Социальная история России во второй половине XVIII столетия
Социальная история России во второй половине XVIII столетия
Конспект урока по истории для 7 класса, на тему"Социальная история России во второй половине XVIII столетия", разработан с учетом возрастных особенносте учащихся. Конспект урока разработан к учебнику История России 7 класс, авторы П.А. Баранов, В.Г. Вовина, И.М. Лебедева и др.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Социальная история России во второй половине XVIII столетия »
История 7 класс
Тема: . Социальная история России во второй половине XVIII столетия
Цели: объяснить смысл выражения «золотой век русского дворянства»; почему способы борьбы с несправедливостью, применяемые Пугачевым, приводили к неоправданной жестокости, гибели ни в чем не повинных людей, бессмысленным разрушениям; познакомить с понятиями и терминами сословия, черта оседлости, мещане, гильдия.
Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на исторической карте очаги восстаний; определять причины и последствия событий; сравнивать положение помещичьих и государственных крестьян во второй половине XVIII в.; работать в группе: объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.
Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности Екатерины II в социальной сфере; выразить свое отношение к противоречивой политике императрицы.
Оборудование: карта «Крестьянское восстание под предводительством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг.»; мультимедийная презентация.
Тип урока: исследование.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
На предыдущих уроках мы говорили о внутренней политике России. Анализировали государственную политику императрицы. А каково же было положение различных слоев населения России в период ее правления? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.
Тема урока; «Социальная история России во второй половине XVR1 столетия».
(Показывает презентацию.)
План урока
1. Подданные Российского государства;
• «Золотой век» русского дворянства;
• крестьянство;
• купечество.
2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.
III. Введение в новый материал
В истории сословий России можно различить следующие периоды.
Древнейший период (до конца XV в.) характеризуется отсутствием юридических разграничений между сословиями, неустойчивостью сословных связей и крайней слабостью сословной организации.
Во втором периоде (XVI—XVII вв.) сословия обособляются под прямым давлением государственной власти. Правительство постепенно закрепощает сословия, определяя их на различную государственную службу, и тем самым создает границы между сословиями и дает им принудительную организацию.
Третий период (XVIII в.) состоял в раскрепощении сословий; правительство пытается дать дворянам, промышленникам, куп-нам сословные привилегии и более свободную сословную организацию. Как это происходит в России, определим на уроке.
IV. Работа по теме урока
1. Подданные Российского государства
- Представим себя в виде исследователей, которые должны, изучив материал, дать характеристику подданных России середины XVIII в. Для эффективной работы необходимо разделиться на группы.
Задание для первой группы: работая с пунктом I § 30, составить схему «Подданные Российской империи».
Презентация работы первой группы
Задание дм второй группы: работая с пунктом 2 § 30, найти факты, подтверждающие, что для русского дворянства XVIII в. был «золотым веком».
Презентация работы второй группы
«Жалованная грамота дворянству» свела воедино все привилегии дворянства и юридически закрепи т его господствующее положение в хозяйстве и политике
Дворянство освобождалось от:
• подушной подати;
• расквартирования войсковых частей и команд;
• телесных наказаний;
• обязательной службы.
Дворянство имело право:
• неограниченного распоряжения имением;
• владеть домами в городах:
• право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей;
• собственности на недра Земли;
• иметь свои сословные учреждения;
• собственности на землю, но в грамоте не говорилось ни слова о монопольном прайс иметь крепостных.
Изменилось наименование 1-го сословия: не «дворянство», а «благородное дворянство».
Запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления.
Имения надлежало передавать законным наследникам
Задание для третьей группы: работая с пунктом 3 § 30, дать характеристику крестьянства в середине XVIII в.
Презентация работы третьей группы
Задание для четвертой группы: работая с пунктом 4 § 30, дать характеристику купечества в середине XVIII в.
Презентация работы четвертой группы
2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева
Недавно мы познакомились с казацко-крестьянским восстанием под предводительством Степана Разина.
— Работая с пунктом 5 § 30, сравните восстание Емельяна Пугачева с восстаниями Степана Разина и Кондратия Булавина по следующему плану:
1. Причины восстания.
2. Район восстания.
3. Состав восставших.
4. Наличие четкой программы действий.
5. Итоги восстания.
6. Причины поражения.
(Проверка выполнения задания.)
- Познакомьтесь с мнением историка Н.Я. Эйдельмана, который так определил значение пугачевского бунта: « Вообще в России с крестьян драли три шкуры, но, если бы не Болотников, Разин, Булавин, Пугачев, — содрали бы все десять... “Низы” ограничивали всевластие “верхов”, не давая им съесть народ... К тому же великая, страшная энергия неграмотного бунта эхом отзовется в России грамотной, стране Радищева и Пушкина...» Прокомментируйте точку зрения ученого.
V. Подведение итогов урока
— Как вы думаете, почему способы борьбы с несправедливостью. применяемые Пугачевым, приводили к неоправданной жестокости, гибели ни в чем не повинных людей, бессмыслеин ым разрушения м?
(Учащиеся высказывают свое мнение, подводятся итоги работы на уроке.)