Просмотр содержимого документа
«Создание и распад державы Александра Македонского. »
Создание и распад державы Александра Македонского.
Цели урока:
1.познакомить учащихся с восточным походом греко-македонских войск
2. подвести учащихся к пониманию причин гибели Персидского царства и образования державы Александра Македонского
3.продолжить формирование умений работать с исторической картой.
Оборудование и материалы:
1. Карта «Образование и распад державы Александра Македонского. Эллинистические государства».
2. Атлас Древнего мира (на интерактивной доске).
3. Интерактивные уроки (фрагменты).
4. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира, часть 2.
Ход урока.
1. Проверка домашнего задания.
Фронтальный опрос по п. 41.
- где была расположена Македония? (показать по карте)
- в чем была сила македонской армии? ( на доске – слайд, изображающий македонскую фалангу)
- какую военную технику использовала македонская армия?
-какими средствами царь Филипп достигал цели по завоеванию соседних земель?
- что вы знаете о Демосфене?
-какое событие произошло в 338 г. до н.э.? Определите его значение.
-почему после победы при Херонее Филипп не провозгласил себя царем всей Греции?
2. Изучение нового материала.
Итак, мы выяснили, что под натиском сильной македонской армии Греция потеряла свою независимость. После смерти Филиппа во главе государства стал его сын Александр. Он продолжил дело своего отца, осуществил поход на Восток. Мощная держава персов рухнула под ударами армии македонцев. Почему? Это мы узнаем сегодня на уроке.
Задача для учащихся: Почему Александр Македонский смог покорить Персидскую державу?
План:
1. Победы Александра Македонского.
2. Гибель Персидского царства.
На интерактивной доске – карта завоеваний Александра Македонского.
По ходу рассказа учителя учащиеся работают с картой в рабочей тетради – задание 47.
В 334 г. до н.э. войска Александра (34 тыс. человек: 30000 отборной пехоты, 5000 всадников, флот в 160 кораблей, каменные боевые машины) переправились через Геллеспонт – пролив, отделяющий Европу от Азии. Так начался знаменитый Восточный поход Александра Македонского.
Персидская держава раскинулась от реки Инд до Средиземного моря. Народы Египта, Финикии, Ассирии уже давно страдали от власти персов и мечтали о том, чтобы сбросить иго ненавистных персов.
Путь войску Александра преграждала р. Граник, со стоящим на ее берегу персидским войском(20000 всадников,20000 греческих наемников)
На интерактивной доске – схема битвы на р. Граник
Рассказ учителя сопровождается показом хода битвы на доске.
Сражение окончилось победой македонян и открыло путь в Малую Азию.
Дарий Третий собрал огромное войско и двинул его навстречу македонянам. Новая битва произошла у города Исс.
На интерактивной доске – схема битвы у города Исс.
Рассказ учителя сопровождается показом хода битвы на доске.
В результате битвы, продолжавшейся 2 часа, в плен была захвачена вся царская семья, сам Дарий бежал.
По карте учитель показывает дальнейший путь македонской армии: Финикия, Египет, Персидская держава; обращая внимание учащихся на особенности каждого сражения: шести месячное сопротивление города Тир, признание Александра богом в Египте, основание Александрии Египетской (слайд с изображением города на доске).
Далее следует рассказ учителя о битве у селения Гавгамелы в 331г. до н.э.
На интерактивной доске – схема битвы у селения Гавгамелы.
Дарий снова бежал, покинув свое войско, и впоследствии был убит своими приближенными.
Александр же занял Вавилон, Персеполь и в течение 3 лет установил свою власть в Персии. Он стал «царем Азии» и требовал почитания от своих приближенных.
Как вы думаете, ребята, понравилось ли это соратникам Александра и его воинам?
Предполагаемый ответ: нет, не понравилось, т. к. почитание человека как бога было характерно для восточных народов.
Чтение документа учебника на стр. 195 «Гибель дворца в Персеполе»
Поход Александра был продолжен: Средняя Азия, а потом Северная Индия.
На доске – слайд с изображением боевого индийского слона.
Учитель рассказывает о тяготах похода и нежелании войска идти дальше, а так же легенду о «черной короне. Не завоевав здесь новых земель, Александр возвращается в Вавилон – столицу своей державы. Таким образом, Восточный поход закончился весной 324г.до н.э.
Вывод учащиеся делают самостоятельно: итогом Восточного похода Александра Македонского стало создание огромной державы, в которой соединились народы Европы и Азии.
3.Закрепление изученного на уроке.
Почему Александру Македонскому удалось покорить Персидскую державу?
-армия персов состояла из наемников
- персидская знать боролась за власть, в стране было неспокойно
-покоренные народы могли встать на сторону македонской армии
-полководческий талант Александра.
Учитель просматривает рабочие тетради, в которых должны быть отмечены основные события похода и выставляет оценки.
4.Домашнее задание: п. 42, рабочая тетрадь: задание 46, 47.
Для любознательных: Как могли 4000 македонцев разгромить 20000 персов при Гавгамеле?