Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс
Цель урока: сформировать у учащихся представление о социально – экономическом развитии после Отечественной войны 1812 г. Показать, что экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г. Урок 8 класс»
Социально-экономическое развитие после Отечественной войны 1812 г.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о социально – экономическом развитии после Отечественной войны 1812 г. Показать, что экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин.
Задачи:
Образовательная: создать условия для понимания учащимися противоречивости внутриполитического курса Александра 1. В сфере социально – экономического развития в послевоенные годы, рассмотреть причины отказа от реформ. Суть «Аракчеевщины».
Развивающие: Создать условия для: развития логического и образного мышления , формирования навыков поисковой и исследовательской деятельности, умение осмысливать события и явления действительности на основе исторического анализа, творчески применять исторические данные;
предметные: Составлять хронологические и синхронистические таблицы исторических событий, процессов;
проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом
соотносить единичные факты и общие явления
совершенствовать умения ориентироваться в различных источниках информации, включая умение критически оценивать и интерпретировать информацию.
Воспитательная: Воспитание патриотизма, гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;. Формирование навыков сотрудничества со сверстниками, ведения диалога, умения находить общие цели и сотрудничать для их достижения.
Оборудование урока: компьютер, медиа проектор, электронная презентация, карта «Экономическое развитие России в первой половине 19 века». Учебник А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной История России. XIX век». 8 класс.
План урока: 1. Экономический кризис 1812—1815 гг
2. Отмена крепостного права в Прибалтике.
3. Аграрный проект А. А. Аракчеева.
4. Военные поселения
5. Развитие промышленности и торговли.
Основные понятия урока: экономический кризис; тарифный устав; военные поселения; легкая промышленность; промышленные центры; паровые машины; полуфабрикаты.
Основные даты: 1812—1815 гг. — экономический кризис в России; 1816— 1819 гг. — законы об отмене крепостного права в Эстляндии, Курляндии и Лифляндии.
Персоналии: А. А. Аракчеев.
Форма урока: урок усвоения новых знаний и первичного закрепления, с элементами технологии развития критического мышления
Задание на урок:
Соответствовала ли деятельность правительства задачам экономического развития страны? Ответ обоснуйте.
Технологическая карта урока по технологии критического мышления
Этап урока: I вызов.
Цель этапа. Актуализация опорных знаний учащихся по изученным либеральным проектам Александра 1.Мотивировать учеников к активной деятельности на уроке и дома.
Деятельность
учителя
Деятельность
учащихся
Педагогические
приемы
Система ожидаемых результатов
Учитель предлагает:
1) ученикам ответить на вопрос Какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра 1 до войны? (проект государственного переустройства Сперанского- создание Государственного совета. Крестьянский вопрос-указ о вольных хлебопашцах, 2) сделать вывод о значении данных реформ для России;
3) ответить на проблемный вопрос, который подведет учащихся к пониманию важности данной темы..
1Отвечают на вопросы.
2. Говорят о том, что указ не посягал на основы дворянского землевладения. Главным ее пунктом было провозглашение суверенитета не народа, как было записано в большинстве конституций, а императорской власти.
3. Отвечают на проблемный вопрос: «Почему Александр не использовал значительное укрепление своего авторитета после войны для продолжения реформ??»
1.Знание фактического материала.
2.Устанавливление причинно-следственных связей.
3. Умение давать оценку результатам деятельности Александра I.
Этап урока: II вызов.
Цель этапа. Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями.
Одновременная демонстрация презентации по теме –
Формулирование темы и цели урока.
Организация решения задач:
1. Проанализировать состояния экономики России после Отечественной войны 1812 года.
2. Понять особенность и основные направления экономической политики Александра I.
3. Охарактеризовать итоги экономического развития;
- Вступительное слово учителя по 1 вопросу.
- - Предлагает составить кластер на основе главных смысловых блоков.
- Выделение в 1вопросе причин отставания России от западных держав.
- Записать в тетрадь тему и основные направления экономической политики.
- Работа с терминами.
- Работа с текстом учебника по §7.
- Составление кластера.
- Защита результата группы у доски.
Работа в парах.
Составление кластера.
Работа с документами.
Формирование умений:
- проводить поиск необходимой информации и преобразовывать ее графическим способом;
- соотносить единичные факты и общие явления;
- объяснять смысл и значение исторических понятий;
- объяснять, в чем состояли мотивы цели и результаты деятельности Александра I.
- формирование критического мышления.
Этап урока: III рефлексия.
Цель этапа. Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником. Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
- Предлагает подвести итоги экономических преобразований к концу правления Александра I.
- - Объясняет домашнее задание.
- Ученики делают выводы по новой теме.
- Подводят итоги деятельности АлександраI в экономической сфере.
- Оценивают собственную деятельность.
- Получают домашнее задание.
Развитие способности анализировать, обобщать, сопоставлять новое с ранее изученным.
КОНСПЕКТ УРОКА.
№ п\п
Этап урока
Содержание этапа урока
Время
1.
Начало урока. Организационный момент.
Приветствие. Психологический настрой на урок. Концентрация внимания учащихся посредством беседы
1 мин.
2.
Ориентационно-мотивационный этап.
1.Вступительное слово учителя: В начале 19 века Россия вышла победительницей из тяжелого противостояния с наполеоновской Францией и содействовала освобождению от иноземного господства некоторых европейских народов. Однако успехи имели и обратную сторону: в стране был законсервирован существовавший строй, сохранялось крепостное право. Экономический кризис 1812 – 1815г. Потряс Россию. В этих условиях вопрос о необходимости преобразований тайно и открыто обсуждался в высших слоях общества.
1 мин.
3.
Актуализация знаний.
.Вспомните, какие две основные проблемы пыталось решить правительство Александра Ι до войны?
Ответ: На первый план выступили проблемы принятия конституции и отмены крепостного права.
Удалось ли выполнить эти проекты?
Ответ: нет: Александр 1. Отказался от реформ. Почему? Что заставило императора пойти напопятную ?попятную?
3мин.
4
Проверка
домашнего задания
Назовите задачи внутренней политики послевоенного времени. Какие задачи нужно было решить в первую очередь? Что хотели изменить граждане? О чем думали? О чем мечтали?
Свободомыслящее дворянство – о конституции;
Крестьяне, отстоявшие Родину – об отмене крепостного права;
Многие народы (особенно поляки) о приближении российских законов к западно – европейским;
послаблений в национальном в национальной политике;
Восстановление разоренных западных районов страны;
Отечественная война и Заграничные походы русской армии стали серьезным испытанием для экономикиРоссии.
Вопрос:вчемвывидитеглавные причины экономическогокризисав России в 1812-1815гг.
Ответ: Конечно это в первую очередь война 1812 года. Военные и материальные ресурсы истощены.В стране –разруха .На ведение войны потрачены огромные деньги. Выплаты пособий жителям разрушенных городов. «Континентальная блокада». Это и привело к кризису.
Работа с понятием экономический кризис (учебник )
5
рефлексия
Изучение нового материала
6
2 этап Новая тема
Целеполагание
Слайд1
Слайд 2
Слайд3
Слайд4
Слайд5
На прошлых уроках мы изучали Россию в годы Отечественной войны 1812года. Вопросы: Кто страдает в военное время больше всего? Ответ: народ, общество.(социум). Значит сегодня мы будем рассматривать общественное или социальное развитие, но этого недостаточно.
Когда мы говорим о разрушенных городах, о находящемся в упадке крестьянском хозяйстве- то говорим о какой сфере хозяйства?
Ответ: Об экономике. Попробуйте определить тему и цели урока Чтобы в целом представить картину социально – экономическое развитие .Составляем кластер. Последствия войны.
Что спасло Россию от окончательного краха? Работа с понятием – тарифный устав 1810. И денежная помощь Англии. Работа с уч-ком. 41 с.
Вопрос: Какие задачи должно решать правительство, чтобы преодолеть последствия войны?
Составляем кластер - задачи правительстваи первой задачей стала отмена кр.пр. в Прибалтике.
Продолжаем составление кластера - Отмена крепостного права в Прибалтике 1818-1819г.
Я. Ребята, обратите внимание Эстляндия, Курляндия и Лифляндия сегодня называются Эстония, Литва и Латвия.
Решить таким же образом крестьянский вопрос стали заявлять помещики и других земель. Император дал секретное указание о разработке общероссийской крестьянской реформы генералу Алексею Андреевичу Аракчееву. Сообщение об А.А. Аракчееве.
. Работа с текстом учебника (§ 6, стр. 46-47, 1 абзац)
(Учащиеся читают текст и выявляют суть проекта отмены крепостного права Аракчеева А.А.)
Вопросы для обсуждения:
- Чьи интересы защищал проект? Ответ - помещиков. Продажа крестьян для них было делом добровольным
- Был ли реален проект в условиях России?с.42.да в то время реален.
- Почему проект не был принят?
- Назовите общие черты всех известных вам проектов отмены крепостного права.
Все проекты предполагали освободить крестьян без земли. А сможет ли крестьянин прожить без земли?
Ответ нет, крестьянин сам будет вынужден идти к помещику на поклон и вновь попадет в зависимость Был ли принят проект? Нет. Министр финансов заявил, что денег на покупку крестьян нет.
.
Логический подход: Таким образом, задача решена не была.
Продолжаем составлять кластер. Проекты Аракчеева. Работа с учебником.
Слайд 6
Слайд 7
Слайд 8
Слайд 9
Слайд 10
Условие работы над проектом
Не заключать в себе никаких мер, стеснительных для помещиков
Логический переход: Несмотря на отказ Александра Ι от либеральных преобразований, один проект в этот период был реализован – Военные поселения, разработанный .А А. .Аракчеевым.
Главная идея проекта - в условиях экономического кризиса сократить расходы на содержание армии.
Сообщение о поселениях.
«Аракчеевщина» – термин связан с появлением поселений символизирует все реакционное и жесткое.
. Работа по вариантам с документами и текстом учебника
Ι вариант: документ Аракчеев А.А.: всесильный властитель или покорный исполнитель?
(см. приложение № 2) Задание к документу
- Что означает понятие «аракчеевщина»? Почему Аракчеев занял место второго после царя человека в государстве?
- Выделите черты характера Аракчеева и определите его взаимоотношение с Александром Ι.
ΙІ вариант:
1) работа с текстом учебника § 6 стр. 43, 2 ост. абзац.
Вопросы:
- Цели создания военных поселений? - Как они создавались?
2) работа с документом (см. приложение № 3)
(учащиеся отвечают на вопросы к документу)
.
Главная идея проекта - в условиях экономического кри зисзиса сократить расходы на содержание армии.
Сообщение о поселениях.
Слайд 11
4.
Слайд 12
Работа с таблицей З.Х.У.
Развитие промышленности и торговли.
Общая характеристика развития промышленности и торговли.
З
Х
У
Пром-тьи торговля разв.
Фабрик больше в 2 раза.
Кол-во раб. Выросло в.2,5 раза
Какой была эффективность фабрик, какие факторы влияли на развитие промышленности.
Развивалась новая отрасль- легкая, изделия на внутр. Рынок. Расширение вн. Рынка. Применяются паровые машины. Строя каналы. Первый русск. Пароход»елизавета» ярмарки,за рубеж вывоз.зерно, пеньку, сало. Привозят полуфабрикаты, продукт полуготовый.
мин.
Закрепление
Вывод
Рефлексия.
Выставление отметок. д/з
П.7.
1- Какие реформы пыталось провести правительство после войны?
2- Дайте оценку внутренней политике Александра Ι в форме «синквейна»
.
3.Найдите на карте районы предприятий легкой промышленности, предприятий
металлургической и металлообрабатывающей промышленности.
4. Установите и покажите на карте районы добычи каменного угля.
- Сформулируйте выводы по сегодняшнему уроку.
Экономическое развитие России в начале 19 века показало, с одной стороны, неэффективность крепостного труда, нужно от него отказываться, а с другой – возможности развития фабричного производства, основанного на применении паровых машин. В экономическом развитии страны начинается новый этап.
Ученики оценивают свою деятельность и друг – друга.