kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Система практических учебных занятий (работа с контурной картой) в 5 классе по теме «Древний Египет».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Система практических учебных занятий (работа с контурной картой) в 5 классе по теме «Древний Египет». Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов обучения для качественного усвоения картографии становится одной из главных в педагогической и методической науках.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Система практических учебных занятий (работа с контурной картой) в 5 классе по теме «Древний Египет».»

Система практических учебных занятий (работа с контурной картой) в 5 классе по теме «Древний Египет».


Автор – учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Бородинская СОШ»
Позднякова Наталья Валерьевна


! В истории знай точно даты и года,

И помни: ты без карты никуда.


Исторические события происходят как во времени, так и в пространстве. Лишь в связи с определенными пространственными условиями могут быть поняты многие исторические события. Современные требования к подготовке учащихся общеобразовательной школы по истории предполагают улучшение качества усвоения исторического материала, а значит и совершенствования картографических знаний и умений как составной части исторического образования. Проблема создания условий, выбора методов обучения для качественного усвоения картографии становится одной из главных в педагогической и методической науках.


Цели:


  • сформировать у учащихся 5 класса историко-географические представления и понятия, т.к без картографических знаний политическая история древних государств не может быть понята и усвоена.

  • показать какую роль в жизни людей в древности играла географическая среда.

  • объяснить, как знание карты помогает установить преемственность между древним миром и нашим временем.

  • сформировать представление о единстве исторического процесса.

  • научить учащихся читать карту и работать с контурными картами.


Задачи:


  • изучить историко-географические понятия, нужные для изучения курса «История Древнего мира».

  • научиться читать историческую карту с опорой на легенду.

  • выполнять практические и самостоятельные работы на контурной карте с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.


Данная методическая разработка представляет собой систему практических занятий, состоящую из 7 тем, связанных между собой. Каждый предыдущий урок работае6т на последующий.


Тема главы: «Древний Египет».


Учебный курс: история Древнего мира. Раздел –Древний Египет.

Учебник «История Древнего мира» (А.А. Вигасин, Г.И. Годер).


Оборудование урока: Настенная карта: «Древний Египет», компьютер, проектор, компьютерная презентация «Работа с контурной картой на уроках истории Древнего мира в 5 классе», Учебное электронное издание. Всеобщая история 5,6 классы.


  • Данная глава включает в себя 7 тем:


  1. Государство на берегах Нила.

  2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

  3. Жизнь египетского вельможи.

  4. Религия древних египтян.

  5. Искусство Древнего Египта.

  6. Письменность и знания древних египтян.

  7. Военные походы фараонов.


Географическое положение Египта определяется сначала на знакомой пятиклассникам физической карте полушарий. Задания в контурной карте выполняются по мере прохождения теоретического материала.


Урок 1. Государство на берегах Нила.


Цель: формирование представлений об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.


Задача: выполнить в контурной карте задания №1.


Урок 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.


Цель: формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников.


Задача: выполнить в контурной карте задание №2.


Урок 3. Жизнь египетского вельможи.


Цель: подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих.


Задача: выполнить в контурной карте задания №3, №4.


Задание №4 – домашнее задание.


Уроки 4, 5, 6. Религия древних египтян.
Искусство Древнего Египта.

Письменность и знания древних египтян.


Цели:

  1. показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии.

  2. раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.

  3. сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников.


Задача: выполнить в контурной карте задания №5.



Тема 7. Военные походы фараонов.


Цель: определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.


Задача: выполнить в контурной карте задания №7, №8.

Задание №6 – творческое задание.




Требования к выполнению практических работ на контурной карте:

У каждого на парте данные требования представлены, как памятка.


  • Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.


  • Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.


  • Закраска должна быть бледной, в противном случае под густой краской не будут видны картографические знаки и надписи. Контурная карта закрашивается совсем не для красоты, цветом на карте выделяется территория, чем-то отличающаяся от окружающих земель.

  • Не допускайте того, чтобы карандаш вылезал за границы закрашиваемого участка.


  • Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой или хорошо заточенным простым карандашом.


  • Кружки, обозначающие города, следует закрасить, а названия этих городов следует располагать поблизости от условного знака – кружка.


  • Легенду карты надо составлять следующим образом: если выбрали для обозначения района пирамид условный знак — «треугольник». Нарисуйте этот знак на карте в нужном месте и второй раз нарисуйте его рядом с текстом задания: тогда каждый поймет, что означает на карте знак «треугольник».

  • Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.


При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.


















Просмотр содержимого презентации
«Работа с контурной картой на уроках истории в»

Работа с контурной картой на уроках истории  Древнего мира в 5 классе.   Автор – учитель истории высшей квалификационной категории  МБОУ «Бородинская СОШ»  Позднякова Наталья Валерьевна !  В истории знай точно даты и года,  И помни: ты без карты никуда.

Работа с контурной картой на уроках истории Древнего мира в 5 классе. Автор – учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Бородинская СОШ» Позднякова Наталья Валерьевна

! В истории знай точно даты и года,

И помни: ты без карты никуда.

Цели:

Цели:

  • сформировать у учащихся 5 класса историко-географические представления и понятия, т.к без картографических знаний политическая история древних государств не может быть понята и усвоена.
  • показать какую роль в жизни людей в древности играла географическая среда.
  • объяснить, как знание карты помогает установить преемственность между древним миром и нашим временем.
  • сформировать представление о единстве исторического процесса.
  • научить учащихся читать карту и работать с контурными картами.
Задачи.

Задачи.

  • изучить историко-географические понятия, нужные для изучения курса «История Древнего мира».
  • научиться читать историческую карту с опорой на легенду.
  • выполнять практические и самостоятельные работы на контурной карте с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой. У М Е Н И Я приёмы задания Локализация исторических событий на карте Покажите объект на карте и определите словами его местоположение. Чтение и составление легенды карты. Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте. Вычерчивание объектов на карте. Нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым ориентирам.

Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой.

У

М

Е

Н

И

Я

приёмы

задания

Локализация исторических событий на карте

Покажите объект на карте и определите словами его местоположение.

Чтение и составление легенды карты.

Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте.

Вычерчивание объектов на карте.

Нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым ориентирам.

Чем ценна работа с контурной картой:

Чем ценна работа с контурной картой:

Контурная карта — одно из средств практического обучения истории. Работа с контурной картой носит оттенок творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении карты. Контурная карта побуждает учащихся работать с картами учебника (или атласом по истории). Работа с контурной картой помогает учащимся в усвоении и закреплении знаний, в выработке у них умений работы с историческими картами.
  • Контурная карта — одно из средств практического обучения истории.
  • Работа с контурной картой носит оттенок творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении карты.
  • Контурная карта побуждает учащихся работать с картами учебника (или атласом по истории).
  • Работа с контурной картой помогает учащимся в усвоении и закреплении знаний, в выработке у них умений работы с историческими картами.
Древний Египет.

Древний Египет.

  • Данная глава включает в себя 7 тем:
  • Государство на берегах Нила.
  • Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
  • Жизнь египетского вельможи.
  • Религия древних египтян.
  • Искусство Древнего Египта.
  • Письменность и знания древних египтян.
  • Военные походы фараонов.
Географическое положение Египта определяется сначала на знакомой пятиклассникам физической карте полушарий.

Географическое положение Египта определяется сначала на знакомой пятиклассникам физической карте полушарий.

Задания в контурной карте выполняются по мере прохождения теоретического материала.

Задания в контурной карте выполняются по мере прохождения теоретического материала.

Тема 1. Государство на берегах Нила. Цель: формирование представлений об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий. Задача: выполнить в контурной карте задания №1.

Тема 1. Государство на берегах Нила.

Цель: формирование представлений об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.

Задача: выполнить в контурной карте задания №1.

№ 1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.

1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.

Тема 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте. Цель: формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников. Задача: выполнить в контурной карте задание №2.

Тема 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.

Цель: формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников.

Задача: выполнить в контурной карте задание №2.

№ 2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте (границы районов обозначены значком -..-..-..-..).

2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте (границы

районов обозначены значком -..-..-..-..).

5 класс. Урок истории.

5 класс.

Урок истории.

Тема 3:Жизнь египетского вельможи.   Цель: подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих. Задача: выполнить в контурной карте задания №3, №4. Задание №4 –  домашнее задание.

Тема 3:Жизнь египетского вельможи.

Цель: подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих.

Задача: выполнить в контурной карте задания №3, №4.

Задание №4 –

домашнее задание.

№ 3. Надпишите названия морей, омывающих Египет.

3. Надпишите названия морей, омывающих Египет.

№ 4. Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.

4. Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.

Темы 4,5,6. Религия древних египтян.  Искусство Древнего Египта.  Письменность и знания древних египтян.   Цели:  1. показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии. 2. раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта. 3. сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников. Задача: выполнить в контурной карте задания №5.

Темы 4,5,6. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.

Цели:

1. показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии.

2. раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.

3. сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников.

Задача: выполнить в контурной карте задания №5.

№ 5. Обозначьте значком район пирамид.

5. Обозначьте значком район пирамид.

Тема 7: Военные походы фараонов . Цель:  определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население. Задача: выполнить в контурной карте задания №7, №8.

Тема 7: Военные походы фараонов .

Цель: определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.

Задача: выполнить в контурной карте задания №7, №8.

№ 6. Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов. № 7. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.

6. Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов.

7. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.

Задание №6 – творческое задание. Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море. Это задание выполняется пятиклассниками самостоятельно дома.

Задание №6 – творческое задание.

Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море. Это задание выполняется пятиклассниками самостоятельно дома.

Задание №6 – творческое задание. Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.

Задание №6 – творческое задание.

Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте:

Требования к выполнению практических работ на контурной карте:

Требования к выполнению практических работ на контурной карте: Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами. Закраска должна быть бледной, в противном случае под густой краской не будут видны картографические знаки и надписи. Контурная карта закрашивается совсем не для красоты, цветом на карте выделяется территория, чем-то отличающаяся от окружающих земель.    

Требования к выполнению практических работ на контурной карте:

  • Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
  • Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
  • Закраска должна быть бледной, в противном случае под густой краской не будут видны картографические знаки и надписи. Контурная карта закрашивается совсем не для красоты, цветом на карте выделяется территория, чем-то отличающаяся от окружающих земель.

 

 

Не допускайте того, чтобы карандаш вылезал за границы закрашиваемого участка. Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой или хорошо заточенным простым карандашом.  Кружки, обозначающие города, следует закрасить, а названия этих городов следует располагать поблизости от условного знака – кружка.  Легенду карты надо составлять следующим образом: если выбрали для обозначения района пирамид условный знак — «треугольник». Нарисуйте этот знак на карте в нужном месте и второй раз нарисуйте его рядом с текстом задания: тогда каждый поймет, что означает на карте знак «треугольник». Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.
  • Не допускайте того, чтобы карандаш вылезал за границы закрашиваемого участка.
  • Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой или хорошо заточенным простым карандашом.
  • Кружки, обозначающие города, следует закрасить, а названия этих городов следует располагать поблизости от условного знака – кружка.
  • Легенду карты надо составлять следующим образом: если выбрали для обозначения района пирамид условный знак — «треугольник». Нарисуйте этот знак на карте в нужном месте и второй раз нарисуйте его рядом с текстом задания: тогда каждый поймет, что означает на карте знак «треугольник».
  • Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.
Умение читать карту.  В 5 классе учащиеся продвигаются в умении читать карту. В чем оно заключается?

Умение читать карту.

В 5 классе учащиеся продвигаются в умении читать карту. В чем оно заключается?

  • 1. В умении определить направление от одной точки на карте до другой точки.
2. В умении работать с картографическими знаками. Каждая карта имеет условные знаки, расположенные в каком-нибудь месте на карте  (легенда карты).    В учебном процессе распространены два пути осмысления условных знаков на карте:

2. В умении работать с картографическими знаками. Каждая карта имеет условные знаки, расположенные в каком-нибудь месте на карте (легенда карты). В учебном процессе распространены два пути осмысления условных знаков на карте:

  • От карты к её условным знакам.
  • От легенды к карте.
Правила показа историко-географических объектов на карте.

Правила показа историко-географических объектов на карте.

  • Первое правило показа – «Стань так, чтобы не заслонять собой карту. Указку возьми в ту руку, которая ближе к карте».
  • При показе города на карте не нужно водить указкой по буквам, достаточно только дотронуться до условного знака (кружек) на карте.
  • Реки надо показывать по течению от начала (исток) до конца (устье).
  • Ученик должен не по памяти, а самостоятельно определить словами местоположение объекта.
Виды заданий.

Виды заданий.

  • Повторить действия и слова учителя, связанные с показом на карте.
  • Самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию.
  • Самостоятельно определить словами местоположение показанного на карте и названного учителем объекта.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Позднякова Наталья Валерьевна

Дата: 17.08.2014

Номер свидетельства: 112085


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства