Традиционные и инновационные приёмы работы с основным текстом учебника истории
Традиционными приёмами работы с учебным текстом на уроках истории и в домашней работе учащихся считаются планы. Заметим, что, называя их традиционными, мы не считаем их устаревшими, отжившими свой век и обязанными уступить дорогу ранее неизвестным «заморочкам», типа кластеров, фишбоунов и т.п. К сожалению, богатый арсенал разнообразных видов планов, предложенных методистами советского времени (П.В.Гора, Н.И.Запорожец и др.), так и остался невостребованным в массовой педагогической практике.
Кратко представим виды учебных планов для аналитической работы с разными видами учебных исторических текстов.
Развёрнутый план отличается более сложной структурой и не сёт дополнительную функцию — научить школьников не только выде лять и кратко формулировать основные идеи источника, но и нахо дить в нём положения, раскрывающие, конкретизирующие, подтверждающие главные мысли. Работа над развёрнутым планом тоже начинается с чтения (прослушивания) и осмысления текста целиком, расчленения его на законченные по смыслу части и их оглавления. При повторном чтении школьники анализируют содержание каждой части, выделяют и в виде подпунктов выписывают необходимые сведения. Проверяя работу, важно убедиться, что названия пунктов и подпунктов развёрнутого плана не дублируют друг друга, последних достаточно для аргументации основных положений, а в целом содержи ние плана не искажает и не сужает информацию и логику источника.
Типичными недостатками ученических планов по истории явля ются следующие.
1. В формулировках плана не учитывается характер изложения учебного текста (описание/повествование/объяснение) и задачи его изучения.
2. Содержание плана не соответствует его теме, не раскрывает её,
3. Учебный текст делится на части механически, что говорит о не понимании его смысла учащимся.
4. Пункты и подпункты развёрнутого плана оказываются равнозна ными по своей информационной нагрузке и функциональным обяза ностям.
5. Содержание плана не отражает всего содержания текста или пр восходит его.
6. Пункты и подпункты плана формулируются абстрактно, истори чески некорректно, т.е. без дат и имён, названия фактов и т.п.
Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова "Как преподавать историю в современной школе: теория и методика"