kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сценарий урока в 5 классе: «Олимпийские игры в древности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий урока в 5 классе: «Олимпийские игры в древности»

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сценарий урока в 5 классе: «Олимпийские игры в древности»»

Сценарий урока в 5 классе: «Олимпийские игры в древности»

Цель урока:

1. Рассказать ребятам историю Олимпийские игр и их роль в жизни греков.

2. Раскрыть мировоззрение учеников за пределами учебника.

Задачи:

  1. Организовать учебную деятельность учеников для освоения новых знаний.

  2. Преподнести основные понятия по данной теме.

Формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные

1. Определять цель, проблему в учебной деятельности.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность в учебной ситуации.

4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации.

Познавательные

1. Владеть смысловым чтением (вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию).

2. Выявлять причинно-следственные связи.

3. Делать выводы.

4. Самостоятельно работать с информацией, находить её, осмысливать и использовать.

5. Доказывать.

6. Сравнивать.

7. Анализировать – выделять главное.

8. Представлять информацию в разных формах (текст).

Личностные

1.Оценивать свои и чужие поступки.

2.Оценить значение спорта для формирования здорового образа жизни.

Коммуникативные

1. Излагать своё мнение, аргументируя его.

2. Создавать устные и письменные тексты.

Учебное оборудование:

Компьютер, мультимедийный проектор, экран, учебник, тетрадь.



Ход урока.


  1. Организационный момент.

Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня мы с вами продолжаем изучение истории Древней Греции.

Некто Герострат — житель греческого города Эфеса, сжёг знаменитый храм Артемиды в своём родном городе летом 356 года до н. э..По рассказу Феопомпа Герострат сознался во время пытки, что поджёг храм для того, чтобы его имя помнили потомки. Эфесцы приговорили его к казни и постановили никогда не упоминать его имя. Однако древнегреческий историк Феопомп, рассказавший о преступлении Герострата, сохранил это имя для потомков.

В связи с этим рассказом хочется сказать, что я надеюсь на то, что сегодня ученики 5 класса запомнятся в истории нашего урока только хорошими знаниями и активной познавательной деятельностью.


  1. Актуализация опорных знаний обучающихся и подготовка к восприятию нового материала.

На прошлом уроке мы с вами познакомились с греческими колониями Средиземного и Черного морей. Давайте вспомним основные моменты предыдущего урока.

  1. Почему греки вынуждены были основывать свои колонии?

  2. В каких местах греки основывали свои колонии?

  3. Как была устроена жизнь в колониях?

Мотивационная беседа.

Молодцы, ребята. Я поняла, что вы хорошо усвоили пройденный материал. Сегодня мы

переходим к новой теме, которую вы попытаетесь сформулировать сами.

Посмотрите, пожалуйста, на доску. (На доске изображение 5 Олимпийских колец)

Как вы думаете, символом чего являются эти кольца?

Конечно же Олимпийских игр.

А вам любопытно узнать как проходили игры в Древней Греции? Вы готовы назвать сегодняшнюю тему урока? (Олимпийские игры в древности)

Постановка целей урока.

Ответы, на какие вопросы хотелось бы вам узнать сегодня, связанные с Олимпийскими играми в древности?

  1. Как и когда возникли Олимпийские игры?

  2. Как проходили Олимпийские игры?

  3. Узнать подробнее о знаменитых атлетах в Древней Греции.


В конце сегодняшнего урока вы постараетесь ответить мне на вопрос: «Какое значение играли Олимпийские игры в жизни эллинов?»


3. Изучение нового материала.

Олимпийские игры проходили в городе Олимпия. Ребят, найдите, пожалуйста, в своих атласах этот город. Как вы думаете, почему игры проходили именно в этом городе? (Потому что Олимпия находится приблизительно посередине Греции и всем областям было удобно добираться в город).

В год Олимпийских игр глашатаи разносили по городам Эллады радостную весть: «Все в Олимпию! Священный мир объявлен! Дороги безопасны! Да победят сильнейшие!»

Какие выводы можно сделать из этого призыва?

Ученики:

  1. В играх участвовали все греческие полиса.

  2. Во время игр все воины прекращались.

  3. Игры были честными и справедливыми.

Существует много мифов о том, почему именно Олимпия стала столицей соревнований.

