На прошлых уроках мы изучали Россию в годы Отечественной войны 1812года. Вопросы: Кто страдает в военное время больше всего? Ответ: народ, общество.(социум). Значит сегодня мы будем рассматривать общественное или социальное развитие, но этого недостаточно. Когда мы говорим о разрушенных городах, о находящемся в упадке крестьянском хозяйстве- то говорим о какой сфере хозяйства? Ответ: Об экономике. Попробуйте определить тему и цели урока Чтобы в целом представить картину социально – экономическое развитие . Составляем кластер. Последствия войны. Что спасло Россию от окончательного краха? Работа с понятием – тарифный устав 1810. И денежная помощь Англии. Работа с уч-ком. 41 с. Вопрос: Какие задачи должно решать правительство, чтобы преодолеть последствия войны? Составляем кластер - задачи правительства и первой задачей стала отмена кр.пр. в Прибалтике. Продолжаем составление кластера - Отмена крепостного права в Прибалтике 1818-1819г. Я. Ребята, обратите внимание Эстляндия, Курляндия и Лифляндия сегодня называются Эстония, Литва и Латвия. Решить таким же образом крестьянский вопрос стали заявлять помещики и других земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы генералу Алексею Андреевичу Аракчееву. Сообщение об А.А. Аракчееве. . Работа с текстом учебника (§ 6, стр. 46-47, 1 абзац) (Учащиеся читают текст и выявляют суть проекта отмены крепостного права Аракчеева А.А.) Вопросы для обсуждения: - Чьи интересы защищал проект? Ответ - помещиков. Продажа крестьян для них было делом добровольным - Был ли реален проект в условиях России?с.42.да в то время реален. - Почему проект не был принят? - Назовите общие черты всех известных вам проектов отмены крепостного права. Все проекты предполагали освободить крестьян без земли. А сможет ли крестьянин прожить без земли? Ответ нет, крестьянин сам будет вынужден идти к помещику на поклон и вновь попадет в зависимость Был ли принят проект? Нет. Министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян нет. . Логический подход: Таким образом, задача решена не была. Продолжаем составлять кластер. Проекты Аракчеева. Работа с учебником. |