Работа с контурной картой на уроках истории Древнего мира в 5 классе. Автор – учитель истории высшей квалификационной категории МБОУ «Бородинская СОШ» Позднякова Наталья Валерьевна
! В истории знай точно даты и года,
И помни: ты без карты никуда.
Цели:
- сформировать у учащихся 5 класса историко-географические представления и понятия, т.к без картографических знаний политическая история древних государств не может быть понята и усвоена.
- показать какую роль в жизни людей в древности играла географическая среда.
- объяснить, как знание карты помогает установить преемственность между древним миром и нашим временем.
- сформировать представление о единстве исторического процесса.
- научить учащихся читать карту и работать с контурными картами.
Задачи.
- изучить историко-географические понятия, нужные для изучения курса «История Древнего мира».
- научиться читать историческую карту с опорой на легенду.
- выполнять практические и самостоятельные работы на контурной карте с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
Организация познавательной деятельности учащихся при работе с картой.
У
М
Е
Н
И
Я
приёмы
задания
Локализация исторических событий на карте
Покажите объект на карте и определите словами его местоположение.
Чтение и составление легенды карты.
Придумайте условные знаки для игрового сюжета по карте.
Вычерчивание объектов на карте.
Нарисуйте и подпишите объекты на контурной карте по предлагаемым ориентирам.
Чем ценна работа с контурной картой:
- Контурная карта — одно из средств практического обучения истории.
- Работа с контурной картой носит оттенок творчества, которое чаще всего проявляется в оформлении карты.
- Контурная карта побуждает учащихся работать с картами учебника (или атласом по истории).
- Работа с контурной картой помогает учащимся в усвоении и закреплении знаний, в выработке у них умений работы с историческими картами.
Древний Египет.
- Данная глава включает в себя 7 тем:
- Государство на берегах Нила.
- Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
- Жизнь египетского вельможи.
- Религия древних египтян.
- Искусство Древнего Египта.
- Письменность и знания древних египтян.
- Военные походы фараонов.
Географическое положение Египта определяется сначала на знакомой пятиклассникам физической карте полушарий.
Задания в контурной карте выполняются по мере прохождения теоретического материала.
Тема 1. Государство на берегах Нила.
Цель: формирование представлений об особенностях и закономерностях хозяйственного и общественного развития Египта и их зависимости от географического положения и природных условий.
Задача: выполнить в контурной карте задания №1.
№ 1. Надпишите название реки, протекающей через Египет, и обозначьте на ней 1-й порог.
Тема 2. Как жили земледельцы и ремесленники в Египте.
Цель: формирование представления о труде основных представителей на Древнем Востоке – крестьян-общинников.
Задача: выполнить в контурной карте задание №2.
№ 2. Закрасьте зелёным цветом районы земледелия в Египте (границы
районов обозначены значком -..-..-..-..).
5 класс.
Урок истории.
Тема 3:Жизнь египетского вельможи.
Цель: подвести учащихся к пониманию того, что древнеегипетское государство действовало, прежде всего, в интересах государственных служащих.
Задача: выполнить в контурной карте задания №3, №4.
Задание №4 –
домашнее задание.
№ 3. Надпишите названия морей, омывающих Египет.
№ 4. Найдите две столицы Египетского царства и надпишите их названия.
Темы 4,5,6. Религия древних египтян. Искусство Древнего Египта. Письменность и знания древних египтян.
Цели:
1. показать и раскрыть причины обожествления сил природы в египетской религии.
2. раскрыть мысль о высоких художественных достоинствах искусства Древнего Египта.
3. сформировать у учащихся представление о том, что древнеегипетская школа была полностью подчинена общегосударственной задаче подготовки писцов-чиновников.
Задача: выполнить в контурной карте задания №5.
№ 5. Обозначьте значком район пирамид.
Тема 7: Военные походы фараонов .
Цель: определить одну из важнейших функций древневосточного государства – ограбление соседних народов – и показать, что агрессивная политика, выгодная верхам египетского общества, разоряла остальное население.
Задача: выполнить в контурной карте задания №7, №8.
№ 6. Начертите направления завоевательных походов египетских фараонов.
№ 7. Обведите границы Египетского царства около 1500 г. до н.э.
Задание №6 – творческое задание.
Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море. Это задание выполняется пятиклассниками самостоятельно дома.
Задание №6 – творческое задание.
Проведите путь по воде из города Фивы в Красное море.
При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий, но и аккуратность их выполнения. Неаккуратно выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте:
Требования к выполнению практических работ на контурной карте:
- Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.
- Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.
- Закраска должна быть бледной, в противном случае под густой краской не будут видны картографические знаки и надписи. Контурная карта закрашивается совсем не для красоты, цветом на карте выделяется территория, чем-то отличающаяся от окружающих земель.
- Не допускайте того, чтобы карандаш вылезал за границы закрашиваемого участка.
- Все действия с контурными картами выполняются шариковой ручкой или хорошо заточенным простым карандашом.
- Кружки, обозначающие города, следует закрасить, а названия этих городов следует располагать поблизости от условного знака – кружка.
- Легенду карты надо составлять следующим образом: если выбрали для обозначения района пирамид условный знак — «треугольник». Нарисуйте этот знак на карте в нужном месте и второй раз нарисуйте его рядом с текстом задания: тогда каждый поймет, что означает на карте знак «треугольник».
- Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания.
Умение читать карту.
В 5 классе учащиеся продвигаются в умении читать карту. В чем оно заключается?
- 1. В умении определить направление от одной точки на карте до другой точки.
2. В умении работать с картографическими знаками. Каждая карта имеет условные знаки, расположенные в каком-нибудь месте на карте (легенда карты). В учебном процессе распространены два пути осмысления условных знаков на карте:
- От карты к её условным знакам.
- От легенды к карте.
Правила показа историко-географических объектов на карте.
- Первое правило показа – «Стань так, чтобы не заслонять собой карту. Указку возьми в ту руку, которая ближе к карте».
- При показе города на карте не нужно водить указкой по буквам, достаточно только дотронуться до условного знака (кружек) на карте.
- Реки надо показывать по течению от начала (исток) до конца (устье).
- Ученик должен не по памяти, а самостоятельно определить словами местоположение объекта.
Виды заданий.
- Повторить действия и слова учителя, связанные с показом на карте.
- Самостоятельно найти объект на карте по его словесному описанию.
- Самостоятельно определить словами местоположение показанного на карте и названного учителем объекта.