По одной из версий, царь Элиды Ифит, видя, что его народ устал от бесконечных войн, отправился в Дельфы, где жрица Аполлона передала ему повеление богов: устроить общегреческие атлетические празднества. После чего Ифит и спартанский царь Ликург установили порядок проведения таких игр и заключили священный союз. Олимпию, где надлежало проводить это празднество, объявили священным местом, а любого, кто войдет в ее пределы вооруженным, – преступником.

Миф о том, как возникли впервые игры находится в вашем учебнике. Прочитайте, пожалуйста, миф об основании Олимпийских игр на стр.151.


Первые игры были проведены в г.Олимпия в 776 г. до н.э.(запись в тетрадь)

В играх могли принимать участие все свободные греки мужчины в независимости от их материального положения. Почти за год до начала игр все участники обязаны были приступить к тренировкам в своем родном городе. День за днем неустанно упражнялись атлеты. ( Запись в тетрадь: Атлет – участник состязаний, человек крепкого телосложения, силач). А ровно за месяц до открытия игр им надлежало прибыть в Южную Грецию и там поблизости от Олимпии продолжить подготовку.

Ребята, а как вы думаете, все ли греки могли себе позволить участие в играх?

(Нет, т.к. бедняки не могли себе позволить постоянные тренировки, им нужно было зарабатывать деньги. Поэтому в играх участвовали в основном только богатые эллины).

Игры проходили в пять дней.

В первый день атлеты и судьи приносили жертвы богам, клялись честно и справедливо проводить соревнования.

Во второй, третий и четвертые дни проходили состязания.


Физкультминутка.

Сейчас мы с вами немного разомнемся, но необычно.

Вы сейчас поделитесь на команды и по очереди будете выходить к доске и записывать на ней термины.

1 ряд – выписывает географические объекты Древней Греции.

2 ряд – богов Древней Греции.

3 ряд – персоналии Древней Греции.

Побеждает тот ряд, кто первым завершит запись терминов.


Одно из главных состязаний – пятиборье начиналось с бега. Состязание проходило на дистанции, равной одному стадию – это приблизительно 200 м. Какое современное слово напоминает вам эта мера длины? Правильно, стадион.

Затем состязались в прыжках в длину.

Метания диска и копья были третьим и четвертым видом соревнований в пятиборье.

Пятым состязанием была борьба.


Одним из захватывающих зрелищ были гонки колесниц. Они устраивались на ипподроме.


Женщины не только не могли принимать участия в античных Олимпийских играх, им даже запрещалось под страхом смерти присутствовать на состязаниях. Древние греки считали, что само присутствие женщин приносит атлетам несчастье. В своей книге «Описание Эллады» Павсаний пишет, что вблизи Олимпии, на берегу Алфея, высилась огромная скала, на которую должны были приводить женщин, пытавшихся проникнуть на священные Игры, и сбрасывать их оттуда. При этом Павсаний добавляет, что был только один случай, когда на празднике обнаружили женщину. То была легендарная Каллипатера, или, как ее многие называют, Ференика.

Каллипатера сама обучала своего сына Посейдора кулачному бою, готовя его к соревнованиям. Прибыв в Олимпию в 404 до н. э. и не сомневаясь в том, что сын победит, Каллипатера хотела быть свидетельницей его триумфа. Она надела мужское платье и проникла на стадион, смешавшись с группой педотрибов — тренеров. Когда Посейдор одного за другим победил пятерых соперников и стал олимпиоником, счастливая мать не выдержала: забыв обо всем, она перепрыгнула через барьер, бросилась к сыну, обняла его, но в стремительном беге мужской наряд с нее слетел. По закону Каллипатеру должны были сбросить со скалы, но судьи не решились сделать это. В знак уважения к ее отцу, братьям и сыну — династии олимпийских чемпионов — ее оправдали. Но дабы впредь не допускать повторения подобных случаев, было постановлено, чтобы педотрибы, находящиеся в непосредственной близости от участников состязаний, присутствовали на Играх обнаженными.


В пятый, заключительный, день игр перед храмом Зевса награждали победителей. В этот день перед храмом Зевса, ставили стол из золота и слоновой кости. На нем лежали награды – венки из ветвей оливы. Победители один за другим подходили к главному судье, который возлагал на их головы наградные венки. Глашатай объявлял имя атлета и называл его родной город. А зрители восторженно кричали: «Слава победителю!»


