kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать у учащихся представление о социально – экономическом развитии после Отечественной войны 1812 г. Показать, что экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.

Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс»

Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.


Цель урока: сформировать у учащихся представление о социально – экономическом развитии после Отечественной войны 1812 г. Показать, что экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.


Задачи:

Образовательная: создать условия для понимания учащимися противоречивости  внутриполитического курса Александра 1. В сфере социально – экономического развития в послевоенные годы, рассмотреть причины отказа от реформ. Суть «Аракчеевщины».

Развивающие: Создать условия для: развития логического и образного мышления , формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности, умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;

предметные: Составлять хронологические и синхронистические таблицы исторических событий, процессов;

  • проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом

  • соотносить единичные факты и общие явления

  • совершенствовать умения ориентироваться в различных источниках информации, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию.


Воспитательная: Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, ведения диалога, умения находить общие цели и сотрудничать для их достижения.

Оборудование урока: компьютер, медиа проектор, электронная презентация, карта «Экономическое развитие России в первой половине 19 века». Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России. XIX век». 8 класс.



План урока: 1. Экономический кризис 1812—1815 гг

2. Отмена крепостного права в Прибалтике.

3. Аграрный проект А. А. Аракчеева.

4. Военные поселения

5. Развитие промышленности и торговли.

Основные понятия урока: экономический кризис; тарифный устав; военные поселения; легкая промышленность; промышленные центры; паровые машины; полуфабрикаты.

Основные даты: 1812—1815 гг. — экономический кризис в России; 1816— 1819 гг. — законы об отмене крепостного права в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии.

Персоналии: А. А. Аракчеев.

Форма урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления, с элементами технологии развития критического мышления

Задание на урок:

Соответствовала ли деятельность правительства задачам экономического развития страны? Ответ обоснуйте.


Технологическая карта урока по технологии критического мышления


Этап урока: I вызов.

Цель этапа. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным либеральным проектам Александра 1.Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома.

Деятельность

учителя

Деятельность

учащихся

Педагогические

приемы

Система ожидаемых результатов

Учитель предлагает:

1) ученикам ответить на вопрос Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра 1 до войны? (проект государственного переустройства Сперанского- создание Государственного совета. Крестьянский вопрос-указ о вольных хлебопашцах, 2) сделать вывод о значении данных реформ для России;

3) ответить на проблемный вопрос, который подведет учащихся к пониманию важности данной темы..

1Отвечают на вопросы.

2. Говорят о том, что указ не посягал на основы дворянского землевладения. Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти.

3. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему Александр не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ??»


1.Знание фактического материала.

2.Устанавливление причинно-следственных связей.

3. Умение давать оценку результатам деятельности Александра I.

Этап урока: II вызов.

Цель этапа. Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.

Одновременная демонстрация презентации по теме –

Формулирование темы и цели урока.

Организация решения задач:

1. Проанализировать состояния экономики России после Отечественной войны 1812 года.

2. Понять особенность и основные направления экономической политики Александра I.

3. Охарактеризовать итоги экономического развития;

- Вступительное слово учителя по 1 вопросу.

- - Предлагает составить кластер на основе главных смысловых блоков.

- Выделение в 1вопросе причин отставания России от западных держав.

- Записать в тетрадь тему и основные направления экономической политики.

- Работа с терминами.

- Работа с текстом учебника по §7.

- Составление кластера.

- Защита результата группы у доски.

Работа в парах.

Составление кластера.



Работа с документами.













Формирование умений:

- проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом;

- соотносить единичные факты и общие явления;

- объяснять смысл и значение исторических понятий;

- объяснять, в чем состояли мотивы цели и результаты деятельности Александра I.

- формирование критического мышления.

Этап урока: III рефлексия.

Цель этапа. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

- Предлагает подвести итоги экономических преобразований к концу правления Александра I.

- - Объясняет домашнее задание.

- Ученики делают выводы по новой теме.

- Подводят итоги деятельности АлександраI в экономической сфере.

- Оценивают собственную деятельность.

- Получают домашнее задание.



Развитие способности анализировать, обобщать, сопоставлять новое с ранее изученным.







КОНСПЕКТ УРОКА.


№ п\п

Этап урока

Содержание этапа урока

Время

1.

Начало урока. Организационный момент.

Приветствие. Психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы

1 мин.


2.

Ориентационно-мотивационный этап.


1.Вступительное слово учителя: В начале 19 века Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и обратную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Экономический кризис 1812 – 1815г. Потряс Россию. В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества.




1 мин.

3.

Актуализация знаний.




.Вспомните, какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра Ι до войны?

Ответ: На первый план выступили проблемы принятия конституции и отмены крепостного права.

Удалось ли выполнить эти проекты?

Ответ: нет: Александр 1. Отказался от реформ. Почему? Что заставило императора пойти на попятную ?попятную?

3мин.




4

Проверка


домашнего задания


Назовите задачи внутренней политики послевоенного времени. Какие задачи нужно было решить в первую очередь? Что хотели изменить граждане? О чем думали? О чем мечтали?

  1. Свободомыслящее дворянство – о конституции;

  2. Крестьяне, отстоявшие Родину – об отмене крепостного права;

  3. Многие народы (особенно поляки) о приближении российских законов к западно – европейским;

  4. послаблений в национальном в национальной политике;

  5. Восстановление разоренных западных районов страны;



Отечественная война и Заграничные походы русской армии стали серьезным испытанием для экономики России.

Вопрос: в чем вы видите главные причины экономического кризиса в России в 1812-1815гг.


Ответ: Конечно это в первую очередь война 1812 года. Военные и материальные ресурсы истощены.В стране –разруха .На ведение войны потрачены огромные деньги. Выплаты пособий жителям разрушенных городов. «Континентальная блокада». Это и привело к кризису.

Работа с понятием экономический кризис (учебник )








5


рефлексия




Изучение нового материала


6

2 этап Новая тема


Целеполагание

Слайд1


Слайд 2


Слайд3



Слайд4








Слайд5




На прошлых уроках мы изучали Россию в годы Отечественной войны 1812года. Вопросы: Кто страдает в военное время больше всего? Ответ: народ, общество.(социум). Значит сегодня мы будем рассматривать общественное или социальное развитие, но этого недостаточно.


Когда мы говорим о разрушенных городах, о находящемся в упадке крестьянском хозяйстве- то говорим о какой сфере хозяйства?

Ответ: Об экономике. Попробуйте определить тему и цели урока Чтобы в целом представить картину социально – экономическое развитие . Составляем кластер. Последствия войны.


Что спасло Россию от окончательного краха? Работа с понятием – тарифный устав 1810. И денежная помощь Англии. Работа с уч-ком. 41 с.

Вопрос: Какие задачи должно решать правительство, чтобы преодолеть последствия войны?

Составляем кластер - задачи правительства и первой задачей стала отмена кр.пр. в Прибалтике.


Продолжаем составление кластера - Отмена крепостного права в Прибалтике 1818-1819г.

Я. Ребята, обратите внимание Эстляндия, Курляндия и Лифляндия сегодня называются Эстония, Литва и Латвия.

Решить таким же образом крестьянский вопрос стали заявлять помещики и других земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы генералу Алексею Андреевичу Аракчееву. Сообщение об А.А. Аракчееве.



. Работа с текстом учебника (§ 6, стр. 46-47, 1 абзац)

(Учащиеся читают текст и выявляют суть проекта отмены крепостного права Аракчеева А.А.)

Вопросы для обсуждения:

- Чьи интересы защищал проект? Ответ - помещиков. Продажа крестьян для них было делом добровольным

- Был ли реален проект в условиях России?с.42.да в то время реален.

- Почему проект не был принят?

- Назовите общие черты всех известных вам проектов отмены крепостного права.

Все проекты предполагали освободить крестьян без земли. А сможет ли крестьянин прожить без земли?

Ответ нет, крестьянин сам будет вынужден идти к помещику на поклон и вновь попадет в зависимость Был ли принят проект? Нет. Министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян нет.


.

Логический подход: Таким образом, задача решена не была.


Продолжаем составлять кластер. Проекты Аракчеева. Работа с учебником.
















Слайд 6


Слайд 7




Слайд 8


Слайд 9

Слайд 10




Условие работы над проектом

Не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков





Логический переход: Несмотря на отказ Александра Ι от либеральных преобразований, один проект в этот период был реализован – Военные поселения, разработанный .А А. .Аракчеевым.


Главная идея проекта - в условиях экономического кризиса сократить расходы на содержание армии.

Сообщение о поселениях.

«Аракчеевщина» – термин связан с появлением поселений символизирует все реакционное и жесткое.

. Работа по вариантам с документами и текстом учебника

Ι вариант: документ Аракчеев А.А.: всесильный властитель или покорный исполнитель?

(см. приложение № 2) Задание к документу


- Что означает понятие «аракчеевщина»? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?

- Выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношение с Александром Ι.

ΙІ вариант:

1) работа с текстом учебника § 6 стр. 43, 2 ост. абзац.

Вопросы:

- Цели создания военных поселений? - Как они создавались?

2) работа с документом (см. приложение № 3)

(учащиеся отвечают на вопросы к документу)

.







Главная идея проекта - в условиях экономического кри зисзиса сократить расходы на содержание армии.

Сообщение о поселениях.









Слайд 11






4.

Слайд 12


Работа с таблицей З.Х.У.




Развитие промышленности и торговли.


Общая характеристика развития промышленности и торговли.


З

Х

У

Пром-тьи торговля разв.

Фабрик больше в 2 раза.

Кол-во раб. Выросло в.2,5 раза

Какой была эффективность фабрик, какие факторы влияли на развитие промышленности.

Развивалась новая отрасль- легкая, изделия на внутр. Рынок. Расширение вн. Рынка. Применяются паровые машины. Строя каналы. Первый русск. Пароход»елизавета» ярмарки,за рубеж вывоз.зерно, пеньку, сало. Привозят полуфабрикаты, продукт полуготовый.


мин.











Закрепление



Вывод






Рефлексия.




Выставление отметок. д/з

П.7.

1- Какие реформы пыталось провести правительство после войны?

2- Дайте оценку внутренней политике Александра Ι в форме «синквейна»

.

3.Найдите на карте районы предприятий легкой промышленности, предприятий

металлургической и металлообрабатывающей промышленности.

4. Установите и покажите на карте районы добычи каменного угля.


- Сформулируйте выводы по сегодняшнему уроку.


Экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, нужно от него отказываться, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. В экономическом развитии страны начинается новый этап.






Ученики оценивают свою деятельность и друг – друга.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс

Автор: Лаврова Галина Михайловна

Дата: 28.06.2017

Номер свидетельства: 423342

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства