kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока: СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.

Цель урока: формирование представления о начальном этапе политики перестройки, её причинах, ходе и  последствиях.

Задачи урока:

1) познакомить обучающихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, подвести обучающихся к пониманию причин провозглашения курса на ускорение;

2) продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, делать выводы;

3) воспитывать чувство патриотизма.

Ключевые понятия: перестройка, ускорение, госприёмка, гласность, альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР.

Оборудование урока: учебник «Россия и мир»11 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков; карточки-задания;  исторический документ (ксерокопии).

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка. »

Тема урока: СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.

Цель урока: формирование представления о начальном этапе политики перестройки, её причинах, ходе и последствиях.

Задачи урока:

1) познакомить обучающихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, подвести обучающихся к пониманию причин провозглашения курса на ускорение;

2) продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, делать выводы;

3) воспитывать чувство патриотизма.

Ключевые понятия: перестройка, ускорение, госприёмка, гласность, альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР.

Оборудование урока: учебник «Россия и мир»11 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков; карточки-задания; исторический документ (ксерокопии).

Ход урока.

  1. Орг. Момент.

  2. Актуализация знаний.

- На предыдущих уроках истории мы рассматривали развитие СССР и стран Западной Европы, США в послевоенное время. С 1945 по 1983 годов в Советском Союзе сменилось несколько руководителей нашего государства.

Задание: Восстановите цепочку руководителей нашей страны указанного периода и кратко охарактеризуйте время правления каждого из них.


И.В.Сталин Л.И.Брежнев

Жесткий тоталитарный Эпоха «застоя»;

режим; диктатура; «развитой социализм»;

восстановление хоз-ва. постоянство

номенклатурных постов


Ю.В.Андропов К.У.Черненко

Искоренение коррупции Искоренение коррупции


Н.С.Хрущёв М.С.Горбачёв

Оттепель; десталинизация; перестройка; гласность;

«хрущёвки»; кукурузный король. Курс на ускорение; политика нового

мышления.

  1. Изучение нового материала.

План (на доске)

  1. М.С.Горбачёв.

  2. Перестройка. Причины.

  3. Политика «гласности».

1) - 11 марта 1985г. Пленум ЦК КПСС избрал ген. Секретарём Михаила Сергеевича Горбачёва. Что это был за человек? Послушаем доклад Кабанова Михаила (доклад обучающегося).

Вывод: 54-летний лидер, элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажек», он завоевал популярность внешней демократичностью, стремлением к «застоявшейся» стране и своими обещаниями (например, к 2000г. каждой семье была обещана отдельная благоустроенная квартира)

Очень много общался с народом: ездил по стране, выходил к людям, беседовал в неформальной обстановке с обычными людьми.

2) Работа с документом.

- Говоря о М.С.Горбачёве, мы употребляем термин «перестройка». Какой смысл и теоретическая база перестройки мы узнаем это из документа.

Задание: Сейчас вы самостоятельно изучаете документ в группах и составляете вопросы к данному документу.

Вопросы к документу («Советская цивилизация», С.Г.Кара-Мурза,

с.289-299):

- В каком году и кем была оглашена программа перестройки?

- Как называл Горбачёв перестройку?

- Главная задача перестройки?

- Что о ней говорит социолог Т.И.Заславская?

- Что хотели создатели данной программы в результате?

Задание: Запишите определение перестройки в тетрадь.

3) Рассказ учителя о точках зрения на предпосылки и начало перестройки, этапах перестройки.

- В обыденном сознании наших людей существовало 3 точки зрения на предпосылки и начало перестройки:

1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.

2. В стане назрел кризис, страна катилась в пропасть, поэтому были необходимы реформы.

3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.

- К какой точке зрения вы склоняетесь и почему?

(ответы обучающихся)

- Перестройка как важный этап советской цивилизации условно можно разделить на 4 этапа (на доске таблица, которая заполняется по ходу рассуждения).

Годы этапа

Название этапа

Содержание этапа, основные события

1985-1986гг.

Декларируется

как теоретическая

программа

В апреле 1985г. Пленум ЦК КПСС провозглашается курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предполагает:

  • - научно-техническое обновление производства;

  • - достижение мирового уровня производства;

  • - совершенствование экономических отношений;

  • - активизация деятельности политических и общественных институтов.

1987-1988гг.

Оформление концепции перестройки

Попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии, открыто заявляют о себе общественные движения.

Создана новая контролирующая инстанция – Госприемка. Она требовала:

  • роста управленческого аппарата;

  • материальных затрат.

Но итоги её деятельности не смогли в лучшей мере наладить ситуацию на производстве. Продолжается повышение и увеличение случаев аварийности. Пример: авария на Чернобыльской АЭС.

1988-1990гг.

Конкретизируется программа перестройки

Формирование новых органов государственной власти – Съезды народных депутатов СССР (июнь 1988г.). Нарастание экономического кризиса. Первые забастовки шахтёров. Начало формирования политической оппозиции.

1990 – начало ликвидации монополии КПСС (февраль), провозглашение суверенитета союзных республик. Сближение Горбачёва с либеральной оппозицией. Экономическая программа «500 дней» - Шаталина, Явлинского. Усиление противостояния центра и республик.

1990-1991гг.

Завершающий этап

Переход к президентской форме правления (осень 1990), проведён первый референдум по вопросу сохранения СССР (март 1991).

Резкое ухудшение экономического положения, формирование многопартийной системы политической борьбы.

Кризис Советской Федерации.

Переход к рыночной экономике.

19-21 августа 1991г.- Путч. Развал СССР.

4) Работа с учебником (с. 259-260) Задание: (самостоятельно) прочитать и ответить на вопросы.

Вопросы на доске:

- В чём идея программы «гласности»?

- Что изменилось в результате выдвижения лозунга «гласности»?

(ответ обучающихся)

  1. Закрепление. Выполнить задание по карточке (в группах).

  2. Итог урока. Домашнее задание.

Параграф 37-38, статья – интервью с родителями

«Перестройка – как это было».


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.

Автор: Мещерякова Любовь Валерьевна

Дата: 06.09.2015

Номер свидетельства: 228897


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства