Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964»
Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания
11 класс
Учитель: Коваль Илья Андреевич МАОУ «СОШ № 3»
Предмет
История
Тема урока
«Социально-экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.».
Цели урока
Сформировать представление о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.
Задачи урока
Рассмотреть и оценить реформы Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве на основе на основе сравнения статистических материалов учебника и дополнительных источников. Что является для детей опорой для оценки: связь между чем и чем?
Проанализировать на какой основе и дать оценку реформам в промышленности. Определить вид ведущей промышленности и объяснить причины на основе работы с картой, источником и текстом учебника.
Выделить основные направления социальной политики и отношение народа к преобразованиям на основе предложенных источников.
Сформулировать заключение о о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.
Планируемые образовательные результаты
Предметные
Метапредметные
Личностные
способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица);
· готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.
осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
Содержание педагогического взаимодействия
Личностный результат
Деятельность педагога
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
Этап: Мотивация к занятию
Цель Этапа: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Фиксация цели занятия.
На экран выведены портреты исторических деятелей. (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев). Кто это? На прошлом уроке мы с вами говорили о политической борьбе за власть после смерти Сталина. Обсудили политическое развитие СССР в годы руководства страной Н.С. Хрущева. Вспомните, пожалуйста, из курса обществознания, какие еще сферы общественной жизни вы знаете? ИЛИ: Какие сферы общественной жизни выделяют в истории и
обществознании для характеристик социально-экономического развития:
Учитель Предлагает сравнить две характеристики реформ Н.С. Хрущева, данные отечественными и зарубежными политиками. Проблемный вопрос урока: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории? Напомните мне, пожалуйста, рассматривая экономическую сферу, на какие основные отрасли мы должны с Вами обратить внимание?
Называют исторические личности.
Выделяют
сферы общественной жизни в общественных науках для характеристик социально-экономического развития государства
Называют сферы общественной жизни.
Называют отрасли экономики.
Осуществляют анализ высказываний государственных деятелей с выделением существенных признаков реформ Н.С. Хрущева
Строят осознанное и произвольное речевое высказывание о сферах общественной жизни в общественных науках.
Фиксируют в письменном виде сформулированные совместно с учителем задачи урока
Выделяют то, что уже усвоено (указать ) и что еще подлежит усвоению. На основе характеристик государственных деятелей определяют затруднение (не можем без дополнительного изучения оценить значение реформ НСЧ для С-ЭР государства) Учащиеся с опорой на вопросы учителя самостоятельно создают алгоритмы деятельности на уроке определяют задачи урока: 1. Оценить значение реформ в с/х. 2. …реформ в промышленности. 3. …преобразований в социальной политике.
4.Сформулировать заключение о о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.
Формирование познавательной потребности решить проблему, поставленную на уроке Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?
Этап: Открытие нового знания
Цель Этапа: Поиск решения учебной задачи.
Какой путь мы с Вами выберем для решения проблемы занятия?
Что нам нужно с Вами сделать, чтобы найти ответы на вопросы в предложенных источниках.
Ребята, с чего мы начинаем любую деятельность? Поставив цель, что мы должны с Вами сделать дальше? Как мы определим, что цель достигнута или нет, что нам надо ещё знать?
Для того чтобы ответить на проблемный вопрос урока, разделимся на 3 группы: 1-я группа изучает реформы в сельском хозяйстве. 2-я группа реформы в промышленности. 3-я группа реформы в социальной сфере. Каждая группа работает с учебником § 40. С картой «Экономика СССР в 1946 – 1966 гг». (приложение 1)
Отделяют главное от несущественного в тексте или в речи, и учатся акцентироваться на первом. Осуществляют анализ полученных документов. Делают вывод о развитии отраслей экономики. Дополняют и расширяют имеющиеся знания, строят логические цепочки рассуждений, осуществляют поиск информации.
Распределяют работу в группах.
Распределяют функционал между членами группы. Кто-то осуществляет поиск информации, кто-то записывает в таблицу, кто-то готовится выступить перед аудиторией.
Делают общий вывод по своей теме.
1-я группа приходит к выводу, что сельское хозяйство носило экстенсивный характер, что привело к падению урожайности и уменьшению с/х производства.
2-я группа отмечает положительные моменты и подъем промышленного производства в целом.
3-я группа видит реальное улучшение жизни советских людей и улучшение благосостояния граждан.
Класс предлагает определить алгоритм действий перед началом работы.
Учащиеся самостоятельно определяют, что нужно сначала определить цель реформ, затем основные мероприятия и подвести итоги реформ.
Класс предлагает составить таблицу и разделиться на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой. Обобщают полученные знания и составляют таблицу.
Формируют собственное представление не только о реформах, но и о личности Н.С. Хрущева
Этап: Первичное закрепление
Цель Этапа: проговаривание и обсуждение нового знания. Запись опорного конспекта.
Учитель останавливает время, выделенное на работу в группах и предлагает учащимся перейти к обсуждению выполненной работы в каждой группе.
Ребята, вот на доске мы видим, результат нашей работы – это таблица которую мы сегодня с Вами составили вместе.
Каждая группа знакомит с результатами своей деятельности, презентуют свое направление реформ. (при помощи документ-камеры выводят на экран результаты своей работы).
Остальные группы добавляют информацию в свои таблицы.
Участвуют в обсуждении содержания материала.
Дают оценку каждому направлению реформ на основе выступления каждой группы.
Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.
Учатся формулировать собственное мнение и позицию.
Этап: Самоконтроль/Самооценка. Рефлексия
Цель Этапа: Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Предлагаю подвести итог нашего урока и ответить на проблемный вопрос: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории? Что вы узнали сегодня на уроке? Все ли нам удалось выполнить из запланированного?
Д/З: § 40. Выучить таблицу. Ответить на вопрос, что такое «Оттепель» и как мы можем применить этот термин к истории?
Формулируют заключение о социально-экономическом развитии СССР в 1953-1964 гг.
Отвечают на проблемный вопрос урока.
Класс приходит к выводу, что нельзя однозначно сказать, что реформы Н.С. Хрущева – черная или белая страница истории. Данные реформы носят противоречивый характер и имеют как отрицательные стороны, так и положительные.
Делают вывод, определяют все ли удалось сделать на сегодняшнем уроке (что узнали нового).
Дают оценку своей деятельности. Определяют границы собственного знания и незнания.
Приложение 1
Приложение 2
Пакет документов
Для группы № 1 и № 2:
СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ НАШУ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ
(Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР)
8 августа 1953 г.
До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.
Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие легкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности...
Мы обязаны обеспечить дальнейший более быстрый рост производства зерна, имея в виду, что это необходимо нашей стране не только для удовлетворения растущих потребностей населения в хлебе, но и для быстрого подъема животноводства и снабжения зерном районов, производящих технические культуры.
Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозников...
Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, за последние годы имеет место снижение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства, допущено сокращение поголовья скота и особенно коров в личной собственности колхозного двора, что противоречит политике нашей партии в области колхозного строительства.
В этой связи правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.
Для группы № 1:
Из воспоминаний целинника Владимира Кузьмича Моисеева
«Ранней весной 1955 года по зову партии приехало очень много молодёжи и комсомольцев в посёлок имени Фрунзе Петропавловского района. Среди прибывшей молодёжи были и семейные, с детьми. Приехали, чтобы принять участие в грандиозном и нужном деле. Среди них были и опытные механизаторы, и далёкие от сельского хозяйства люди. Все волновались: как же поднимется первый пласт нетронутой, веками не обрабатываемой земли… Но когда сделали первую борозду, когда увидели, как легко поднялся и отвалился этот первый пласт, радости у механизаторов не было конца. Ведь они, целинники, приехали сюда, чтобы эта земля плодоносила, кормила хлебом страну… Ту весну и ту посевную они помнили всю жизнь. Первая целинная весна навсегда вошла в историю. Посеяли, успели вложиться в срок. А урожай был в первую хлебоуборочную страду богатейший, отменный. Зерна было столько, что не хватало помещений для хранения».
Для группы № 2:
Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.
«Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму».
Для группы № 3:
Из информации в ЦК КПСС
Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит ни какого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.
Приложение 3
Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».
Направление
Цель
Содержание
Результат
Сельское хозяйство
Промышленность
Социальная сфера
Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».
Направление
Цель
Содержание
Результат
Сельское хозяйство
обеспечить подъем сельского хозяйства
Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Поощрение ведения личных хозяйств.
«Укрупнение» сел
Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Южной Сибири
Расширение посевов кукурузы
Экстенсивный характер реформ, которые до 1957 года исчерпали свой потенциал
Быстрое падение урожайности целинных земель из-за выветривания почв
Упадок неперспективных сел, гигантомания в создании многоотраслевых хозяйств
Массовый отток молодежи из села
Резкое уменьшение сельскохозяйственного производства (с конца 1950-х гг)
Промышленность
Обеспечить подъем промышленности
Создание Государственного комитета Совета министров СССР по делам новой техники с целью внедрения достижений НТР
Увеличение выпуска товаров народного потребления
Введение промышленных ЭВМ
Запуск искусственного
спутника земли (1957)
Полет первого космонавта
Ю.Гагарина в космос(1961)
Развитие атомной энергетики
Рост благосостояния населения
Социальная сфера
Улучшение жизни советских людей
Паспортизация и пенсионное обеспечение колхозников
Повышение реальной заработной платы
Уменьшение рабочей недели
Отмена платы за обучение
Массовое жилищное строительство на промышленной основе
Предоставление крестьянам свободы передвижения, приводящее к оттоку кадров