kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Советский народ в борьбе с фашизмом (урок-музей, 9 класс).

Нажмите, чтобы узнать подробности

вов  советский народ в борьбе с фашизмом (урок -музей 9 класс

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Советский народ в борьбе с фашизмом (урок-музей, 9 класс).»


Тема: Советский народ в борьбе с фашизмом (урок-музей, 9 класс).

Цели: Продолжить формирование представления учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме; вызвать чувство восхищения и гордости подвигами, совершенными советскими людьми в годы войны. Показать роль самовоспитания в формировании нравственной стойкости, мужественности, чувства долга и ответственности перед обществом и вызвать стремление воспитывать в себе волю, целеустремленность, нравственную красоту. Продолжить формирование патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за своих земляков, уважения к фронтовикам и всем, кто внёс свой вклад в победу над врагом, интереса к истории.

Задачи:
Закрепить знания о битвах, датах, характере Великой Отечественной войны, именах и подвигах людей в войне; значении победы в Великой Отечественной войне;
развивать познавательные способности при обобщении исторического материала; дать учащимся возможность проявить находчивость, творческую активность;
формировать у учащихся патриотические качества, гордость за подвиги своих предков, отстоявших свободу и независимость Родины в тяжелейших условиях.

Оборудование: Экспозиции музея «Ветераны Великой Отечественной войны» (биографические сведения и военный путь земляков); выставка книг о Великой Отечественной войне, экспонаты музея письмо с фронта, похоронка с фронта,фотографии, орденские книжки.

План урока.

1. Что мы знаем о Великой Отечественной войне (вступительная беседа).

2. Человек на войне.

3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.

4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.


Ход урока:

1.Сообщение темы урока.

Учитель: Великая Отечественная война была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги советских людей, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость нашей Родины.
Сегодня мы будем говорить о том, какой вклад в историю этой войны, внесли наши земляки.
- В течение нескольких уроков мы с вами изучали одну большую тему. Как она называется?

Ученик: СССР в ВОВ. 
- Тема нашего урока: « Советский народ в борьбе с фашизмом».
Перед нами находятся экспонаты музея: письмо с фронта, похоронка с фронта, фотографии ветеранов войны, боевые ордена , военный билет ,учетная карта военнопленных . Все эти вещи дают нам информацию о далёких днях войны, заставляют задуматься о судьбах тех, кто ценой собственной жизни подарил нам будущее…




2. Человек на войне.

Учитель: На рассвете 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение Родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте навсегда сохраним память об этой справедливой войне.

В первый день войны им было по 17-20 лет. Из каждых 100 ребят этого возраста, ушедших на фронт, 97 не вернулись назад. 97 из 100! Вот она, война!

Война - это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война - это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

Война - это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

Война - это 20 часов у станка в день. Это урожай, выросший на солёной от пота земле. Это кровавые мозоли на ладонях таких же девчонок и мальчишек, как ты.

Война… От Бреста до Москвы - 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600 км. Итого: 2600 км - это если считать по прямой.

Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски - 4 года- 1418 дней.

Люди погибали, не щадили своей жизни, шли на смерть, чтобы прогнать фашистов с нашей земли. 28 Панфиловцев. Они не пропустили к Москве ни один из 50 с лишним вражеских танков. "Велика Россия, а отступать некуда. Позади Москва". Защищая столицу, почти все бойцы погибли, но они подбили 50 фашистских танков.

Сколько судеб мы вспоминаем, когда приходим в музей и смотрим на старые, выцветшие фотографии и документы... На скромной фотографии в зале военной славы.



Ребята, а у кого прадедушка воевал в Великую Отечественную войну?

(сообщение ученика)

Четыре огненных года прошагали наши солдаты дорогами войны, приближая победный час. И он пришел, долгожданный День Победы. Если открыть «Книгу памяти», то напротив огромного числа фамилий советских солдат, не вернувшихся с Великой Отечественной войны, написано – «пропал без вести». У многих, кто числится убитым, не указано место захоронения и их останки лежат в полях, лесах и болотах России. Лишь немногим героям удается вернуть имена, остальные так и остаются «неизвестными солдатами». Сколько их? Много В годы войны очень часто погибших хоронили в братских могилах, вбивали столбики с надписью: «Здесь похоронено 50 человек», многие вообще пропадали без вести, есть имена погибших, которые до сих пор не установлены. Одним из защитников Родины является уроженец села Трускляй, мой прадед, Торгашов Никита Степанович. Он родился 30 марта 1916г. Окончил Болдовскую школу. Это был обыкновенный деревенский парень. В самой поре женился на первой красавице села Прасковье. Молодой, красивый, ему бы еще жить, любить, да радоваться жизни… Но началась Великая Отечественная война, узнав, что враг вступил на русскую землю, Никита в возрасте 25 лет, не раздумывая, записался в ряды добровольцев. Ничего не могло заставить его поменять свое решение, хотя он понимал, что больше он может не вернуться назад, но война – это война, жесточе и печальнее нету слова, и этим все сказано. Его отправили на фронт, он вступил в ряды красноармейцев. Еще совсем молодой он встал на защиту своей необъятной Родины, матушки-России, мордовской земли, родных и близких. Германия напала на СССР, начав наступление на протяжении всей ее западной границы. Уже к исходу 22 июня германские войска продвинулись в Прибалтике на 60–80 км, в Беларуси – на 40–60 км, в Украине – на 10–20 км. Однако эти километры завоевывались ценой больших потерь. Никита Степанович был пленен в августе 1941 г на территории Белоруссии, в Климовичах. Таким образом, отбить город не удалось. Климовичи находились под немецкой оккупацией 2 года и 1,5 месяца — с 10 августа 1941 года до 28 сентября 1943 года. Торгашов Никита был отправлен в немецкий лагерь Шталаг 318.Помимо советских военнопленных, там были также пленные солдаты из Варшавы и Словакии. За все время своего существования "Russenlager" являлся главным источником предоставления рабочей силы Верхней Силезии и Судетской области, для добывающей промышленности и сельского хозяйства.
Предполагается, что в лагере были размещены около 200 000 советских военнопленных, из которых внутри и вне лагеря погибло 120 000. Лагерь был освобожден войсками Красной Армии, 17-18 марта 1945 года, к сожалению, из-за зверский условий Никите не удалось дожить до этих спасительных дней. Он умер в плену 5 февраля 1942 года. Захоронен в лагерном кладбище в братской могиле в Кайзерштайнбрухе, на территории Австрии.



Черный прах

по ветру носит

Словно пыль,

Да что с того?

На земле никто не спросит

И не вспомнит про него.

Ни креста,

Ни тропки торной,

Ни следа по целине,

Только кружит ворон черный

В предвечерней тишине! А.С.Малькин (отрывок из поэмы)

Все дальше уходят в историю грозные годы самой жестокой мировой войны, но время бессильно ослабить память о суровом величии военных лет, стойкости, мужестве и героизме нашего народа.
День победы – всенародный праздник, день памяти и скорби, благодарности тем, кто спас Отечество и весь мир от фашизма.
Низкий поклон за мир, за нашу спасенную землю. Честь вам и слава!

Учитель: На скромной фотографии в зале военной славы Кедин Игнат Макарович.

Одна из героических страниц войны. Родился Игнат Макарович 1917 года в селе Болдово Рузаевского района, дружной трудовой семье. Окончил 4 класса, но дальше учиться не было возможности, ему пришлось самому зарабатывать кусок хлеба, чтобы выжить. 20 сентября 1939 году был призван в армию.

Он был награжден медалью «За оборону Кавказа». После соединения с частями Красной Армии участвовал в боевых действиях и находился там вплоть до ранения.В 1945 И.М. Кедин демобилизовался из армии и приехал в Болдово.Поступил учится в училище механизации сельского хозяйства.Потом проработал всю свою оставсуюся жизнь в колхозе.

А сейчас, пройдем вот к этой экспозиции. Она называется «Этот день мы приближали как могли». Ребята, вы знаете, что во время войны все мужское население нашей страны было призвано на фронт. Остались женщины, дети и старики. Перед вами фотографии тех, кто во время войны был еще ребенком. Но они испытали на себе все тяжести войны, которые выпали на плечи взрослых. Во время войны был лозунг «Все для фронта, все – для победы», в тылу не хватало питания, одежды, обуви. Но люди терпели. Перед вами фотографии детей войны.


3. Великая Отечественная война в мемориальной культуре.

Давайте вспомним, кого мы называем героями?


Ученик: Город – Герой - высшая степень отличия, присваиваемая Президиумом Верховного Совета СССР городам за массовый героизм и мужество его защитников, проявленные в Великой Отечественной войне.

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года первыми городами-героями были названы Ленинград, Сталинград, Севастополь и Одесса. На сегодня звание города-героя также имеют: Киев, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск, Брестская крепость (крепость-герой). (12 городов были удостоены почетного звания «Город-герой» )

Учитель: Да… У времени своя память. Мы не имеем права забыть ужасы той войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые отдали свои жизни за то, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить.






4. События Великой Отечественной войны в поэтических произведениях.

Ученик:

И.Эренбург «9 мая»


Она была в линялой гимнастерке,

И ноги были до крови натерты.

Она пришла и постучалась в дом.

Открыла мать. Был стол накрыт к обеду.

«Твой сын служил со мной в полку одном,

И я пришла. Меня зовут Победа».

Был черный хлеб белее белых дней,

И слезы были соли солоней.

Все сто столиц кричали вдалеке,

В ладоши хлопали и танцевали.

И только в тихом русском городке

Две женщины, как мертвые, молчали.


Ученик: Пусть не будет войны никогда!
Пусть спокойно заснут города.
Пусть сирены пронзительный вой
Не звучит над моей головой.
Ни один пусть не рвётся снаряд,
Ни один не строчит автомат.
Оглашают пусть наши леса
Только птиц и детей голоса.
Пусть мирно проходят года,
Пусть не будет войны никогда!

Учитель: В знак скорби и памяти обо всех погибших в войнах зажжём свечи.

В память обо всех солдатах, отдавших свои жизни за все годы Великой Отечественной войны,

в память о погибших воинах-земляках,

в память обо всех невинных жертвах всех войн на Земле.

Давайте вспомним о них, ребята, и, глядя, как горят свечи, помолчим в знак уважения к этой памяти.

5. Итог урока.

Учитель: Великая Отечественная война потребовала от народа невиданных жертв и страданий.
Она была самой тяжелой из всех войн, какие знала история нашей Родины.
В это же время она явилась и героической вехой этого периода истории.
Никогда не забудутся, и вечно будут жить в памяти немеркнущие подвиги наших земляков, совершенные на фронте и в тылу, в борьбе за честь, свободу и независимость

нашей Родины.

Наш урок подходит к концу.

- Ребята, какой же вывод мы можем сделать после изучения таких драматических и героических событий этого тяжелейшего испытания для СССР, которые привели в итоге к великой победе?
Ученик: Эта война показала, что люди всего мира должны в минуты опасности объединятся в борьбе против общего врага.

6. Домашнее задание: 

Учитель:   Нет в России семьи такой,

                 Где  не памятен свой герой…

Определить места сражений или гибели ваших родственников-участников  Великой Отечественной войны.

Учитель: Каждый человек проходит определенный жизненный путь, не всегда этот путь бывает гладким и ровным, встречаются на нем и камни, и кочки, и крутые повороты. И я думаю, что всякий из нас старается пройти свой путь с пользой не только для себя, но и для других, для будущих поколений. Судьба каждого человека неразрывно связана с историей родной страны.




































Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Советский народ в борьбе с фашизмом (урок-музей, 9 класс).

Автор: Дивеева Ирина Николаевна

Дата: 14.02.2019

Номер свидетельства: 499823


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства