kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной технологической карте рассматриваются основные проблемы социально-экономического развития СССР во время правления Н.С. Хрущева.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964»

Технологическая карта конструирования урока открытия нового знания

11 класс

Учитель: Коваль Илья Андреевич МАОУ «СОШ № 3»


Предмет

История


Тема урока



«Социально-экономическое развитие СССР в 1953 – 1964 гг.».

Цели урока



Сформировать представление о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.

Задачи урока



  1. Рассмотреть и оценить реформы Н.С. Хрущева в сельском хозяйстве на основе на основе сравнения статистических материалов учебника и дополнительных источников. Что является для детей опорой для оценки: связь между чем и чем?

  2. Проанализировать на какой основе и дать оценку реформам в промышленности. Определить вид ведущей промышленности и объяснить причины на основе работы с картой, источником и текстом учебника.

  3. Выделить основные направления социальной политики и отношение народа к преобразованиям на основе предложенных источников.

  4. Сформулировать заключение о о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.

Планируемые образовательные результаты



Предметные


Метапредметные

Личностные

  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности; 

  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность; 

  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом; 

  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;

  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, таблица);


  • · готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и др.

  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе; 


Содержание педагогического взаимодействия

Личностный результат

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Этап: Мотивация к занятию

Цель Этапа: Актуализация. Создание проблемной ситуации. Фиксация цели занятия.

На экран выведены портреты исторических деятелей. (Л.П. Берия, Г.М. Маленков, Н.С. Хрущев). Кто это?
На прошлом уроке мы с вами говорили о политической борьбе за власть после смерти Сталина. Обсудили политическое развитие СССР в годы руководства страной Н.С. Хрущева.
Вспомните, пожалуйста, из курса обществознания, какие еще сферы общественной жизни вы знаете? ИЛИ: Какие сферы общественной жизни выделяют в истории и

обществознании для характеристик социально-экономического развития:

Учитель Предлагает сравнить две характеристики реформ Н.С. Хрущева, данные отечественными и зарубежными политиками. Проблемный вопрос урока: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?
Напомните мне, пожалуйста, рассматривая экономическую сферу, на какие основные отрасли мы должны с Вами обратить внимание?

Называют исторические личности.

Выделяют

сферы общественной жизни в общественных науках для характеристик социально-экономического развития государства

Называют сферы общественной жизни.

Называют отрасли экономики.

Осуществляют анализ высказываний государственных деятелей с выделением существенных признаков реформ Н.С. Хрущева



Строят осознанное и произвольное речевое высказывание о сферах общественной жизни в общественных науках.

Фиксируют в письменном виде сформулированные совместно с учителем задачи урока

Выделяют то, что уже усвоено (указать ) и что еще подлежит усвоению. На основе характеристик государственных деятелей определяют затруднение (не можем без дополнительного изучения оценить значение реформ НСЧ для С-ЭР государства) Учащиеся с опорой на вопросы учителя самостоятельно создают алгоритмы деятельности на уроке определяют задачи урока:
1. Оценить значение реформ в с/х.
2. …реформ в промышленности.
3. …преобразований в социальной политике.

4.Сформулировать заключение о о социально-экономическом развитии СССР в 1953 – 1964 гг.

Формирование познавательной потребности решить проблему, поставленную на уроке Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?

Этап: Открытие нового знания

Цель Этапа: Поиск решения учебной задачи.

Какой путь мы с Вами выберем для решения проблемы занятия?

Что нам нужно с Вами сделать, чтобы найти ответы на вопросы в предложенных источниках.


Ребята, с чего мы начинаем любую деятельность?
Поставив цель, что мы должны с Вами сделать дальше?
Как мы определим, что цель достигнута или нет, что нам надо ещё знать?


Для того чтобы ответить на проблемный вопрос урока, разделимся на 3 группы:
1-я группа изучает реформы в сельском хозяйстве.
2-я группа реформы в промышленности.
3-я группа реформы в социальной сфере.
Каждая группа работает с учебником § 40.
С картой «Экономика СССР в 1946 – 1966 гг». (приложение 1)

С пакетом документов. (приложение 2).

Учащиеся заполняют таблицу «Реформы Н.С. Хрущева». (приложение 3)

Отделяют главное от несущественного в тексте или в речи, и учатся акцентироваться на первом. Осуществляют анализ полученных документов. Делают вывод о развитии отраслей экономики. Дополняют и расширяют имеющиеся знания, строят логические цепочки рассуждений, осуществляют поиск информации.


Распределяют работу в группах.

Распределяют функционал между членами группы. Кто-то осуществляет поиск информации, кто-то записывает в таблицу, кто-то готовится выступить перед аудиторией.

Делают общий вывод по своей теме.


1-я группа приходит к выводу, что сельское хозяйство носило экстенсивный характер, что привело к падению урожайности и уменьшению с/х производства.

2-я группа отмечает положительные моменты и подъем промышленного производства в целом.

3-я группа видит реальное улучшение жизни советских людей и улучшение благосостояния граждан.

Класс предлагает определить алгоритм действий перед началом работы.

Учащиеся самостоятельно определяют, что нужно сначала определить цель реформ, затем основные мероприятия и подвести итоги реформ.


Класс предлагает составить таблицу и разделиться на три группы. Каждая группа работает в соответствии с заданной темой. Обобщают полученные знания и составляют таблицу.

Формируют собственное представление не только о реформах, но и о личности Н.С. Хрущева

Этап: Первичное закрепление

Цель Этапа: проговаривание и обсуждение нового знания. Запись опорного конспекта.

Учитель останавливает время, выделенное на работу в группах и предлагает учащимся перейти к обсуждению выполненной работы в каждой группе.


Ребята, вот на доске мы видим, результат нашей работы – это таблица которую мы сегодня с Вами составили вместе.

Каждая группа знакомит с результатами своей деятельности, презентуют свое направление реформ. (при помощи документ-камеры выводят на экран результаты своей работы).

Остальные группы добавляют информацию в свои таблицы.

Участвуют в обсуждении содержания материала.



Дают оценку каждому направлению реформ на основе выступления каждой группы.

Осуществляют самостоятельный контроль своей деятельности.

Учатся формулировать собственное мнение и позицию.

Этап: Самоконтроль/Самооценка. Рефлексия

Цель Этапа: Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Предлагаю подвести итог нашего урока и ответить на проблемный вопрос: Реформы Н.С. Хрущева – это черная или белая страница нашей истории?
Что вы узнали сегодня на уроке? Все ли нам удалось выполнить из запланированного?

Д/З: § 40. Выучить таблицу. Ответить на вопрос, что такое «Оттепель» и как мы можем применить этот термин к истории?

Формулируют заключение о социально-экономическом развитии СССР в 1953-1964 гг.

Отвечают на проблемный вопрос урока.


Класс приходит к выводу, что нельзя однозначно сказать, что реформы Н.С. Хрущева – черная или белая страница истории. Данные реформы носят противоречивый характер и имеют как отрицательные стороны, так и положительные.

Делают вывод, определяют все ли удалось сделать на сегодняшнем уроке (что узнали нового).

Дают оценку своей деятельности. Определяют границы собственного знания и незнания.



Приложение 1



Приложение 2

Пакет документов

Для группы № 1 и № 2:


СЛЕДУЕТ ИЗМЕНИТЬ НАШУ ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ПОЛИТИКУ

(Из речи Председателя Совета Министров СССР Г. М. Маленкова на сессии Верховного Совета СССР)

8 августа 1953 г.

До сих пор у нас не было возможностей развивать легкую и пищевую промышленность такими же темпами, как тяжелую промышленность. В настоящее время мы можем и, следовательно, обязаны в интересах обеспечения более быстрого повышения материального и культурного уровня жизни народа всемерно форсировать развитие легкой промышленности.

Правительство и Центральный Комитет партии считают необходимым значительно увеличить вложения средств на развитие легкой, пищевой и, в частности, рыбной промышленности, на развитие сельского хозяйства и поправить в сторону значительного увеличения задания по производству предметов народного потребления; шире привлечь к производству предметов потребления машиностроительные и другие предприятия тяжелой промышленности...

Мы обязаны обеспечить дальнейший более быстрый рост производства зерна, имея в виду, что это необходимо нашей стране не только для удовлетворения растущих потребностей населения в хлебе, но и для быстрого подъема животноводства и снабжения зерном районов, производящих технические культуры.

Правительство и Центральный Комитет партии решили также серьезно поправить и изменить неправильное отношение, сложившееся у нас к личному подсобному хозяйству колхозников...

Вследствие недостатков, имеющихся у нас в налоговой политике по отношению к личному подсобному хозяйству колхозников, за последние годы имеет место снижение доходов колхозников от личного подсобного хозяйства, допущено сокращение поголовья скота и особенно коров в личной собственности колхозного двора, что противоречит политике нашей партии в области колхозного строительства.

В этой связи правительство и Центральный Комитет партии сочли необходимым пойти на значительное снижение норм обязательных поставок с личного подсобного хозяйства колхозников... изменить систему обложения колхозников сельскохозяйственным налогом, снизить денежный налог в среднем примерно в два раза с каждого колхозного двора и снять полностью оставшуюся недоимку по сельскохозяйственному налогу прошлых лет.



Для группы № 1:


Из воспоминаний целинника Владимира Кузьмича Моисеева

«Ранней весной 1955 года по зову партии приехало очень много молодёжи и комсомольцев в посёлок имени Фрунзе Петропавловского района. Среди прибывшей молодёжи были и семейные, с детьми. Приехали, чтобы принять участие в грандиозном и нужном деле. Среди них были и опытные механизаторы, и далёкие от сельского хозяйства люди. Все волновались: как же поднимется первый пласт нетронутой, веками не обрабатываемой земли… Но когда сделали первую борозду, когда увидели, как легко поднялся и отвалился этот первый пласт, радости у механизаторов не было конца. Ведь они, целинники, приехали сюда, чтобы эта земля плодоносила, кормила хлебом страну… Ту весну и ту посевную они помнили всю жизнь. Первая целинная весна навсегда вошла в историю. Посеяли, успели вложиться в срок. А урожай был в первую хлебоуборочную страду богатейший, отменный. Зерна было столько, что не хватало помещений для хранения».


Для группы № 2:


Постановление пленума ЦК КПСС от 12 июля 1955 г.

«Тяжелая индустрия и впредь должна развиваться быстрее других отраслей народного хозяйства. Чем выше будет в нашей стране уровень развития тяжелой промышленности, определяющей дальнейший подъем всех отраслей хозяйства, тем полнее мы сможем удовлетворить непрерывно растущие потребности советского народа, быстрее создать изобилие предметов потребления и осуществить переход от социализма к коммунизму».


Для группы № 3:

Из информации в ЦК КПСС

Пенсионер т. Таганов на партсобрании коллектива крытого рынка Кировского района г. Куйбышева заявил, что не видит ни какого улучшения в жизни, получает пенсию 300 рублей на семью в десять человек и что дочь, которая окончила 8 классов, нигде не может устроиться на работу. Коммунисты осудили это выступление Таганова, разъяснили незрелость и вредность его суждений. Его поведение рассмотрено на партбюро.



Приложение 3

Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».

Направление

Цель

Содержание

Результат

Сельское хозяйство




Промышленность




Социальная сфера






Таблица. «Реформы Н.С. Хрущева».

Направление

Цель

Содержание

Результат

Сельское хозяйство

обеспечить подъем сельского хозяйства

  • Повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

  • Поощрение ведения личных хозяйств.

  • «Укрупнение» сел

  • Освоение целинных и залежных земель Казахстана и Южной Сибири

  • Расширение посевов кукурузы

Экстенсивный характер реформ, которые до 1957 года исчерпали свой потенциал


Быстрое падение урожайности целинных земель из-за выветривания почв


Упадок неперспективных сел, гигантомания в создании многоотраслевых хозяйств


Массовый отток молодежи из села


Резкое уменьшение сельскохозяйственного производства (с конца 1950-х гг)

Промышленность

Обеспечить подъем промышленности

  • Создание Государственного комитета Совета министров СССР по делам новой техники с целью внедрения достижений НТР

  • Увеличение выпуска товаров народного потребления

Введение промышленных ЭВМ


Запуск искусственного

спутника земли (1957)


Полет первого космонавта

Ю.Гагарина в космос(1961)


Развитие атомной энергетики


Рост благосостояния населения

Социальная сфера

Улучшение жизни советских людей

  • Паспортизация и пенсионное обеспечение колхозников

  • Повышение реальной заработной платы

  • Уменьшение рабочей недели

  • Отмена платы за обучение

  • Массовое жилищное строительство на промышленной основе

Предоставление крестьянам свободы передвижения, приводящее к оттоку кадров


Рост жилищного фонда на 40% (за 1958- 1965 гг)


Свободная продажа бытовой техники, автомобилей


Реальное улучшение благосостояния граждан СССР.



2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-экономическое развитие СССР в 1953-1964

Автор: Коваль Илья Андреевич

Дата: 26.08.2020

Номер свидетельства: 556502


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства