kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сословный характер культуры. повседневная жизнь обитателей городов и деревень

Нажмите, чтобы узнать подробности

СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОБИТАТЕЛЕЙ ГОРОДОВ И ДЕРЕВЕНЬ
 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сословный характер культуры. повседневная жизнь обитателей городов и деревень»

ИСТОРИЯ

ТЕМА. СОСЛОВНЫЙ ХАРАКТЕР КУЛЬТУРЫ. ПОВСЕДНЕВНАЯ ЖИЗНЬ ОБИТАТЕЛЕЙ ГОРОДОВ И ДЕРЕВЕНЬ

Учебник. Всеобщая история. Читать параграф 4

Цель: познакомить учащихся с развитием европейской культуры сословный быт, обычаи и нравов XVIII в., развивать критическое мышление, воспитывать уважение к историческому прошлому

Ход урока

1. Изучение нового материала

В XVIII в. численность населения Европы продолжала расти. В начале столетия она составляла около 130 млн человек, а к началу XIX в. — около 190 млн человек.

Подавляющее большинство людей, как и раньше, жили в деревне. Те, кто не мог прокормить себя сельским трудом, покидали родные места и отправлялись в города на поиски работы. Число городских жителей неуклонно росло, особенно в Англии и Пруссии, где горожане составляли около четверти населения. Крупнейшими городами Европы XVIII в. стали Лондон (675 тыс. человек), Париж (около 600 тыс. человек), Неаполь (300–400 тыс. человек), Амстердам и Вена (более 200 тыс. человек).

Продолжительность жизни по сравнению с предыдущими столетиями выросла, но всё же она была гораздо меньше, чем в наше время — около 50–60 лет, хотя встречались и долгожители: Исаак Ньютон прожил 84 года, французский король Людовик XIV — 77 лет. Увеличение продолжительности жизни — следствие улучшения условий существования, прогресса медицины и гигиены. Правда, довольно высоким оставался уровень детской, особенно младенческой, смертности.


Семьи, как правило, были многодетными — по 5–7 детей, а то и больше. Каждая семейная пара старалась жить отдельно. Большие семьи, в которых совместно проживало три поколения, теперь составляли только 10–15% семей. В брак вступали те, кто был способен обзавестись своим жильём, прокормить и обеспечить семью. В силу этих причин в XVIII в. люди женились и выходили замуж обычно позднее, чем прежде, — в возрасте 25–27 лет. Однако среди высшей знати продолжали заключать ранние браки в угоду династическим интересам. Например, будущая французская королева Мария Антуанетта была выдана замуж в 15 лет.

На протяжении всего Нового времени, в том числе в XVIII в., человеческая жизнь оставалась очень хрупкой. Ей угрожали войны, голод, эпидемии. Одни болезни, такие как проказа и чума, наводившие ужас в Средние века, исчезали или теряли эпидемический характер в Западной Европе. Другие, например оспа, свирепствовали в XVIII в. с особенной силой. С эпидемиями пытались бороться: больных изолировали, их одежду сжигали, устраивали карантины в портах. Но эти методы были несовершенны, а оспопрививание оставалось рискованным шагом вплоть до открытия Э. Дженнера.

Городские улицы

Распространению всевозможных болезней способствовали антисанитарные с современной точки зрения условия жизни европейцев. Только самые богатые люди имели у себя дома ванны, остальные ходили в бани. Однако во многих местах бани закрывали, так как они становились источником распространения инфекционных заболеваний. Помои и нечистоты выливали прямо на улицу. Запрещать это стали только во второй половине XVIII в.

Из книги французского писателя XVIII в. Л.С. Мерсье «Картины Парижа»

Парижские базары грязны, отвратительны. Они представляют собой сплошной хаос, в котором все продовольственные припасы нагромождены в полнейшем беспорядке… во время дождя вода с крыш льётся или капает в корзины с яйцами, овощами, фруктами, маслом и прочим. Прилегающая к базарам местность совершенно непроходима; самые же площади очень малы и тесны, и экипажи грозят раздавить вас, пока вы торгуетесь с крестьянами… Шум и говор здесь так сильны, что нужно обладать сверхчеловеческим голосом, чтобы быть услышанным…

Как вы охарактеризуете описанное современником санитарное состояние парижских рынков? Какие угрозы для здоровья людей оно несло?

Жилище

Дома знати и зажиточных горожан в XVIII в. стали строиться с учётом возросших требований комфорта повседневной жизни. Наряду с расположением комнат анфиладой, то есть одна за другой, в течение XVIII в. вводилась коридорная система планировки — в каждую комнату можно было войти, не проходя через остальные. Это позволяло обрести покой и уединение. Появилось больше разнообразной мебели — комоды, столики, письменные столы, диваны, кушетки.

Благодаря большим застеклённым окнам комнаты стали светлее, а воздух в них — свежее. Но до полного комфорта ещё было далеко. В домах не всегда имелись уборные, ванные комнаты. Привычными обитателями человеческого жилья — от лачуг бедняков до дворцов аристократов — были блохи, вши и клопы.

Устройство крестьянских жилищ почти не менялось веками — оно редко делилось на комнаты, как правило, все члены семьи жили в общем помещении со скудной обстановкой.

Еда и напитки

Питание европейцев XVIII в. зависело и от страны проживания, и от сословных различий. Лидером по потреблению хлеба была Франция. Зато в Англии ели больше мяса по сравнению с другими западноевропейскими государствами. Состоятельным людям было доступно свежее мясо, беднота же потребляла солонину, а также рыбу — в основном треску и сельдь.

С XVIII в. в повседневный рацион европейцев вошли завезённые из Нового Света кукуруза и картофель, долгое время воспринимавшиеся как заморские диковинки. Распространение картофеля шло с трудом. Даже в знаменитой «Энциклопедии», составленной просветителями, было написано, что картофель вреден для желудка. Лишь к концу столетия высокие вкусовые и питательные качества картофеля были оценены по достоинству.

Трапезы государей и знати делились на несколько перемен блюд — закуски и супы; жаркое; салаты и овощные кушанья; десерт, сыры и фрукты. Богатые люди демонстрировали свой достаток, потребляя экзотическую пищу, например черепаховый суп, тропические плоды, или удивляли гостей, среди зимы подавая к столу выращенные в оранжереях ананасы, виноград, землянику. В XVIII в. были выработаны правила поведения за столом, многие из которых приняты и в наши дни.


Одежда

На протяжении XVIII в. вкусы европейцев в одежде неоднократно менялись. Долгое время в Европе господствовала французская мода, а к концу столетия стали популярными наряды «в английском вкусе». Это касается, прежде всего, нарядов знати, так как костюмы простолюдинов в разных странах сильно отличались.

Мужчины-дворяне и зажиточные представители третьего сословия носили белоснежные рубашки из тонкого полотна с пышными кружевными манжетами и разрезом, спереди украшенным оборками и кружевами. Затем надевали камзол или жилет, который застёгивался до середины груди. Поверх камзола носили кафтан — однобортную одежду нараспашку с полами до колен. На ноги надевались белые шёлковые чулки, а поверх них — кюлоты, узкие штаны до колен. Лицо мужчины гладко брили. Волосы на голове завивали в локоны или гладко зачёсывали назад, перехватывая их чёрной лентой или забирая в мешочек чёрного цвета. Волосы пудрили, некоторые коротко стриглись и носили напудренные парики.

Английская мода второй половины XVIII в. привнесла в мужской костюм бо́льшую строгость формы и цвета. Теперь он состоял из синего суконного фрака, короткого жилета, длинных штанов, сапог с отворотами и круглой шляпы. Парики вышли из моды.

Женщины носили длинные широкие платья. При этом талия стягивалась корсетом, а юбка лежала на каркасе из китового уса или ивовых прутьев. К 1780-м гг. жёсткие каркасы вышли из моды, и платья стали напоминать античные одеяния, ниспадающие мягкими складками. Большим разнообразием отличались женские причёски, которые в середине столетия были весьма сложными, а к началу XIX в. упростились.

В XVIII в. постепенно распространялись близкие к современным представления о гигиене. Модными веяниями времени стали чистая одежда, отсутствие неприятных запахов; сформировалось представление о том, что культурный человек непременно должен быть опрятным. Общепринятым было ежедневное умывание лица и рук. Рот споласкивали водой, зубы чистили деревянными палочками или зубными щётками из щетины, применяли зубной порошок. Ванны принимали реже, чем в наши дни, однако монархи и знать ежедневно использовали душистые лосьоны для протирания тела, часто меняли бельё. Простолюдинам такая роскошь была недоступна.

Просвещение и общество

Пропаганда знаний просветителями сказалась на традициях семейного воспитания и образования в ХVIII в. Родители стали уделять больше внимания воспитанию детей, чаще проводить с ними время, тогда как прежде в дворянских семьях их с малолетства отдавали на попечение кормилиц, нянек и учителей; общаться с детьми было не слишком принято. Умственные способности и склонности детей к тем или иным занятиям начали осознанно подмечать и развивать. Поклонники Руссо закаляли детей. Хотя телесные наказания были широко распространены в ХVIII в. в семье и в школе, у них появилось много противников, считавших, что порка — это насилие над личностью ребёнка.

Заметных успехов достигло образование, грамотных людей стало больше. Наряду с мальчиками, школы посещали и девочки. Однако в женском образовании больше внимания уделялось не изучению наук, а развитию хороших манер, умений танцевать, музицировать, вести хозяйство. Большое значение в образовании дворянок придавалось освоению иностранных языков, для дочерей небогатых людей считалось достаточным обучение чтению, письму, счёту, навыкам домоводства и рукоделия.

В ХVIII в. зародилось такое явление, как государственная образовательная политика. Фридрих II Прусский и император Иосиф II ввели в своих странах обязательное начальное обучение. Успешно развивалось книгоиздание. Если в Англии в 1710 г. было издано 20 тыс. книг, то в 1790-м — уже 65 тыс. Читали не только книги, но и периодические издания (альманахи, журналы, газеты). Создавались публичные библиотеки, читательские клубы. Чтение стало привычным занятием не только горожан и дворянства. Крестьяне, ремесленники, слуги читали специально выпускавшиеся для них дешёвые книги с незатейливыми картинками, как правило, или назидательного содержания, или рассказывающие о занимательных приключениях. Некоторые писатели сочиняли для читателей из народа книжки, излагавшие в упрощённой форме идеи Просвещения. Образованные круги зачитывались романами, философскими и политическими трактатами.

Просвещённые, высокообразованные люди стремились общаться между собой, обмениваться идеями, обсуждать прочитанное. В моду вошли сало́ны — частные дома, где собирались люди с общими интересами — политики, поклонники искусства, литераторы, художники. В салонах велись беседы на самые разные темы, там же узнавали свежие новости. Появились многочисленные научные и философские общества, кружки, члены которых устраивали публичные лекции, научные конкурсы, выставки и концерты. Читающая публика выносила свои суждения обо всём. Появились возможности для формирования широкого общественного мнения по важнейшим проблемам, которое ярко заявило о себе уже в эпоху Французской революции. Ещё более усилилось его влияние на все сферы жизни общества в XIX в.

Домашнее задание

Читать параграф 4

Выписать определение С. 47

Урбанизация -

Ответить письменно на вопрос

Какими качествами должен обладать цивилизованный человек?








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Сословный характер культуры. повседневная жизнь обитателей городов и деревень

Автор: Виктория Михайловна Клёсова

Дата: 07.11.2023

Номер свидетельства: 639460


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства