СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.
СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.
Тема урока:СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.
Цель урока: формирование представления о начальном этапе политики перестройки, её причинах, ходе и последствиях.
Задачи урока:
1) познакомить обучающихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, подвести обучающихся к пониманию причин провозглашения курса на ускорение;
2) продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, делать выводы;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Ключевые понятия: перестройка, ускорение, госприёмка, гласность, альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР.
Оборудование урока: учебник «Россия и мир»11 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков; карточки-задания; исторический документ (ксерокопии).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка. »
Тема урока:СССР в период правления М.С.Горбачёва. Перестройка.
Цель урока: формирование представления о начальном этапе политики перестройки, её причинах, ходе и последствиях.
Задачи урока:
1) познакомить обучающихся с основными переменами, произошедшими в политической системе СССР, подвести обучающихся к пониманию причин провозглашения курса на ускорение;
2) продолжить формирование умений работать с историческими документами, анализировать, делать выводы;
3) воспитывать чувство патриотизма.
Ключевые понятия: перестройка, ускорение, госприёмка, гласность, альтернативные выборы, Съезд народных депутатов СССР.
Оборудование урока: учебник «Россия и мир»11 класс, О.В.Волобуев, В.А.Клоков; карточки-задания; исторический документ (ксерокопии).
Ход урока.
Орг. Момент.
Актуализация знаний.
- На предыдущих уроках истории мы рассматривали развитие СССР и стран Западной Европы, США в послевоенное время. С 1945 по 1983 годов в Советском Союзе сменилось несколько руководителей нашего государства.
Задание: Восстановите цепочку руководителей нашей страны указанного периода и кратко охарактеризуйте время правления каждого из них.
И.В.Сталин Л.И.Брежнев
Жесткий тоталитарный Эпоха «застоя»;
режим; диктатура; «развитой социализм»;
восстановление хоз-ва. постоянство
номенклатурных постов
Ю.В.Андропов К.У.Черненко
Искоренение коррупции Искоренение коррупции
Н.С.Хрущёв М.С.Горбачёв
Оттепель; десталинизация; перестройка; гласность;
«хрущёвки»; кукурузный король. Курс на ускорение; политика нового
мышления.
Изучение нового материала.
План (на доске)
М.С.Горбачёв.
Перестройка. Причины.
Политика «гласности».
1) - 11 марта 1985г. Пленум ЦК КПСС избрал ген. Секретарём Михаила Сергеевича Горбачёва. Что это был за человек? Послушаем доклад Кабанова Михаила (доклад обучающегося).
Вывод: 54-летний лидер, элегантно одевавшийся, говоривший «без бумажек», он завоевал популярность внешней демократичностью, стремлением к «застоявшейся» стране и своими обещаниями (например, к 2000г. каждой семье была обещана отдельная благоустроенная квартира)
Очень много общался с народом: ездил по стране, выходил к людям, беседовал в неформальной обстановке с обычными людьми.
2) Работа с документом.
- Говоря о М.С.Горбачёве, мы употребляем термин «перестройка». Какой смысл и теоретическая база перестройки мы узнаем это из документа.
Задание: Сейчас вы самостоятельно изучаете документ в группах и составляете вопросы к данному документу.
Вопросы к документу («Советская цивилизация», С.Г.Кара-Мурза,
с.289-299):
- В каком году и кем была оглашена программа перестройки?
- Как называл Горбачёв перестройку?
- Главная задача перестройки?
- Что о ней говорит социолог Т.И.Заславская?
- Что хотели создатели данной программы в результате?
Задание: Запишите определение перестройки в тетрадь.
3) Рассказ учителя о точках зрения на предпосылки и начало перестройки, этапах перестройки.
- В обыденном сознании наших людей существовало 3 точки зрения на предпосылки и начало перестройки:
1. Не нужно было ничего менять: жили тихо, небогато, но зато стабильно, не думая о завтрашнем дне.
2. В стане назрел кризис, страна катилась в пропасть, поэтому были необходимы реформы.
3. Перестройка – это цепь заговоров мирового империализма с целью ослабления и развала великой державы.
- К какой точке зрения вы склоняетесь и почему?
(ответы обучающихся)
- Перестройка как важный этап советской цивилизации условно можно разделить на 4 этапа (на доске таблица, которая заполняется по ходу рассуждения).
Годы этапа
Название этапа
Содержание этапа, основные события
1985-1986гг.
Декларируется
как теоретическая
программа
В апреле 1985г. Пленум ЦК КПСС провозглашается курс на ускорение социально-экономического развития страны. Он предполагает:
- научно-техническое обновление производства;
- достижение мирового уровня производства;
- совершенствование экономических отношений;
- активизация деятельности политических и общественных институтов.
1987-1988гг.
Оформление концепции перестройки
Попытки внутрипартийной реформы, приняты законы о госпредприятии, открыто заявляют о себе общественные движения.
Создана новая контролирующая инстанция – Госприемка. Она требовала:
роста управленческого аппарата;
материальных затрат.
Но итоги её деятельности не смогли в лучшей мере наладить ситуацию на производстве. Продолжается повышение и увеличение случаев аварийности. Пример: авария на Чернобыльской АЭС.
1988-1990гг.
Конкретизируется программа перестройки
Формирование новых органов государственной власти – Съезды народных депутатов СССР (июнь 1988г.). Нарастание экономического кризиса. Первые забастовки шахтёров. Начало формирования политической оппозиции.
1990 – начало ликвидации монополии КПСС (февраль), провозглашение суверенитета союзных республик. Сближение Горбачёва с либеральной оппозицией. Экономическая программа «500 дней» - Шаталина, Явлинского. Усиление противостояния центра и республик.
1990-1991гг.
Завершающий этап
Переход к президентской форме правления (осень 1990), проведён первый референдум по вопросу сохранения СССР (март 1991).
Резкое ухудшение экономического положения, формирование многопартийной системы политической борьбы.
Кризис Советской Федерации.
Переход к рыночной экономике.
19-21 августа 1991г.- Путч. Развал СССР.
4) Работа с учебником (с. 259-260) Задание: (самостоятельно) прочитать и ответить на вопросы.
Вопросы на доске:
- В чём идея программы «гласности»?
- Что изменилось в результате выдвижения лозунга «гласности»?
(ответ обучающихся)
Закрепление. Выполнить задание по карточке (в группах).