Олимпионик, победивший в состязаниях трижды, получал право поставить в Олимпии свою собственную статую. Жители города, который представлял победитель, одаривали его дорогими подарками, освобождали от налогов, назначали пожизненную пенсию, предоставляли бесплатное место в театре. Возвращение победителя к себе на родину превращалось в подлинно триумфальное шествие. Греки вели учет достижений прославленных атлетов. На их примере воспитывалась молодежь. Некоторые из них почитались наравне с богами.


Сейчас, я бы хотела, чтобы вы сами познакомились с наиболее известными атлетами-олимпиониками. Откройте 33 параграф пункт 4 и прочитайте сами поподробнее об этих атлетах.

Известный эллинский атлет и силач Милон из города Кротона был непобедим в борьбе. На протяжении 20 лет он шесть раз завоевывал венок победителя на олимпийских играх (не считая прочих древнегреческих праздников)

 Полидам – знаменитый атлет. Среди его достижений был поединок со львом, которого Полидам задушил голыми руками, также остановил несущуюся на полном скаку колесницу. 

В Греции хорошо был известен Феаген из Фасоса. Когда ему было всего девять лет, он прославился необыкновенной силой. Украл с пьедестала тяжелую бронзовую статую местного героя и, ради шутки, принёс домой. Разгневанные граждане пришли толпой к дому, где жил Феаген, едва не прибили «шалуна». Но нашелся мудрый человек, который словом умерил людские страсти, сказав: «Жители Фасоса! Очень скоро этим мальчиком вы будете гордиться!».


Ребят, давайте сейчас посмотрит видеофильм, посвященным Олимпийским играм в древности. (Просмотр фильма)


Но в 394 н.э. Олимпийские игры были запрещены – как «пережиток язычества» – римским императором Феодосием I, насильственно насаждавшим христианство. Также он приказал сжечь все храмы.

 ВОЗРОЖДЕНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ИГР связано с именем Пьера де Кубертена, франзуского аристократа, просветителя.

В 1894 году Международный спортивный конгресс по его предложению принял решение о создании Международного Олимпийского комитета и проведении в 1896 году 
I Олимпийских игр
по примеру античных. 29 лет он был бессменным президентом международного олимпийского комитета. 

Символика Олимпийских игр (пять колец и зажженный факел) появилась в 1913 году.


  1. Закрепление изученного материала.

Задание «Верно или нет?» 

1. Олимпийские игры греки посвящали богине Гере .

2. Первые Олимпийские игры были в  750-м году  до нашей эры.

3. С наступлением  зимы, у подножия горы Олимп начинались  Олимпийские игры.

4. Эти игры особенно любили женщины, которые составляли не меньше трети зрителей, съехавшихся на Олимпийские игры.

6. Впервые на соревнования в Олимпии  победителем в боксе оказался молодой перс, который превзошел в мастерстве остальных юношей.

8. Победителю в беге досталась главная награда – венок из золотых листьев.

9. Пятиборье  - это соревнование одного человека в пяти видах спорта.


А теперь давайте вспомним вопрос, который был озвучен в начале урока: «Какое значение играли Олимпийские игры в жизни эллинов?»


(Обучающиеся приводят факты, подтверждающие то, что олимпийские игры для греков были одним из любимых и долгожданных праздников).

  1. Рефлексия

Сегодня на уроке, я узнал, что….

Мне было непонятно….

Мне было интересно…



  1. Подведение итогов и домашнее задание.


Олимпийские игры - это праздник мира, дружбы и взаимопонимания молодежи разных стран и континентов, это музыка, танцы и песни, это красочность и многоцветье толпы.

Олимпийские игры – именно та арена, на которой человек неопровержимо доказывает, что нет предела человеческим возможностям, нет предела совершенству. На каждых играх реально воплощается олимпийский девиз: «Быстрее, выше, сильнее!!!»

Спасибо за урок!



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сценарий урока в 5 классе: «Олимпийские игры в древности»

Автор: Шатрова Римма Александровна

Дата: 08.06.2017

Номер свидетельства: 421016


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства