Просмотр содержимого документа
«Средневековые города Казахстана в XVI-XVII веках»
Тема: Средневековые города Казахстана в 16-17 веках.
Цель: -познакомить учащихся с развитием и структурой средневекового города в Казахстане.
Корр: -развивать мышление, через сравнение, обобщение и сопоставление, развивать память через последовательное запоминание текста, формировать и развивать чувство времени, уметь рассуждать и делать выводы по новому материалу.
Восп: -познавательный интерес к предмету, любовь к Родине, бережное отношение к памятникам истории культуры.
Тип урока: изучение нового матриала.
Методы обучения: , наглядный с использованием презентации, опрос, беседа.
Ход.урока
Орг.момент
Дорогие ребята! На протяжении 7-го класса мы с вами изучаем период средневекового Казахстана, мы с вами говорили о первых каганатах, о государствах, о великих правителях, и о исторической значимости Великого шелкового пути. А сегодня мы с вами познакомимся со средневековыми городами которые существовали на территории Казахстана.
По сведением археологов первые города появились уже в 6-10 веках на территории Казахстана.Города возникали из маленьких поселений путем постепенного роста их территории и численности населения. В основном города возникали на юге Казахстана.
Слайд: Карта средневековья.
О том как выглядят сейчас современные города, вы знаете, бывали в городах Казахстана. Многие города мира утопают в небоскребах.
Слайд: Современный город.
-А попробуйте представить, как выглядел город средневековья?
(ответы учащихся)
-Конечно до нашего времени остались от средневековых городов только стены, руины, а иногда и просто сведения из легенд ,приданий и других письменных и устных источников о том как они выглядели.
Слайд: руины и реконструкция.
У меня вопрос к вам?
-где же образовывались города?( у воды, на возвышенностях, и где проходил ВШП)
План по которому мы с вами будем работать:
1.Структура города.
2.Сыгынак.
3.Туркестан.
4.Сауран.
5.Отрар.
Для начала давайте познакомимся со структурой средневекового города.
Каждый средневековый город состоял из трех частей, которые были отделены друг от друга стенами.
Слайд: схема города, цитатель, шахристан, рабад. (пояснение)
Чаще всего весь город окружал широкий ров, он был заполнен водой, это делалось от нападения врагов, а в город можно было попасть через ворота.
Самыми крупными городами в период 16-17 веков считались: Сыгынак, Туркестан, Сауран ,Отрар.
В таком порядке, мы и изучим их в течений урока.
Первый город- Сыгынак (фото и описание)
Слайд: с вопросами:
-На каком торговом караванном пути располагался город Сыгынак?
( ВШП)
-В период какого хана город стал ханской ставкой –Ордой?
( хан Касым)
-Что пригоняли и привозили кочевые племена в город Сыгынак?
( скот, животноводческую продукцию)
-Сыгынак был важным центром чего? (оседлости и земледелия
Слайд: Турекстан-(фото с описанием)
Караванный путь пролегал и через этот город тоже.В этом городе много мечетей, бань, купольных мазаров, но одно из ярких достопримечательностей, который стал поломничеством мусульман, мавзолей Х.А Яссауи.Мы с вами разбирали этот комплекс, что находится внутри.
Слайд: Вставь пропущенные слова.
Мавзолей Х.А Яссауи был воздвигнут по приказу Эмира…………………
Мавзолейный комплекс находится в …………….города. В центре зала стоит …….. Жители города занимались…………,ремеслами,…………….
Уважающий себя мусульманин хоть раз в жизни должен совершить ………….в город……………….
Физ.минутка
В Австралии поднялся ветер. (Ведущий трет ладони).
Начинает капать дождь. (Клацание пальцами).
Дождь усиливается. (Поочередные хлопки ладонями по груди).
Начинается настоящий ливень. (Хлопки по бедрам).
А вот и град – настоящая буря. (Топот ногами).
Но что это? Буря стихает. (Хлопки по бедрам).
Дождь утихает. (Хлопки ладонями по груди).
Редкие капли падают на землю. (Клацание пальцами).
Тихий шелест ветра. (Потирание ладоней).
Солнце! (Руки вверх).
Слайд:Сауран-краткое описание
Работа с учебником, в тетради нужно составить кластер.
Бахчеводство война 100 лет
садоводство Сауран выгодное торговый путь
зеледелие
Слайд: Отрар- краткое описание.
Игра «правда или ложь »
вопрос
правда
ложь
Этот город известен под другим названием
+
Находится на трассе Великого Шелкового Пути
+
После монгольского нашествия город был полностью разрушен и его сейчас вообще нет
+
При хане Ерзене,в этом городе были построены мечети и медресе
+
Закрепление:
Сегодня мы с вами познакомились со средневековыми городами и структурой города.Мы под итожим таким образом, у вас на партах находятся конверты , в каждом конверте –записаны факты определенного города, вам нужно соотнести каждый факт к тому или иному городу.
-за овладением этого города между Казахским и Узбекским ханствами велись кровопролитные войны ,которые длились около 100 лет?
( сауран)
-Монголы полностью разрушили этот город, но он возродился и просуществовал до 18 века? (Отрар)
-Этот памятник под защитой ЮНЕСКО и считается местом поломничества мусульман? (туркестан)
-В период хана Касыма этот город стал ханской ставкой-Ордой? (сыгынак)
Рабады-ремесленные мастерские,бедный городской люд.
Рефлексия:
1.Сегодня на уроке мы познакомились…………………………..
2.Сегодня я узнал…………………………………………………
3.Мне было интересно……………………………………………
Д.з стр.192 читать пересказ.
СШ№1 им.Димитрова
Открытый урок на тему:
«Средневековые города Казахстана в 16-17 веках»
Провела : Рсалина С.М
2016 у.г
Самоанализ урока.
Занятие проводилось в 7в классе для детей с задержкой психического развития. В классе 5 учащихся.
Тема: Средневековые города Казахстана в 16-17 веках.
Цель: -познакомить учащихся с развитием и структурой средневекового города в Казахстане.
Корр: -развивать мышление, через сравнение, обобщение и сопоставление, развивать память через последовательное запоминание текста, формировать и развивать чувство времени, уметь рассуждать и делать выводы по новому материалу.
Восп: -познавательный интерес к предмету, любовь к Родине, бережное отношение к памятникам истории культуры.
Методы обучения: наглядный с использованием презентации, опрос, беседа.
На занятии были созданы благоприятные условия для усвоения материала, поддерживалась атмосфера успешности, для снятия эмоционального и физического напряжения проводились физминутки .Все дети работали увлечённо.Я считаю, что с задачами занятия дети справились.Занятие целей достигло.