kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Социальная история России во второй половине XVIII столетия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по истории для 7 класса, на тему"Социальная история России во второй половине XVIII столетия", разработан с учетом возрастных особенносте учащихся. Конспект урока разработан к учебнику История России 7 класс, авторы П.А. Баранов, В.Г. Вовина, И.М. Лебедева и др. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Социальная история России во второй половине XVIII столетия »

История 7 класс

Тема: . Социальная история России во второй половине XVIII столетия

Цели: объяснить смысл выражения «золотой век русского дво­рянства»; почему способы борьбы с несправедливостью, приме­няемые Пугачевым, приводили к неоправданной жестокости, ги­бели ни в чем не повинных людей, бессмысленным разрушениям; познакомить с понятиями и терминами сословия, черта оседлости, мещане, гильдия.

Планируемые результаты: учащиеся научатся показывать на исторической карте очаги восстаний; определять причины и последствия событий; сравнивать положение помещичьих и государственных крестьян во второй половине XVIII в.; рабо­тать в группе: объяснять изученные положения на конкретных примерах; доказывать свою точку зрения; выступать публично; осмысливать теоретический материал; выполнять познавательные и проблемные задания.

Отношения, ценности, внутренние установки: дать оценку деятельности Екатерины II в социальной сфере; выразить свое отношение к противоречивой политике императрицы.

Оборудование: карта «Крестьянское восстание под предводи­тельством Е.И. Пугачева 1773-1775 гг.»; мультимедийная пре­зентация.

Тип урока: исследование.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

На предыдущих уроках мы говорили о внутренней политике России. Анализировали государственную политику императрицы. А каково же было положение различных слоев населения России в период ее правления? Обсудим этот вопрос на нашем уроке.

Тема урока; «Социальная история России во второй половине XVR1 столетия».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. Подданные Российского государства;

• «Золотой век» русского дворянства;

• крестьянство;

• купечество.

2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева.

III. Введение в новый материал

В истории сословий России можно различить следующие пе­риоды.

Древнейший период (до конца XV в.) характеризуется отсут­ствием юридических разграничений между сословиями, неустой­чивостью сословных связей и крайней слабостью сословной ор­ганизации.

Во втором периоде (XVI—XVII вв.) сословия обособляются под прямым давлением государственной власти. Правительство постепенно закрепощает сословия, определяя их на различную государственную службу, и тем самым создает границы между сословиями и дает им принудительную организацию.

Третий период (XVIII в.) состоял в раскрепощении сословий; правительство пытается дать дворянам, промышленникам, куп-нам сословные привилегии и более свободную сословную органи­зацию. Как это происходит в России, определим на уроке.

IV. Работа по теме урока

1. Подданные Российского государства

- Представим себя в виде исследователей, которые должны, изучив материал, дать характеристику подданных России середины XVIII в. Для эффективной работы необходимо разделиться на группы.

Задание для первой группы: работая с пунктом I § 30, составить схему «Подданные Российской империи».










Презентация работы первой группы

Задание дм второй группы: работая с пунктом 2 § 30, найти факты, подтверждающие, что для русского дворянства XVIII в. был «золотым веком».

Презентация работы второй группы

«Жалованная грамота дворянству» свела воедино все привилегии дворян­ства и юридически закрепи т его господствующее положение в хозяйстве и политике

Дворянство освобождалось от:

• подушной подати;

• расквартирования войсковых частей и команд;

• телесных наказаний;

• обязательной службы.

Дворянство имело право:

• неограниченного распоряжения имением;

• владеть домами в городах:

• право заводить в имениях предприятия и заниматься торговлей;

• собственности на недра Земли;

• иметь свои сословные учреждения;

• собственности на землю, но в грамоте не говорилось ни слова о монопольном прайс иметь крепостных.

Изменилось наименование 1-го сословия: не «дворянство», а «благо­родное дворянство».

Запрещалось производить конфискацию имений дворян за уголовные преступления.

Имения надлежало передавать законным наследникам

Задание для третьей группы: работая с пунктом 3 § 30, дать характеристику крестьянства в середине XVIII в.














Презентация работы третьей группы

Задание для четвертой группы: работая с пунктом 4 § 30, дать характеристику купечества в середине XVIII в.

Презентация работы четвертой группы

2. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева

Недавно мы познакомились с казацко-крестьянским восста­нием под предводительством Степана Разина.

— Работая с пунктом 5 § 30, сравните восстание Емельяна Пугачева с восстаниями Степана Разина и Кондратия Бу­лавина по следующему плану:

1. Причины восстания.

2. Район восстания.

3. Состав восставших.

4. Наличие четкой программы действий.

5. Итоги восстания.

6. Причины поражения.

(Проверка выполнения задания.)

- Познакомьтесь с мнением историка Н.Я. Эйдельмана, ко­торый так определил значение пугачевского бунта: « Вообще в России с крестьян драли три шкуры, но, если бы не Бо­лотников, Разин, Булавин, Пугачев, — содрали бы все десять... “Низы” ограничивали всевластие “верхов”, не давая им съесть народ... К тому же великая, страшная энергия неграмотного бунта эхом отзовется в России грамотной, стране Радищева и Пушкина...» Прокомментируйте точку зрения ученого.

V. Подведение итогов урока

— Как вы думаете, почему способы борьбы с несправедли­востью. применяемые Пугачевым, приводили к неоправ­данной жестокости, гибели ни в чем не повинных людей, бессмыслеин ым разрушения м?

(Учащиеся высказывают свое мнение, подводятся итоги ра­боты на уроке.)

Домашнее задание (дифференцированное)

1. Для сильных учеников - § 30, задание 4.

2. Для средних учеников - § 30, задание 2.

3. Для слабых учеников - § 30, задание 3.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Социальная история России во второй половине XVIII столетия

Автор: Савицкая Людмила Анатольевна

Дата: 08.05.2015

Номер свидетельства: 209313

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(44) "Россия до и после Петра I"
    ["seo_title"] => string(28) "rossiia-do-i-poslie-pietra-i"
    ["file_id"] => string(6) "314382"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1459686004"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства