления темы ученики в тетрадях чертят таблицу с двумя колонками, «Античный экспорт и импорт». Ученики с помощью учителя делают предположения о ввозимых и вывозимых товарах, делают записи в таблицу).
- Обратите внимание на карту в учебнике или на доске и назовите племена, жившие на территории современной Кубани по соседству с греками. (правильный ответ - меоты)
-Меоты. Жители Боспорского царства были очень хитрыми и умными, они сразу наладили добрососедские и торговые связи с синдо-меотскими племенами. И даже стали родниться с ними, заключая династические браки.
- И сейчас мы с вами представим себя гостями на греческой свадьбе и немного потанцуем!
5. Динамическая пауза. (3 минуты)
С целью снятия усталости и поддержания благоприятного эмоционального фона на уроке учитель проводит динамическую паузу. Ученики разучивают несколько танцевальных движений под музыку «Сиртаки».
Продолжение работы над новым материалом.
- Конечно, на праздники люди старались надеть на себя все самое красивое. Поэтому посмотрите на слайды и скажите, какие ремесла были в особом почете у греков?
- Верно. Они слыли искусными ювелирами, их изделия были тончайшей работы и славились далеко за пределами Греции и Боспора. Заказывали у них украшения из золота даже скифы.
- Кроме ювелирного дела они занимались и производством керамики. Как вы уже знаете, керамика – это изделия из глины. Что изготавливали греки? (Посуду, черепицу, статуэтки греческих богов, жанровые статуэтки и детские куклы).
- Основателю города, Горгиппу, принадлежала крупная керамическая мастерская. На изделиях ставилось клеймо хозяина ГОР. Остатки этой мастерской были найдены в одном из наших курортных городов. Кто знает, как сегодня называется этот город? (Анапа). - Да, это Всероссийская детская здравница. И сегодня в Анапе, как и на территории всего нашего края, дружно живут самые разные народности.
С целью развития мелкой моторики рук, а также в рамках деятельностного подхода дети под руководством учителя выполняют работу по изготовлению амфоры или других сосудов по выбору обучающегося.
- И мы с вами сейчас на короткое время станем гончарами и попробуем вылепить из пластилина сосуды наподобие греческих.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению. (2 минуты)
Обязательное задание: С целью закрепления пройденного материала учащимся необходимо прочитать текст «Микка - дочь Стратоника» в учебнике «Кубановедение» на стр. 97-99 и ответить на 4 вопрос к тексту. Учитель предлагает дома выписать в тетрадь непонятные и новые слова, встречающиеся в тесте, объяснить их значение, используя словари.
Задание по выбору: составить кроссворд на основе слов из прочитанного текста и слов по новой теме.
Рефлексия. (6 минут)
С целью подведения итогов урока и самостоятельного определения учащимися результатов своей учебной деятельности проводится рефлексия. (опрос в форме неоконченного предложения с использованием раздаточного материала).
Основными занятиями жителей греческих колоний были ______.
У жителей колоний были торговые связи с ________.
Жители греческих колоний ввозили __________, а вывозили ______.
На уроке мне больше всего запомнилось __________.
Я хотел(а) бы еще узнать по этой теме _____________.